«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФОЛЬКЛОРА»
методическая разработка на тему

Суханов Максим Леонидович

          В рамках данной работы рассматривается фольклор, как средство художественного воспитания детей и подростков, при обучении их в ансамбле РНИ. Рассматривается классификация фольклора (по Е. Росс). Приводятся специально отобранные произведения разных жанров, которые можно использовать как средство фольклора в работе с ансамблем РНИ. 

          Данная работа адресована руководителям ансамблей и оркестров РНИ, руководителям фольклорных коллективов, может быть использована музыкальными руководителями в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неоценимое значение в сохранении и передаче из поколения в поколение знаний и положительного опыта традиционного народного воспитания играет фольклор, являющийся важнейшим фактором в воспитании и социализации детей. Существует ряд классификаций фольклора. Одна из них предложена Е. Росс[1], которая включает в себя ряд групп: обрядовый фольклор, внеобрядовый фольклор, малые жанры фольклора, детский фольклор.

Обрядовый фольклор включает три группы: календарный (весна – лето, осень – зима); семейно – бытовой (родильный, свадебный, плачи) и заговоры (хозяйственные, лечебные и любовные).

Внеобрядовый фольклор содержит народную прозу (сказки – о животных, бытовые, волшебные); не сказочную прозу (былички, бывальщины, легенды, предания); народную поэзию (былины – киевского цикла и новгородского цикла); песни (частушки, лирические песни, исторические песни); баллады.

Малые жанры фольклора охватывают загадки (прямые загадки, загадки обманки, математические загадки, загадки на образное мышление); приметы (суеверные приметы, приметы-наблюдения, приметы-шутки); пословицы (пословицы с прямым смыслом, пословицы с переносным смыслом, многозначные пословицы); поговорки; анекдоты.

Детский фольклор состоит из материнской поэзии (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки) и собственно детского творчества (скороговорки, считалки, прозвища, дразнилки, страшилки и пр.). Автор включила в данную группу и современный фольклор: граффити, пародии, садистские стишки и пр.

Поскольку русский фольклор содержит большое количество произведений разных жанров, которые можно использовать как его средства в работе с ансамблем РНИ, то остановимся на некоторых из них.

ЗАГАДКИ

Загадки активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их воображение. Задумываясь над смыслом загадки, ребенок учится выстраивать логические связи, сравнивать и сопоставлять явления, делать умозаключения. Загадки заставляют ребенка посмотреть на давно знакомые предметы, явления как бы с другой, непривычной стороны.

Приведенные ниже примеры загадок подобраны специально для музыкальных занятий в ансамбле РНИ[2]. Они помогают лучше усвоить и закрепить материал. Загадки подобраны по следующим темам: музыкальные инструменты, растительный мир, мир животных и птиц. Главная цель такого подбора – придать процессу изучения русских народных инструментов характер увлекательной игры.

Загадки про музыкальные инструменты раскрывают те или иные их свойства. С деревьями – материалом, из которого изготавливаются музыкальные инструменты, - можно познакомиться в загадках о растительном мире. Прекрасным дополнением при организации сюжетно-ролевых игр с народными музыкальными инструментами являются загадки о животных и птицах. При сравнении голосов инструментов с голосами животных и птиц загадка дает им лаконичную и образную характеристику.

СЧИТАЛКИ, ПОГОВОРКИ И ПРИСКАЗКИ

Считалки помогают организовывать детский коллектив в игре, быстро выбирать водящего, побуждают к самостоятельности детей в процессе подготовки и проведения игры.

Приведенные ниже примеры считалок помогают закрепить за ребенком определенный музыкальный инструмент.

В поговорках и присказках дается образная характеристика не только инструментов, но и людей на них играющих. Идет сравнение инструментов с людьми, и людей с инструментами[3].

БЫЛИНЫ И РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Удивителен и прекрасен мир былин и русских народных сказок, сочетающих в себе поэтику и красоту русского языка, народную мудрость, переплетение реальных и нереальных событий, вероятного и невероятного, волшебный и приключенческий характер действия и народную мораль.

В работе с ансамблем РНИ отбираются былины и сказки, в которых помощником главного героя выступает какой-либо музыкальный инструмент (гусли, гудок, рожок, дудочка, скрипка и др.), обладающий чудодейственной силой, способный сотворить волшебство, управлять ходом событий.

Так, в былине «Садко»[4] гусли не только помогают добру молодцу зарабатывать на жизнь, играя на пирах.

Во славноем в Нове-граде.
Как был Садко-купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты
[5];
По пирам ходил-играл Садко.

 Чудесную и нежную игру Садко на гуслях услышал Морской Царь, который дал ему богатство – рыбу-золоты перья.

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень.
И начинал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильмени со озера,
Сам говорил таковы слова:

– Ай, же ты, Садко новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать.
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную …

Когда Садко на своем корабле в синем море попал в бурю и понял, что в качестве дани Морскому Царю он должен сам спуститься на дно морское, то единственным предметом, который он взял с собой для смелости, были гусли. Именно этот инструмент помог Садко чудесным образом очутиться на свободе и вернуться домой.

В былине «Вавила и скоморохи»4 под воздействием звучания гудка совершаются сверъестественные события: то на поле крестьянина-земледельца села стая голубей горох клевать, а к повозке горшечника прилетели куропатки да тетерева, то холщевые холсты красной девицы превратились в шелковые да атласные холсты. И счастливому концу былины тоже поспособствовало звучание гудка – призвало в нужный момент стадо быков, выпивших воду, в которой могли утонуть Вавила со скоморохами, а также спалило чужеземное царство царя Собаки.

Именно умение играть на рожке позволило Симеону-младшенькому в сказке «Семь Симеонов»[6] наказать злого воеводу за недобрый язык и плохие помыслы. Волшебное звучание рожка «заколдовало» Елену Прекрасную и помогло семерым Симеонам привезти ее на Русь-матушку с далекого острова Буяна. А когда случилась беда, только благодаря рожку Симеон-младшенький спасся от неминуемой смерти, да еще получил в жены Елену Прекрасную.

В сказке «Наливное яблочко – золотое блюдечко»6 (по сюжету она похожа на сказки «Чудесная дудка», «Снегурушка», «О клиновой дудке» и др.) девочка Танюшка, убитая своими сестрами, ожила, когда зазвучала дудка, которая была сделана пастухом из тростника, выросшего на ее могилке. Дудка пропела отцу страшную историю, которая приключилась с его дочкой. В итоге зло было наказано, а добро восторжествовало – Танюшка ожила, а потом еще вышла замуж за царя.

Кот, играя на гуслях в сказке «Лисафья-кума»[7], смог освободить из логова хитрой лисицы своего друга петуха. Царица в сказке «Царица-гусляр»[8], переодевшись музыкантом и славно играя на гуслях, освободила из неволи своего мужа. А в сказке «Скрипач в аду»8 скрипка помогла музыканту не только выбраться из ада, но и свершить добрые дела. В сказке «Гусли-самогуды»8 умелая игра на гуслях помогла бедному Ваньке жениться на царской дочери.

 

Приложение № 1

ЗАГАДКИ ПРО МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Балалайка

В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
На руках плачет,
А на полу скачет.

В лесу-то тяп-ляп,
Дома-то ляп-тяп,
На колени возьмешь –  
Заплачет.

Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Волосок тонкий,
Голосок звонкий.

Барабан

Ростом мал и пузат,
А заговорит –
Сто крикливых ребят.
Сразу заглушит.

Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Ребят созывает.
   

Гармонь

Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.

Ящик на коленях скачет –
То поет, то горько плачет.

То толстеет,
То худеет,
На коленях плачет.
 

Гудок

В лесу вырос,
На стене вывис,
На руках плачет,
Кто слушает – скачет.
   

Ложки

Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая.

Сам не ем,
А подношу еду всем.

Сами не едим,
А людей кормим.
                                             

Гусли

От калитки до калитки
Натянуты стальные нитки.
Под нитками – яма,
В яме – гамма.

 Дудка

В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
Ножом порезали;
В руках плачет,
А кто слушает – скачет.

Звонок

Купи, денег не жалей,
Со мной ехать веселей.

Колокол

Живой мертвого бьет,
А мертвый вопиет.

За уши повесили,
За язык подергали.

Хоть нем я и глух,
А станешь бить меня –
Я закричу.

Кричит без языка,
Поет без горла,
Радует и бедует,
А сердца не чует.

Язык есть –
Не говорит,
Ухо есть –
Не слышит.

Живой мертвого бьет,
Мертвый голос издает,
На крик его народ идет…
Не говорит, а всех зовет.



Поцелую, полижу.
И опять положу.

Если я пуста, бываю,
Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.

ЗАГАДКИ ПРО РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Береза

В белом сарафане.
Стала на поляне.

Зеленая, а не луг,
Белая, а не снег,
Кудрявая, а не голова.

Стоят в поле сестрицы:
Платьица белены,
Шапочки зелены.

Стоит красавица на поляне:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке.

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой.
Стоит под горой.

Летом цветет,
Зимой греет,
Настанет весна –
Потечет слеза.

Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

Хоть малая,
Хоть большая –
Где стоит,
Там и шумит.

Рябина

Весной зеленела,
Летом загорела,
Что за ягодка?

Под ярусом, ярусом
Висят кисти
С красным гарусом.

В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Осенью надела
Красные кораллы.

Можжевельник

У маленькой елки
колкие иголки,
Шарики синие,
Словно бы в инее.

 

Дерево

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

Дуб

Вот так бревно:
В воде давно.
Лежит, но не пропало –
Еще крепче стало.

Ель

Зимой и летом
Одним цветом.
Что летом и зимой
В рубашке одной.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.

Сосна

Все паны
Скинули кафтаны,
Один пан
Не скинул кафтан.

Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой.

Тростник

Стоит (сидит) гусь над водой,
Машет своей бородой.

И гнездо для утки,
И свисток, и дудки,
И картон, и бумага,
И дрожжи, и брага,
И рожки, и лукошко,
Ствол этот не простой:
Хоть и длинный, но пустой.

ЗАГАДКИ ПРО МИР ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ

Воробей

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.

Утка

Пестрая крякуша
Ловит лягушек.

Филин

Живет в лесу,
Ухает, как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боятся.

Конь

Молчит,
За нас работает.

Четверо пляшут,
Тысячи машут.
Я копытами стучу,
Я скачу, скачу, скачу,
Грива вьется на ветру.

Не земледелец,
Не кузнец,
Не плотник,
А первый на селе работник.

Комар

Летит – пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.

Не зверь, не птица,
А нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.

Кукушка

Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду.

Не ворона, не синица –
Как зовется эта птица:
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку».

Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.

Сова

Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.

Свинья

Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Нос пятачком,

Дятел

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
Что за странные
Дроби барабанные.
Доносятся из чащи,
То медленней, то чаще.

Заяц

Зимой белый,
Летом серый.
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы?

Соловей

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?..

Корова

Два бодаста,
Четыре ходаста,
Один хлестун.

Два бодастых,
Четыре ходастых,
Пятый замахайка.

Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребятам
Молока дает.

Один махай,
Четыре гуляй.
Два – детям страсть,
Четыре – всем сласть.

Среди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади метла.

Лягушка
Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду плюх!

Ничем не больна,
А все стонет она.

До того жирна –
Даже шея не видна.

Медведь

Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.

Сорока

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет:
«Всех я за день навещу,
Все, что знаю, растрещу!»

Бела как снег,
Черна как жук,
Вертится как бес,
И повертка в лес.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

Приложение № 2

СЧИТАЛКИ

Бубенцы

Цынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились, сорванцы.
Цец, бец, цер-берец,
Поиграй нам молодец.

Валдайский
колокольчик

Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
«Дили, дили, дили, дон –

Копытца

Тучи, тучи, тучи, тучи.
Белый конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
И красив он, и силен.
 

Коробочка

Дятел весело стучит,
И скучать нам не велит:
«Тук-тук, так-так, тук-тук, точка –
Вот тебе коробочка!»

Ложки

Суп варили Тобики,
Помогали Бобики.
Прибегали кошки,
Приносили ложки.
Стали кошки ложки мыть,
Выходи – тебе водить!

Выходи из круга вон!»

Рубель

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе играть велела.

Свистулька

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить,
Выходи, тебе водить.

Трещотка

Треско, треско, трескотуха.
Протрещала прямо в ухо.
Раз, два, раз, два, три –
Мне, дружочек, помоги.

Трещотка
с колокольчиками

У трещотки колокольчик
Очень весело звенит,
То лошадка лихо скачет,
То тебе водить велит.

Шаркунки

Инструменты шаркунки
Расшумелись, удальцы:
Шарк, шарк, шаркунок,
Веселей играй, дружок.

ПОГОВОРКИ

Гармонь не огонь, а разогревает.

Гармонюшка-матушка
Лучше хлеба-батюшки.

С гармошкой лучше работа
спорится.

Гусли звонки, да струны тонки.

На словах, что на гуслях,
А на деле, что на балалайке.

Вывернулся, как Мартыня
с балалайкой.

Наш брат Исайка – без струн
балалайка.

ПРИСКАЗКИ

На лугу у нас играют,
Ребятишек забавляют:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Перепелки – в сопелки,
Канарейки – в жалейки,
Чайки – в балалайки,
Лисицы – в скрипицы,
Кони – в гармони,
Бараны – в барабаны.

Ты катись, наш звонкий бубен,
Быстро-быстро по рукам.
Где найдешь ты остановку –
Там на нем сыграют вам.

Шустрый зайчик-попрыгайчик
Заиграй нам в барабанчик.


[1] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. Самара: Бахрах-М, 2008.

[2] См. приложение №1.

[3] См. приложение №2

[4] Былины: В 2 томах / Подгот. текста, вступ. статья и коммент. В.Я. Проппа и Б.Н. Путилова. – М., 1958.

[5] Яровчаты – сделаны из явора (белого клена); или от слова ярь – веселые, яркие, поднимающие настроение.

[6] Русская волшебная сказка: Антология / Сост., вступ. статья и коммент. К.Е. Кореповой. – М., 92.

[7] Великорусские сказки Пермской губернии: Сборник Д.К. Зелениной / Изд. Подгот. Т.Г. Иванова. – СПб., 97.

[8] Афанасьев А. Народные русские сказки: в трех книгах. МП Библиотека «Московские новости». М., 92.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последние годы музыкальная педагогика рассматривает старший дошкольный  возраст,  когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развити...

ПРЕЗЕНТИЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА ФОЛЬКЛОРА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ  ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...

«МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

Процесс творческого вживания в музыкальный образ, необходимый для раскрытия художественного содержания произведения исполнительским коллективом, может осуществляться различными путями. Опыт показывает...

«Вопросы формирования репертуара для ансамблей русских народных инструментов».

Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар для ансамблей русский народных инструментов стимулирует рост исполните...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ансамбля русских народных инструментов «Заречье»

Программа "Заречье" художественной направленности.Актуальность данной программы состоит в социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного о...

К 25-летию Образцового ансамбля русских народных инструментов "Родничок"

25 февраля состоялся Юбилейный концерт Образцового ансамбля русских народных инструментов " Родничок"...

Методика музыкального развития детей на примере опыта работы в ансамбле русских народных инструментов МАУ ДО ДДТ г. о. Бронницы

В статье раскрываются основные моменты начального музыкального развития детей в ансамбле народных инструментов....