«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФОЛЬКЛОРА»
методическая разработка на тему
В рамках данной работы рассматривается фольклор, как средство художественного воспитания детей и подростков, при обучении их в ансамбле РНИ. Рассматривается классификация фольклора (по Е. Росс). Приводятся специально отобранные произведения разных жанров, которые можно использовать как средство фольклора в работе с ансамблем РНИ.
Данная работа адресована руководителям ансамблей и оркестров РНИ, руководителям фольклорных коллективов, может быть использована музыкальными руководителями в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_vospitanie_detey_i_podrostkov_sredstvami_folklora_v_ansamble_rni.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Неоценимое значение в сохранении и передаче из поколения в поколение знаний и положительного опыта традиционного народного воспитания играет фольклор, являющийся важнейшим фактором в воспитании и социализации детей. Существует ряд классификаций фольклора. Одна из них предложена Е. Росс[1], которая включает в себя ряд групп: обрядовый фольклор, внеобрядовый фольклор, малые жанры фольклора, детский фольклор.
Обрядовый фольклор включает три группы: календарный (весна – лето, осень – зима); семейно – бытовой (родильный, свадебный, плачи) и заговоры (хозяйственные, лечебные и любовные).
Внеобрядовый фольклор содержит народную прозу (сказки – о животных, бытовые, волшебные); не сказочную прозу (былички, бывальщины, легенды, предания); народную поэзию (былины – киевского цикла и новгородского цикла); песни (частушки, лирические песни, исторические песни); баллады.
Малые жанры фольклора охватывают загадки (прямые загадки, загадки обманки, математические загадки, загадки на образное мышление); приметы (суеверные приметы, приметы-наблюдения, приметы-шутки); пословицы (пословицы с прямым смыслом, пословицы с переносным смыслом, многозначные пословицы); поговорки; анекдоты.
Детский фольклор состоит из материнской поэзии (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки) и собственно детского творчества (скороговорки, считалки, прозвища, дразнилки, страшилки и пр.). Автор включила в данную группу и современный фольклор: граффити, пародии, садистские стишки и пр.
Поскольку русский фольклор содержит большое количество произведений разных жанров, которые можно использовать как его средства в работе с ансамблем РНИ, то остановимся на некоторых из них.
ЗАГАДКИ
Загадки активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их воображение. Задумываясь над смыслом загадки, ребенок учится выстраивать логические связи, сравнивать и сопоставлять явления, делать умозаключения. Загадки заставляют ребенка посмотреть на давно знакомые предметы, явления как бы с другой, непривычной стороны.
Приведенные ниже примеры загадок подобраны специально для музыкальных занятий в ансамбле РНИ[2]. Они помогают лучше усвоить и закрепить материал. Загадки подобраны по следующим темам: музыкальные инструменты, растительный мир, мир животных и птиц. Главная цель такого подбора – придать процессу изучения русских народных инструментов характер увлекательной игры.
Загадки про музыкальные инструменты раскрывают те или иные их свойства. С деревьями – материалом, из которого изготавливаются музыкальные инструменты, - можно познакомиться в загадках о растительном мире. Прекрасным дополнением при организации сюжетно-ролевых игр с народными музыкальными инструментами являются загадки о животных и птицах. При сравнении голосов инструментов с голосами животных и птиц загадка дает им лаконичную и образную характеристику.
СЧИТАЛКИ, ПОГОВОРКИ И ПРИСКАЗКИ
Считалки помогают организовывать детский коллектив в игре, быстро выбирать водящего, побуждают к самостоятельности детей в процессе подготовки и проведения игры.
Приведенные ниже примеры считалок помогают закрепить за ребенком определенный музыкальный инструмент.
В поговорках и присказках дается образная характеристика не только инструментов, но и людей на них играющих. Идет сравнение инструментов с людьми, и людей с инструментами[3].
БЫЛИНЫ И РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Удивителен и прекрасен мир былин и русских народных сказок, сочетающих в себе поэтику и красоту русского языка, народную мудрость, переплетение реальных и нереальных событий, вероятного и невероятного, волшебный и приключенческий характер действия и народную мораль.
В работе с ансамблем РНИ отбираются былины и сказки, в которых помощником главного героя выступает какой-либо музыкальный инструмент (гусли, гудок, рожок, дудочка, скрипка и др.), обладающий чудодейственной силой, способный сотворить волшебство, управлять ходом событий.
Так, в былине «Садко»[4] гусли не только помогают добру молодцу зарабатывать на жизнь, играя на пирах.
Во славноем в Нове-граде.
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты[5];
По пирам ходил-играл Садко.
Чудесную и нежную игру Садко на гуслях услышал Морской Царь, который дал ему богатство – рыбу-золоты перья.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень.
И начинал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильмени со озера,
Сам говорил таковы слова:
– Ай, же ты, Садко новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать.
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную …
Когда Садко на своем корабле в синем море попал в бурю и понял, что в качестве дани Морскому Царю он должен сам спуститься на дно морское, то единственным предметом, который он взял с собой для смелости, были гусли. Именно этот инструмент помог Садко чудесным образом очутиться на свободе и вернуться домой.
В былине «Вавила и скоморохи»4 под воздействием звучания гудка совершаются сверъестественные события: то на поле крестьянина-земледельца села стая голубей горох клевать, а к повозке горшечника прилетели куропатки да тетерева, то холщевые холсты красной девицы превратились в шелковые да атласные холсты. И счастливому концу былины тоже поспособствовало звучание гудка – призвало в нужный момент стадо быков, выпивших воду, в которой могли утонуть Вавила со скоморохами, а также спалило чужеземное царство царя Собаки.
Именно умение играть на рожке позволило Симеону-младшенькому в сказке «Семь Симеонов»[6] наказать злого воеводу за недобрый язык и плохие помыслы. Волшебное звучание рожка «заколдовало» Елену Прекрасную и помогло семерым Симеонам привезти ее на Русь-матушку с далекого острова Буяна. А когда случилась беда, только благодаря рожку Симеон-младшенький спасся от неминуемой смерти, да еще получил в жены Елену Прекрасную.
В сказке «Наливное яблочко – золотое блюдечко»6 (по сюжету она похожа на сказки «Чудесная дудка», «Снегурушка», «О клиновой дудке» и др.) девочка Танюшка, убитая своими сестрами, ожила, когда зазвучала дудка, которая была сделана пастухом из тростника, выросшего на ее могилке. Дудка пропела отцу страшную историю, которая приключилась с его дочкой. В итоге зло было наказано, а добро восторжествовало – Танюшка ожила, а потом еще вышла замуж за царя.
Кот, играя на гуслях в сказке «Лисафья-кума»[7], смог освободить из логова хитрой лисицы своего друга петуха. Царица в сказке «Царица-гусляр»[8], переодевшись музыкантом и славно играя на гуслях, освободила из неволи своего мужа. А в сказке «Скрипач в аду»8 скрипка помогла музыканту не только выбраться из ада, но и свершить добрые дела. В сказке «Гусли-самогуды»8 умелая игра на гуслях помогла бедному Ваньке жениться на царской дочери.
Приложение № 1
ЗАГАДКИ ПРО МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Балалайка В лесу выросла, В лесу-то тяп-ляп, Треугольная доска, Барабан Ростом мал и пузат, Сам пустой, Гармонь Морщинистый Тит Ящик на коленях скачет – То толстеет, Гудок В лесу вырос, Ложки Всех кормлю с охотой я, Сам не ем, Сами не едим, | Гусли От калитки до калитки Дудка В лесу выросла, Звонок Купи, денег не жалей, Колокол Живой мертвого бьет, За уши повесили, Хоть нем я и глух, Кричит без языка, Язык есть – Живой мертвого бьет,
Если я пуста, бываю, Но когда несу еду – |
ЗАГАДКИ ПРО РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
Береза В белом сарафане. Зеленая, а не луг, Стоят в поле сестрицы: Стоит красавица на поляне: Клейкие почки, Летом цветет, Стоит Алена, Хоть малая, Рябина Весной зеленела, Под ярусом, ярусом В сенокос – горька, Можжевельник У маленькой елки
| Дерево Весной веселит, Дуб Вот так бревно: Ель Зимой и летом Что же это за девица: Весной цвету, Сосна Все паны Этой бабке сто лет, Тростник Стоит (сидит) гусь над водой, И гнездо для утки, |
ЗАГАДКИ ПРО МИР ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ
Воробей В серой шубке перовой Маленький мальчишка Птичка-невеличка Утка Пестрая крякуша Филин Живет в лесу, Конь Молчит, Четверо пляшут, Не земледелец, Комар Летит – пищит, Не зверь, не птица, Кукушка Мать, отца не знаю, Не ворона, не синица – Кто эта птица? Сова Днем спит, Всю ночь летает – Свинья Лежит замарашка | Дятел Плотник острым долотом Заяц Зимой белый, Что за зверь лесной Соловей Кто без нот и без свирели Корова Два бодаста, Два бодастых, Голодная мычит, Один махай, Среди двора Лягушка Ничем не больна, До того жирна – Медведь Лезет в яму до весны, Летом по лесу гуляет, Летом бродит без дороги Сорока Вертится, стрекочет, Бела как снег, Непоседа пестрая, |
Приложение № 2
СЧИТАЛКИ
Бубенцы Цынцы-брынцы, бубенцы, Валдайский Под горою у реки Копытца Тучи, тучи, тучи, тучи. Коробочка Дятел весело стучит, Ложки Суп варили Тобики, | Выходи из круга вон!» Рубель Раз, два, три, четыре, пять, Свистулька Шла кукушка мимо сети, Трещотка Треско, треско, трескотуха. Трещотка У трещотки колокольчик Шаркунки Инструменты шаркунки |
ПОГОВОРКИ
Гармонь не огонь, а разогревает. Гармонюшка-матушка С гармошкой лучше работа Гусли звонки, да струны тонки. | На словах, что на гуслях, Вывернулся, как Мартыня Наш брат Исайка – без струн |
ПРИСКАЗКИ
На лугу у нас играют, | Ты катись, наш звонкий бубен, Шустрый зайчик-попрыгайчик |
[1] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. Самара: Бахрах-М, 2008.
[2] См. приложение №1.
[3] См. приложение №2
[4] Былины: В 2 томах / Подгот. текста, вступ. статья и коммент. В.Я. Проппа и Б.Н. Путилова. – М., 1958.
[5] Яровчаты – сделаны из явора (белого клена); или от слова ярь – веселые, яркие, поднимающие настроение.
[6] Русская волшебная сказка: Антология / Сост., вступ. статья и коммент. К.Е. Кореповой. – М., 92.
[7] Великорусские сказки Пермской губернии: Сборник Д.К. Зелениной / Изд. Подгот. Т.Г. Иванова. – СПб., 97.
[8] Афанасьев А. Народные русские сказки: в трех книгах. МП Библиотека «Московские новости». М., 92.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В последние годы музыкальная педагогика рассматривает старший дошкольный возраст, когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развити...
ПРЕЗЕНТИЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА ФОЛЬКЛОРА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...
«МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
Процесс творческого вживания в музыкальный образ, необходимый для раскрытия художественного содержания произведения исполнительским коллективом, может осуществляться различными путями. Опыт показывает...
«Вопросы формирования репертуара для ансамблей русских народных инструментов».
Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар для ансамблей русский народных инструментов стимулирует рост исполните...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ансамбля русских народных инструментов «Заречье»
Программа "Заречье" художественной направленности.Актуальность данной программы состоит в социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного о...
К 25-летию Образцового ансамбля русских народных инструментов "Родничок"
25 февраля состоялся Юбилейный концерт Образцового ансамбля русских народных инструментов " Родничок"...
Методика музыкального развития детей на примере опыта работы в ансамбле русских народных инструментов МАУ ДО ДДТ г. о. Бронницы
В статье раскрываются основные моменты начального музыкального развития детей в ансамбле народных инструментов....