Рабочая программа "Ориентирование и основа туризма"
рабочая программа (6 класс) на тему
программа кружка по ориентированию для 5-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Ориентирование и основа туризма" | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Цель программы:
Формирование ответственности, разностороннее развитие детей (физическое, интеллектуальное, эмоциональное), умение выживать в различных условиях.
Туризм – это экскурсии, походы и путешествия, в которых активный отдых сочетается с познавательными и образовательными мероприятиями.
Походная жизнь, сопряженная с преодолением разнообразных трудностей, помогает воспитанию волевых качеств, дисциплинирует учащихся.
Занятия туризмом и ориентированием на местности укрепляют здоровье, воспитывают силу, выносливость, ловкость. Многие туристические умения и навыки являются элементами военной подготовки мальчиков и девочек.
Что нужно делать, чтобы дети в настоящее время добровольно налагали на себя ответственность и обязательства? Просто необходимо им показать, предложить, что можно сделать что-то очень трудное, но одновременно доставляющее удовольствие.
Педагогика кружка «Ориентирование и основы туризма» базируются на учете таких элементов, как игра, энтузиазм и инициатива. Игры разнообразные: спортивные и интеллектуальные, технические, летние и зимние, большие и малые. Игра – это обращение к опыту, открытиям, воспроизведению и фантазии, динамика, соревнование и сотрудничество. Все занятия – это большая игра.
Успех работы со школьниками во многом связан с работой в малых группах, которые давно получили признание в мировой педагогике. Такая практика отражает естественное стремление ребенка принадлежать к какой – то группе, которая бы предоставила ему чувство защиты на дороге к самостоятельности и уверенность в постоянной поддержке. Малая группа дает возможность раскрыть потенциал каждого ребенка, так как позволяет на практике осуществить принцип индивидуального подхода. Она поощряет установление дружбы, развитие общей и индивидуальной ответственности, прививает дух сотрудничества, навыки работы в команде, учит принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Малая группа всегда мобильна, ее деятельность легко корректировать. В группе все делается сообща, и в решении важнейших вопросов принимают участие все. В определенной мере каждый ребенок становится лидером, готовым разделить с другими проблемы группы. Ограниченное число членов группы, длительный характер сложившихся отношений, общие для всех членов группы цели, взаимное уважение, чувство свободы и раскованности со стороны взрослых – все это способствует созданию идеальной среды для детей во время перехода к взрослой жизни.
Природа – это одно из главных условий для общего разговора и общего удовольствия, открытия пространства и воздуха, свободы. В кружке ребята в рамках своего возраста и способностей учатся принимать ответственные и самостоятельные решения. Именно эта свобода сообщает особый характер работы.
Не менее важным элементом работы с группой детей является принцип «учебы через дело». Ребята должны и могут планировать свою деятельность на разных отрезках своего жизненного пути. Кружок «ориентирование и основы туризма» - это не только упражнения и игры, это жизнь и преодоление каждодневных трудностей. Это воспитание инициативы и знания через опыт и приобретение способностей сознавать себя и свое собственное дело. Важно то, что приобретенные знания носят практический, а не абстрактный характер, то есть, находят реальное применение в личной жизни.
Задачи:
Воспитательные:
- Формирование чувства коллективизма.
- Воспитание чувства патриотизма, любви к природе и всему живому.
- Воспитание нравственных качеств (честность, самодисциплина, добросовестность, волевые качества). Каждый ребенок должен самостоятельно приучать себя к дисциплине. Самодисциплина – это основание для хорошей работы и полноценной жизни. Быть дисциплинированным и организованным трудно, но эти черты – залог жизненного и профессионального успеха, благополучия в будущем.
- Воспитание чувства самоконтроля.
- Воспитание уважения к труду, в т.ч. к труду окружающих.
Развивающие:
- Развитие активности и самостоятельности.
- Формирование интереса к познавательной деятельности.
- Создание условий для самостоятельного самоопределения детей.
Эстетические:
- Воспитание культуры общения между детьми.
- Формирование умения видеть красоту природы и человека.
Обучающие:
- Развитие индивидуальных способностей детей.
- Стремление к углублению знаний.
Знания и умения:
- Умение ходить в походы по лесным тропинкам, переплывать озера на байдарке и разбивать палатки под открытым небом;
- Умение наблюдать и изучать окружающий мир;
- Умение отличить лекарственные травы среди множества других;
- Умение путешествовать по малонаселенным и заповедным местам, не оставляя следов, а самое главное обходиться только тем, что захватил с собой;
- Умение выживать с минимальным набором вещей;
- Умение приготовить еду на костре;
- Умение найти дорогу по карте с компасом;
- Умение оказать первую помощь пострадавшему;
- Умение постоять за себя и своих друзей;
- Умение развести костер в любых погодных условиях;
- Умение работать в команде;
- Умение решить поставленную задачу в той ситуации, в которой ребенок находится.
Программа «Ориентирование и основы туризма»
№ п/п | Разделы программы | Кол – во часов | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||
1 | Теоретическая подготовка | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 |
2 | Практические занятия | 22 | 22 | 16 | 16 | 32 |
3 | Соревновательная деятельность | 6 | 6 | 12 |
Тематический план работы на 2013 – 2014 учебный год
№ п/п | Тема занятий | Сроки проведения | Примечания |
5-6 классы | |||
1 | Ориентирование. Виды ориентирования. | Сентябрь | |
2 | Основы ориентирования по заданному маршруту. | Сентябрь | |
3 | Основы ориентирования по выбору. | Сентябрь | |
4 | Правила соревнований по ориентированию. | Сентябрь | |
5 | Понятие о топографической и спортивной картах. | Октябрь | |
6 | Условные знаки. | Октябрь | |
7 | Условные знаки. | Октябрь | |
8 | Чем отличается план от карты. | Октябрь | |
9 | Составление плана кабинета. | Ноябрь | |
10 | Работа над ошибками. | Ноябрь | |
11 | Самостоятельная работа по составлению плана. | Ноябрь | |
12 | Стороны горизонта. | Ноябрь | |
13 | Градусные значения основных и дополнительных значений. | Декабрь | |
14 | Определение азимута. | Декабрь | |
15 | Инструментальное определение азимута (с помощью транспортира). | Декабрь | |
16 | Компас. Типы компасов. | Декабрь | |
17 | Следы. Характеристика следов. | Январь | |
18 | Сигналы бедствия. | Январь | |
19 | Зарисовка сигналов бедствия. | Январь | |
20 | Ориентирование карты по компасу. | Февраль | |
21 | Упражнения на засечки. | Февраль | |
22 | Тест на определение азимута. | Февраль | |
23 | Способы измерения расстояния на карте и на местности. | Февраль | |
24 | Измерение своего среднего шага. Упражнения на прохождение отрезков разной длины. | Март | |
25 | Упражнения на глазомер с картами разного масштаба. | Март | |
26 | Способы ориентирования. Привязки на местности. Организация разведки в походе. | Март | |
27 | Потеря ориентировки. Определение азимута по солнцу, луне, полярной звезде. | Март | |
28 | Построение алгоритма действий при потере ориентировки. | Апрель | |
29 | Выход на крупные ориентиры. | Апрель | |
30 | Личное и групповое снаряжение для летних и зимних походов. | Апрель | |
31 | Основы сбора рюкзака для многодневного похода. | Апрель | |
32 | Уход за снаряжением. | Май | |
33 | Распределение снаряжения между участниками похода. | Май | |
34 | Одежда и обувь для походов. Уход за одеждой и обувью. | Май | |
7 – 8 класс | |||
1 | Ориентирование. Для чего необходимо уметь ориентироваться. | Сентябрь | |
2 | Соревнования по ориентированию. Электронная отметка. | Сентябрь | |
3 | Топографическая и спортивная карта. Назначение спортивной карты. | Сентябрь | |
4 | Соревновательная деятельность. | Сентябрь | |
5 | Ориентирование по заданному маршруту. Ориентирование по выбору. | Октябрь | |
6 | Масштаб. Виды масштаба. | Октябрь | |
7 | Понятие о топографических знаках. | Октябрь | |
8 | Соревновательная деятельность. | Октябрь | |
9 | Понятие «Рельеф». Способы изображения рельефа. | Ноябрь | |
10 | Виды условных знаков. Рисовка условных знаков (10 знаков). Масштаб (повторение). | Ноябрь | |
11 | Диктант (10 знаков). | Ноябрь | |
12 | Соревновательная деятельность. | Ноябрь | |
13 | Зарисовка условных знаков (10 знаков). | Декабрь | |
14 | Диктант (20 знаков). | Декабрь | |
15 | Упражнение по определению масштаба. Зарисовка условных знаков (10 знаков). | Декабрь | |
16 | Диктант (30 знаков). | Декабрь | |
17 | Следы. Характеристика следов зимой. | Январь | |
18 | Сигналы бедствия. | Январь | |
19 | Компас, типы компасов. Устройство компаса Адрианова. | Январь | |
20 | Азимут. | Февраль | |
21 | Построение на бумаге заданных азимутов. | Февраль | |
22 | Ориентирование карты по компасу. | Февраль | |
23 | Соревновательная деятельность. | Февраль | |
24 | Движение по азимуту. Засечки. | Март | |
25 | Способы измерения расстояний. Измерение своего среднего шага. | Март | |
26 | Ориентирование на местности с помощью карты. | Март | |
27 | Привязки. Движение по легенде. | Март | |
28 | Упражнения по отбору контрольных ориентиров. | Апрель | |
29 | Соревновательная деятельность. | Апрель | |
30 | Действия в случае потери ориентировки. | Апрель | |
31 | Определение направлений по солнцу, звездам и луне. | Апрель | |
32 | Определение сторон горизонта по местным признакам. | Май | |
33 | Соревновательная деятельность. | Май | |
34 | Тест по итогам работы. | Май | |
9 класс | |||
1 | Виды туризма. Организация туризма в России. | Сентябрь | |
2 | Физическая подготовка туриста. | Сентябрь | |
3 | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. | Сентябрь | |
4 | План. Карта. Спортивная карта. | Сентябрь | |
5 | Соревновательная деятельность. | Сентябрь | |
6 | Значение карт для туризма. Специализация карт. | Сентябрь | |
7 | Ориентирование карты. Масштабы. | Сентябрь | |
8 | Топографические карты и их значение. | Сентябрь | |
9 | Соревновательная деятельность. | Октябрь | |
10 | Условные знаки топографических карт. | Октябрь | |
11 | Знаки гидрологии, растительности и рельефа. | Октябрь | |
12 | Движение по легенде. | Октябрь | |
13 | Соревновательная деятельность. | Октябрь | |
14 | Зарисовка условных знаков. | Октябрь | |
15 | Изображение рельефа на карте. | Октябрь | |
16 | Диктант (10 знаков). | Октябрь | |
17 | Зарисовка условных знаков. | Ноябрь | |
18 | Диктант (20 знаков). | Ноябрь | |
19 | Упражнение по определению масштаба. Зарисовка условных знаков (10 знаков). | Ноябрь | |
20 | Диктант (30 знаков). | Ноябрь | |
21 | Соревновательная деятельность. | Ноябрь | |
22 | Правила обращения и работы с компасом. | Ноябрь | |
23 | Техника выполнения засечек. | Ноябрь | |
24 | Ориентирование карты по компасу. | Ноябрь | |
25 | Определение азимута на заданный предмет. | Декабрь | |
26 | Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. | Декабрь | |
27 | Определение расстояния до недоступного предмета. | Декабрь | |
28 | Ориентирование по местным предметам. | Декабрь | |
29 | Соревновательная деятельность. | Декабрь | |
30 | Следы. Характеристика следа. | Декабрь | |
31 | Сигналы бедствия. | Декабрь | |
32 | Правила и условия проведения соревнований. Права и обязанности спортсменов. | Декабрь | |
33 | Положение о соревнованиях. Классификация соревнований. | Январь | |
34 | Условия проведения соревнований. | Январь | |
35 | Старт и финиш. Разбор различных вариантов. | Январь | |
36 | Виды ориентирования. | Январь | |
37 | Соревновательная деятельность. | Январь | |
38 | Способы скоростной отметки. Ориентирование по легенде. | Январь | |
39 | Маркированный маршрут. | Февраль | |
40 | Ориентирование по выбору и в заданном направлении. | Февраль | |
41 | Соревновательная деятельность. | Февраль | |
42 | Отбор контрольных ориентиров. | Февраль | |
43 | Разработка маршрута по спортивной карте. | Февраль | |
44 | Ориентирование по рельефу, по масштабным объектам. | Февраль | |
45 | Действия в случае потери ориентировки. | Февраль | |
46 | Границы полигона. | Февраль | |
47 | Физическая подготовка туриста | Март | |
48 | Физическая подготовка туриста | Март | |
49 | Соревновательная деятельность. | Март | |
50 | Укладка рюкзаков. Установка палаток. | Март | |
51 | Виды костров. Разжигание костра. | Март | |
52 | Виды узлов. Вязка узлов. | Март | |
53 | Соревновательная деятельность. | Март | |
54 | Вязка узлов. | Март | |
55 | Вязка узлов. | Апрель | |
56 | Вязка узлов. | Апрель | |
57 | Соревновательная деятельность. | Апрель | |
58 | Значение правильного питания в походе. | Апрель | |
59 | Составление меню, списка продуктов. | Апрель | |
60 | Фасовка, упаковка, переноска продуктов в рюкзаках. | Апрель | |
61 | Соревновательная деятельность. | Апрель | |
62 | Экстремальные ситуации в походе. Действия в случае потери ориентировки. | Апрель | |
63 | Международные знаки «земля - воздух». | Май | |
64 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. | Май | |
65 | Соревновательная деятельность. | Май | |
66 | Приемы транспортировки пострадавшего. | Май | |
67 | Оказание первой помощи и наложение перевязки при несложном ранении. | Май | |
68 | Тест по итогам работы. Разбор ошибок. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основы туризма"
Элективный курс предназначен для классов социально-экономического профиля. Рассчитан на 34 часа. Можно преподавать в 10 или 11 классах....
Программа по внеурочной деятельности "Основы туризма"
Программа предназначенна для учащихся 5-9 классов...
рабочая программа элективного курса "Основы туризма"
рабочая программа "Основы туризма"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ТУРИЗМА
В ПРОГРАММЕ УКАЗЫНЫ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА ОСНОВЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Курс ОПИ "Основы туризма и выживания в экстремальных ситуациях"
Программа составлена по ФГОС для учащихся 5-10 классов. Изучение данного курса обосновано на изучение материала по предметным, метапредметным и личными качествами обучающегося. курс разработан на 216 ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы туризма и краеведения»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы туризма и краеведения" составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности П.В. Спепанова Туристско-крае...
Ориентирование как основа туризма.
Ориентирование как основа туризма. Ориентирование бегом является видом спорта группы выносливости. Этот спорт требует от спортсмена не только хорошей физи...