ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 13 -14 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОО
проект по физкультуре на тему
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Влияние физических упражнений на организм школьников
1.2. Организация элементарной физической активности школьников
1.3.1. Основные закономерности возрастного развития моторики
1.3.2. Физическая активность детей среднего школьного возраста
1.3.3. Дозирование физических нагрузок школьников
1.4. Программа спортивно-оздоровительных занятий в экспериментальном классе
Выводы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek.rabota.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
«Спортивные вершины»
(спортивно-оздоровительная
деятельность в среднем общем и среднем
профессиональном образовании)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 13 -14 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОО
Работу выполнил:
Галиев Нияз Минтимерович, учитель физкультуры, МБОУ «Татарско-Суксинская СОШ» Актанышского района РТ
89063300285
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Обзор литературы 4
1.1. Влияние физических упражнений на организм школьников 4
1.2. Организация элементарной физической активности школьников............. 9 1.3.1. Основные закономерности возрастного развития моторики………….. 9
1.3.2. Физическая активность детей среднего школьного возраста…………. 15
1.3.3. Дозирование физических нагрузок школьников……………………… 18
1.4. Программа спортивно-оздоровительных занятий в экспериментальном классе……………………………………………………………………………. 23
Выводы 27
Практические рекомендации 28
Список литературы 29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения психического и физического здоровья. Причины такого явления самые разные: экологическая ситуация сегодняшнего дня, ухудшение социально-экономических условий жизни большинства населения, уменьшение экономических затрат на физическую культуру и здравоохранение, наблюдаемое в последнее десятилетие, снижение интереса детей и подростков к различным формам двигательной активности и другие.
Общеизвестно, что два урока физической культуры в неделю компенсируют около 10% необходимого суточного объема двигательной активности. Очевидно, что два урока физкультуры не способы обеспечить необходимый уровень физической подготовленности. Поэтому необходимо активно внедрить в режим школьного дня другие формы занятий физкультурой (динамические паузы, физкультминутки и физкультпаузы и др.). Исходя из вышесказанного в Татарстане сделан «шаг вперед» в отношении повышения двигательной активности внедрено спортивно-оздоровительное занятие (СОЗ) как дополнение к двум урокам физкультуры.
Анализ научно-методической литературы и практики физического воспитания показывает разноречивость мнений учителей в отношении содержания спортивно-оздоровительных занятий в разных звеньях школы (младшем, среднем и старшем). Учителя разных школ Татарстана по-разному заполняют спортивно-оздоровительные занятия содержанием - подвижные игры на улице на протяжении всего года, оздоровительный бег, «третий урок физкультуры» (проходят на спортивно-оздоровительных занятиях тот же раздел программ, что и на уроке физкультуры - в сентябре - легкая атлетика, а в декабре - гимнастика и т.д.).
В нашей работе была разработана и апробирована программа спортивно-
оздоровительных занятий для учащихся среднего школьного возраста, основанная на легкоатлетических, туристических, игровых упражнениях.
Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся 5-х классов.
Предмет исследования - результативность программы СОЗ в повышении физической подготовленности учащихся 5-х классов.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность программы спортивно-оздоровительных занятий (СОЗ) в повышении физической подготовленности учащихся 5-х классов. Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу СОЗ для учащихся 5-х классов и апробировать
ее в условиях формирующего педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- формирующий педагогический эксперимент;
Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработанная и апробированная в ходе педагогического эксперимента программа СОЗ, состоящая из пяти разделов (общеразвивающие упражнения, ходьба и бег, легкоатлетический кросс, туристические упражнения, подвижные
игры), направленная на повышение уровня физической подготовленности школьников, может быть использована в практической деятельности специалистов по физической культуре.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений. Текст квалификационной работы изложен на 62 страницах машинописного текста, включая 9 таблиц и 2 рисунка. Список литературы насчитывает 41 источник.
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Влияние физических упражнений на организм школьников
Многочисленные наблюдения за детьми, систематически занимающимися физическими упражнениями, свидетельствуют о благоприятном влиянии их на физическое развитие и все функции растущего организма. Показатели роста, массы, силы, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, функциональное состояние центральной нервной системы, сердечнососудистой и др., у учащихся, занимающихся физическими упражнениями, как правило, превышают средний уровень тех же показателей, характерный для того же возраста детей, не занимающихся физической культурой и спортом.
Наиболее выраженные положительные сдвиги наблюдаются в физическом развитии учащихся. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуют росту и правильному формированию организма.
Под влиянием систематических занятий физической культурой и спортом возникает ряд положительных изменений в костной системе: утолщаются костные трабекулы, корковый слой трубчатых костей и увеличивается их поперечник; кости становятся более массивными и устойчивыми к механическим воздействиям, при этом костная ткань перестраивается в зависимости от характера физических упражнений [2].
Мышечная система увеличивается в своей массе, усиливаются обменные процессы, изменяются физико-химические свойства тканей и в итоге повышаются ее функциональные возможности; возрастают сила мышц и способность выполнять большой объем работы. Равномерные, доступные для детей физические нагрузки, приходящиеся на различные группы мышц и костно-суставной аппарат, обеспечивают гармоническое развитие всех мышц тела, укрепляют связки, придают гибкость позвоночнику, расширяют грудную клетку.
Под влиянием физических упражнений увеличиваются экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких и развиваются мышцы, участвующие в дыхательных движениях. Дыхание становится более глубоким и ритмичным. Частота его при мышечной работе бывает у школьников, занимающихся физической культурой и спортом, меньшей, чем у не занимающихся ими. У тренированных подростков во время физической работы потребность в кислороде обеспечивается за счет увеличения глубины дыхания, а у нетренированных - преимущественно за счет увеличения его частоты. Наилучшие показатели жизненной емкости легких отмечаются у детей и подростков, занимающихся видами спорта, в которых широко представлена естественная дыхательная гимнастика - плавание, гребля, лыжный спорт и ДР-[36]
В непосредственной взаимосвязи с органами дыхания физические упражнения улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы, значительно повышая ее функциональные возможности. У физически тренированных школьников частота сердечных сокращений в покое и во время работы по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, относительно меньшая, реакция на мышечную работу пульса и артериального давления выражена меньше, а восстановительный период более короткий. Все это свидетельствует о более экономной работе сердца в первом случае, меньшем утомлении после работы и более быстром восстановлении исходного уровня деятельности. Благоприятные изменения наблюдаются также в системе крови: увеличиваются содержание гемоглобина и количество эритроцитов.
В связи современным воззрением на взаимосвязь максимального потребления кислорода при физической работе (или, как принято называть в спорте, аэробными возможностями организма) с различным состоянием организма и главным образом с мышечной работоспособностью следует подчеркнуть совершенствование систем кислородного обеспечения в процессе занятий спортом. Систематические занятия школьников спортом значительно повышают максимальное потребление кислорода и все составляющие его показатели. При этом функциональные возможности систем кислородного обеспечения организма мальчиков выше, чем у девочек, что должно быть учтено' в спортивной практике.
Под влиянием физических упражнений у детей улучшается регуляция деятельности желез внутренней секреции и повышается общий обмен веществ. Это приводит к лучшему протеканию пластических процессов, что наряду с другими факторами способствует росту и развитию организма.
Большое влияние физические упражнения оказывают на центральную нервную систему. В результате систематических тренировок увеличиваются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Быстрее образуются положительные условные рефлексы, улучшаются память и способность концентрировать внимание, повышается умственная работоспособность и ее устойчивость в течение учебного дня. У хорошо тренированных школьников не наблюдается снижения продуктивности умственного труда к концу дня, наоборот, отмечается передвижение максимума ее с середины дня на вечер. Параллельно с этим повышается устойчивость к физической работе [6,24].
Нервная система становится более пластичной, т. е. легче приспосабливается к различным новым видам работы и обстановки. Именно благодаря совершенствованию регулирующей роли центральной нервной системы у физически подготовленных школьников более экономична работа отдельных органов и систем при физических нагрузках. В процессе занятий физическими упражнениями у детей повышаются быстрота, сила, ловкость и выносливость. Это позволяет достигать лучших результатов в различных упражнениях по сравнению со школьниками, не уделяющими должного внимания физической культуре и спорту [5].
Важнейшим подтверждением большого значения физического воспитания в школе является его влияние на общее состояние здоровья детей и подростков.
Благоприятное неспецифическое воздействие систематических занятий физическими упражнениями, проявляющееся в повышении устойчивости к неблагоприятным влияниям факторов внешней среды (охлаждение, перегревание, инфекционные агенты и др.), играет большую роль в увеличении сопротивляемости организма различным заболеваниям. Исключительно велика роль физических упражнений в сочетании с закаливанием в предупреждении простудных болезней, а также нервных расстройств, связанных с перегрузкой учащихся учебным материалом, уплотненным режимом дня и т. д.
Ряд авторов, изучая общую заболеваемость школьников, подчеркивают, что активная физическая подготовка содействует выработке у них неспецифического иммунитета, т. е. повышения невосприимчивости к заболеваниям. Большой удельный вес в пропуске учебных занятий по болезни имеют, как известно, грипп, катары верхних дыхательных путей, тонзиллиты и их обострения, ангины. Сравнительные данные этой заболеваемости у школьников с различной степенью двигательной активности показывают, что у юных спортсменов она ниже. Эффективной мерой снижения простудных заболеваний является проведение занятий физическими упражнениями на открытом воздухе.
Таким образом, физические упражнения являются мощным фактором, влияющим на процессы роста и развития.
Существует тесная зависимость процесса роста и развития от физического воспитания детей и подростков. В этой сложной и многогранной зависимости выделяют три аспекта:
- естественная стимуляция процесса роста и развития (при оптимальных условиях, когда рациональная программа физического воспитания сочетается с другими благоприятными факторами) целенаправленными физическими упражнениями;
- активное развитие физических качеств и психомоторных функций в наиболее благоприятное время - сенситивные периоды;
- регуляция процесса полового созревания [29,34]
1.2. Организация элементарной физической активности школьников
1.2.1. Основные закономерности возрастного развития моторики
Самой общей чертой возрастного развития моторики, присущей всем изученным системно-структурным уровням переместительных движений, является наличие двух этапов возрастной эволюции. Принципиальным основанием дифференциации первого и второго этапов онтогенеза локомоций ' служит весьма выразительное изменение характера развития локомоторных систем в начале третьего десятилетия жизни [5].
Действительно, интенсивное развитие в течение первых двух десятилетий жизни свойственно и отдельным биодинамическим структурам, и возрастной эволюции межсистемных отношений. В то же время все уровни моторики обнаруживают сравнительно плавный характер развития на втором этапе онтогенеза - с начала третьего десятилетия жизни. Отличительной чертой эволюции биодинамики локомоций на втором этапе онтогенеза является изменение направления развития ее систем и элементов на противоположное по отношению к возрастным изменениям второго этапа [5].
В связи с указанными особенностями онтогенеза локомоторной функции можно рассматривать первый этап как этап интенсивного развития элементов и систем переместительных движений, в то время как второй этап целесообразно назвать этапом малоинтенсивного развития локомоций.
Биологический смысл первого этапа заключается в накоплении организмом способностей, необходимых для активной деятельности в среде. Это накопление потенциала моторики носит избыточный характер, создавая условия для формирования запаса возможностей решения двигательных задач определенного класса в различных будущих ситуациях.
На втором этапе осуществляется постепенное приведение биодинамических систем в соответствие с реальными требованиями среды и изменяющимися внутренними условиями организма, характерными для стационарного состояния.
Таким образом, решающим фактором, обусловливающим уровень развития, текущее состояние локомоторной системы, является характер предшествующих воздействий среды, содержание тех «проблемных ситуаций», которые возникали и разрешались ранее [3,6].
Активная двигательная деятельность в обыденной жизни в сочетании с воздействиями организованного физического воспитания создает условия для интенсивного развития локомоций на первом этапе онтогенеза. Чем выше моторная активность, чем сложнее и разнообразнее возникающие в этот период двигательные задачи, связанные с переместительными движениями, тем более высокий уровень развития локомоций будет достигнут к концу первого этапа их эволюции.
Если рассматривать процесс поступательного развития локомоторной функции как процесс аккумуляции, накопления информации, то источником накопления следует считать обучение, индивидуальный опыт, приобретаемый в ходе решения двигательных задач. Накопленная организмом информация такого вида становится основой для решения задач, связанных с переместительными движениями [5,11].
Однако продолжительность «хранения» такой информации не беспредельна. Отсутствие новых запросов из внешней среды, с одной стороны, не стимулирует к дальнейшему накоплению информации, а с другой -обусловливает «забывание» накопленной ранее. После того как объем имеющейся информации приходит в соответствие с реальными требованиями среды, наступает известная стагнация информации, так как адекватность ответов на привычные, однообразные воздействия среды обеспечивается сохраненным минимумом информации.
Стабилизированный и малоинтенсивный характер возрастной эволюции элементов биодинамики и биодинамических структур в период стационарного состояния может объясняться именно снижением требований к локомоторным актам, однообразием привычных движений [5].
Отсюда становится понятной поистине выдающаяся роль специально организованных воздействий на развитие моторики, которые могут осуществляться в процессе организованного физического воспитания, спортивной тренировки и самостоятельных физкультурно-спортивных занятий. Данные В.П. Филина (1984) и В.К. Бальсевич (2000) свидетельствуют о том, что бывшие спортсмены в зрелом возрасте значительно превосходят своих сверстников, не занимавшихся спортом в молодости, по показателям моторики. Систематические занятия физической культурой в зрелом и пожилом возрасте, как показали наши исследования, оказывают существенное влияние на локомоторную функцию, в значительной степени изменяя характер ее развития в этот период жизни. Отмеченные факты позволяют утверждать, что степень интенсивности процесса развития может регулироваться путем организации определенного режима моторной активности. Это означает, что результаты процесса развития на каждом этапе не являются фатально обусловленными и не характеризуются непрерывной положительной энтропией, как это следует, например, из концепции Рубнера, сформулировавшего энергетическое правило поверхности.
Из энергетического правила поверхности следует, что сразу после возникновения организма начинает тратиться его генетически предопределенный энергетический фонд. В связи с этим каждый физиологический акт, осуществляемый с момента зарождения организма, увеличивает поток положительной энтропии; энергетический фонд организма, по Рубнеру, не может быть обогащен, напротив, в течение жизни он постепенно снижается [5].
В то же время результаты наших исследований онтогенеза локомоторной функции согласуются с представлениями И. А. Аршавского [3], который противопоставляет выводу Рубнера сформулированное им энергетическое правило скелетных мышц. «Согласно энергетическому правилу скелетных мышц, - пишет И. А. Аршавский, - с момента зарождения организма, в особенности с момента начала функций скелетной мускулатуры, развитие характеризуется не постепенным исчерпанием, а постепенным увеличением негэнтропийных возможностей, увеличивающих энергетические ресурсы и тем самым рабочие потенции организма в среде. Лишь начиная с так называемого пожилого, и в особенности старческого возраста, поток положительной энтропии в системе организма начинает превалировать над негэнтропийными (анаболическими) возможностями его. Энергетическое правило скелетных мышц позволяет не только наметить пути физиологического обоснования специфических условий гигиенической среды в каждом возрастном периоде, но и подойти к обоснованию путей управления индивидуальным развитием организма».
Для управления развитием локомоторной функции В.К. Бальсевич с соавт. (2000) предлагает целенаправленную организацию педагогических воздействий на моторику в различные возрастные периоды. Главной целью, сверхзадачей такого организованного внешнего воздействия является достижение высокой жизненной активности человека на протяжении возможно более длительного периода его индивидуальной эволюции. Высокая жизненная активность отражается прежде всего в двигательной активности человека. Одним из критериев оценки общего состояния моторики может служить уровень развития локомоторной системы [5].
По его утверждению полученные данные по онтогенезу отдельных параметров биодинамики локомоций, равно как и сведения о типичных для каждой возрастно-половой группы структурных особенностях биодинамических отношений и межсистемных связей, могут послужить основой для разработки возрастных стандартов моторики, для своевременной диагностики состояния локомоторной функции и оптимального планирования ее развития с учетом индивидуальных особенностей отдельных людей.
Первый этап развития систем движений должен быть максимально использован для закладки возможно большего потенциала моторики. Аккумуляция широкого круга двигательных способностей, высокий уровень их развития будут содействовать повышенной работоспособности не только в детские и юношеские годы, но и в зрелом возрасте.
Скорость генерализированного снижения моторного потенциала, доля положительной энтропии на втором этапе онтогенеза моторики могут быть в значительной степени уменьшены благодаря организации систематических физкультурно-спортивных занятий. Ведущим принципом педагогического воздействия на моторику в этот период индивидуальной эволюции должен стать принцип постановки разнообразных двигательных задач. Именно реализация принципа постановки разнообразных двигательных задач позволяет создать те физиологические условия, которые препятствуют стагнации информации, означающей, по существу, приближение этапа инволюции. Решение или даже попытка решения новых двигательных задач способствует активизации моторных функций организма и через них повышает общую жизненную активность человека [18,20].
Другой основной закономерностью онтогенеза локомоторной функции человека является колебательный характер возрастного развития.
Эволюция локомоторной функции характеризуется ярко выраженной цикличностью, которая отражает биологический ритм развития переместительных движений. Сущность биологического ритма возрастной эволюции локомоторной функции заключается в последовательной смене периодов ускоренного развития отдельных элементов двигательной системы периодами их структурной консолидации.
Компонентами выявленного биологического ритма являются циклы развития, включающие в себя фазу преимущественного развития элементов моторики и фазу их организованного структурного оформления в целостной системе. Указанные циклы и фазы развития не являются замкнутыми и дискретными. В каждом из циклов предел организационной упорядоченности системы обусловлен достигнутым уровнем развития отдельных элементов. Поэтому как только возможности структурной организации приближаются к
пределу, начинается новый цикл развития системы. Вновь ускоренно эволюционируют отдельные элементы моторики на фоне структурной диссоциации, и вновь это рассогласование сменяется фазой консолидации, повышением уровня организации системы [5,23].
Таким образом, процесс развития локомоторных систем идет по спирали, на каждом из витков которой присутствуют обе фазы биологического ритма. Важнейшей особенностью этого процесса являются качественные отличия каждого последующего периода развития от предыдущего. При этом на первом этапе онтогенеза интенсивный рост элементов обусловливает все более высокую от цикла к циклу степень консолидации биодинамических структурных объединений. В то же время на втором этапе возрастной эволюции уровень согласованности элементов системы снижается. Это связано с тем, что для оптимальной структурной организации малоинтенсивно развивающих элементов требуется все менее высокий уровень их консолидации.
Таким образом, естественное и стимулируемое развитие
кинезиологических систем в онтогенезе человека характеризуется
следующими основными закономерностями:
1) выраженной этапностью процесса развития, предопределяющей
интенсивный рост элементов и консолидацию структур кинезиологических
систем в первые два десятилетия жизни (первый этап), малоинтенсивное
снижение достигнутых значений количественных и качественных характеристик кинезиологического потенциала в третьем четвертом, пятом и
шестом десятилетиях (второй этап), с постепенным ускорением
инволюционных процессов в последующие годы жизни (третий этап);
2) неравномерным характером возрастного развития и элементов, и систем
движений, и двигательных действий, ярко выраженными ускорениями,
замедлениями и стагнациями процессов возрастной эволюции отдельных
системно-структурных характеристик кинезиологического потенциала,
формирующими общую ритмику гетерохронии его возрастного развития.
Происходящие при этом морфологические и функциональные приобретения на этапе интенсивных преобразований кинезиологического потенциала человека, несмотря на их разноплановость и стохастичность, демонстрируют гармонию развития самого высокого порядка;
- наличием биологических ритмов развития кинезиологического потенциала человека, детерминирующих адекватность или неадекватность тренирующих или обучающих воздействий в определенные периоды его жизни на те или иные характеристики кинезиологических систем, что обусловливает сенситивность или не сенситивность (благоприятность или неблагоприятность) этих периодов для стимуляции развития тех или иных параметров этих систем;
- относительностью жесткости генетических детерминации ритмов развития кинезиологических систем на всех этапах возрастной эволюции человека, детерминированных законом системно-структурной гетерохронии развития элементов и структур моторики человека и возможности весьма существенных коррекций результатов этого развития средствами целенаправленной тренировки;
- наличием генотипической и фенотипической сенситивностей кинезиологических систем, предопределяющих содержательную основу выбора адекватных обучающих и тренирующих воздействий и их ритмику в долгосрочных и краткосрочных временных интервалах процессов физического воспитания и спортивной подготовки;
- повышением эффективности физического воспитания детей и подростков при использовании спортизированной формы стимулируемого развития их кинезиологического потенциала [5,39,40].
1.2.2. Физическая активность детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (10- 14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение двигательных координации при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирования интересов, склонностей и вкусов [12].
Основная направленность физического воспитания подростков (10 - 14 лет) - формирование интереса к систематической спортивной или оздоровительной тренировке. Физическая подготовка подростков фокусируется на развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование бойцовского, спортивного характера подростка, его умения мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей [41].
Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности ребенка. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному. Быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. Подросток приобретает способность к сознательному торможению того или иного полупроизвольного действия. При этом его внушаемость уменьшается, а неуравновешенность и эмоциональность возрастают. Все это проявляется в резких сменах настроения, конфликтах с воспитателями, родителями и другими взрослыми. Именно поэтому подростки часто бывают или «очень хорошими
детьми», или «очень плохими детьми», а для разных людей - и теми, и другими
одновременно [12].
Эти особенности психики детей среднего школьного возраста необходимо
учитывать при организации их физической активности. С одной стороны, следует поощрять их стремление к самоутверждению через сферу спортивных занятий и физической подготовки, а с другой - необходимо формировать у детей этого возраста понимание общественной важности высокого уровня их здоровья, воспитывать благородные чувства долга помощи слабым, предотвращать возникновение комплекса силы и вседозволенности для незаурядного в физическом отношении человека. В этом смысле привлечение физически одаренных юных спортсменов к общественной работе в сфере физической культуры, в том числе к работе с малышами и сверстниками, может стать мощным средством нравственного воспитания личности подростка [38].
При осуществлении физического воспитания подростков необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации. Так, чрезмерные мышечные нагрузки, как факторы ускорения процесса окостенения, могут замедлить рост трубчатых костей в длину, что отрицательно влияет на сбалансированность ритма роста ребенка. К серьезным изменениям функций различных органов и систем могут привести нарушения осанки, если не осуществлять постоянного контроля за позой подростка и не обеспечивать укрепления мышц, управляющих осанкой.
При действии сверхсильных или монотонных раздражителей у подростков развивается резко выраженное запредельное торможение, что следует учитывать при выполнении детьми этого возраста нагрузок, связанных с проявлением выносливости, и разнообразить виды нагрузок [13].
В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала ребенка, которые обеспечивают повышение уровня скоростных и скоростно-силовых способностей. При этом базовым элементом всего комплекса физических качеств является быстрота. Быстрота и быстрая сила наиболее интенсивно развиваются именно в подростковом периоде, что и дало основание считать его критическим, или сенситивным, для воспитания скоростных физических качеств человека. Если следовать расписанию, которое
«разработала» для нас природа, и руководствоваться логикой результатов представленных выше исследований и теоретических положений, то наибольшее внимание при физической подготовке подростка мы должны уделить именно тренировке скоростных качеств в начале и середине подросткового периода и скоростно-силовых - в конце этого периода. Именно поэтому основной акцент в физической подготовке ребенка должен быть сделан на использовании тех физических упражнений, которые наиболее адекватны особенностям ритма развития двигательной функции в подростковом возрасте. В этом смысле очень важен соответствующий подбор спортивных снарядов [19].
Физическая активность подростка реализуется прежде всего в организованных формах - на уроках физкультуры, физкультпаузах, во время активного отдыха, турпохода и т.п. Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях. Для всех остальных обязательны ежедневная утренняя зарядка и еженедельные двух- трехразовые самостоятельные тренировки. Общая продолжительность занятий 70 - 90 мин.
Независимо от формы занятий существенным элементом физической подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях.
Следует максимально использовать потребность детей среднего возраста в состязаниях, предоставлять им широкие возможности помериться силами со спортивными соперниками. Виды соревнований должны быть возможно более разнообразными, с тем, чтобы предоставить ребенку как можно больше шансов на успех [7].
1.3 Дозирование физических нагрузок школьников
В зависимости от параметров (величины, направленности структуры упражнении) физическая нагрузка оказывает различное воздействие на организм. Так, результатом ее действия (тренировочным эффектом) может быть:
- повышение уровня двигательных качеств и физической работоспособности - это развивающая нагрузка;
- поддержание физической работоспособности на заданном уровне -поддерживающая нагрузка;
- восстановление работоспособности после утомления восстановительная или рекреационная нагрузка, после травмы или заболевания - реабилитационная нагрузка;
- активация функций и обменных процессов в организме - активирующая нагрузка;
- подготовка организма к новому уровню деятельности подготовительностимулирующая нагрузка;
- овладение двигательными умениями и навыками - обучающая нагрузка [13].
Эффект физической нагрузки во время или после одного занятия (тренировки, урока физической культуры и т. п.) определяется понятием -срочный тренировочный эффект (СТЭ).
Результат суммирования (интеграции) нескольких СТЭ, полученных вследствие повторения развивающих нагрузок, обозначается понятием -кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ). Он основан на структурно-функциональных изменениях в организме, в его мышечных и нервных клетках, в дыхательной, сердечно-сосудистой и эндокринной системах [26].
Начальные признаки повышения физической работоспособности отмечаются через 2-3 недели после начала занятий, но они нестойки и слабо выражены (кратковременная адаптация). Более значительные и стойкие сдвиги, связанные со структурными изменениями в системах организма, отмечаются после 6-8 недель (долговременная адаптация). Прогрессирующее повышение физических качеств требует опережающего роста нагрузок.
Результат восстановительных (рекреационных) нагрузок проявляется как СТЭ непосредственно во время или после их выполнения или как СТЭ после их
повторения. Механизм действия восстановительных нагрузок связан с переключением систем организма на другой вид деятельности (феномен Сеченова), с активным удалением продуктов обмена из утомленных мышц по принципу «мышечного насоса», с повышением кровообращения и питания (трофики) утомленных органов и систем.
Восстановительные физические нагрузки эффективны как при умственном, так и физическом утомлении. При умеренном утомлении достаточна одноразовая восстановительная нагрузка. При значительном утомлении и особенно при переутомлении требуется кумулятивный восстановительный эффект.
В физическом воспитании школьников восстановительные физические нагрузки применяются преимущественно для снятия нервного утомления, предупреждения переутомлении, повышения умственной работоспособности, формирования хорошего настроения, эмоциональной устойчивости (физкультурные паузы, подвижные перемены, туристические походы выходного дня и т. п.) [24].
В спорте основная задача этих нагрузок - ускорение восстановительных процессов в нервно-мышечной системе. Физические восстановительные нагрузки целесообразно сочетать с активным психологическим восстановлением (психологической разгрузкой).
Активирующие нагрузки необходимы для повышения активности обменных процессов в мышцах и стимуляции других функций организма - кровообращения, дыхания, нервно-эндокринной функции, пищеварения, трофических процессов в тканях, суставном аппарате и т. п. В основе активации обмена (метаболизма) в мышцах лежит механизм «мышечного насоса», а следствием является повышение функционирования всех остальных систем, обеспечивающих мышечную деятельность.
Должная ежедневная доза активной мышечной деятельности - двигательной активности (ДА) организму необходима так же, как определенная доза пассивности - сна.
Для активирующей нагрузки обязательна работа больших мышечных групп, не вызывающая чувства утомления. Критерий рационального объема ДА - состояние бодрости и работоспособности [33]. Активирующая физическая нагрузка может выполнять функцию восстановительной (рекреационной) после нервно-психического утомления. Однако она выполняет и свою самостоятельную функцию - функцию «мышечного насоса» - без какого-либо предшествующего утомления (например, в выходные дни). Активирующая нагрузка не может заменить развивающую, тогда как восстановительная, подготовительно-стимулирующая и развивающая нагрузки оказывают активирующее действие. Но поскольку оно относительно кратковременно, то должно быть дополнено специальными нагрузками (прогулками, играми, плаванием и купанием, катанием на коньках, лыжах, санках, велосипеде, работой в саду, на огороде, уборкой помещений и т. п.).
Подготовительно-стимулирующие нагрузки выполняются для подготовки организма к новому уровню или характеру деятельности. Например, переход после сна к активной деятельности (утренняя зарядка); переход к активному учебному процессу (гимнастика перед уроками); подготовка организма к интенсивным мышечным нагрузкам (подготовительная часть урока физкультуры).
Общим для этих нагрузок является их основная задача - подготовка организма к последующей деятельности. Однако содержание этих нагрузок существенно различно в зависимости от частных задач. Для стимуляции умственной деятельности применяются упражнения, способствующие концентрации внимания, снятию чрезмерного возбуждения нервной системы. Для подготовки к активной физической деятельности - упражнения для разминки суставов (стимуляция выделения синовиальной жидкости в полость сустава), растяжения сухожилий и мышц, разогрева мышц, увеличения количества функционирующих капилляров в скелетных и сердечной мышцах [4,13,35].
Обучающая нагрузка способствует формированию основных двигательных
навыков, умений управлять движениями (двигательной грамотности), прикладных (военных и трудовых) умений. В спорте обучающая нагрузка необходима для формирования умений и навыков в выполнении специальных действий (техническая и тактическая подготовка) в условиях соревнований.
Обучающая нагрузка оказывает и некоторое развивающее действие на физические качества (общую и специальную физическую подготовленность) -сопряженное действие, выраженность которого обычно невысока, так как интенсивность обучающей нагрузки, как правило, умеренная [41]. Интенсивность обучающей нагрузки ниже при освоении нового материала (формирование умений), так как необходимы паузы для объяснении, показа, контроля и выше - при совершенствовании уже освоенного материала (от умений к навыку).
Развитие и поддержание двигательных качеств учащихся осуществляется на уроках физической культуры, во время самостоятельных тренировок, на тренировках в спортивных кружках и секциях, в клубах, в туристских походах и т. д.
Эффективность этих занятия в достижении и поддержании нормативного уровня физической подготовленности во многом определяется рациональной структурой и нормированием нагрузок.
Большинство учащихся не занимаются спортом. Поэтому именно на уроках физической культуры они должны получить необходимую дозу развивающих нагрузок [29].
Должные параметры нагрузок, которые необходимо выполнять на каждом уроке физкультуры. Для развития основных двигательных качеств до нормативного уровня необходимо затратить около 45 мин, а для их поддержания на нормативном уровне около 30 мин. Однако столько времени практически выделить невозможно, так как на уроке, помимо развития двигательных качеств, должны решаться и другие задачи. Поэтому на уроке физкультуры могут быть использованы определенные методические приемы, дающие как бы дополнительно резервы времени [41].
Силовые нагрузки в развивающем объеме можно выполнять преимущественно на уроках по разделу гимнастики, а в поддерживающих объемах - на занятиях, посвященных легкой атлетике, спортивным и подвижным играм. Нагрузка на скоростно-силовые качества на занятиях легкой атлетикой, в играх может способствовать развитию выносливости при условии достаточно высокой средней ЧСС (выше 120 уд/мин) и ловкости при сложно координационных движениях.
Выполнение нагрузок с учетом этих положений позволяет достигнуть достаточного СТЭ по всем качествам за 20-25 минут, а остальное время урока можно использовать для решения других задач [13,25].
Таким образом, анализ научно-методической литературы показывает, что анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста обуславливают необходимость их учета при организации физической активности данного контингента. Гипокинезия, наблюдаемая у современных школьников, требует расширения используемых у подростков средств и форм двигательной активности, в частности различных кружков, секций, организуемых как в общеобразовательной школе, так и в нешкольных учреждениях.
1.4 Программа спортивно-оздоровительных занятий в экспериментальном классе
В рамках нашего исследования была разработана и внедрена в процесс физического воспитания программа спортивно-оздоровительных занятий (табл.1).
В таблице 1 представлен план-график распределения программного материала СОЗ. Как видно из таблицы, программный материал состоит из пяти разделов:
-общеразвивающие упражнения без предметов, в парах;
-ходьба обычная, на пятках, носках, в полуприседе; бег обычный,
приставными шагами, семенящий, многоскоки;
-кросс продолжительностью до 15 мин;
-туристические упражнения (ориентирование на местности по компасу,
ознакомление со способами разжигания костра, установки палатки и др.);
-подвижные игры с прыжками, метаниями, с элементами спортивных игр
и лыжных гонок (всего программа содержит 22 игры).
Программа рассчитана на 30 недель педагогического эксперимента. Все спортивно-оздоровительные занятия проводились на улице.
На спортивно-оздоровительных занятиях туристические упражнения применялись в первые четыре недели эксперимента.
Таблица 1
План-график распределения программного материала СОЗ для учащихся экспериментального класса
№ | Содержание | Недели эксперимента | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 13 | 14 15 16 | 17 18 | 19 20 | 21 22 23 24 | 25 | 26 27 | 28 | 29 | 30 | |||||||||||
1 | Общеразвивающие упражнения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
2 | Ходьба и бег | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||
3 | Легкоатлетический кросс | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||
4 | Туристические упражнения | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Подвижные игры: | ||||||||||||||||||||||||||||||
- бег за обручем | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- эстафета с препятствием | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- прыжки на одной ноге | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- опереди прыжок соседа | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- перепрыгни «ручей» | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
- подвешенный мяч | + | + |
окончание таблицы,
1
№ | Содержание | Недели эксперимента | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||
- меткие метания | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- увернись от мяча | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- попади в мишень | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
- спринт с метаниями | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
- передача лыжных палок | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- спуск по снежному склону | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- штурм вершины | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- ловкие повороты | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- не останься без палок | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- вакантное место | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- гонка лыжных колонн | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- преодоление изгороди | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- челночный бег | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
- полет мяча | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
- перехват мяча | + | + |
На пятой-восьмой неделях педагогического эксперимента помимо общеразвивающих упражнений использовались кроссовый бег и подвижные игры с прыжками и метаниями.
Девятая-шестнадцатая недели эксперимента включали по две подвижные игры разного характера: либо с прыжками и бегом, либо с метаниями и бегом, либо с прыжками и метаниями.
Семнадцатая-двадцать четвертая недели эксперимента включали различные виды ходьбы и бега, подвижные игры с элементами лыжных гонок.
Двадцать пятая и двадцать шестая недели педагогического эксперимента включали подвижные игры с элементами спортивных игр.
Двадцать седьмая-тридцатая недели эксперимента включали туристические упражнения.
Таким образом, нами разработана программа спортивно-оздоровительных занятий, состоящая из пяти разделов (общеразвивающие упражнения, ходьба и бег, легкоатлетический кросс, туристические упражнения, подвижные игры), рассчитанная на 30 недель формирующего педагогического эксперимента.
ВЫВОДЫ
1. Анализ научно-методической литературы показывает, что анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста обуславливают необходимость их учета при организации физической активности данного контингента. Гипокинезия, наблюдаемая у современных школьников, требует расширения используемых у подростков средств и форм двигательной активности, в частности различных кружков, секций, организуемых как в общеобразовательной школе, так и в нешкольных учреждениях.
2. Нами разработана программа спортивно-оздоровительных занятий, состоящая из пяти разделов (общеразвивающие упражнения, ходьба и бег, легкоатлетический кросс, туристические упражнения, подвижные игры), рассчитанная на 30 недель формирующего педагогического эксперимента.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учителям физической культуры и классным руководителям, проводящих спортивно-оздоровительные занятия с учащимися средних классов рекомендуется:
- проводить спортивно-оздоровительные занятия согласно структуре урока, выделяя подготовительную, основную и заключительную части занятия;
- учитывать интенсивность применяемых на спортивно-оздоровительном занятии игр;
- включать в такие занятия подвижные игры соответственно возрасту и времени года;
- включать туристические упражнения, содействующие ориентированию на местности, расширению кругозора, приобретению практических навыков.
ЛИТЕРАТУРА
- Агаджанян Н.А. и др. Физиология человека: Учебник (курс лекций). - СПб: СОТИС, 1998.
- Аизмат Р.И., Рубанович В.Б. Возрастные изменения морфофункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10-14 лет с разным уровнем организованной двигательной активности // Физиология человека. - 1994. - Т. 20, №3. - С. 136-143.
- Аршавский И.А. К теории индивидуального развития организма (физиологические механизмы, определяющие продолжительность жизни у млекопитающих) Ведущие проблемы возрастной физиологии и биохимии. -М.: Медицина. - 1966. - С.32-65
- Байбикова Л.С., Белякова И.П., Карасик В.Е. и др. Гигиеническое обоснование нормативных требований к нагрузкам при физическом воспитании школьников // Гигиена и санитария. - 1989. - №5. - С. 10-12.
- Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275с.
- Бальсевич В.К., Запорожцев В.А. Физическая активность человека. -Киев: Здоровья, 1987.
- Баранков О.Н. Пути и методы резкого повышения уровня общефизической подготовки детей в школе, располагающей обычной спортивной базой // ТиПФК. - 1991. -№2. -С. 50-51.
8. Бережков Л.Ф. Дубинская И.Д. Результаты массовых обследований как
показатель здоровья // Охрана здоровья детей. - 1979. - №7. - С. 121-144.
9. Бирючков Б.И. Методика подготовки дипломной работы. М., 1983.
10.Ю.Бобко ЯМ. Динамика физической работоспособности и показателей
кардиореспираторной системы у детей и подростков. - Л., 1973.
11.Быков B.C. Развитие двигательных способностей учащихся. - Челябинск: УралГАФК, 1998.
12.В мире подростка ЛТодред. АА. Бодаева. - М.-. Медицина, 19&0. И.Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.:
Просвещение, 1991. Н.Вайнрауб Е.М., Волощук А.С., Деревянко Д.И. Некоторые показатели
функционального состояния школьников с различной степенью полового
созревания //Материалы IX научной конференции по возрастной
морфологии, физиологии и биохимии. - М., 1979. 15.Верхошанский Ю.В., Ганченко И.О. Влияние силовых нагрузок на организм
в процессе его возрастного развития. - М., 1989. 16.Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. - М.: Изд-во МГУ,
1976. П.Гужаловский А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее
значении для теории и практики физического воспитания // Очерки по
теории физической культуры: Труды ученых соц. стран. Сост. и общ.49 ред.
Матвеев Л.П. - М.: ФиС, 1984. - С. 211-224. 18.Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии
ребенка. -М.: Методика, 1983. 19.Дьяконов В.В., Фокин Л.Н. Развитие физических качеств на уроках
гимнастики //ФК в школе. - 1989. - № 2. - С. 13-16. 20.Ивлеев В.И. Два дискуссионных аспекта организации физического воспитания школьников // ТиПФК. - 1991. - № 2. - С. 53-54 21.Локтев С.А., Барабанов А.Г. и др. Новый взгляд на старые проблемы //
ТиПФК. - 1999. - №3. - С. 51-53. 22.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: ООО Фирма
«Издательство ACT», 1998. 23.Минаев Б.Н., Шняп Б.М. Основы методики физического воспитания
школьников. -М.: Просвещение, 1989. 24.Минх А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. - М.:
Медицина, 1980.
25.Найданов Б.Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9-х классов общеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование тренировка. - 1996.- №1.- С-53-58
26.Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998.
27.Никитюк Б.А., Талько В.И. Адаптация компонентов сердечно-сосудистой системы к дозированным двигательным нагрузкам // ТиПФК. - 1991. - №1. -С. 23-27.
28.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / Авт.- стост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. - М: Дрофа, 2000
29.Парамонов Р.В., Седов К.М. Влияние упражнений развивающей направленности на физическое развитие и физическую подготовленность девочек // ТиПФК. - 1994. - №11. - С. 43-45,
ЗО.Ратов И.П., Иванов В.В., Попов Г.И. и др. К проблемам выбора перспективных направлений в использовании нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1999. -№5.- С.9-13
31.Самигуллина М.С., Салимгуллин Г.Х. Здоровье школьника и методы его определения. - Набережные Челны: КамАЗ. - 1997.
32.Сердюковская Г.Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. -М.-1979.-179с.
ЗЗ.Силла Р.В., Теосте М.Э. О распространении гирокинезии среди детей и подростков и ее функциональных признаков // Научные основы гигиены нормирования физических нагрузок для детей и подростков. - М., 1983.-С. 12-16.
34.Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности физкультурно-оздоровительной деятельности детей с нарушением зрения в условиях коррекционных школ
В настоящее время всё более актуальной становиться проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения, как неотъемлемая составляющая подготовки к активной самостоятельной жизн...
«Реализация личностно- ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания»
Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспек...
Личностно-ориентированный подход в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников
Методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания...
Инновационные подходы к физическому воспитанию, детей с ограниченными возможностями здоровья
Физическое воспитание в коррекционных школах VIII вида –это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение ф...
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения....
Проектная деятельность учащихся с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции учащегося в образовательном проц...
Проектная деятельность учащихся с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции учащегося в образовательном проц...