Лукьянович О. В. "Формировании универсальных учебных действий на уроке музыки в общеобразовательной школе"
статья на тему
Содержание учебного курса предмета "Музыка" в рамках Федерального государственного образовательного стандарта "второго поколения" (далее – ФГОС) для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания творческой личности, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций учащегося, поэтому содержание предмета "Музыка" представляется особенно актуальным, являя собой неотъемлемое звено в системе общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukyanovich_o_v.docx | 24.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
О. В. Лукьянович
Формировании универсальных учебных действий на уроке музыки
в общеобразовательной школе
Содержание учебного курса предмета "Музыка" в рамках Федерального государственного образовательного стандарта "второго поколения" (далее – ФГОС) для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания творческой личности, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций учащегося, поэтому содержание предмета "Музыка" представляется особенно актуальным, являя собой неотъемлемое звено в системе общего образования.
Основополагающие положения ФГОС диктуют необходимость освоения педагогами-музыкантами его базовых категорий и понятий, которые составляют "фундаментальное ядро содержания образования". В него включены:
- базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;
- основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;
- универсальные учебные действия (далее – УУД), на формирование которых сосредоточен весь образовательный процесс.
Базовые национальные ценности направлены на становление ценностных ориентаций личности, ее духовного багажа, так как изучаемые на уроках музыки сочинения представляют, прежде всего, "золотой фонд" мирового музыкального наследия прошлого и настоящего. Проблемы человеческого бытия раскрываются в них языком художественных образов.
К основным элементам научного знания следует отнести теорию интонационной природы музыки, специальные музыковедческие категории, такие как, образ, жанр, стиль, язык; композитор – исполнитель – слушатель; музыка народная и профессиональная; социальные функции музыки и др., а также основные положения музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, в которой задачи воспитательной направленности предмета "Музыка" решаются на основе усвоения основных закономерностей музыкального искусства.
При изучении музыкального искусства закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкально-художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
Становление личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального искусства. Выделяют следующие виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные (включающие действия саморегуляции), коммуникативные, информационные.
На музыкальных занятиях личностные учебные действия представляют собой:
- готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
- стремление реализовать свой творческий потенциал;
- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
- осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя; выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества;
- усвоение социальных функций музыки в жизни человека, общества. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их самобытными музыкальными традициями.
Регулятивные учебные действия, обеспечивающие организацию учащимися собственной учебной деятельности через целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию, способность к волевому усилию демонстрируют:
- опору в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт;
- работу над исполнением сочинения на основе исполнительского плана;
- оценку воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания;
- осознание того, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
Коммуникативные учебные действия являют собой:
- слушание и анализ музыкальных сочинений с последующим их обсуждением;
- умение грамотно выразить и убедительно обосновать свою точку зрения;
- способность уважать мнение других; учитывать позицию одноклассников, вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений;
- продуктивное сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов.
Познавательные учебные действия сконцентрированы на:
- осознание музыки как "искусстве интонируемого смысла" по Б.В.Асафьеву;
- усвоение особенностей музыкального жанра, стилей, языка как средств создания музыкального образа;
- структурирование и обобщение знаний о различных явлениях музыкального искусства;
- умение осознанно строить речевое высказывание-размышление о музыке в форме монолога и диалога;
- оценке восприятия и исполнения музыкального произведения. Познавательные учебные действия включают в себя приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному, духовному музыкальному творчеству, способствуя формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Информационные учебные действия содержат в себе:
- умения работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской;
- навыки извлекать необходимую для урочной, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информацию из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации.
Важнейшие категории и понятия ФГОС осваиваются учащимися в основной школе с позиций содержания общего музыкального образования и воспитания, базирующегося на таких пластах музыкальной культуры как фольклор; музыка духовно-религиозной традиции; шедевры композиторов-классиков (русских и зарубежных); современная (академическая и популярная) музыка. Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности, среди которых слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений (вокальное и инструментальное); пластическое интонирование; "перевод" (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой), игра, моделирование, проектная и научно-исследовательская деятельность, участие в концертах, конкурсах, фестивалях различного уровня.
Исходя из ведущих целей предмета "Музыки", направленных на формирование основ музыкальной культуры, становление эстетических и духовно-нравственных качеств личности, развитие музыкально-творческих способностей, можно с уверенностью утверждать об особом месте данной дисциплины в учебном процессе, как важнейшей по воспитанию духовно-нравственных ценностей современного школьника.
Список используемой литературы
1. Примерные программы по учебным предметам. Искусство. 5–9 классы. – М., Просвещение, 2011.
2. Примерные программы внеурочной деятельности/Под ред. Горского В. А. – М., Просвещение, 2010.
3. Рабочие программы по предмету "Музыка" для 5 – 7 (8) классов образовательных учреждений разных авторов – издательства "Вентана Граф", "Дрофа", "Просвещение", 2012.
4. Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: Учебное пособие. – М., Педагогическая академия, 2010.
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. http://mon.gov.ru/press/news/8286.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., Просвещение, 2011.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /Под ред. Асмолова А. Г. – М., Просвещение, 2010.
8. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред.. Козлова В. В., Кондакова А. М.. – М., Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка как средство формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка
Сегодня каждое цивилизованное общество, налаживая межкультурные связи, осуществляя интеграцию, нуждается в высокообразованной, развитой личности. В настоящее время существует большое коли...
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
Формирование универсальных учебных действий на уроке музыки в начальной школе
Содержание:1. Введение 2. Ценностные ориентиры в начальной школе...
Доклад на тему «Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Районный педагогический марафон «Современное образование: традиции, инновации, качество»...
Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки.
Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки....
Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО"
В статье с презентацией рассказывается о формах и методах формирования УУД на уроках музыки. Из опыта работы....
Формирование универсальных учебных действий у слабослышащих учащихся начальной школы на уроке Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Методическая разработка поможет учителю целенаправленно спланировать работу по формированию УУД на уроке ФРС и ПСУР.Формирование КУУД основывается на формировании умения задавать вопрос, вести диалог ...