Использование учебно-методических материалов для организации дифференцированного обучения математике
статья на тему
В статье автор делает попытку представить элементы системы обучения, которая помогает достигать учебных достижений обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_statya_avtor_maradudin_vg.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование учебно - методических комплектов
для организации дифференцированного обучения математике
Марадудин В.Г.- учитель математики МОУ «Бессоновская СОШ»
В условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой стоит задача повышения качества образования, эффективности использования содержания и методик обучения, направленных «…не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Поэтому необходимым условием соответствия образовательного процесса современным требованиям, наряду с соблюдением принципов гуманизации образования, личностно-ориентированного характера обучения, формирования целостного мировоззрения учащихся, – является дифференциация и индивидуализация обучения.
Как же нужно обучать математике, чтобы школьники хотели учиться, чтобы они, развиваясь как личности, достигали учебного успеха – каждый своего, в силу своих притязаний и своего труда, чтобы при этом сохранялось их физическое и психическое здоровье?
Одним из реальных механизмов, позволяющих делом ответить на этот вопрос, является технология уровневой дифференциации.
Уровневая дифференциация - это технология обучения в одном классе детей разных способностей.
Все действующие учебники и учебно-методические комплекты (УМК) по математике реализуют Обязательный минимум содержания основного и среднего (полного) общего образования и позволяют организовать обучение по технологии уровневой дифференциации.
В состав УМК линии Виленкина входят различные пособия для учащихся и учителей: дидактические материалы с упражнениями разного уровня сложности, математические диктанты, математический тренажер, рабочие тетради, методические рекомендации для учителя.
Основу линии математики для 5-го и 6-го классов составляют хорошо зарекомендовавшие себя учебники, созданные Н. Я. Виленкиным, В. И. Жоховым, А. С. Чесноковым, С. И. Шварцбурдом. Эти книги обеспечивают преемственность курсов математики в начальной школе и курсов алгебры в последующих классах для большинства программ, позволяют проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курсов алгебры и геометрии (в том числе стереометрии) в старших классах, а также смежных дисциплин — физики, химии, географии и др.
Рабочие тетради, используемые в комплекте с учебниками, содержат разнообразные упражнения, связанные с закреплением изученного материала, задачи повышенной трудности, занимательные и развивающие упражнения. В состав УМК входят также различные пособия для учащихся и учителей: контрольные работы, математические диктанты, математический тренажер, методические рекомендации для учителя.
Математические диктанты позволяют мне эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредотачиваться. Диктанты формируют правильную математическую речь учащихся.
Математические тренажеры использую при организации устного счета в 5—6х классах для выработки и совершенствования прочных вычислительных навыков, развития внимания и оперативной памяти — необходимых компонентов успешного овладения школьным курсом математики. Тренажёры помогают проверить действительный уровень знаний ребенка и оказать ему помощь в освоении обязательных умений по математике, наладить систематическую тренировку в вычислениях. Мне они позволят организовать, сделать более продуктивной и насыщенной тренировку детей в устных и письменных вычислениях. В течение учебного года все задания использую многократно, предлагая их на каждом уроке для устных занятий.
Также в работе использую тесты: тематические, итоговые. Задания в тестах подбираю по степени сложности от легких к более сложным. Над тестами ученики выполняют различные виды работы: выбрать только ответы или кратко решить, чтобы видеть ход мыслей, рассуждений ребенка.
Как показывает опыт работы, внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда.
В учебниках И.И.Зубаревой и А.Г.Мордковича для 5 и 6 классов удачная система обозначений упражнений в зависимости от их степени сложности. В сочетании с использованием соответствующей рабочей тетради и сборника задач и упражнений В.Г.Гамбарина и И.И.Зубаревой эти учебники удобны для дифференцированного обучения.
В УМК по математике для 5-6 классов под редакцией Г.В.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина, а также в УМК по алгебре для 7-9 классов под редакцией Г.В.Дорофеева главной особенностью методического аппарата является заложенная в них уровневая дифференциация, позволяющая индивидуализировать учебный процесс в рамках одного класса.
Реализуют современные дидактические принципы, связанные с дифференциацией и индивидуализацией обучения, учебно-методические комплекты С.М. Никольского по математике для 5-6 и по алгебре для 7-11 классов. Дидактические материалы и рабочие тетради к ним содержат задания разных уровней сложности.
В каждом пункте учебников УМК для 5-11 классов под редакцией Теляковского, а также под редакцией А.Н.Тихонова чётко выделены задания, способствующие достижению уровня обязательной подготовки, есть вопросы и задания для самоконтроля. Такая структура учебников, учитывая достаточное количество упражнений повышенной и высокой степени сложности, даёт возможность осуществлять уровневую дифференциацию.
УМК по алгебре для 7-11 классов А.Г.Мордковича, благодаря избыточной системе упражнений, разделённых на 4 уровня трудности (от базовых до повышенной сложности) и особенной структуре контрольных работ, очень удачны для использования в технологии УД.
Благодаря большому и различному по сложности банку задач в любом из действующих учебников геометрии все эти учебники вполне пригодны для использования в системе уровневой дифференциации.
В арсенале учителя также много методических пособий известных в стране методистов и учителей-практиков, предназначенных для уровневого обучения. Это, например, сборники контрольных работ по алгебре и геометрии Ю.П. Дудницына и В.Л. Кронгауза для 7-9 классов, контрольные работы из УМК А.Г. Мордковича того же Ю.П.Дудницына, разноуровневые дидактические материалы по алгебре М.Б. Миндюк и Н.Г. Миндюк, разработанные в трёх вариантах различной сложности для организации самостоятельной работы учащихся на уроках алгебры в 7-9 классах. Учителя нашей школы также уже успели оценить «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса» (а также для 8 и 9 классов) авторов А.П.Ершовой, В.В.Голобородько, А.С.Ершовой, которые составлены не только в двух вариантах, но и в трёх уровнях сложности: А, Б и В и позволяют учащемуся выбрать подходящий для себя уровень во время самостоятельной работы на уроке, дома или при выполнении контрольной работы. Периодические печатные издания («Математика в школе», «Математика» - приложение к газете «Первое сентября») тоже дают учителю и представление о том, как совершенствуется методическое сопровождение уровневой дифференциации, и возможность самому составлять материалы для организации обучения в рамках данной технологии.
В организации дифференцированной работы c учащимися очень помогают компьютерные технологии. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.
С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще использую программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения.
Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Все это информационное богатство, открывающее большие перспективы для учителя, конечно, невозможны на бумаге. Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников — текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету математики.
На своих уроках использую диски учебно-методической поддержки по математике.
Например, с диском «Шпаргалки. Математика» предлагаю поработать сильным учащимся. Программа основывается на принципе тестирования. Тесты выполняют как контролирующую, так и обучающую функцию.
В отличие от некоторых обучающих программ – электронных энциклопедий, эта программа не только учит, но и поддерживает интерактивную связь с учеником. Сначала ученику предлагается вставить пропущенные слова или термины, потом решить задачу самостоятельно, вслед за чем, ему предложен анализ работы.
Диск «Математика 5-11 классы. Практикум» использую как для объяснения нового материала, так и в качестве закрепления пройденного учащимися при самостоятельной работе с компьютером. Данный диск использую как на уроках математики в 6 классе, так и на уроках алгебры и геометрии в 7, 8, 9, 10,11 классах. Электронное издание представляет собой комплекс лабораторных работ по геометрии, алгебре, теории вероятностей, предназначенный для поддержки этих курсов практическими заданиями творческого характера. В комплекс включены задания на конструирование, моделирование, математический эксперимент, рассчитанные на все уровни и профили обучения.
При изучении темы «Линейная функция» в 7 классе пользуюсь диском Л.Я. Боревского «Курс математики XXI века».
При закреплении изученного материала, для самостоятельной работы учащихся часто использую диск «Учебное электронное издание. Математика 5-11 классы». Применение указанного диска позволяет мне реализовывать такие цели индивидуализация и дифференциация обучения; стимулирование разнообразной творческой деятельности учащихся и др.
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.
Интернет — прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе со мной учащиеся используют ресурсы сети Интернет
Тестирование с использованием компьютера.
Заранее ввожу в компьютер тест и предлагаю учащимся выполнить. Ученики работают самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5—10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15—20 минут.
На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге видны реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.
Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.
Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, ведет к интенсификации процесса обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ».
С развитием оптики, медицины, с появлением технических средств помощи выдвигается иное требование: зрение, как бы оно не было мало, должно разумно использоваться при наличии необходимых условий. Оно д...
Организация дифференцированного обучения математике в старшей школе на примере изучения темы «Решение тригонометрических уравнений с параметром»
решение тригонометрических уравнений в старшей школе...
Использование учебно-методических комплектов для дифференцированного обучения химии
Выступление по теме "Использование учебно-методических комплектов для дифференцированного обучения химии"для учителей химии....
Материалы для организации дистанционного обучения. Математика (5-6 классы)
Материалы для организации дистанционного обучения. Математика (5-6 классы)...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИКЕ
Статья посвящена методике использования методических материалов при очном и дистанционном форматах обучения...
Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О
Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...
« Использование интерактивных образовательных материалов при организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью»
laquo; Использование интерактивных образовательных материалов при организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью»...