Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования
статья
Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog_nv_doklad.docx | 50.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №43»
Современные эффективные технологии обучения и воспитания детей, организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС дошкольного, общего образования
Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования
Потемкина Екатерина Юрьевна,
учителя английского языка
г. Нижневартовск
Содержание
І. Введение 2
ІІ. Основная часть 4
2.1. Одаренный ребенок: кто он? 4
2.2. ФГОС и проблема «одаренности» 4
2.3. Интерактивные «рабочие листы» (ИРЛ)- эффективная технология
при работе с одаренными детьми 5
ІII. Опыт и перспективы использования технологии «Интерактивный
рабочий лист» 8
IV.Заключение 11
V.Список использованных источников 13
VI.Приложения 14
- Введение
Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам будешь учиться.
Сократ
Актуальность. Одним из приоритетных направлений деятельности любого образовательного учреждения, предписанных им федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, является работа над сохранением и развитием одаренности детей. ФГОС делает акцент на деятельностном подходе в образовательном процессе, т.е. развитии у обучающегосяспособности быть активным творцом своей жизни, умении выбирать и быть ответственным за свой выбор. Важно направить ребенка не на получение знаний, а на умение их добывать и творчески перерабатывать.
Введение «новых стандартов» работы с детьми выявило массу проблем. Оказалось, что наша образовательная система в корне не готова двигаться по этому пути. Здесь можно говорить о трех основных трудностях:
- Отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности;
- Основой образования в современной школе остается знаниевая парадигма;
- Ориентация школы на «уравнивание» под «среднего».
Как мы видим, традиционная классно-урочная система, предложенная основоположником научной педагогики Я.А.Коменским еще в 17 веке, теряет свою актуальность. При работе с одаренными детьми целесообразно предложить следующие принципы работы:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
При работе с одаренными детьми наиболее эффективными являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности. Одной из таких технологий является технология «интерактивного рабочего листа».
Новизна: использование для создания «рабочих листов» облачных сервисов Google добавляет им качественно новое свойство – интерактивность, что позволяет расширить временные, территориальные и информационные границы процесса обучения. Ребенок может выполнять задания согласно своему индивидуальному маршруту.
Цель: представление технологии продуктивного обучения «Интерактивный рабочий лист» как средства организации учебного процесса с детьми с повышенной учебной мотивацией.
Задачи:
- Описать значимость работы образовательного учреждения с одаренными детьми в рамках федерального государственного стандарта нового поколения;
- Определить понятие «одаренности» и выделить основные принципы работы с детьми данной категории;
- Познакомить с технологией продуктивного обучения «Интерактивный рабочий лист», основными принципами работы с ней;
- Продемонстрировать личный опыт и перспективный план работы по данной технологии.
Целевая аудитория: педагоги образовательных и дошкольных заведений, родители, учащиеся с повышенной учебной мотивацией.
Трансляция педагогического опыта: наше знакомство с данной технологией произошло совсем недавно. В рамках Второй международной научно-практической on-line конференции педагогических работников «Новая школа: мой маршрут», проводимой модераторами Intel в сентябре-ноябре 2014г, был реализован небольшой сетевой проект по данной технологии. Приняв в нем участие, небольшая группа педагогов нашей школы организовали свой проект, где методом «проб и ошибок» мы учились создавать интерактивные «рабочие листы», обсуждая их и совершенствуя путем комментирования в коллективной on-line таблице (результат работы можно посмотреть, пройдя по ссылке:
В рамках регионального методического семинара «Применение интерактивного «рабочего листа» как средство повышения познавательной мотивации учащихся» (г. Нижневартовск, ноябрь 2014г.) было дано три мастер-класса для заместителей директоров, методистов и педагогов школ округа. В перспективе – проведение мастер-классов и организация сетевых проектов коллег в рамках корпоративного обучения.
- Основная часть
- Одаренный ребенок: кто он?
Одаренность – очень сложная психологическая категория, для установления которой требуется квалифицированная диагностика. Кроме того, это тонкое этическое понятие, которое не позволяет нам, педагогам, разделять детей на «одаренных» и нет. Педагогический словарь определяет одаренность как «системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов» [1].
Нам близка формула, выведенная Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПК и ПРО, которая утверждает, что «детская одаренность=Мотивация +Интеллект +Креативность» [6]. Мы полностью согласны с тем, что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая признаками одаренности, делают это с большим успехом, нежели те дети, кто более одарен, но менее заинтересован. Поэтому, начиная работу с детьми, важно привить им познавательный интерес к предмету.
Кроме того, нужно отметить, что у детей с признаками одаренности четко проявляется потребность с исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду.
Таким образом, процесс обучения с детьми с признаками одаренности должен строиться на самых актуальных принципах, используя современные технологии.
- ФГОС и одаренность
Ведение нового образовательного стандарта, безусловно, коснулось и работы с талантливыми детьми. Давно и остро стоявшая проблема «усреднения» школьников находит здесь решение: начинается работа над выявлением и поддержкой талантливых детей, их сопровождением в течение всего процесса становления. Новые стандарты позволяют развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Системно-деятельностный подход призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, а также построение образовательного процесса с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. Стандартом предусмотрена возможность разработки индивидуальных учебных планов для работы с одаренными детьми, которые предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дифференцированного обучения). Реализация индивидуальных планов сопровождается поддержкой наставника (тьютора), основная задача которого – на основе диалога помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию работы.
ФГОС расширяет возможности использования основных подходов к разработке учебных планов:
- ускорение
- углубление
- обогащение
- проблематизация,
а также учитывает основные законы развития высоких способностей (по В.С. Юркевич) [7]:
- развитие происходит только в той деятельности, где ребенок получает положительные эмоции;
- необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности;
- деятельность должна представлять значимую ценность.
- Интерактивный рабочий лист - эффективная технология при работе с одаренными детьми
Одной из инновационных технологий, используемых для работы с детьми с признаками одаренности, является технология использования «интерактивного рабочего листа», которая позволяет учителю эффективно организовать деятельность детей с повышенной учебной мотивацией.
Сразу хотелось бы оговориться, что данная технология считается еще очень молодой, поэтому информации о ней немного, и вряд ли возможно найти идеальный вариант самого интерактивного рабочего листа.
Прототипом интерактивного «рабочего листа» являются рабочие листы (Worksheets), выполненные в обычном текстовом или табличном редакторе и широко использовавшиеся в обучении с использованием компьютера до массового появления сервисов веб 2.0. Функция совместного редактирования и хранения документов, которую привнесли облачные сервисы в развитие этого вида дидактических средств, обеспечивает важную добавочную ценность материалов, созданных в “облаках”, - интерактивность [3].
Целью работы с интерактивным «рабочим листом» является не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия.
Интерактивный рабочий лист:
- помимо рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним (приложение 1);
- предназначен для самостоятельной работы учеников на уроке или дома;
- конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материалалиста, активную работу ученика с ним;
- работа с листами подразумевает свободное использование любыхисточников информации (как бумажных, так и Интернет-источников).
Говоря о результате работы с рабочими листами, следует отметить, что вероятность их одинакового заполнения крайне мала, вследствие этого электронные листы не оцениваются с точки зрения «правильности».
Основными достоинствами рабочих листов являются:
- возможность неоднократного копирования, как учеником, так и учителем;
- комментирование работ с последующим редактированием содержания либо ответов;
- быстрота замены информации на уже созданном листе;
- возможность заполнения в домашних условиях (при актированных днях, болезни ребёнка, в качестве дополнительного домашнего задания).
Технология использования интерактивного рабочего листа очень проста:
- 1) учитель создает и публикует интерактивный рабочий лист в среде электронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу кодом);
- учитель также дополнительно создает копию этого листа для клонирования шаблона каждым учеником.
- для этого в настройках совместного доступа устанавливается возможность редактирования для "любого пользователя, обладающего ссылкой.
- ученик переименовывает клонированный лист и может его видоизменять и редактировать (выполнять задание). После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с помощью URL-адреса в среде электронного обучения (сайте/блоге), предъявляя таким образом другим свою работу. Теперь листы, созданные разными учениками, можно обсуждать, комментировать, оценивать при занесении их в коллективную таблицу (приложение 2).
В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей - от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы.Чтобы обучение было развивающим, интерактивный «рабочий лист» следует строить с учетом таксономии Блума, где учащийся будет усваивать материал, начиная с запоминания и понимания и заканчивая творческим уровнем (приложение 3). Разнообразие типов интерактивных «рабочих листов» позволяет применять эту технологию на любом предмете.
Ниже приведена типология ИРЛ:
- использование элементов веб-квеста - проблемных заданий, объединенных общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием процедур;
- включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы;
- разработку системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и несплошными текстами;
- использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, схематизировать и т.д. В основном, это графические листы;
- конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование интерпретацию информации из Интернета.
Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы (включающего примеры и пояснения), предназначенного для сообщества, класса, группы (приложение 4). Дополнительная степень свободы, которая обеспечивается возможностью публикации выполненных рабочих листов в папках общего доступа, - это взаимное оценивание работ самими учащимися. Последнее является непростой организационной задачей и подразумевает наличие определенного уровня культуры у сообщества, уже имеющего опыт работы в совместных документах.
Для создания интерактивных рабочих листов хорошо подходят инструменты, входящие в пакет Google Apps для образования:
- документы Google – Google Docs
- таблиы Google spreadsheet
- рисунки Google drawings
ІII. Опыт и перспективы использования технологии «Интерактивный рабочий лист»
Гении не падают с неба, они должны
иметь возможность образовываться и развиваться.
А.Бебель
Мы уверены, что у каждого педагога в педагогической практике рано или поздно возникает проблема: «Как организовать занятие таким образом, чтобы не просто интересно и увлекательно учащимся материал преподнести, но и обучить детей с разным уровнем учебных способностей?». Как правило, достаточно сложно в рамках одного занятия увлечь детей с низким уровнем познавательной мотивации и вывести 1-2 учеников на олимпиадный уровень, особенно по предмету «Иностранный язык».
Наше знакомство с данной технологией произошло совсем недавно. В рамках Второй международной научно-практической on-line конференции педагогических работников «Новая школа: мой маршрут», проводимой модераторами Intel в сентябре-ноябре 2014г, был реализован небольшой сетевой проект по данной технологии. К сожалению, информации по данной технологии немного, а найти идеальный вариант интерактивного «рабочего листа» вряд ли представляется возможным. Данная технология находится в стадии разработки. Небольшая группа педагогов нашей школы организовали свой проект, где методом «проб и ошибок» мы учились создавать интерактивные «рабочие листы», обсуждая их и совершенствуя путем комментирования в коллективной on-line таблице «Делай как я» (результат работы можно посмотреть, пройдя по ссылке:
В рамках регионального методического семинара «Применение интерактивного «рабочего листа» как средство повышения познавательной мотивации учащихся» (г. Нижневартовск, ноябрь 2014г.) было дано три мастер-класса для заместителей директоров, методистов и педагогов школ округа.
Данная технология применялась на уроках английского языка в начальной школе, а также в 5х, 6х и 7х классах основной школы. Интерактивный рабочий лист мгновенно вызвал интерес у учащихся (примеры ИРЛ в приложении 5).
На протяжении нескольких уроков мы попробовали применить печатный вариант «рабочих листов» для детей, имеющих повышенный интерес и успеваемость по предмету, несколько расширив и углубив материал урока. Так как есть небольшая трудность использования компьютеров на уроке в кабинете иностранного языка, а также получения открытого доступа к сервисам Google, работу с интерактивными «рабочими листами» мы вынуждены были организовать лишь как домашнюю. Для ознакомления с самой процедурой был проведен небольшой семинар для детей из разных классов, а также подготовлены обучающие материалы и видео. Для современных школьников, уже давно общающихся с компьтером на «ты», работать в этой системе оказалось не только просто, но и привычно. Сейчас мы планируем организовать свое общество одаренных детей, которые будут углублять свои знания по предмету дистанционно, а именно при помощи интерактивных «рабочих листов».
Для дальнейшей работы с интерактивным листом ученикам было дано задание: создать собственный аккаунт в Google mail, прислать на электронную почту учителю свой логин и получить ссылку на коллективную таблицу, а также задания в виде ИРЛ.
Коллективная таблица разделена на несколько ячеек с разнообразными «рабочими листами». Каждый ученик мог скопировать рабочий лист на свой Google диск и выполнить задания. После выполнения заданий «рабочего листа» учащиеся открывали доступ к комментированию и редактированию своих работ по ссылке. Далее ссылка заносилась в коллективную таблицу, где учащиеся имели возможность прокомментировать рабочие листы своих товарищей. Правом редактирования обладает только учитель. Такая форма обсуждения выполняет еще и функцию формирующего оценивания.
К сожалению, говорить о высоких результатах применения данной технологии еще рано, однозначно нужно отметить, что она не должна быть исключительной при работе с детьми с признаками одаренности.
Итак, какие положительные моменты использования интерактивных «рабочих листов» мы отметили в своей работе:
- Нам удалось раздвинуть рамки учебной программы по предмету путем углубления и расширения изучаемого материала. В первую очередь это касается такого вида речевой деятельности, как чтение. Многие задания по темам (текстам) предлагаются в учебниках только для запоминания или понимания. Мы попытались их вывести как минимум на уровень анализа или оценивания, иногда – творчества (использовалась типология заданий на функциональное чтение [5]. В приложении 6 можно познакомиться с таблицей, где указаны доработанные темы и их процентное соотношение к общему количеству тем.
- Кроме того, данная технология позволяет более качественно работать над страноведческим материалом, которого в учебниках очень мало, а современная система контроля знаний (контрольные, тестирования, олимпиады, в т.ч. дистанционные, ЕГЭ) включают в себя страноведческие задания. Важно отметить, что сервисы Google позволяют «загружать» для обучения как презентации, так и видео, по которым тоже можно составлять различные задания (приложение 6).
- В ходе использования интерактивных рабочих листов, была выявлена небольшая положительная динамика, которая прослеживалась в оценках учащихся. Сравнивая итоговые результаты по 3, 4 четвертям 2014 года и 1четверти 2014 года у учащихся, проявляющих признаки одаренности, можно наблюдать небольшое, но улучшение.
- На примере участия в школьной олимпиаде на параллели 6х классов по предмету «Иностранный язык» можно проследить существенное изменение. В приложении 7 на диаграмме видно, что увеличилось количество баллов, которые набрали победители и призеры. То есть можно говорить о повышении качества выполнения олимпиадных заданий.
На практике мы, безусловно, смогли и ощутить некоторые недостатки данной технологии:
- Как мы уже отмечали, главная проблема – это отсутствие доступа к сервисам Google на уроке, а также наличие только одного стационарного компьютера в кабинете, что очень сужает поле применения интерактивных «рабочих листов» и определяет их как только домашнюю работу.
- Очень сложно организовать работу с интерактивными «рабочими листами» по предмету «Иностранный язык» для отработки навыков по таким видам речевой деятельности, как аудирование и устная речь. Данная технология больше подходит для развития навыков чтения, письменной речи, отработки грамматического и лексического материала. Кроме того, очень эффективна для проведения научно-исследовательской деятельности как индивидуальной, так и групповой.
В перспективе нам бы хотелось применить данную технологию при работе в научном обществе учащихся, создав для этого небольшой сетевой проект.
IV.Заключение
Организация учебного процесса с учетом требований федерального государственного стандарта предполагает обязательное использование эффективных методик по работе с детьми с признаками одаренности. В арсенале современного учителя, мы уверены, найдется несколько технологий или как минимум приемов, позволяющих выявить и развивать детей, проявивших к предмету повышенную познавательную мотивацию и учебные способности.
Одной из инновационных технологий, используемых для работы с такой категорией детей, является технология «интерактивного рабочего листа». Использование для создания «рабочих листов» облачных сервисов Google добавляет привычному «рабочему листу» качественно новое свойство – интерактивность, что позволяет расширить временные, территориальные и информационные границы процесса обучения. Ребенок может выполнять задания согласно своему индивидуальному маршруту
Основными достоинствами рабочих листов являются:
- возможность неоднократного копирования, как учеником, так и учителем;
- комментирование работ с последующим редактированием содержания либо ответов;
- быстрота замены информации на уже созданном листе;
- возможность заполнения в домашних условиях (при актированных днях, болезни ребёнка, в качестве дополнительного домашнего задания).
В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей - от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы.Чтобы обучение было развивающим, интерактивный «рабочий лист» следует строить с учетом таксономии Блума, где учащийся будет усваивать материал, начиная с запоминания и понимания и заканчивая творческим уровнем.
Разнообразие типов интерактивных «рабочих листов» позволяет применять эту технологию на любом предмете.
Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы.
Опыт использования данной технологии позволяет говорить о следующих результатах:
- учащиеся смогли более детально изучить темы, предложенные в учебнике;
- удалось увеличить количество тем по страноведению;
- повысилось качество выполнения олимпиадных заданий;
- была организована работа во время болезни детей и актированных дней.
Нельзя не отметить и недостатки технологии, обнаружившиеся во время ее апробоции:
- 1) главная проблема – это отсутствие доступа к сервисам Google на уроке, а также наличие только одного стационарного компьютера в кабинете, что очень сужает поле применения интерактивных «рабочих листов» и определяет их как только домашнюю работу.
- 2) Очень сложно организовать работу с интерактивными «рабочими листами» по предмету «Иностранный язык» для отработки навыков по таким видам речевой деятельности, как аудирование и устная речь.
Таким образом, данная технология не может быть исключительной при работе одаренными детьми, но, мы уверены, что она имеет право занять достойное место в педагогическом арсенале современного учителя.
Список используемых источников
- Юркевич В.С., Одаренный ребенок: иллюзии и реальность, М., «Просвещение», 1996г.
- Bloom’s Taxonomy: Prompts for Generating Questions
- http://pedagogical_dictionary.academic.ru/
- http://pedsovet.su
- http://letopisi.org/
- http://edugalaxy.intel.ru
- http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"
В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие системно-деятельностному подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...
Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования
Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...
«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования»
Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках музыки....
сценарий мастер-класса "Интерактивный рабочий лист как средство работы с детьми с повышенной учебной мотивацией"
сценарий мастер-класса "Интерактивный рабочий лист как средство работы с детьми с повышенной учебной мотивацией"...
"Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".
. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная ...
муниципальная научно-практическая конференциия «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»
Согласно плану работы Комитета по образованию и молодежной политике на 2019 год в целях обобщения и обмена опытом организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных организ...
Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности
Представлена структурно-функциональная модель организации работы с детьми с признаками одаренности...