Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании детей
методическая разработка на тему
Реферат "Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании детей" содержит информацию об актуальности применения ИКТ технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями, об использовании информационно - коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_kudryashovoy_m.a.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Кафедра специальной педагогики и психологии
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
«Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании детей»
Выполнила: Кудряшова
Марина Александровна
Проверила: канд. психол. наук,
доцент Медведева Е.Ю.
канд. психол. наук,
доцент Ольхина Е.А.
Нижний Новгород
2015
Содержание.
1. Введение. Актуальность применения ИКТ технологий в обучении
детей с особыми образовательными потребностями. …………………….……3
2. Основная часть
2.1 Использование ИКТ в обучении детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида……………………………….…6
2.2 Преимущества уроков, проводимых с применением компьютерных
технологий. ……………………………………………………………………..…8
2.3. Использование информационно - коммуникационных технологий на
уроках математики в коррекционной школе. ………………………………….10
- Заключение. ………………………………………………………………..…..17
- Литература. ………………………………………………………………….…19
1. Введение. Актуальность применения ИКТ технологий в обучении
детей с особыми образовательными потребностями.
В современном обществе уровень информации характеризует уровень развития государства. Начавшийся ХХI век специалисты называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для учебного
процесса, где без компьютера не обойтись. Используя компьютер в учебновоспитательном процессе, мы готовим новое поколение к будущей жизни в
информационном обществе. Одним из основных направлений
информатизации образования является использование новых
информационных технологий для реализации развивающего обучения и повышения качества образования. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитагельный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Проблемы которые встают перед нами, педагогами, как и чем занять и увлечь детей с нарушением интеллекта, чтобы не пропал интерес к учебе и повысить их уровень и знаний интеллекта, с каждым годом детей с ОВЗ становится все больше, и чтобы у них не пропал интерес к учебе и уверенности в себе, на уроках математики в 5-9 классах, ставлю перед собой следующие задачи:
1.Пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки.
2.Помочь проявить себя, показать свою фантазию, находчивость, особый оригинальный взгляд на жизнь.
3.Пробудить интерес к учебе, непрерывно помогать им, не допускать образования пробелов.
4.Не дать никакой возможности увильнуть, не выполнить задание, отвлечься от учебы.
Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский).
Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ. Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов: видеослайдов фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, диаграммы, графики, математические формулы и модели, подготавливаемые лектором.
Основные направления учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы:
1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.
2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.
3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере.
4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе «Блокнот», «Microsoff Office Word». 5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.
6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.
Место информационных технологий при обучении: во время урока, во время подготовки к уроку, в проектной исследовательской деятельности.
Модель использования ИКТ на уроке:
- Демонстрация компьютерной презентации;
- Тестирование с выбором ответов;
- Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;
- Использование электронных учебников.
Это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса.
Основным средством контроля и оценки образовательных результатов
обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания. Тесты могут
проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-lain (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).
2.1 Использование ИКТ в обучении детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VПI вида.
«Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Учащиеся коррекционной школы VIII вида - это дети, для которых характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена, что проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Но у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведёт к положительному результату обучения и развития детей.
Использование компьютеров для занятий с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе, только начинается, и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Ребенку становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, что дает ему веру в свои силы.
Применение информационных технологий в работе с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе, направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал.
Использование ИКТ на уроках в коррекционной школе относят к наглядным средствам обучения. Так как чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе Power Point или Movie Maker. Эти презентации должны соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах, быть доступными. Они составляются с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников, должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом, эстетически оформленными. Презентации не должны быть перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда; для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками.
В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать, то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.
Также в последнее время создано большое количество развивающих игр, их можно использовать на занятиях по развитию пространственных представлений. Дети охотно и быстро осваивают работу на компьютере. Специальные упражнения способствуют развитию внимания, зрительной памяти, совершенствуют зрительно-моторную координацию, будят комбинаторное творческое мышление. Компьютерная игра повышает привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается; у учеников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
2.2 Преимущества уроков, проводимых с применением компьютерных технологий.
В последнее время много говорится о внедрении информационнокоммуникационных технологий в образовательный процесс. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютера, но и его особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. Об этом говорится в работах С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.
Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение - все это поддерживает интерес к обучению. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли такие ученые, как:
Л. С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л. С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. Ими были разработаны различные методики и теории. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках и будет являться одним из таких средств.
Компьютер развивает не только перечисленные выше познавательные процессы, но также зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, творческие способности. Происходит развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты. Работа за компьютером вырабатывает такие личностные качества ребенка как усидчивость,
внимательность, аккуратность, ответственность, самостоятельность,
уверенность в себе, повышается самооценка, складывается
удовлетворенность.
Освоение информационно-коммуникационных технологий также способствует социальной адаптации к современному информационному миру. Становится неоспоримым утверждение, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни. У них будет сформировано положительное отношение к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.
В качестве средства обучения компьютер в первую очередь позволяет усилить мотивацию ученика к познавательной деятельности. Не только новизна работы с компьютером и занимательность, но и возможность регулировать задания по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, которую может получить также из компьютерных программ без участия учителя. Использование ИКТ позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.
Однако хоть компьютер и обладает огромным потенциалом развивающих и обучающих возможностей, но только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного
результата. То, какие цели ставит перед собой учитель, какими путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребенка. Грамотно построенный урок вызывает и у отстающих учеников желание заниматься. И здесь компьютер - первый помощник.
С другой стороны, метод обучения с использованием ИКТ очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов.
2.3. Использование ИКТ на уроках математики
в коррекциовной школе.
Концепция модернизации российского образования требует
качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Смещение приоритетов в сторону современных ИКТ в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Эти изменения связаны: с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения; с достижением новых учебных результатов; с формированием в массовом порядке ИКТ - компетентности учителей предметников; с использованием компьютера в преподавании всех учебных предметов.
На своих уроках применяю вариант проникающей технологии, т.е. применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. На сегодняшний день я использую ИКТ в преподавании математики по следующим направлениям:
- подготовка печатных дидактических материалов, поурочных планов, составления рабочих программ;
- создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов;
- применение компьютерных тестов для контроля 3УН обучающихся;
- использование компьютерных программ, тренажеров.
Особенно актуален вопрос использования ИКТ в коррекционной школе, ведь большинство ребятишек из малообеспеченных семей и не имеют дома компьютеров, не говоря уже о доступе к сети Интернет. С помощью
компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.
Решение вопроса эффективного использования возможностей ИКТ на уроках математики в коррекционной школе потребовало поиска и создания новых средств обучения. Я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, с которыми раньше школьники не встречались.
Еще до того, как в школе появились компьютер и мультимедийный проектор, я изучала вопрос по эффективному использованию возможности ИКТ на уроках математики в коррекционной школе. Работала с материалами медиатеки разработанными в Институте коррекционной педагогики, коллекции ЦОР, но нигде не встретила системы презентаций по какому-либо курсу математики в коррекционной школе. И тогда я приступила к созданию собственных презентаций по математике. Материал презентаций ориентирован на контингент моих учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития, каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу. Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему. Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д. Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы. Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Применение презентаций позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся.
При проектировании мультимедийного урока продумываю какие цели, и задачи он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности школьников. Провожу анализ содержания учебного материала на возможность использования ИКТ, формы и способы подачи информации на экран. Учитываю предназначение урока.
Хочу привести некоторые примеры использования ИКТ на разных этапах урока.
Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.
На этапе проверки знаний возможно использование разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи.
Можно выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала. Среди различных способов изучения нового материала можно выделить следующие: новый материал объясняется самим учителем либо разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися. Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изучения нового, от степени готовности школьников к его восприятию и от содержания вводимых понятий.
Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с ОВЗ, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю на экране. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес.
Для лучшего запоминания главного в изучаемом материале использую в презентациях его выделение жирным шрифтом, курсивом, рамкой, цветом. Изучаемый материал школьники должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений.
Управление деятельностью учащихся при изучении нового материала должно осуществляться с учетом психолого-педагогических закономерностей. Особое внимание при этом следует обратить на то, что при пассивном участии многое ускользает от внимания обучающегося. К более же полному, богатому восприятию приводит активная мыслительная деятельность, которая по ходу ознакомления с материалом возрастает.
Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Другая форма проведения контроля знаний и умений - это тестирование. Тесты могут быть различными: контролирующие т.е. проверяющие уровень усвоения 3УН обучающимися или обучающекорректирующие, т.е. имеющие справочный материал, к которому ученик может обратиться в случае затруднения или неверного ответа.
Тесты незаменимы для проведения контроля, т.к. помогают быстро определить типичные ошибки, что позволяет сразу же устранить пробелы в
знаниях. Конечно, использовать для проверки уровня усвоения учебного материала только тесты, нецелесообразно. Однако тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях.
Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их знания.
Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля). Программ для составления тестов множество. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Но плюсом для всех таких программ является их универсальность - возможность применения для осуществления контроля знаний в любой учебной дисциплине. Проверку можно осуществлять и на бумажных носителях, если класс не оборудован для проведения компьютерного тестирования.
Также использую готовые компьютерные программы для составления раздаточного материала.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования ИКТ:
- Работа учащихся становится более интенсивной и продуктивной.
- Объем выполненных на уроке заданий увеличивается.
• Возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков.
• За счет игрового момента повышается познавательный интерес учащихся.
• Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений и других важных частей материала, так как преподавателю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), учащемуся не приходится ждать, пока преподавателю повторит именно нужный ему фрагмент.
Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Он должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
При проведении урока нужно позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими ребят на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
При использовании мультимедийных презентаций имею возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны», Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного
и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу школьников в знакомом видеть новое.
Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у школьников повысилась мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету. Поведение уроков с применением мультимедийных презентаций - это мощный стимул в обучении. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.
Конечно, время на подготовку преподавателя к уроку увеличивается, особенно на первом этапе. Но в дальнейшем накопленный опыт и методическая база являются хорошим подспорьем для подготовки и проведения уроков.
Информационные технологии в нашем образовании - это, безусловно, большой шаг вперед. Но нельзя не сказать о том, что чрезмерное увлечение компьютером обезличивает процесс обучения, исчезает непосредственный эмоциональный контакт с учителем и одноклассниками.
Я считаю, что личность учителя, живое общение, вербальный обмен информацией - все это является важной составляющей обучения. Истинное мастерство педагога, на мой взгляд, состоит в том, чтобы совмещать традиционные и инновационные методы и технологии обучения. Ведь и те, и другие имеют одну задачу - научить ребенка.
Нельзя сказать точно, что результаты обучающихся значительно повысятся благодаря использованию ИКТ, но, то, что они будут больше интересоваться тем, что происходит на уроке, будут активнее работать и быстрее запоминать материал, можно заявить с уверенностью.
3. Заключение.
Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности.
Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.
Практика проведения уроков с использованием ИКТ технологий показывает, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные. Учащиеся на таких уроках более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течение которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы задания.
Использование ИКТ технологий на уроке математики в школе VIII вида позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- повысить объем выполняемой работы на уроке; .усовершенствовать контроль знаний;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания - развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
Литература.
1. Перова, М.П. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вид: учеб. для студ. дефект. фак. педвуз.-4-е изд., перераб. – М.: Гуманист.изд. центр ВЛАДОС, 2001. -408с.
2. Гаврикова, Л.П., Кремер, О.Б., Подвальный, С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. - Воронеж:
Издательство «Научная книга», 2004.-103 с.
3. Демидова, М.Е. Работа с геометрическим материалом в школе VIII вида. Дефектология - М., 2002.- № 1
4. Князева, Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика - М., 2009.№4(34)
5. Кукушкина, О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии:
обучение студентов. Дефектология - М., 2001. - № 3
6. Панюкова, С.В. Информационные и коммуникационные технологии в
личностно-ориентированном обучении. - М.: Прогресс, 1998. -226 с.
7. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального
развития. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272с.
8. Шадриков, В.Д. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: учеб. пособие / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Гардарики, 2002с.
9. Инновационные технологии в образовании: Сб. статей./сост. Языкова Н.В., 2003.
10. Жукова, Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ
Внедрение инновационных технологий в обучение и воситание детей с ОВЗ...
Инновационный подход к внедрению современных методик обучения и воспитания
Инновация в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков и позволяющие нивелиров...
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психо...
Специфика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях надомного обучения.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...
Проект "Модель "Смешанное обучение" в урочной и внеурочной формах обучения и воспитания детей и подростков в области физической культуры и спорта"
Реализация проекта....
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)/Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Конспект родительского собрания. Время проведения: 1 период обучения, конец сентября....