Современные методы работы с учащимися, проявляющими признаки одаренности
статья на тему
Предварительный просмотр:
Зайцева Елена Расульевна
МОБУ гимназия №1 г. Мелеуз РБ
Современные методы работы с учащимися,
проявляющими признаки одаренности
Одна из главных проблем совершенствования современной системы образования – раннее выявление и обучение детей проявляющих признаки одаренности. При этом нельзя смешивать понятия «одаренный ребенок» и «способный, продвинутый ребенок». В первом случае речь идет об особых способностях детей в какой-либо определенной области – это так называемые «вундеркинды». Они часто обладают хорошей памятью, логическим и творческим мышлением. Существует необходимость учитывать их природные задатки и развивать соответствующие способности. Такие дети есть в каждом учебном заведении, что часто создает необходимость учитывать их индивидуальные способности и возможности при дифференцированном подходе.
Во втором случае мы говорим о детях с признаками общей одаренности, оцениваемой по принципу «учатся как все». Для них характерно успешное развитие в системе дополнительного образования. Многие педагоги для успешной работы с одаренным ребенком пытаются найти его сильную сторону, дать ему возможность проявить себя, насладиться своим успехом. «Проявиться» - значит отступить от школьной программы, выйти за ее рамки, самостоятельно выбрать сферу деятельности и двигаться вперед.
В своей педагогической деятельности мы занимаемся развитием и воспитанием детей, проявляющих признаки одаренности, что приносит свои плоды. Наши учащиеся являются победителями олимпиад разного уровня, творческих конкурсов, научно-практических конференций.
Нашаработу с одаренными детьми состоит из следующих этапов:
1 этап. Выявление детей с признаками одаренности. Прежде всего, такие ребята имеют ряд особенностей, таких как: любознательность, настойчивость в поиске ответа, склонность к размышлениям, умении схватывать главное.
2этап. Развитие интеллектуальных способностей на уроках. Практикуем на занятиях решение логических задач, работу с источниками, задания определяющего типа, создание проектов.
3 этап. Развитие способностей во внеурочной деятельности (это участие в исследовательской деятельности, конкурсах сочинений, эссе, изготовление макетов, проведение тематических классовых часов, работа детей в качестве экспертов).
4 этап. Формирование навыков самообразования. Такую возможность предоставляет сеть Интернет, а именно цифровые образовательные ресурсы, интерактивные демонстрации, виртуальные модели, тренажеры.
Методы и формы работы с одаренными детьми органически сочетаются с методами и формами работы и со всеми учащимися в классе и в то же время отличаются определенным своеобразием.
В нашей практике мы используем следующие формы работы:
- уроки-практикумы (работа с источниками, фотографиями из истории школы, газетными статьями, плакатами);
- уроки с элементами ролевой деятельности (выступление в роли учителя, организация работы в группах, составление заданий классу);
- уроки-конференции (обобщение материала, углубление знаний по наиболее важным проблемам, конкретизация и детальное осмысление основных выводов и ключевых положений);
- уроки освоения новых знаний в форме путешествий, турниров, выполнение познавательных заданий);
- внеклассные мероприятия (проведение групповых игр, КВН, конкурсов рисунков и поделок.
-проведение олимпиад как способа определения глубины интереса ребенка к предмету, выявлению особых способностей к изучению определенной предметной области. Примером могут быть олимпиады Всероссийские дистанционные олимпиады Центра одаренности г.Перми это Молодежные чемпионаты, в этом году мы открыли для себя Акмуллинскую олимпиаду по теме «Участие народов Башкортостана в Первой мировой войне», Московскую интернет олимпиаду по истории и обществознанию, республиканскую олимпиаду Кубок Гагарина, где наши учащиеся становились победителями и призерами муниципальных и региональных этапов
Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными детьми, мы убедились,что для современной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Список использованной литературы и источников.
- Алексеева Э.А. инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом//Интернет-журнал Эйдос. – 2007.
- Амосова Л.Е. работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
- Баранов П.А. Воронцов А.В. подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1.С.40.
- Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя/ Н.Б. Шумякова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумяковой – М., Просвещение 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми с признаками одаренности.
Эта статья об организации идентификации детей с признаками одаренности. К статье приложена презентация и рекомендации для классных руководителей....
Доклад на тему "Работа с учащимися, проявляющими интерес к химии"
В докладе рассмотрены методы работы с детьми, заитересованными в полдучении дополнительных знаний по химии и с одаренными детьми; представлен опыт работы....
Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Материал представлен как результат работы с одаренными детьми....
Работа с учащимися, проявляющими интерес к математике
Работа с учащимися, проявляющими интерес к математике...
Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности
Представлена структурно-функциональная модель организации работы с детьми с признаками одаренности...
Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования
Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования...
План работы с детьми имеющими признаки одаренности
План работы с детьми имеющими признаки одаренности...