«Использование русского фольклора в эстетизации коррекционного воспитания»
статья на тему
«… способность слушать и эстетически переживать народную музыку,
слышать основное, главное в ее содержании, сопереживать выраженные в ней чувства,
отмечать, понимать значение выразительных средств- все это не является прирожденными способностями человека,
а поддается воспитанию и развитию в процессе соответствующей деятельности на основе обучения».
Н.В.Шацкая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Казённое Специальное (Коррекционное) Образовательное Учреждение «Специальная (коррекционная) школа – интернат г. Моздок»
Тема
«Использование русского фольклора в эстетизации коррекционного воспитания»
Учитель Блинкова Лариса Дмитриевна.
В последние годы проблема эстетизации образовательно –воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного, межнационального и социального общения. Развитие всех этих качеств невозможно без создания эффективной системы эстетического образования и воспитания. Под эстетическим воспитанием подразумевается формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие способности правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве. Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на пути его воздействия на человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали, творческая, ищущая мысль все глубже раскрывала его природу, пути воздействия на личность человека. Одним из важнейших звеньев эстетического воспитания принято считать формирование эстетического чувства, способности правильно воспринимать оценивать прекрасное. Но умение видеть, чувствовать прекрасное не приходит само собой- эту способность надо целеустремленно воспитывать с детства. Эстетическое воспитание нормально развивающегося ребенка во многом происходит естественно, самопроизвольно, как и обучение речи, которой ребенок овладевает в обществе, даже если никто специально не обучал его говорить. Однако становится все яснее, что эстетическое воспитание в коррекционной школе следует проводить целенаправленно. При построении системы эстетического воспитания в такой школе большое значение имеет богатство содержания и форм работы. Ведь цель эстетического воспитания- научить умственно отсталого школьника воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях. Эстетические впечатления и переживания, вкус к прекрасному формируется у детей под влиянием всего уклада жизни детей в школе: учебно- трудовой деятельности, эстетического оформления бытовой обстановки, общения с природой. Дальнейшее эстетическое развитие учащихся нашей школы осуществляется в процессе художественного воспитания, при непосредственном ознакомлении с произведениями искусства (литература, музыка, живопись) и участие в различных видах художественной деятельности (рисование, пение, танцы). Искусство воздействует на чувства ребенка через художественный образ и вызывает у него переживания.
У умственно отсталых школьников все виды представлений формируются с трудом, так как у них очень низкий уровень абстракции. Осмысление таких понятий, как «Родина», «любовь к Родине», «любовь к родной земле» не доступно им. Но наши дети обладают ярко выраженной способностью глубоко чувствовать и переживать прекрасное. Поэтому в своей работе я использую каждую возможность раскрыть ребятам понятия об окружающем мире через формирование чувства прекрасного от окружающей действительности.
В коррекционной школе – интернате я работаю учителем музыки более 40 лет и сделала вывод, что эстетическое воспитание способствует коррекции некоторых дефектов. Через эстетическое воспитание можно влиять на развитие ребенка в целом, а также на формирование его эстетических представлений. Очень важная роль при этом принадлежит именно музыке, которая обладает огромной силой эмоционального воздействия, вызывает яркое переживание, способствует развитию художественного вкуса. В работе с детьми музыка оказывает корригирующее действие. Она воздействует на аффективную сферу ребенка, развивая высшие психические функции, к которым относятся мышление, мотивация, воля. В процессе музыкального воспитания осуществляется развитие познавательной деятельности учащихся, вырабатывается культура пения, способность слушать музыку, вникать в ее содержание. На этой основе зарождается любовь к музыке, формируются эстетические чувства, а также элементы музыкального вкуса. Кроме того музыка приносит детям большую радость, поднимает настроение, повышает жизненный тонус. Работа с детьми в коррекционной школе требует от учителя музыки систематического и кропотливого труда не только на уроках, но и внеурочное время: в кружковой и внеклассной работе. Ведь характерной особенностью современной системы эстетического воспитания следует считать самодеятельный характер многих форм работы. В нашем интернате часто проводятся различные музыкальные конкурсы, концерты, смотры художественной самодеятельности, дни именинников. Наблюдая за детьми во время представлений (эти наблюдения я вела с первых дней своей работы) за их реакцией, эмоциями замечала, что они не получают полного удовлетворения от увиденного. Я никак не могла понять причину. И вот однажды, на очередном празднике в честь именинников, детям была дана возможность проявить свои таланты, а именно, исполнить народные песни и танцы (наш интернат многонационален). Вот тут- то дети преобразились: у них ожили лица, загорелись глаза, появилась стать, пластика, эмоции переполняли их души и сердца. Я поняла, что детям нужны уроки фольклора. Что же такое фольклор? По мнению английского ученого У. Дж. Томаса, которое он высказал еще в 1846г., это «народная мудрость». А наши ученые считают фольклором устное народное творчество- поэтические произведения, создаваемые народом и бытующие в широких народных массах наряду с фольклором музыкальным, танцевальным, театральным. Но думаю, что в этих двух определениях нет противоречия. Ведь для того, чтобы сочинить такие замечательные сказки, былины, песни, танцы, пословицы, поговорки, которые есть у народов всего мира, нужно быть очень мудрым и талантливым. Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высокими художественными качествами, так как его произведения создаются не на книжном языке, а на живом разговорном народном языке.
Для начала я решила познакомить детей с русским фольклором. Ведь мы все живем в России, и в первую очередь должны знать историю и культуру русского народа. Но фольклор – это особый вид искусства, а у многих детей под воздействием современной музыки, которую они ежедневно слушают, складывается и формируется музыкальное мышление и слух, делая для них традиционными и обыденными ритмы и мотивы массовой песенной культуры. Поэтому в процессе психической подготовки этот стереотип музыкального мышления нужно было перестроить. Известная деятель музыкального воспитания В. Н. Шацкая писала: «… способность слушать и эстетически переживать народную музыку, слышать основное, главное в ее содержании, сопереживать выраженные в ней чувства, отмечать, понимать значение выразительных средств- все это не является прирожденными способностями человека, а поддается воспитанию и развитию в процессе соответствующей деятельности на основе обучения». Я понимала, что воспитать и развить в наших детях все это будет очень сложно, трудно, но решила попробовать, так как была уверена, что общение с народной музыкой принесет детям радость, ощущение праздника. А это для меня было главным. Я перечитала, пересмотрела много литературы. Делала это с удовольствием, так как с каждым разом узнавала все больше о русском фольклоре. И еще я поняла, что подобно любой информационно- эмоциональной языковой системе, фольклор имеет свои собственные пути освоения- двери, дающие возможность проникнуть внутрь, и ключи, позволяющие открывать эти самые двери. Здесь совокупно работают и законы языка, и законы логико- аналитического осмысления, и законы эмоционально- чувствительного включения. И вот мне предстояло найти эти ключи и открыть двери в сердца и души детей. Фольклор является идеальной платформой для развития всех органов чувств: памяти, внимания, воспитания воли, а также базой для формирования культуры эстетического воспитания древних пластов как собственного народа так и народов других национальностей. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившая во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинства произведений устного народного творчества русского народа- все это открывает путь к сердцу и уму ребенка. Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале нашего века. Это песни, обряды, верования. Издавна смена времен года отмечалась народными праздниками. Устраивали проводы зимы, встречу весны, летние праздники, праздники урожая осенью и др. В праздничные дни пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, загадывали загадки. Мне так хотелось приобщить детей к фольклору, воспитать у них любовь к Родине- России, к ее бессмертному поэту- русскому народу, обогатить словарный запас, развить речь. Дать подняться в ребенке росткам общей и музыкальной культуры, развить его природные способности при помощи созданных самим народом художественных эталонов- такую задачу я перед собой поставила. Конечно же одну из важнейших ролей в этом процессе играют уроки музыки. Ведь песенный фольклор обладает наиболее сильным воздействием как в образовательном так и в воспитательном плане. Разнообразие его видов и жанров дает возможность учащихся через художественный образ почувствовать и понять прошлое народа, его думы и чаяния. Народные песни с их типичными национальными мелодическими оборотами, удобными для развития детского голоса, являются важной основой обучения детей пению. Слушание и разучивание народных песен знакомят детей с характерными особенностями музыкального языка, воспитывают интерес и уважение к жизни и культуре народа. Для более полного и радостного вхождения в фольклор, я стала вводить элементы фольклора уже в первом классе. Такие уроки мы с детьми стали называть «уроками фольклора». Заложенное в детстве- отзывается готовностью принять эту культуру в подростковом возрасте без отторжения. С младенчества дети слышат колыбельные, которые поют им мамы, бабушки, поэтому малышей я знакомлю с поэзией пестования- колыбельными, прибаутками, частушками.
Баю- баю, баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить
Новы валенки носить.
Далее знакомлю их с потешным фольклором. Это скороговорки, дразнилки, заклички. Потешки призваны потешить, развеселить, позабавить ребенка.
У нас в Рязани грибы с глазами,
Их едят, а они глядят.
Или
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пойди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
При помощи потешек у детей вырабатывается потребность к игре. Раскрывая ее эстетическое содержание можно подготовить ребенка к самостоятельной игре в коллективе. Для поддержания радостных эмоций в потешки вводятся простые шутки, комические мотивы.
Дети любят петь скороговорки. Начинают друг с другом соревноваться- кто быстрее споет:
1) Опять пять ребят нашли пять опят. 2) Не руби дрова на траве двора. 3) От топота копыт пыль по полю летит. Это способствует коррекции речи. Важное влияние на эстетическое, нравственное воспитание и развитие учащихся оказывают поговорки и пословицы. Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, языку, развивает память. Пословицы и поговорки я часто использую для распевок не только в первом классе, но и с остальными ребятами.
1) Не даром говориться, что лгать не годится.
2) Не красна изба углами, а красна пирогами.
3) Что посеешь, то и пожнешь.
Детей второго класса начинаю знакомить с народной песней. Подбираю песни несложные, подходящие для детского голоса: «Во поле береза стояла», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько» и т. д. На структуре мелодий таких песен, ее архитектонике лучше развивать детские голоса, укрепить их, подготовить к исполнению более сложных песен в старших классах. Но для начала показываю им различные ритмы народных песен. Потому что при изучении песенного фольклора в начальном звене неоспоримо важное значение имеет работа с ритмом, поскольку дети раннего школьного возраста, приходя в класс и меняя свои привычные ритмы, часто не могут самостоятельно встроить свое тело и сознание в ритмы новые- ритмы урока, перемены, общения. Акцент на занятиях по фольклору делается именно на ритмические упражнения. Вхождение в определенный ритм, частая смена ритма учат детей вниманию, умению концентрироваться. Я предлагаю учащимся тот или иной рисунок ритма, отстукивая его руками, а дети повторяют. Меняю ритмы – дети подстраиваются. Затем даю ритмический рисунок песни, которую должны учить. После того, как ритм усвоен, остается наложить слова на выученный рисунок ритма. Ребята быстро и легко запоминают песню.
В третьем классе на первое место выходит работа над звуком. Особые звуковые упражнения позволяют детям почувствовать, что значит «фольклорный звук», как это петь открытым звуком. А еще важно дать детям почувствовать разницу в звучании одного человека и ансамбля, потому что именно унисон позволяет ощутить объем звука.
Над унисоном продолжается работа и в четвертом классе. В это же время я начинаю показывать детям танцевальные движения к песням. Например, к таким как «Земелюшка- чернозем», «Ах, улица, улица широкая,» «На горе- то – калина» и др. Движения эти обычно бывают очень простые, но это помогает детям лучше почувствовать метроритмическую структуру, темп, характер песни. Ритмические танцевальные движения под музыку развивают восприимчивость, пластичность, координацию движений. Дети с большим удовольствием танцуют. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении, смене впечатлений, деятельности. Это стремление я все время использую для развития художественного восприятия детей, ознокомления их с красивыми танцевальными движениями.
Еще у нас есть шумовой оркестр. Инструменты очень простые (ложки, трещетки, бубенцы, колотушки, треугольники), но дети с большим удовольствием на них играют. Народные инструменты являются наиболее естественным и действенным средством приобщения детей к музыкальной деятельности. Народная музыка и народные инструменты всегда являлись носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа. Игра на народных инструментах выступает как средство индивидуального раскрытия ребенка, его общения и самовыражения. Она развивает у детей координацию движений, чувство ритма, интерес к музыкальной деятельности. Входя в мир народной музыки и народных инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Народные инструменты помогают детям по- новому посмотреть на окружающий мир, ощутить индивидуальную гармонию. Душевное состояние ребенка приобретает необходимое спокойствие и равновесие. Доступность простейших народных музыкальных инструментов, легкость организации ансамблевого исполнения на них, приносят детям состояние радости, формируют интерес к познанию мира музыки.
И так, все четыре года, используя народные песни и игры, потешки и скороговорки, танцы и пословицы, а также попутно набирая репертуар, на «уроках фольклора» я занимаюсь с детьми четырьмя главными вещами: ритмом, звуком, дыханием, унисоном.
В старших классах репертуар усложняется. Мы переходим к календарным песням: «Колядки», «Подблюдные песни», «Веснянки», «Масленичные песни», «Жнивные песни» и др. Я рассказываю детям, что это за песни. Календарные песни- очень древние песни, широко бытовавшие еще в пору язычества. Они были одним из средств общения человека с природой. Силой слова и звука древний человек пытался умилостивить природу, чтобы она помогла получить хороший урожай. Мысль об урожае, о хлебе- тема труда главная в этих песнях. Каждая из таких песен приурочена к своему времени года, - связана с каким – либо земледельческим действием, праздником, обычаем или традицией. Когда начинаю учить с детьми ту или иную песню, то сначала беседую о ее содержании, обращаю внимание на порядок слов: весна красная, лен высокий, хлеб обильный, который придает певучесть, напевность. Выделяю слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами: березонька, рябинушка, солнышко, земелюшка, чтобы ребята могли ощутить их музыкальность, мелодичность, светлый и радостный тон. Старшеклассники с одинаковым желанием и удовлетворением разучивают и частушки, где высмеиваются нерадивые, и колядки, в которых звучат пожелания добра и благополучия.
Важное место во всем этом образовательном цикле о фольклоре я отвожу беседам. Стараюсь, чтобы они были доходчивыми и понятными детям. В своих беседах я рассказываю о русских народных песнях, о связи их с бытом, трудом и жизнью крестьян, описываю им праздники, обряды, обращаю внимание детей на то, что из произведений всех жанров фольклора выступает многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер всего русского народа. Мужественный, сильный, суровый- по былинам и историческим песням; хитроватый, насмешливый и озорной – по бытовым сказкам; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; грустный, глубоко чувствующий и переживающий – по лирическим песням; мудрый, наблюдательный, остроумный – по пословицам – таков русский человек во всем его величии, простоте, красоте. А для того, чтобы беседа получилась более понятной, эмоциональной – использую иллюстрации к сказкам, картины художников, творения народных умельцев, а также музыкальные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении выдающихся певцов, хоровых фольклорных коллективов, народных оркестров. Именно такое ознакомление детей с живым песенным и музыкальным фольклором повышает уровень знаний детей, расширяет их общий и музыкальный кругозор, пробуждает интерес к фольклору.
Я стараюсь сделать свои «уроки фольклора» интересными и не забочусь о том, чтобы сразу, на первых порах чему-то научить ребят. Мне важнее захватить их, задеть за живое, пробудить интерес к русскому народному творчеству. Ведь цель моих уроков такова: приобщение детей к истории и культуре своего народа, обретение и осознание ими древних корней рода, стимулирование роста, духовности через примеры высокого народного творчества, обучение детей сердечной радости через познание народной музыки.
Всю эту большую работу с детьми я продолжаю во внеурочное время, когда готовим праздники. Предлагаю детям сценарий, распределяем роли, подбираем участников на массовые сцены. Каждый праздник участники меняются для того, чтобы как можно больше детей почувствовали себя артистами. Заранее обговариваем оформление зала, декорации, костюмы. Это для того, чтобы мальчики и девочки старших классов с учителями трудового обучения могли сделать недостающее в декорациях или костюмах. В подготовке к празднику дети участвуют с удовольствием, проявляют полную активность, на репетициях почти всегда бывают внимательны и сосредоточены.
Когда проходит сам праздник, на лицах ребят можно прочесть такое удовлетворение и радость, что забываешь об усталости, о трудностях во время репетиций, когда с одним и тем же ребенком приходилось десятки раз повторять слова песни или движения танца, пока он не запомнит. Но состоялось подлинное общение детей с искусством своего народа и все остальное уходит на второй план. И тогда в очередной раз убеждаешься, что только в активном музыцировании дети ярче, эмоциональней воспринимают и переживают характер, настроение песни, танца, более доступными становятся для них закономерности языка народной музыки. Все это формирует у ребят чувство привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.
Уже много лет я занимаюсь с детьми фольклором. За это время была проведена масса разнообразных музыкальных композиций обрядовых праздников: «Посиделки», «Это русская сторонка, это Родина моя», «Слава хлебу на столе», «Как на нашей улице», «Дождик, дождик пуще», «В хороводе», «Здравствуй, лето», «Осенины», «Праздник урожая». Очень запомнилась детям «Ярмарка». Она у нас была настоящая: с театром Петрушек, которых дети делали сами и сами же были кукловодами, с медведем и цыганкою, с торговыми рядами.
Как я уже говорила, все наши праздники были интересными и разнообразными. Однако несмотря на это, самым любимым и традиционным для наших детей стал праздник «Масленица». Наверное потому, что Масленица была самым веселым народным праздником на Руси с незапамятных времен. Сама природа к этому времени принимается ликовать, как бы предчувствуя приближение Весны Красной. Солнышко начинает пригревать в полуденную пору совсем по- весеннему: и оно словно тешится- играет, заставляя плакать белые снега слезами горючими, а зябкий, хотя и привычный к морозу люд деревенский радоваться, да чествовать госпожу Масленицу широкую, веселую да затейливую. Она до сих пор остается одним из любимых праздников русского народа. Целую неделю пела – плясала, ела – пила, друг к дружке в гости хаживала крещеная матушка – Русь, с гор катались, в блинах валялись в масле купались. Но «не все коту Масленица»: в последний день наступали проводы. Чучело Масленицы вывозили за околицу и сжигали.
Праздник мы начинали готовить заранее, т.к. много массовых сцен, песен, танцев. С нетерпением ребята ждут того дня, когда начнем делать чучело Масленицы. Солому для чучела обычно привозят сельские ребята. Каждый год мы обыгрываем новый сценарий. В конце праздника сжигаем чучело и Весна угощает всех блинами. Равнодушных на празднике нет. Все очень живо реагируют на происходящее. Приподнятое настроение не покидает детей несколько дней. И потом, весь год, с нетерпением, ждут повторения праздника.
Только через светлое радостное творчество дети приобщаются к миру духовному, высшему. А поскольку радость является непременным условием глубины познания мира и себя в нем, фольклор в этом плане представляет умственно отсталым детям массу возможностей. Ведь в наш интернат малыши приходят совершенно беспомощными: у них не развита речь, координация движений нарушена, они закомплексованы. Однако к выпуску ребята настолько меняются в лучшую сторону, что порой мы, учителя и воспитатели, удивляемся, когда вспоминаем какими они к нам пришли.
А все это от того, что с первых дней пребывания детей в школе, я вовлекаю их в наши праздники, различные мероприятия. Они выполняют простые движения, участвуют в массовых сценах. Постепенно дети преображаются, становятся раскованными, пластичными, у них обогащается словарный запас. Когда ребята переходят в среднее и старшее звено, обычно они бывают уже подготовлены к тому, чтобы спеть в ансамбле песню, станцевать довольно сложный танец, сыграть ту или иную роль.
Я считаю, что народный фольклор является могучим фактором коррекции личности умственно отсталого ребенка, способствует успешной социальной адаптации воспитанников в социуме, а самое главное, он (народный фольклор) доставляет нашим детям большое эстетическое наслаждение.
ЛИТЕРАТУРА:
Н.Б. Савин - Педагогика
А.С. Соболев- Музыкальное воспитание во вспомогательной школе
Т.И. Пороцкая Работа воспитателя во вспомогательной школе
В.Н. Шацкая Музыкально- эстетическое воспитание детей
А. Л.Ренанский Эстетическое воспитание учащихся
К. Е. Кривицкий- Школьникам об эстетике
М.Н. Мельников- Русский детский фольклор
Ю.Н. Хижняк- Как прекрасен этот мир
А. А. Горелов Поэтика русского фольклора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФОЛЬКЛОРА»
В рамках данной работы рассматривается фольклор, как средство художественного воспитания детей и подростков, при обучении их в ансамбле РНИ. Рассматривается классифи...
Воспитание духовности дошкольников Через русский фольклор
\s Воспитание духовности дошкольниковЧерез русский фольклор У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, п...
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов)...
Открытое внеклассное мероприятие по использованию русского фольклора на логопедических занятиях.
Конспект открытого внеклассного мероприятия по логопедии, проведенный в школьном музее народного творчества "Берегиня". Лексическая тема : «Один день из жизни крестьянской семьи» (игровая экскурсия по...
Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ
Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ...
Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ
Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ...
Фольклор как универсальная система воспитания (материалы к урокам по фольклору и воспитательным мероприятиям)
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР, в понятие «детский фольклор» входят все виды и жанры устного народного творчества: произведения, созданные взрослыми для детей, и произведения самих детей. Детский фолькл...