Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в музыкальном воспитании детей
статья по музыке на тему
Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность.
Б. Шоу
В основу ФГОС положен системно - деятельностный подход к обучению. Реализация технологии системно - деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.
В рамках внедрения ФГОС НРК становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Введение его в предмет не должно быть искусственным и притянутым.
Целью введения НРК в программу по музыке в соответствии с требованиями ФГОС ООО – формирование гражданской сознательности, осознание своей этнической и национальной принадлежности, духовно-нравственное воспитание, формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов.
Огромную роль имеет значимость тех знаний, которые ребёнок получает на уроке, но если они не находят практического применения, то бесполезно говорить об их ценности. Например, в нашей школе стали традиционными такие мероприятия, как месячник татарского языка, литературы и искусства, «Навруз», «Фестиваль детского творчества», где каждый класс имеет своё задание (ИССЛЕДОВАНИЕ) целью которого является возрождение культуры народных праздничных гуляний, выявление юных талантов, талантливых семей. Таким образом проходят : (УРОК-ПРАЗДНИК, УРОК-ЭКСКУРСИЯ, УРОК-КОНЦЕРТ) На таких нетрадиционных уроках- праздниках дети, родители, гости вместе выступают, узнают о забытых традициях своего народа.
Чтобы подготовиться к таким нетрадиционным урокам, необходимо использовать следующие виды проектов:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов
2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали
5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме
6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание.
По признаку предметно-содержательной области:
Монопроекты (укладываются в классно – урочную систему)
межпредметные проекты (Во внеурочной деятельности)
Школа сотрудничает с Альметьевским Музыкальным колледжем им.Ф.Яруллина. Дети имеют возможность слушать «живую» музыку в исполнении оркестров, а также принимают участие в конференциях на базе колледжа, музыкальных конкурсах и фестивалях. Многие талантливые дети по окончании школы поступают учиться в Альметьевский музыкальный колледж.
Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение (ИССЛЕДОВАНИЕ) основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций. Включение в программу произведений народной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимися осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:
- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- развиваю творческие способности;
- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы;
- поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляю личностно-ориентированную направленность.
ПРИМЕРЫ:
На уроке по теме «Протяжные песни», слушая р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» и т.н.п. “Гөлҗамал”, школьники выявляют общие и характерные особенности татарской музыки в сравнительной характеристике с русской.
Татарские народные песни | Русские народные песни |
1. Одноголосны. 2. Особый лад пентатоника, состоящий из 5 ступеней, который не меняется. 3. Распевы тонкие, напоминают кружевной орнамент. 4. Варьируется только орнамент, цветисто, богато. | 1. Многоголосны. 2. Мажор, минор (диатонический семиступенный), переменный лад.
3. Большие скачки, широкие распевы, раздольность. 4. Вариативное развитие. |
При сравнительном анализе татарских и русских народных песен добавляются сведения об особенностях исполнительской традиции татарских песен.
Темы «Былины» и «Баиты» целесообразно изучать подряд, так как при помощи сравнительного анализа учащиеся лучше запоминают, что у каждого народа есть жанры, характерные только для его музыкальной культуры и особенности этих жанров.
Тема «Былины». При разучивании «Былины о Добрыне» в обработке Н.А.Римского-Корсакова выделяются интонационные особенности, определяются средства музыкальной выразительности.
Тема «Баиты» начинается с вопроса «Есть ли у татарского народа жанр, которого нет у других народов?»
Д. Да, наверно есть, потому, что у каждого народа своя история, своя жизнь.
У. Вы правы, в татарском фольклоре есть жанр баиты, и мы узнаем, что он из себя представляет.
Используя метод моделирования художественно-творческого процесса, выбираем средства музыкальной выразительности: мелодия должна быть певучей, без больших распевов, т.к. характер – очень печальный, ритм – ровным, темп – умеренным, динамика – тихо. При прослушивании баита ребята убеждаются в верности выбранных средств: характер, ритм, темп, динамика – соответствуют модели, созданной детьми.
В конце урока обобщаем знания о баитах.
Этот жанр народного музыкального творчества очень поучителен и выполняет огромную воспитательную функцию.
В 7-м классе эта тема рассматривается более углубленно.
Одним из важнейших инструментов, помогающих решать проблему воспитания культуры межнационального общения, умения понимать и принимать культуры других этносов, является образование, а способ - активное приобщение учащихся к национальной культуре, используя возможности национально-регионального компонента.
Видный татарский ученый Каюм Насыри утверждал: «Сколько языков знаешь - столько раз ты человек». Высказывание может относиться и к понятию «музыкальная культура»; знание музыкальной культуры разных народов обогащает душу человека, делает его жизнь духовно богаче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rip.docx | 21.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Альметьевска
Республики Татарстан
Работа республиканского круглого стола в рамках стажировки учителей изобразительного искусства и музыки по теме:
«Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в художественном воспитании обучающихся».
Тема выступления:
«Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в музыкальном воспитании детей»
Выполнила: учитель музыки
высшей квалификационной категории
Ахметзянова Румия Салиховна
Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность.
Б. Шоу
В основу ФГОС положен системно - деятельностный подход к обучению. Реализация технологии системно - деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.
В рамках внедрения ФГОС НРК становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Введение его в предмет не должно быть искусственным и притянутым.
Целью введения НРК в программу по музыке в соответствии с требованиями ФГОС ООО – формирование гражданской сознательности, осознание своей этнической и национальной принадлежности, духовно-нравственное воспитание, формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов.
Огромную роль имеет значимость тех знаний, которые ребёнок получает на уроке, но если они не находят практического применения, то бесполезно говорить об их ценности. Например, в нашей школе стали традиционными такие мероприятия, как месячник татарского языка, литературы и искусства, «Навруз», «Фестиваль детского творчества», где каждый класс имеет своё задание (ИССЛЕДОВАНИЕ) целью которого является возрождение культуры народных праздничных гуляний, выявление юных талантов, талантливых семей. Таким образом проходят : (УРОК-ПРАЗДНИК, УРОК-ЭКСКУРСИЯ, УРОК-КОНЦЕРТ) На таких нетрадиционных уроках- праздниках дети, родители, гости вместе выступают, узнают о забытых традициях своего народа.
Чтобы подготовиться к таким нетрадиционным урокам, необходимо использовать следующие виды проектов:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов
2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали
5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме
6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание.
По признаку предметно-содержательной области:
Монопроекты (укладываются в классно – урочную систему)
межпредметные проекты (Во внеурочной деятельности)
Школа сотрудничает с Альметьевским Музыкальным колледжем им.Ф.Яруллина. Дети имеют возможность слушать «живую» музыку в исполнении оркестров, а также принимают участие в конференциях на базе колледжа, музыкальных конкурсах и фестивалях. Многие талантливые дети по окончании школы поступают учиться в Альметьевский музыкальный колледж.
Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение (ИССЛЕДОВАНИЕ) основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций. Включение в программу произведений народной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимися осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:
- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- развиваю творческие способности;
- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы;
- поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляю личностно-ориентированную направленность.
ПРИМЕРЫ:
На уроке по теме «Протяжные песни», слушая р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» и т.н.п. “Гөлҗамал”, школьники выявляют общие и характерные особенности татарской музыки в сравнительной характеристике с русской.
Татарские народные песни | Русские народные песни |
1. Одноголосны. 2. Особый лад пентатоника, состоящий из 5 ступеней, который не меняется. 3. Распевы тонкие, напоминают кружевной орнамент. 4. Варьируется только орнамент, цветисто, богато. | 1. Многоголосны. 2. Мажор, минор (диатонический семиступенный), переменный лад. 3. Большие скачки, широкие распевы, раздольность. 4. Вариативное развитие. |
При сравнительном анализе татарских и русских народных песен добавляются сведения об особенностях исполнительской традиции татарских песен.
Темы «Былины» и «Баиты» целесообразно изучать подряд, так как при помощи сравнительного анализа учащиеся лучше запоминают, что у каждого народа есть жанры, характерные только для его музыкальной культуры и особенности этих жанров.
Тема «Былины». При разучивании «Былины о Добрыне» в обработке Н.А.Римского-Корсакова выделяются интонационные особенности, определяются средства музыкальной выразительности.
Тема «Баиты» начинается с вопроса «Есть ли у татарского народа жанр, которого нет у других народов?»
Д. Да, наверно есть, потому, что у каждого народа своя история, своя жизнь.
У. Вы правы, в татарском фольклоре есть жанр баиты, и мы узнаем, что он из себя представляет.
Используя метод моделирования художественно-творческого процесса, выбираем средства музыкальной выразительности: мелодия должна быть певучей, без больших распевов, т.к. характер – очень печальный, ритм – ровным, темп – умеренным, динамика – тихо. При прослушивании баита ребята убеждаются в верности выбранных средств: характер, ритм, темп, динамика – соответствуют модели, созданной детьми.
В конце урока обобщаем знания о баитах.
Этот жанр народного музыкального творчества очень поучителен и выполняет огромную воспитательную функцию.
В 7-м классе эта тема рассматривается более углубленно.
Одним из важнейших инструментов, помогающих решать проблему воспитания культуры межнационального общения, умения понимать и принимать культуры других этносов, является образование, а способ - активное приобщение учащихся к национальной культуре, используя возможности национально-регионального компонента.
Видный татарский ученый Каюм Насыри утверждал: «Сколько языков знаешь - столько раз ты человек». Высказывание может относиться и к понятию «музыкальная культура»; знание музыкальной культуры разных народов обогащает душу человека, делает его жизнь духовно богаче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ
В докладе представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно: повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...
Приемы и формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка
О реализации принципов системно-деятельностонго подхода на уроках русского языка...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании через использование инновационного интерактивного УМК по биологии «Навигатор».
В основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент. Формирование и развитие личност...
Проект как форма реализации системно –деятельностного подхода во внеурочной работе учителей естественнонаучных дисциплин
Сущность метода проектов –это решение какой-либо проблемы на основе самостоятельной деятельности учащихся при использовании соответствующих способов, средств, знаний, включая межпредметные и над предм...
Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО
Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...
Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...
Инновационный педагогический проект "Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность в коррекционных учреждениях "
quot;Помоги мне это сделать самому!" Из опыта моей работы с глухими детьми в сфере проектной деятельности. Различные примеры реализованных проектов....