Периодический закон открываем сами (урок-игра)
методическая разработка (химия, 8 класс) на тему

Бабакаленко Вера Александровна

 

Урок предназначен для уч-ся 8 классов и проходит в форме игры. Используются умения учащихся логически мыслить. Разработан в двух вариантах: программа А (более сложный уровень) и программа В (для уч-ся гуманитарных классов). Детям очень нравится такая форма урока, а учитель может определить уровень знаний по темам "Строение атома" и "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryvaem_periodicheskiy_zakon.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с. Черный Яр»  Астраханской области

Учитель I категории

Бабакаленко Вера Александровна

2010 г.

                  Периодический закон «открываем» сами

              Накануне урока, посвященного изучению периодического закона и периодической системы элементов Д.И.Менделеева, школьники выполняют ряд заданий.

  • Вставьте отсутствующие на рис. 1 фигуры

  • Заполните в таблице пустые клетки.

2

3

5

13

4

10

22

26

6

9

33

39

8

12

20

44

15

25

55

65

12

18

30

  • Заполните пустоты на рис.2.

               

               

                 Первый вариант предлагаемой работы (программа А)  рассчитан на класс с углубленным изучением химии. Второй вариант (программа В) я адаптировала для гуманитарного класса или класса среднего уровня.

 

                     Такая деятельность и активное участие в «открытии» периодического закона и построении системы химических элементов дают учащимся возможность более глубоко постичь его смысл, понять величественность открытия Д.И.Менделеева. При этом современный вариант таблицы Д.И.Менделеева перестает выглядеть для них несвязным нагромождением химических знаков. Учащиеся лучше осознают закон и понимают, как им можно пользоваться.


Периодическая система химических элементов

(заготовка)

Период

Группы элементов

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

I

1        H

2      He

II

3        Li

4      Be

5        B            

6        C

7        N

8        O

9         F

10    Ne

III

11    Na

12    Mg

13     Al

14     Si

15      P

16      S

17     Cl

18     Ar

IV

19     K

20    Ca

31    Ga

32    Ge

33     As

34     Se

35     Br

36     Kr

Периодическая система химических элементов

(уровень В-образец)

Период

Группы элементов

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

I

1        H

Пух

2      He

Бомбал

II

3       Li

Крекс

4      Be

Дигель

5        B

Хек

6        C

Флоксид

7        N

Ирр

8        O

Юний

9         F

Жутий

10    Ne

Ломбал

III

11    Na

Пекс

12    Mg

Вигель

13     Al

Жек

14     Si

Глоксид

15      P

Озз

16      S

Аний

17     Cl

Нутий

18     Ar

Вомбал

IV

19     K

Фекс

20    Ca

Зигель

31    Ga

Чек

32    Ge

Блоксид

33     As

Урр

34     Se

Эний

35     Br

Футий

36     Kr

Домбал

Периодическая система химических элементов

(уровень А-образец)

Период

Группы элементов

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

I

1        H

        Р

2      He

Л

II

3        Li

У

4      Be

Д

5        B

К

6        C

А

7        N

Щ

8        O

Г

9         F

М

10    Ne

Ш

III

11    Na

Ц

12    Mg

П

13     Al

С

14     Si

Б

15      P

В

16      S

Х

17     Cl

И

18     Ar

Ж

IV

19     K

Т

20    Ca

Е

31    Ga

О

32    Ge

Э

33     As

Н

34     Se

З

35     Br

Ф

36     Kr

Ч


  Программа «А»

Используя «ключи», расположите элементы в нужные места незаполненной таблицы с 1-го по 4-й период.

                                   «Ключи»

Эти элементы принадлежат к одной и той же группе: ЕДП, КОС, РТУЦ, ВНЩ, АЭБ, МФИ, ХГЗ, ЛЧЖШ.

Исходная информация:

М -  самый активный неметалл.

Ф – жидкость с отвратительным запахом.

Р – самый легкий элемент.

Л – этот элемент открыт сначала на Солнце, а потом на Земле.

Ж – благородный газ, его атомная масса больше чем у Ш, но меньше чем у Ч.

Е – заряд ядра атома в 2 раза больше заряда ядра атома Ш.

Ц – заряд ядра атома на 2 больше, чем у М, а это щелочной металл.

Т – имеет наибольшую атомную массу в своей подгруппе.

Д – заряд ядра атома в 5 раз меньше, чем заряд ядра атома Е.

Г – входит в состав воды.

Х – атомная масса в 4 раза больше заряда ядра атома Г.

С – имеет 13 электронов, образует амфотерные соединения.

О – радиус атома больше радиуса атома С.

П – металлические свойства выражены сильнее чем у С.

Б – на внешнем энергетическом уровне имеет 4 электрона, в ядре 14 протонов.

Э – металл, образует амфотерные соединения.

Щ – высшая валентность не совпадает с номером группы.

В – неметаллические свойства выражены сильнее, чем у Н.

Программа «В»

Составьте периодическую систему, вписав в клетки выданной вам таблицы названия элементов. В верхнем правом углу впишите символы соответствующих земных элементов.

Исходная информация.

                        Ученые Земли сумели уловить радиосигналы с одной из удаленных планет в созвездии «Персей». Неизвестная планета состояла из тех же самых элементов, что и Земля, но по странному стечению обстоятельств на ней отсутствовали элементы побочных подгрупп. Обитатели далекой планеты дали химическим элементам свои названия. После того как инопланетяне прислали описания свойств и строения атомов элементов, ученые составили из них периодическую таблицу и определили их земные аналоги.

  Сумеете ли вы сделать то же самое?

  1. Бомбал, Вомбал, Домбал и Ломбал – благородные газы. У Бомбала число валентных электронов не 8, как у остальных, а всего 2. Ломбал имеет 2 энергетических уровня. Из всех благородных газов у Домбала наибольшая атомная масса.
  2. Самый легкий элемент планеты назван Пух.
  3. Элементы  Пекс, Крекс и Фекс – щелочные металлы. У Фекса самая большая атомная масса, а Крекс находится в одном периоде с самым активным неметаллом – Жутием, что в переводе означает «разрушающий все».
  4. Жутий, футий и Нутий – элементы одной группы, общее их название «Утий» означает в переводе «рождающие соли», «солероды». Футий находится в том же периоде, что и Фекс, это жидкость с отвратительным запахом.
  5. Химический состав океана планеты приблизительно соответствует составу морской воды на Земле. Если провести дистилляцию океанской жидкости, то получится вещество, молекулы которого состоят из двух атомов Пуха и одного атома Юния. Высшая валентность Юния не соответствует номеру группы.
  6. Элемент Дигель находится во  II периоде и образует амфотерные соединения.
  7. Элемент Флоксид имеет атомную массу 12
  8. Урр, Озз, Ирр – элементы V группы. Ирр в виде простого вещества находится в воздухе (78%); соединения, в состав которых входит элемент Урр, сильно ядовиты.
  9. Юний, Эний, Аний – элементы одной группы. У Ания атомная масса в 2 раза больше атомной массы Юния, высшая валентность Эния равна VI.
  10. Элементы Дигель, Вигель и Зигель имеют общую формулу высших оксидов RO. Вигель находится в одном периоде с Пексом.
  11. Хек – первый неметалл во II периоде. Жек и Чек находятся в одной группе с Хеком. Чек расположен в периоде правее Зигеля.
  12. Элемент Глоксид находится между Жеком и Оззом.
  13. Блоксид находится в одной группе с Флоксидом и Глоксидом и имеет наибольшую атомную массу.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

Обощающий урок по данной теме проводится в виде игры, с использованием элементов технологии педагогических мастерских....

Внеклассное мероприятие "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Внеклассное мероприятие раскрывает историю создания периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Информация изложена в стихотворной форме, которая способствует быстрому запоминанию м...

Приложение к внеклассному мероприятию "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Д.И. Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет....

урок по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева. Группы и периоды."

Конспект открытого урока по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы". Программа Н. Е.  Кузнецовой....

урок-игра для 8 класса. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Данный урок игра разработан мною для учащихся 8 класса. Этот материал можно использовать при проведении обобщающего урока по теме "Периодический закон и Периодическая система  химических элементо...

Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...

Урок - игра: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием игровых технологий...


 

Комментарии

Клементьева Наталья Юрьевна

Довольно интересно и необычно.Отвечает современным требованиям. Наверное, восьмиклассники воспринимают закон уже по-другому?