Статья «Проектная работа по ФГОС»
статья на тему
Статья освещает особенности проектной деятельности в свете требований федерального государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа по ФГО | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №456
Статья
«Проектная работа по ФГОС»
Работу выполнила: Борисова Ольга Вячеславовна, учитель информатики
Санкт-Петербург
2014г.
Проектная работа по ФГОС
Под проектной деятельностью подразумевается целенаправленно организованная работа творческих групп педагогов и школьников по разрешению одной из актуальных социальных или учебных проблем (или ее аспектов). При этом происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме, предназначенный для распространения и применения в различных видах деятельности.
Проектная деятельность учащихся (обучающихся) является одним изметодов развивающего (личностно - ориентированного) обучения,направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (такихкак постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведениеэкспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитиютворческих способностей и логического мышления, объединяет знания,полученные в ходе учебного процесса и приобщает школьников кконкретным, жизненно важным проблемам.
Проектная деятельность является обязательной для учащихся(обучающихся) средней и старшей школы, для учащихся младшего звена всоответствии с нормативами основной образовательной программыначального общего образования.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоениямеждисциплинарных учебных программ.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект,выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметовс целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоениисодержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности,способность проектировать и осуществлять целесообразную ирезультативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,социальную,художественно-творческую).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно длякаждого учащегося (обучающегося), занимающегося по ФГОС.
Защита индивидуального итогового проекта является одной изобязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
Цели и задачи проектной деятельности.
Целью учебного проектирования является полное и органичноевключение проектной деятельности в образовательный процесс школы,изменение психологии его участников и перестановка акцентов страдиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерствоучителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний,овладение умениями использовать эти знания при создании своегоинтеллектуального продукта, востребованного профессиональнымсообществом, формирование ключевых компетенций, необходимых дляжизни и успешной самореализации человекав информационном обществе,воспитание личности выпускника, готовой к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире, важнейшими качествами которой являютсяинициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартныерешения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться втечение всей жизни.
Основные задачи:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель,описать основные шаги по достижению поставленной цели,концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов(учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ееиспользовать).
- Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).
- Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работенад проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию,оформлять сноски, иметь понятие о библиографии)
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся долженпроявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок всоответствии с установленным планом и графиком работы).
- Вовлечение в творческое проектирование всех участниковобразовательного процесса – учителей, учащихся (обучающихся) и ихродителей, созданиеединого творческого коллектива единомышленников,занятых общим деломвоспитания и самовоспитания современнойтворческой личности.
- Расширение и совершенствование области тематического исследованияв проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов;поиски новых направлений и форм творческого проектирования.
- Расширение границ практического использования проектных работ,созданных педагогами и школьниками, укрепление престижа участия впроектной деятельности для школьников.
Основные понятия проектной деятельности.
Проект - это форма организации совместной деятельности учителя иобучающихся, совокупность приѐмов и действий в их определѐннойпоследовательности, направленной на достижение поставленной целирешение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленнойв виде некоего конечного продукта.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов)обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена последующим основаниям:
• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский,творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой(ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся кобласти знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельностии пр.;
• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамкахшколы), муниципальный, городской, всероссийский, международный,сетевой (в рамках сложившейся партнѐрской сети, в том числе в Интернете);
• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока домноголетнего проекта.
Содержание проектной деятельности.
Проект должен представлять серьезную (соответствующую возрастной группе автора-исследователя) исследовательскую – индивидуальную работу современного научного уровня.
Проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых граней этой проблемы.
Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, а также может представлять собой небольшое научное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное, авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы – результат серьезного научного поиска и обобщения.
Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование каких-либо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.
Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.
Организация проектной деятельности.
Проектная деятельность является обязательной составной частью учебной деятельности учащихся.
Учащиеся начальной школы выполняют проекты в соответствии с нормативами основной образовательной программы начального общего образования, также ученик начальной школы имеет право выбора дополнительного проекта. Лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и учителем–предметником, вкладываются в Портфолио ученика.
Учащиеся основной школы сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта.
Для организации проектной деятельности учителя- предметники (работающие в данном классе) в течение сентября текущего учебного года вносят в сводную заявку (перечень) выбранные темы проектов (не менее 10) и примерные сроки их выполнения. Творческая группа и ее руководитель несут ответственность за выполнение проектной работы каждым учеником. Перечень может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия (но не позднее 1 декабря текущего года). Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько учеников.
Руководителем проекта является учитель-предметник, тему которого
выбрал ученик.
Результаты выполнения индивидуального проектадолжны отражать:
- умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
- способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
- сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Оформление проектной работы.
Результатом (продуктом) проектной деятельностиможет быть любаяиз следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки,изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в видепрозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютернойанимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту,которые могутвключать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены позавершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности,представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка кпроекту (объѐмом не более одной машинописной страницы) с указанием длявсех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткогоописания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) спискаиспользованных источников. Для конструкторских проектов впояснительную записку, кроме того, включается описание особенностейконструкторских решений, для социальных проектов — описаниеэффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя,содержащий краткую характеристикуработы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующихоснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/илиполученных решений, актуальность и практическая значимость полученныхрезультатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимостьсоблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. Вслучае заимствования текста работы(плагиата) без указания ссылок наисточник проект к защите не допускается.
Защита проектной работы.
- Презентация и защита проектных работ производится на школьном конкурсе проектов, который проводится ежегодно.
- Не позднее, чем за две недели до установленного срока проект предоставляется руководителю проекта.
- Для проведения конкурса создаѐтся специальная комиссия, в состав которой могут входить преподаватели, администрация образовательного учреждения.
- В школе организуется банк данных проектно-исследовательских работ, которым могут пользоваться как педагоги, так и обучающиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.
- Защиту проекта на конкурсе осуществляет автор проекта. Время защиты составляет 5-7 минут.
- В ходе защиты участники должны осветить следующие вопросы:
1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень разработанности;
2) цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения;
3) краткое содержание (обзор) выполненной работы, основные этапы, трудности и пути их преодоления;
4) степень самостоятельности в разработке и решении поставленной проблемы;
5) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
- Оценивание проекта осуществляется на основании оценок поставленных руководителем проекта и членами экспертной группы.
- Участники конкурса распределяются по группам и номинациям в зависимости от тематики представленных работ.
Критерии оценки итогового индивидуального проекта.
При описаниирезультатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основеоценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта ипояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырехкритериев:
∙ способность к самостоятельному приобретению знаний и решениюпроблем,проявляющаяся в умении поставить проблему и выбратьадекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации,формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробациюпринятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
∙ сформированность предметных знаний и способов действий,проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно иобоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темойиспользовать имеющиеся знания и способы действий;
∙ сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательнойдеятельностью во времени, использовать ресурсные возможности длядостижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий втрудных ситуациях;
∙ сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еерезультаты, аргументированно ответить на вопросы.
С целью определения степени самостоятельностиучащегося в ходевыполнения проекта необходимо учитывать три уровня сформированности навыков проектной деятельности: ниже базового уровня, базовый уровень иуровень, выше базового.
Оценивание проектной работы происходит в соответствии стребованиями оценочного листа проекта руководителемпроекта и членами экспертной комиссии.
Итоговая отметка по каждому критерию и итоговая отметка в целом запроект определяется как среднее арифметическое отметок, выставленныхруководителем проекта и членами экспертной комиссии. При этом итоговаяотметка выставляется в пользу ученика на основании правилматематического округления.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особоезаключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено припоступлении в профильные классы.
Результаты выполнения индивидуального проекта могутрассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускникаобщеобразовательного учреждения на избранное им направлениепрофильного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовате...
Аннотация статьи: "Проектная методика в обучении иностранному языку при реализации ФГОС".
Аннотация. В моей статье рассказывается об использовании проектной методики на занятиях по иностранному языку, о принципах метода проектов, значимости данной технологии.Ключевые слова: метод проектов,...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в номинации : "Учитель года-2016", Академия интеллектуального развития
Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в ном...
Статья "Проектная деятельность учащихся как средство формирования патриотического самосознания обучающихся в в соответствии с ФГОС"
Статья как небольшое обобщение практического опыта в рамках указанного метода обучения....
Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».
Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...
Статья "Проектная деятельность на уроках обществознания в 5-6 классах в рамках реализации ФГОС"
В статье рассказывается как осуществляется проектная деятельность на уроках обществознания в 5-6 классах...