Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
материал по теме
Материал представлен как результат работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_metody_raboty_s_odarennymi_detmi_na_urokakh_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты работы Каменевой Ирины Анатольевны, учителя русского языка и литературы МОАУ СОШ №4 г.Белогорск Амурской области
Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Дети должны жить в мире красоты, … фантазии и творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
Любому обществу нужны одаренные, творческие люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развивать способности всех его представителей.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Как определить, одаренный ли ребенок?
Для выявления одаренных детей в 5 классе мы провели краткий ориентировочный тест (КОТ), предназначенный для определения интегрального показателя умственных способностей, и тест Торранса, который поможет исследовать творческую одаренность детей начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов школы (17–18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.
Результаты диагностики 5 «Б» (23 ученика)
- Результаты анализа краткого ориентировочного тестирования.
Высокий уровень (4.2%) умственных способностей показала Шадрина Валерия. У данной ученицы хорошо развита скорость и точность восприятия, пространственное воображение.
Уровень способностей выше среднего (20,8%) показателя были обнаружены у 4 учеников: Назаровой, Платонова, Тувыщевой, Щеткиной.
Средний уровень (54,2%)умственных способностей показали 13 учеников.
Уровень ниже среднего (20,8%) показателя – 5 учеников.
Низкого уровня способностей не обнаружено ни у одного из учеников.
Вывод: У учеников с показателями умственных способностей высокий и выше среднего хорошо развиты способности:
- к обобщению и анализу материала;
- гибкость мышления и переключаемость, что является важной характеристикой общих способностей к обучаемости;
- скорость и точность восприятия, распределения и концентрации внимания;
- пространственное воображение.
У учеников с низким показателем умственных способностей все перечисленные выше качества плохо развиты. Для их развития рекомендуются:
- упражнения развивающие концентрацию и распределение внимания;
- чтение толковых словарей, полезно решать лингвистические задачи;
- полезны сборники головоломок
- Результаты теста Торренса.
По результатам данного теста высокий показатель оригинальности у 7 учеников: Карповой, Тонких, Кисель, Масликов, Шишова, Юрьева, Тувышева.
Особенно можно отметить работы Тувышевой, Юрьевой, Шишовой, так как они более оригинальны и уникальны.
По результатам тестов была определена цель моей работы - создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и дальнейшего профессионального самоопределения.
Я расскажу о двух направлениях своей работы: подготовка к олимпиаде по русскому языку и о театральном кружке.
Изучив задания различных олимпиад по русскому языку, ввела в факультативные занятия курс по истории языка. Ребята знакомятся с историей письменности, с реформой азбуки. После изучения тем провожу повторение в форме игры. В 7 классе в ходе занятий провожу игры на повторение изученных тем (презентации).
Результатом работы являются достижения ребят в олимпиадах различного уровня.
В этом году впервые участвовали в городской олимпиаде:
по литературе – Назарова Валерия – II место
Третий год мы являемся участниками Международной олимпиады по основам наук (по русскому языку). В 2009-2010 уч.году участвовало 3 ученицы, в финал вышло две: Назарова Валерия – 1 место (100 баллов), диплом I степени, золотая медаль; Щеткина Елизавета – 2 место (99 баллов), диплом I степени, серебряная медаль.
В 2010-2011 уч.году участвовало пятеро учащихся 6-х классов, все вышли в финал. Результаты: Диплом II степени – Назарова Валерия (6Б), Пискунов Александр (6Д), Щеткина Елизавета (6Б); Диплом III степени – Путилина Анастасия (6Б), Шадрина Валерия (6Б).
В 2011-2012 году к участию подключились и другие учителя. Всего в первом туре участвовало 56 учеников нашей школы по разным предметам: русский язык, литература, биология, география, математика, история, обществознание, английский язык и химия. Среди всех участвующих – 30 по русскому языку и литературе. 10 участников – ученики 7-х классов.
21 апреля участвуем в третьем финальном этапе.
Т.о., можно сказать, что интерес к олимпиаде с каждым годом возрастает. Ребята показывают хорошие результаты. Интересные задания позволяют проверить свои знания.
Интерес к русскому языку проявляется и в участии ребят в различных конкурсах
и исследовательских конференциях (грамоты).
В прошлом году мы приняли участие в школьной научно-практической конференции. Результат: Путилина Анастасия – I место, Щеткина Елизавета – III место. В городской научно-практической конференции «К вершинам наук», которая проходила 12 апреля 2011г Путилина Настя заняла II место.
Творческие конкурсы
- Городской конкурс детского творчества «Живому жить» Тувышева Дарья победила в литературной номинации, написав сказку-быль, и заняла 2 место в городском конкурсе «Зеленая планета» в номинации «Жизнь леса и судьбы людей».
- Городской конкурс «Письмо космонавту» - Геворгян Елена (3 место) – сентябрь 2011
- 20.10.2011 – городской конкурс «Мой край, твою историю храню, тебя люблю и гордо воспеваю» - Назарова В., 7Б, II место
Традиционные «Приемыховские чтения» также дают свои результаты.
В 2009-2010гг:
Титаева Татьяна выступила с басней собственного сочинения.
В декабре 2011 – Титаева Татьяна представила еще одну басню.
Т.о., литературная копилка нашего класса пополняется.
Также хотелось бы рассказать о театральном кружке. В 2009 году я вела курс «Театр». С него все и началось. Ребята с интересом изучали историю театра, готовились к инсценировкам в классе. И в декабре мы выступили с первой постановкой на традиционных «Приемыховских чтениях».
В этом году для ребят ведется курс «Искусство слова», где ребята продолжают работу
Традиционными стали разминки в начале каждого занятия, позволяющие ребятам познакомиться с азами актерского мастерства. Это и сценическая речь, и разминки на разогрев, упражнения на выражение эмоций. Разминка строится на технике речи - чистоговорки, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки.
(тренинг)
Данные занятия развивают у ребят правильную речь, память и мышление. На занятиях я не раз видела, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Когда я стала заниматься с детьми то, поняла, что каждый из детей по-своему талантлив. У каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа. (Пример: один мальчик, был очень скованным, когда выходил к доске заикался, всего боялся, но когда я проработала с ним какое - то время, а затем дала ему одну из главных ролей - он раскрылся), великолепно сыграл дьячка в постановке «Ночи перед Рождеством».
Результатом наших занятий стал театральный коллектив, который получил название «Балаганчик». Состав коллектива уже сложился. В него входят Бобин Илья, Назарова Валерия, Шадрина Валерия, Путилина Анастасия, Платонов Влад, Гладунов Андрей. Но наши двери открыты и для других ребят класса, себя попробовали Юрьева Ксения, Гаврилюк Данила и др. Т.о., можно сказать, что большая часть класса – творческие ребята.
Первый наш опыт – театральная постановка на Приемыховских чтениях в 5 кл. В прошлом году мы приняли участие в городских фестивалях театральных коллективов «Да здравствует театр!» и «Театральная весна-2011». На фестивале «Да здравствует театр!» наш коллектив победил в номинациях «Лучшая роль» (Шадрина Валерия, роль Солохи) и «Лучший театральный костюм».
В этом году мы подготовили инсценировку по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Первое выступление было в школе. С 25 по 27 марта мы приняли участие в традиционном городском фестивале «Театральная весна». Фестиваль проходил в течение трех дней. В первый день мы выступали с постановкой. Второй день – ребята прошли тренинг и участвовали в брейн-ринге. Третий день – награждение и выступление с поздравлением.
Работа учителя с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Благодаря творчеству можно выразить все то, что не можешь сказать обычными словами, что на душе у тебя, что ты чувствуешь и ощущаешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Выступление на районном семинаре по данной теме....
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...
Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка".
В статье предлагаются некоторые интересные формы проведения уроков русского языка...
Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)
В данный материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...
Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
В данной статье рассматриваются современные подходы к обучению одаренных детей на уроках русского языка и литературы. Освещаются как традиционные, так и инновационные методы, такие как исследовательск...