инновационный проект "Этнокультурное воспитание детей"
проект на тему

         Изучение проблемы национального самосознания обусловлено общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации, ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pedag_2.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительное образование детей

Подростковый центр «Челээш» с. Бай-Хаак

                                                                      Автор : Заместитель директора по   ВР                                  

                                                                            Нурсат Мария Владимировна        

Оглавление

Оглавление                                                                                                                        1

Методический паспорт проекта                                                                                      2                                                                                  

Пояснительная записка                                                                                                     4                                                                                                            

Этапы реализации проекта                                                                                              5

Материальное воплощение проекта                                                                               6

Содержание                                                                                                                         7

Заключение                                                                                                                            10

 « ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ПРОЕКТА

Тема

« Этнокультурные традиции как средство воспитания детей в МБОУ ДОД Подростковом центре «Челээш» с. Бай-Хаак»

 Фамилия, имя, отчество автора

Нурсат Мария Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительное образование детей Подростковый центр «Челээш» с. Бай-Хаак

Вид проекта

Учебный

Нормативно-правовая база

-Закон РФ об образовании, Устав МБОУ ДОД ПЦ «Челээш»

-Постановление председателя администрации Тандинского кожууна- Приказ  начальника отдела образования администрации Тандинского кожууна  № 71/2 от 01.12. 2011 г.   «О Положении кожуунных инновационных проектных площадок »

- Приказ отдела образования администрации Тандинского кожууна «Об утверждении кожуунных проектных площадок» от 06.03.2012г. №19/4

- «Положение о творческой группе инновационно-экспериментальной деятельности в  МБОУ ДОД  Подростковом центре «Челээш»  (утвержден   директором МБОУ ДОД ПЦ «Челээш»  от 06.03.12г )

-План работы творческой группы инновационно-экспериментальной деятельности в  МБОУ ДОД  Подростковом центре «Челээш»  (утвержден  директором МБОУ ДОД ПЦ «Челээш»  от.06.03.12г)

Цель проекта

 - выявить и обосновать процесс конструирования образовательной среды  учреждения и опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий воспитания национального самосознания детей.

Методические задачи

  - формирование ребенка не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры. Культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывая основы интеллектуального и эмоционального развития, воспитывая потребности и способности.

-  этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи педагога ребенку культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса.

- использование традиций и обычаев в воспитании национального самосознания детей  позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Ожидаемые результаты

1)содержательный образовательно-воспитательный досуг, в котором сформируется познавательный и творческий интерес детей

2)продукты деятельности учащихся: рисунки, поделки , коллекции, выставки, тексты сочинений, рабочие тетради и др.

3)Ожидаемый результат от педагога представляется в формах: методических рекомендаций, разработок занятий, планов, авторской программы, методов и приемов, разработанной в совокупности условий, выпуски газет, фотоальбомов и пр.

 Участники проекта

 Педагоги дополнительного образования, ученики и их родители

Объект

-  является педагогический процесс воспитания национального самосознания у детей .

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта

Воспитанники объединений, возрастная категория от 5-18 лет.

Срок реализации

 3 года.

Пояснительная записка

Актуальность педагогического проекта.

          Современное образование требует приобщения обучающихся к национальной культуре с учетом общечеловеческих ценностей и мирового опыта. В связи с этим важную роль в передаче национальной культуры детям большую роль играют учреждения дополнительного образования. Так как в условиях дополнительного образования детей  воспитанники могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

    В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной культуре, традициям народной педагогики, фольклору, духовно-нравственным ценностям. В рамках реализации национального проекта «Образование» и ряде государственных законов («Концепция государственной политики РФ (1996)» «Национальная доктрина образования РФ (2000)», «Декларация прав ребенка (1998), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года») намечены меры по возрождению национального самосознания личности исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Определяющая задача образования - формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры. Культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывая основы интеллектуального и эмоционального развития, воспитывая потребности и способности. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого человек является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности ребенка. Использование традиций и обычаев в воспитании национального самосознания позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

         Изучение проблемы национального самосознания обусловлено общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации, ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей.

Теоретическая значимость  заключается в том, что оно дополняет национально-региональный компонент по дополнительному образованию и открывает возможности дальнейшего исследования проблемы  формирования  познавательной и творческой активности у детей с учетом народных традиций. На стадии разработки методические рекомендации по формированию познавательной и творческой активности у детей с учетом этнокультурных традиций, которые могут быть использованы для определения эффективности образовательного процесса.

Практическая значимость  определяется тем, что полученные результаты  можно применить на практике обучения и воспитания детей  в  условиях дополнительного образования.  

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными теоретическими положениями, применением комплекса теоретических и социально-педагогических методов, адекватных предмету и задачам исследования, проверкой теоретических выводов на практике и их положительными результатами.

Новизна педагогического проекта:

- выявлены возможности использования тувинских этнокультурных традиций в формировании познавательной и творческой активности у детей;

 - обогащен содержательный аспект образовательной среды Подросткового центра «Челээш» за счет разработки данного проекта,  по формированию познавательной и творческой активности у детей  с элементами национальных традиций тувинского народа и «Методические рекомендации по использованию национальных традиций тувинцев для формирования познавательной и творческой активности у детей».

Материальное воплощение проекта

1)содержательный образовательно-воспитательный досуг, в котором сформируется познавательный и творческий интерес детей

2)продукты деятельности учащихся: рисунки, поделки, коллекции, тексты сочинений, рабочие тетради и др.

3)Ожидаемый результат от педагога представляется в формах: методических рекомендаций, разработок занятий, планов, авторской программы, методов и приемов, разработанной в совокупности условий, выпуски газет, фотоальбомов и пр.

Содержание.

       Содержательный обучающий процесс в рамках данного проекта предполагает взаимодействие педагога и учащихся в процессе организации творческой деятельности, использование сочетания индивидуальных и коллективных форм работы на всех этапах выполнения заданий, позволяющего обеспечить гибкий подход к индивидуальным особенностям учеников со стороны педагога и высокую продуктивность творческой деятельности со стороны учащихся; учитывать особенности различных организационных форм обучения, оказывающих положительное влияние на процесс развития креативных способностей учащихся в ходе выполнения творческих заданий. Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий определялся в зависимости от целей и уровня сложности предлагаемого творческого задания.

      Выбранная как метод обучения - проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Темы проектов  реализуемых в Центре:

1. Проект «Формирование познавательной и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к традиционной культуре тувинского народа», Оюн Салимаа Александровна   педагог дополнительного образования, руководитель занятий по ручному труду.
2. Нурсат Мария Владимировна, заместитель по воспитательной работе
«Традиционный уклад  жизни тувинского народа»  - Цикл воспитательных мероприятий, основанных на традициях и обычаях тувинского народа.

3. Проект  «Волшебный войлок», педагог Сартыл Сайзанак Сергеевна, валяние шерсти, ознакомление учеников с техникой рукоделия, в процессе которой из шерсти создается рисунок на ткани или войлоке, с традиционным рукоделием тувинского народа.

4. Проект «Развитие речи у дошкольников через театрализованные игры русского и тувинского народа», педагог Сартыл Сабина Александровна, цикл занятий по развитию речи через театрализованные национальные игры, формирование и совершенствование речевых умений и навыков у детей, через вовлечения их в театральную деятельность.

5. Проект «Формирование творческой активности у старших дошкольников в процессе приобщения к народным танцам», педагог Чульдум Чай-Суу Декабрьевна, объединение «Угулза». Занятия по ритмике с элементами народных танцев. Обучение детей к элементам простейших в тувинских движений.

6.Проект «Поющие голоса», объединение «Хоомей», педагог Ооржак Вадим Сергеевич,важным  средством  воспитания  национальной культуры  в   Центре является  фольклор. »   Народное поэтическое  творчество  величайшее  достижение  национальной  культуры  каждого  народа. 

«История моей семьей»-проектное исследование этнопсихологических особенностей воспитания тувинских детей на основе традиций и обычаев.

«По просторам нашего края» - проектное исследование , Тыва одна из последних, которая все-таки сумела сохранить для нынешнего поколения природу, чистоту воздуха, животный мир в силу своих обычаев и традиций, устанавливается органическая связь с природой, воспитывается этика поведения в природе.

«История национального тувинского костюма»-  проектное исследование, проявить интерес детей к национальной одежде, простая по крою, с яркими чистыми цветами, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. По костюму можно было «считать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Есть различия между одеждой западных тувинцев - аратов-скотоводов и восточных - охотников и оленеводов.

«У каждого времени свои игрушки» - проектное исследование рукотворной игрушки как объединяющего фактора семьи, история создания игрушек, выявление любителей, коллекционеров, талантливых мастеров и рукодельниц в области создания игрушки в нашем районе.

    Таким образом, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.

      Развитие  Центра  основанона народной педагогики, национального искусства, нравственноэстетических идеалов народа  один из главных путей духовного воспитания всех членов ее коллектива.

  Обращение  к  духовной  культуре народа  помогает  педагогам  в  воспитании  нравственно  устойчивой  личности  в  сложных  условиях социального 

 бытия.  Жизнедеятельность  учащихся  зачастую  протекает  в  условиях  возрастающего напряжения,  связанного  с  резким  изменением  социальной  ситуации,  необходимостью  быстрого принятия  важных  решений, изменением  разнообразных  сфер  социальной  жизни.  Каждый  творчески работающий  педагог  в  состоянии  создать  свое  проблемное  поле  руководства  духовным саморазвитием.  Сама  жизнь  выдвигает  перед  педагогами  новые  проблемы,  подсказывает  иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей. 
Динамику духовного саморазвития учащихся можно  видеть в  умении их  выстраивать хорошие взаимоотношения  с  людьми  по  высшим  общечеловеческим  ценностным  критериям  добра,  любви  и красоты, а также в умении

 быть ответственным в поступках и деятельности не только для себя, но и для людей. 
Важным  средством  воспитания  национальной культуры  в   Центре является  фольклор,(Объединение по горловому пению «Хоомей»   Народное поэтическое  творчество  величайшее  достижение  национальной  культуры  каждого  народа. 
Фольклор  выражает  вкусы,  склонности,  интересы  народа.  Содержание  

фольклора,  его  отдельных произведений,  составляют  жизнь  народа,  его   миропонимание,  нравственно-этические,  социально-исторические, политические, философские и художественноэстетические

 взгляды. Устное народное творчество,  являясь  важнейшим  средством  формирования  личности,  отражает  единство  труда  и познания объективного мира. Произведения фольклора отвечают народным идейным и эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа. Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе особенности различных  периодов истории. 
Реализация  этнокультурных  традиций  в Центре осуществляется в  учебно-воспитательной  работе  педагогов.  Деятельность  коллектива  направлена   на  организацию педагогического  процесса,  раскрывающего  особенности  культуры,  истории,  традиций,  быта,  образа жизни  народов,  проживающих  в  России,  во всех объединениях, декоративно-прикладном, начально-техническом, художественно-эстетических направлениях,  а также  на кружке «Краеведение». Учащимсяпрививаются традиционные народные  установки, такие как бережное отношение к окружающей природной среде  добросовестность  в  труде,  честность  и  порядочность  в повседневном поведении,  во  взаимоотношениях  с  людьми,  уважительное  отношение  к   родителям,  старшим, гостеприимство,  народный  этикет  и  т.п.  (музей-юрта). Проведение традиционных кожуунных конкурсов   «Сказки народов мира», танцевальный конкурс «Оргадай». в которых принимают участие образовательные учреждения.
  Таким  образом,  вся  деятельность  педагогов  направлена  на  возрождение,   сохранение  и развитие народных традиций, народных ценностей, она призвана  обеспечить живую связь прошлого, настоящего и будущего, преемственность и  обогащение традиций народа во всех областях культуры –  в  культуре  труда,  культуре  быта,  культуре  общения.  Учебный  процесс  организован  так,  что  он  нетолько передает  учащимся самобытность этнической культуры, но и пробуждает чувство  верности и преданности своему языку и культуре, поощряет интерес к проблемам ,  создает  климат  терпимости  и  понимания,   воспитывает  динамичное  осознание отношений  между   культурами.   
Наиболее  эффективным  методом  по  формированию  этнокультурной  компетенции  учащихся является проведение в Центре классных часов по темам: «Шагаа», «Масленица», «День Матери», 
«День  пожилых  людей»,  «День  Защитников  Отечества»,  «День народного   единства»,   Благодаря умелой работе педагогов по воспитанию этнокультурной личности у  ребят пробуждается  интерес  к  культуре  других  народов,  их  среды  обитания,   традиций  и  обычаев.  

Этоспособствует  пробуждению  у  детей  взаимного  интереса,  толерантности   отношений.  Вступая  втакое общение, они выступают носителями национальных чувств, сознания, языка, культуры. 
 Таким образом, сегодня, сама жизнь требует от образовательных учреждений  Республики Тыва выполнения  социального  заказа  общества  и  населяющих   его  этносов    передавать  подрастающему поколению  богатства  языка  и  культуры  родного  и  других  народов,  их  традиции  и  духовно нравственные  ценности.  Одной  из  основных  проблем  народов  является  сохранение  родного языка,  традиций и обычаев. 
Утрата связей с вековыми, культурными ценностями и с традиционным укладом жизни тувинцев объясняет  изменение  многих  ориентиров.  Изменение,  которое  ведет  к  разрыву  межпоколенных социокультурных  связей,  к  разрушению   механизма  трансляции  из  прошлого  в  настоящее  не  только этнических традиций и нравственных ценностей, а и всего исторического опыта народа.  
 И поэтому  очень серьезное отношение, обостренное  внимание самих тувинцев  на воспитание своих  детей  на  принципах  традиционной  культуры,  на новую   педагогическую  концепцию, предусматривающую согласованность с семейным,  домашним, а значит и этническим, воспитанием в современном  мире  естественна  и  закономерна.  Национальные  традиции  воспитания  практически являются   главным  условием  и  национального  возрождения,  и  возрождения  любых   традиций национальных. Это основа основ. 
Теоретический анализ литературы по проблеме возрождения национальной  культуры позволил выделить  следующие  педагогические  условия  приобщения   детей к  материальной культуре тувинцев: 
1)  отбор  содержания  взаимосвязанных  компонентов  национальных 

 культур  и  включение  его  в педагогический процесс ;  
2)  целенаправленное  руководство  изучением  истории  и  культуры  народов  своего  края, осуществление  системы  воспитательного  воздействия  в  процессе  познавательной,  развлекательной, практической и творческой деятельности в  области национальной культуры; 
3) создание тувинско-русской языковой среды;  
4)  организация  эффективных  форм  непосредственного  и  опосредованного общения   с детьми других национальностей;  
5) вовлечение родителей в активные формы совместной деятельности с  детьми .  
Процесс  этнокультурного  возрождения  материальной  культуры  тувинцев     это  прежде  всего процесс  возвращения  их  к  своим  народным  истокам:   языку,  знанию  и  пониманию  верований  и обычаев, истории и жизненной  философии народа.  

Список литературы

1. Вайнштейн, С. И. Загадочная Тува Текст. / С. И. Вайнштейн. — М. : Известия, 2009. 416 с.

2. Вайнштейн, С. И. Историческая этнография тувинцев: проблемы кочевого хозяйства Текст. / С. И. Вайнштейн. — М. : Наука, 1972. 312 с.

3. Вайнштейн, С. И. Мир кочевников центра Азии Текст. / С. И. Вайнштейн. М.: Наука, 1991. - 296 с.

4. Вайнштейн, С. И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки Текст. / С. И. Вайнштейн. М. : Изд-во вост. лит., 1961. - 216 с.

5.  Загвязинский В. И., Поташник М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 144 с.

6.  Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – Москва, 2003. – 208 с.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Текст. : кн. для воспитателей дет. сада / Л. А. Венгер [и др.]. М. : Просвещение, 1989. - 213 с.

9.  Кларин М. В. Непрерывное образование: идея, принцип, парадигма. // Инновационная деятельность в образовании. 1994, № 3.

10.  Котлярова И. О. Управление исследованиями в образовательном учреждении: Научно-методическое пособие. – Курган: ГлавУНО, 1986.

11. Культура тувинцев: Традиция и современность / ТНИИЯЛИ; Отв. ред. Ю. Л. Аранчын. - Кызыл, 1988.- 151 с. Ю9.Курбатский Г. Н. Тувинские праздники: Историко-этнографический очерк. - Кызыл, 1974. - 263 с.

12. Салчак К. Б., Салчак Л. П. Развитие тувинской народной педагогики. - Кызыл: Тув. кн. изд., 1984. -125 с.

13. Самбуу И. У. Тыва оюннар. - Тувинские игры. - 2-е дополн. и перераб. изд. - Кызыл: ТНУЧ. -1992.-112 с.

14. Сундуй Г. Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков (на материале сельских школ Тувы): Дисс.... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - М., 1993. -170 с

15. Традиционное воспитание детей у народов Сибири / Сб. ст. Инст. этнографии им. И. Н. Миклухо-Маклая АН СССР: Отв. ред. И. Кон. -Л.: Наука, 1988. -252 с.

16. Традиционная культура народов Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1986- 176 с.

17. Традиционная обрядность монгольских народов. / Под ред. К. М. Герасимова. - Новосибирск: Наука, 1992. -159 с.

18. Тувинские народные сказки.  - М.: Наука, 1971. - 208 с.

19. о самосознании личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, B.C. Мерлин, B.C. Мухина, Г.А. Урунтаева, C.JL Рубинштейн),

20. об этнопсихологических аспектах развития национального самосознания (JI.M. Дробижева, И.С. Кон, B.C. Кукушин, B.C. Мухина,

JI.M. Ондар, Г.Д. Очиров, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, О.Н. Юденко), идеи национального и межнационального воспитания (З.В. Анайбан,

В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Э.Ц. Данзанова, JI.M. Дробижева,

А.Э. Измайлов, А.С. Оконешникова, В.И. Хандибекова и др), идеи воспитания личности в процессе освоения национальной культуры З.Н. Ажермачева, В.Н. Арунова, А.Н. Божедонова, Г.Н. Волков, К.И. Султанбаева, К.Б. Салчак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании детей

Реферат "Внедрение инновационных  технологий в обучении и воспитании детей" содержит информацию об актуальности применения ИКТ технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 13 -14 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОО

Глава 1. Обзор литературы  1.1. Влияние физических упражнений на организм школьников  1.2. Организация элементарной физической активности школьников 1.3.1. Основные закономерности возра...

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в музыкальном воспитании детей

Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность.Б. Шоу          В основу ФГОС  положен системно - деятельностный подход к обучению. Реализаци...

Инновационные подходы к физическому воспитанию, детей с ограниченными возможностями здоровья

      Физическое воспитание в коррекционных школах VIII вида –это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение ф...

Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ

Внедрение инновационных технологий в обучение и воситание детей с ОВЗ...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...