Урок-игра по теме " Законы Ньютона".
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Тютюнникова Алла Михайловна

 Методическая разработка урока представлена в игровой форме, которая позволит  обобщить, закрепить знания обучающихся  по теме «Законы Ньютона».

Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_igra_zakony_nyutona.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра « Законы Ньютона»

Цель: в игровой форме обобщить, закрепить знания по теме «Законы Ньютона»;

научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;

 совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.

Эпиграфы к уроку:  

                         Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.

Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.

Исаак  Ньютон (1643 – 1727гг.)

Оформление:  портрет Ньютона, эпиграфы на доске.

Оборудование: Стакан пустой, открытка, прищепка; кольцо из бумаги, монета и бутылка; лист бумаги и стакан с водой; скатерть две большие монеты, одна маленькая монета и стакан.

 

Ход урока

  1. Орг. момент

Вступительное слово учителя:

Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что, по мнению Ньютона, законы были открыты «играючи». Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит  видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.

  1. Конкурсы и игра.
  1. Блиц – турнир.
  1. Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
  2. Тело движется прямолинейно т и равномерно. Меняется ли при этом его скорость?
  3. Как читается первый закон Ньютона?
  4. Инерциальная ли система отсчета, движущаяся с ускорением относительно какой-либо инерциальной системы?
  5. Что является причиной ускоренного движения тел?
  6. Как читается второй закон Ньютона?
  7. Как читается третий закон Ньютона?
  8. Какая сила называется силой реакции опоры?
  9. Что такое вес тела?

10.Что такое сила?

11. Какая сила называется результирующей?

  1. Конкурс «Доверяй, но проверяй»

Учащиеся должны представить опыт и объяснить, какое явление они наблюдают.

Опыт 1: положите на стакан открытку. Поставьте на открытку прищепку, чтобы она находилась над серединой стакана. Резко и с силой щелкните по открытке пальцем, чтобы она отлетела в сторону. Повторите это несколько раз.  Иногда прищепка падает в стакан в своем прежнем положении, а иногда падая, переворачивается. Почему?

( щелкая пальцем по открытке, вы прилагаете к ней силу. Открытка сдвигается с места так быстро, что не успевает увлечь прищепку та собой. Прищепка падает вниз благодаря силе тяжести, потому что открытка больше не поддерживает ее. Если вы толкнете открытку с недостаточной силой, она потащит прищепку за собой, а сила тяготения потянет верхушку прищепки вниз, в результате чего она перевернется)

        Опыт 2: Расположите кольцо на горлышке пустой бутылки. На кольцо положите монету, а внутрь введите линейку и резким горизонтальным движением выбейте кольцо из-под монеты. Монета упадет в бутылку. Как объяснить наблюдаемое явление?

             Опыт 3:  Положите лист бумаги на край стола. На листок поставьте брусок или стакан с водой. Свешивающийся конец листа возьмите в одну руку, а ребром ладони другой руки резко ударьте по нему. При этом листок выдергивается, а стакан остается. Почему?

             ( при резком выбивании картонного кольца из-под монеты время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшая по величине сила трения, действующая на монету, не может сообщить последней скорость в горизонтальном направлении. Практически монета сохраняет состояние покоя по инерции, но при удалении опоры падает в бутылку)

              Опыт 4:  На ровную поверхность стола положите скатерть, а на скатерть две монеты. На них поставьте стакан. Третью монету, меньшую по толщине, положите под стакан посередине. Попробуйте достать ее, не пользуясь никакими предметам и не касаясь руками ни монет, ни стакана.

              ( ногтем пальца вызывают движение скатерти рывками в направлении на себя. Скатерть движется вместе с монетой, затем срывается с ногтя и рывком перемещается обратно, а монета вследствие инерции остается. Этот процесс периодически повторяются до тех пор, пока монета не выйдет из-под стакана.)

  1. Конкурс «Колесо истории»
  1. Назовите дату рождения Исаака Ньютона. (25 декабря 1642г. по старому стилю, 4 января 1643г. по новому стилю).
  2. В каком университете учился Ньютон с 1661г.? ( Кембриджский университет, колледж святой Троицы)
  3. Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? (27 лет)
  4. В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности? (оптика)
  5. От единичного факта – падения яблока – Ньютон приходит к грандиозному обобщению.   К какому? (закон всемирного тяготения)
  6. Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни? (Да, в 1705г. королева Анна возвела его в рыцарское достоинство.))
  7. Где похоронен Ньютон? ( Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727г.. Его похоронили в Вестминстерском аббатстве.)
  1. Конкурс « Кто быстрее решит задачу»
  1. При повороте трамвая пассажира, сидящего лицом по ходу движения, «прижало» правым плечом к стенке вагона. В какую сторону повернул трамвай?
  2. К потолку каюты корабля, идущего равномерно и прямолинейно, подвешен груз. Как будет двигаться груз относительно каюты, если корабль будет: увеличивать свою скорость? Замедляет ее? Повернет влево?
  3. На тело массой 5 кг вдоль одной прямой действуют две силы:12Н и 8Н. Определите ускорение этого тела в случаях: А0 угол между ними составляет 0°;  б) угол между ними -180°.(4м/с2 , 0,8м/с2)
  4. Система отсчета жестко связана с лифтом. В каких из приведенных ниже случаях систему отсчета можно считать инерциальной? Лифт: 1) свободно падает; 2) движется равномерно вверх; 3) движется ускоренно вниз; 4) движется замедленно вверх; 5) движется равномерно вниз.
  5. Сила 60Н сообщает телу ускорение 0,8м/с2 . Какая сила сообщит этому телу ускорение 2м/с2 ?
  6. На тело массой 500г действуют две силы, направленные в противоположные стороны: 109Н и 8Н. Определите модуль и направление ускорения.
  1. Подведение итогов. Награждение победителей.

Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.

        Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.

         Ньютон открыл законы, которые  играют большую роль в механики. Открытию закона всемирного тяготения Ньютон должен быть благодарен падению яблока на голову. В результате которого он произнес  слово - «Эврика».

          Сегодня, я,  вам вручая яблоко, которое является символом открытий. Желаю вам в своей жизни, что – то новое открыть.

  1. Домашнее задание.

П. §10-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Методическая разработка системы уроков по теме Законы Ньютона 9 класс

Методическая разработка системы  уроков по теме Законы Ньютона 9 класс с использованием дифференцированных заданий...

Бинарный урок по физике и информатике на тему: "Законы Ньютона. Создание теста на заданную тему". 10-й класс

Урок закрепления и применения знаний, умений и навыков по применению Законов Ньютона....

Бинарный урок по физике и информатике на тему: "Законы Ньютона. Создание теста на заданную тему". 10-й класс

Урок закрепления и применения знаний, умений и навыков по применению Законов Ньютона....

Бинарный урок по физике и информатике на тему: "Законы Ньютона. Создание теста на заданную тему". 10-й класс

Урок закрепления и применения знаний, умений и навыков по применению Законов Ньютона....

УРОК-ИГРА на тему «Законы Ньютона»

Цель игры: В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания; научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных ...

Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения»/

Цель урока:создать условия для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме «Законы Ньютона.  Закон всемирного тяготения»;научить видеть проявления изученных закономерностей в о...