Ты и закон (игра)
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Тарасова Елена Александровна

Цель игры направлена на  развитие личности, на формирование правосознания и правовой культуры, социально – правовой активности;

на воспитание гражданской ответственности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_i_zakon_igra.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

ТЫ И ЗАКОН

ИГРА (Для воспитанников старших классов)

Разработала:       Тарасова Елена Александровна – старший воспитатель МУ «Социально –          реабилитационный центр для несовершеннолетних»

 п.Ивня Белгородской области

Цели: развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально – правовой активности;

воспитание гражданской ответственности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку.

Оборудование: канаты с карточками разных цветов, фишки в форме совы (символа мудрости) для подведения итогов, высказывания для оформления: « Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам» (Д. Савонарола); « Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать закон»  (О. Бальзак).

Правила игры

На сцене натянутые канаты с карточками разных цветов, в которых содержатся вопросы: синие карточки «Определения», красные – «Права и обязанности», зеленые – «Ответственность несовершеннолетних», желтые – «Конституция РФ», белые – «Конвенция о правах ребенка».

В игре принимают участие воспитанники старшего школьного возраста. Ведущий предлагает детям поочередно вбирать вопросы на карточках разных цветов. Если ответ игрока верный, он получает «сову», если нет, ведущий дает возможность ответить другому участнику или дает правильный ответ сам. Участник, который  в течение игры набрал большее количество «сов», считается победителем.

Ведущий (Воспитатель в роли богини правосудия Фемиды):

Сегодня мы поговорим о правосудии. Кто и как в нашем обществе защищен законом? Человек не всегда мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Вот что говорилось в русских пословицах по отношению к суду и законности: «Не бойся истца, бойся судью», «Брюхо, что неправедный судья, и молча просит», «Сиди криво, а суди прямо», «Где закон, там и страх». А вот французскому королю Франциску I принадлежат слова: «Пусть свершится справедливость, если даже погибнет Мир!». Для начала давайте проведем небольшую разминку.

Вопросы к разминке:

1. По-французски «говорильня», в Исландии – альтинг, В Израиле – кнессет, в Неаполе – панчаят, в Иране – меджлис. Что это такое?                      

(Парламент)

2. В разных странах голосуют по-разному. Парламент этой страны до сих пор голосует, выходя за двери. Назовите страну.                                      

(Великобритания)

3.Сколько лет русскому парламенту?                                  

(100)

4. Как назывался первый парламент в России?                  

 (Государственная дума)

5. Как называется современный парламент в России?      

 (Федеральное собрание)

6. Где находится международный суд по правам человека?

(В Страсбурге)

7. В этой стране первым и последним президентом был один и тот же человек.      

 (СССР, М.С. Горбачев)

1 воспитанник:

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

Синие карточки- «Определения».

1.Что такое закон?

(Это правило поведения, установленные законодательными органами и контролируемые санкционированными на это чиновниками)

2. Какова цель закона?

(Защищать человека и общество. Только потом следует наказание виновного в несоблюдении того или иного закона)

3. Что такое преступление?

(Серьезное нарушение закона взрослыми людьми и несовершеннолетними, достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность)

4. Что такое правонарушение?

(Нарушение закона, за которое наступает административная ответственность для взрослых людей или подростков с 16-летнего возраста)

2 воспитанник:

 Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеем право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
“Я – полноправный страны гражданин!”

Красные карточки – «Права и обязанности»

1. На что имеет право ребенок с момента рождения?

(Право на имя (фамилию), гражданство)

2. Куда может обратиться ребенок за защитой своих прав?

(В органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд)

3. До какого возраста сохраняет силу обязанность о получении основного общего образования?    

(До достижения ребенком 15 лет)

4. С какого возраста  разрешено приобретение, хранение, коллекционирование и ношение оружия самообороны?      

 (С 18 лет)

3 воспитанник:

Обязанности крепко знай,

Но права не нарушай!

Думай! Требуй! Выполняй,

Но права не нарушай!

И не вздумай оскорбить,

Дернуть, крикнуть иль избить.

Лучше пой, рисуй, читай,

Но  права не нарушай!

Зеленые карточки – «Ответственность несовершеннолетних»,

1. Что грозит ученику, достигшему 14 лет, за совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы?

(Исключение из школы  по решению органа управления школой)

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

(С 16 лет. Согласно ст.20 УК РФ, с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение 20 видов преступлений, в том числе за грабежи, разбои, изнасилование, умышленное убийство, хулиганство, угон автотранспортных средств, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм и др.

3.За что несут административную ответственность несовершеннолетние с 16-летнего возраста?

(За приобретение, хранение и употребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего

пользования, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах и др.)

4. Кто несет материальную ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, не достигшими 14-летнего возраста?

(Родители)

4 воспитанник:

Конституция РФ — основной закон,
Был недаром государством учрежден,
Гарантирует свободы и права,
Говорит об этом каждая глава.

Желтые  карточки– «Конституция РФ»

1. В каком году принята ныне действующая Конституция РФ?

(1993г)

2. Слово «Конституция» образовано от лат. «constitution»,  что оно означает?

(установление)

3.По Конституция РФ каким государством является Россия?

(демократическим федеративным государством с республиканской формой правления)

4. Чья функция  защита права человека в нашей стране?

(Конституционный суд РФ)

5 воспитанник:

В Конвенции каждый найдет

На важный вопрос ответ:

Помни! Ребенком считается тот,

Кто не достиг 18 лет.

Белые карточки – «Конвенция о правах ребенка»

1. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

 (1959)

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

(1989)

3.В чем заключается значение Конвенции о правах ребенка?

(Права ребенка приобретают силу норм международного права)

4. Где дети имеют право выражать свое мнение?

(Во всех сферах жизни и деятельности)

Ведущий:

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

 

Есть еще такое право

Помнить, думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь подарить.

Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуйся учиться

На родимом языке.

Подросла, взяла и книжки

И пошла ты в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

Ты же  сможешь свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если ты проголодался-

Пищу вправе получать.

 

Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано.

      Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны уметь оценивать поступки других и свои поступки, и помогают нам в этом правила – законы. Давайте будем помнить, что у нас с вами есть не только права, но и обязанности. И те, и другие   служат для того, чтобы человеку жилось лучше. Давайте делать нашу жизнь счастливой.

Подведение итогов.

Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодический закон открываем сами (урок-игра)

Урок предназначен для уч-ся 8 классов и проходит в форме игры. Используются умения учащихся логически мыслить. Разработан в двух вариантах: программа А (более сложный уровень) и программа В (для...

деловая игра "Человек и закон"

игра на правовую тематику для старшеклассников...

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию молодёжи. Деловая игра "Закон на нашей земле". для учащихся 7-8 классов

Деловая игра преследовала главную цель, что наша жизнь регулируется правовыми нормами и человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества. Уважительное отношение к своим и чужим прав...

Урок-игра по теме " Законы Ньютона".

Методическая разработка урока представлена в игровой форме, которая позволит  обобщить, закрепить знания обучающихся  по теме «Законы Ньютона».Научить видеть проявления изученных закон...

Образовательная игра по праву "Человек и закон"

Правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных (начальных) знаний о государстве, праве, общественных и г...

Правовая игра "Закон для нас! Закон внутри нас!"

Внеклассное мероприятие по обшествознанию для 8-9 классов. Способствует формированию правовой культуры у учащихся....

Игра по праву для учащихся 7 класса "Закон и в лесу закон"

Сценарий интелллектуальной игры, посвященной основам природоохранного законодательства...