Рабочая программа "Ориентирование и основа туризма"
рабочая программа (6 класс) на тему

программа кружка  по ориентированию для 5-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Цель программы:

   Формирование ответственности, разностороннее развитие детей (физическое, интеллектуальное, эмоциональное), умение выживать в различных условиях.

   Туризм – это экскурсии, походы и путешествия, в которых активный отдых сочетается с познавательными и образовательными мероприятиями.

   Походная жизнь, сопряженная с преодолением разнообразных трудностей, помогает воспитанию волевых качеств, дисциплинирует учащихся.

   Занятия туризмом и ориентированием на местности укрепляют здоровье, воспитывают силу, выносливость, ловкость. Многие туристические умения и навыки являются элементами военной подготовки мальчиков и девочек.

   Что нужно делать, чтобы дети в настоящее время добровольно налагали на себя ответственность и обязательства? Просто необходимо им показать, предложить, что можно сделать что-то очень трудное, но одновременно доставляющее удовольствие.

    Педагогика кружка «Ориентирование и основы туризма» базируются на учете таких элементов, как игра, энтузиазм и инициатива. Игры разнообразные: спортивные и интеллектуальные, технические, летние и зимние, большие и малые. Игра – это обращение к опыту, открытиям, воспроизведению и фантазии, динамика, соревнование и сотрудничество. Все занятия – это большая игра.

   Успех работы со школьниками во многом связан с работой в малых группах, которые давно получили признание в мировой педагогике. Такая практика отражает естественное стремление ребенка принадлежать к какой – то группе, которая бы предоставила ему чувство защиты на дороге к самостоятельности и уверенность в постоянной поддержке. Малая группа дает возможность раскрыть потенциал каждого ребенка, так как позволяет на практике осуществить принцип индивидуального подхода. Она поощряет установление дружбы, развитие общей и индивидуальной ответственности, прививает дух сотрудничества, навыки работы в команде, учит принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Малая группа всегда мобильна, ее деятельность легко корректировать. В группе все делается сообща, и в решении  важнейших вопросов принимают участие все. В определенной мере каждый ребенок становится лидером, готовым разделить с другими проблемы группы. Ограниченное число членов группы, длительный характер сложившихся отношений, общие для всех членов группы цели, взаимное уважение, чувство свободы и раскованности со стороны взрослых – все это способствует созданию идеальной среды для детей во время перехода к взрослой жизни.

   Природа – это одно из главных условий для общего разговора и общего удовольствия, открытия пространства и воздуха, свободы. В кружке ребята в рамках своего возраста и способностей учатся принимать ответственные и самостоятельные решения. Именно эта свобода сообщает особый характер работы.

   Не менее важным элементом работы с группой детей является принцип «учебы через дело». Ребята должны и могут планировать свою деятельность на разных отрезках своего жизненного пути. Кружок «ориентирование и основы туризма» - это не только упражнения и игры, это жизнь и преодоление каждодневных трудностей. Это воспитание инициативы и знания через опыт и приобретение способностей сознавать себя и свое собственное дело. Важно то, что приобретенные знания носят практический, а не абстрактный характер, то есть, находят реальное применение в личной жизни.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Формирование чувства коллективизма.
  2. Воспитание чувства патриотизма, любви к природе и всему живому.
  3. Воспитание нравственных качеств (честность, самодисциплина, добросовестность, волевые качества). Каждый ребенок должен самостоятельно приучать себя к дисциплине. Самодисциплина – это основание для хорошей работы и полноценной жизни. Быть дисциплинированным и организованным трудно, но эти черты – залог жизненного и профессионального успеха, благополучия в будущем.
  4. Воспитание чувства самоконтроля.
  5. Воспитание уважения к труду, в т.ч. к труду окружающих.

Развивающие:

  1. Развитие активности и самостоятельности.
  2. Формирование интереса к познавательной деятельности.
  3. Создание условий для самостоятельного самоопределения детей.

Эстетические:

  1. Воспитание культуры общения между детьми.
  2. Формирование умения видеть красоту природы и человека.

Обучающие:

  1. Развитие индивидуальных способностей детей.
  2. Стремление к углублению знаний.

Знания и умения:

  1. Умение ходить в походы по лесным тропинкам, переплывать озера на байдарке и разбивать палатки под открытым небом;
  2. Умение наблюдать и изучать окружающий мир;
  3. Умение отличить лекарственные травы среди множества других;
  4. Умение путешествовать по малонаселенным и заповедным местам, не оставляя следов, а самое главное обходиться только тем, что захватил с собой;
  5. Умение выживать с минимальным набором вещей;
  6. Умение приготовить еду на костре;
  7. Умение найти дорогу по карте с компасом;
  8. Умение оказать первую помощь пострадавшему;
  9. Умение постоять за себя и своих друзей;
  10. Умение развести костер в любых погодных условиях;
  11. Умение работать в команде;
  12. Умение решить поставленную задачу в той ситуации, в которой ребенок находится.

Программа «Ориентирование и основы туризма»

№ п/п

Разделы программы

Кол – во часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Теоретическая подготовка

12

12

12

12

24

2

Практические

занятия

22

22

16

16

32

3

Соревновательная деятельность

6

6

12

 

Тематический план работы на 2013 – 2014 учебный год

№ п/п

Тема занятий

Сроки проведения

Примечания

5-6 классы

1

Ориентирование. Виды ориентирования.

Сентябрь

2

Основы ориентирования по заданному маршруту.

Сентябрь

3

Основы ориентирования по выбору.

Сентябрь

4

Правила соревнований по ориентированию.

Сентябрь

5

Понятие о топографической и спортивной картах.

Октябрь

6

Условные знаки.

Октябрь

7

Условные знаки.

Октябрь

8

Чем отличается план от карты.

Октябрь

9

Составление плана кабинета.

Ноябрь

10

Работа над ошибками.

Ноябрь

11

Самостоятельная работа по составлению плана.

Ноябрь

12

Стороны горизонта.

Ноябрь

13

Градусные значения основных и дополнительных значений.

Декабрь

14

Определение азимута.

Декабрь

15

Инструментальное определение азимута (с помощью транспортира).

Декабрь

16

Компас. Типы компасов.

Декабрь

17

Следы. Характеристика следов.

Январь

18

Сигналы бедствия.

Январь

19

Зарисовка сигналов бедствия.

Январь

20

Ориентирование карты по компасу.

Февраль

21

Упражнения на засечки.

Февраль

22

Тест на определение азимута.

Февраль

23

Способы измерения расстояния на карте и на местности.

Февраль

24

Измерение своего среднего шага. Упражнения на прохождение отрезков разной длины.

Март

25

Упражнения на глазомер с картами разного масштаба.

Март

26

Способы ориентирования. Привязки на местности. Организация разведки в походе.

Март

27

Потеря ориентировки. Определение азимута по солнцу, луне, полярной звезде.

Март

28

Построение алгоритма действий при потере ориентировки.

Апрель

29

Выход на крупные ориентиры.

Апрель

30

Личное и групповое снаряжение для летних и зимних походов.

Апрель

31

Основы сбора рюкзака для многодневного похода.

Апрель

32

Уход за снаряжением.

Май

33

Распределение снаряжения между участниками похода.

Май

34

Одежда и обувь для походов. Уход за одеждой и обувью.

Май

7 – 8 класс

1

Ориентирование. Для чего необходимо уметь ориентироваться.

Сентябрь

2

Соревнования по ориентированию. Электронная отметка.

Сентябрь

3

Топографическая и спортивная карта. Назначение спортивной карты.

Сентябрь

4

Соревновательная деятельность.

Сентябрь

5

Ориентирование по заданному маршруту. Ориентирование по выбору.

Октябрь

6

Масштаб. Виды масштаба.

Октябрь

7

Понятие о топографических знаках.

Октябрь

8

Соревновательная деятельность.

Октябрь

9

Понятие «Рельеф». Способы изображения рельефа.

Ноябрь

10

Виды условных знаков. Рисовка условных знаков (10 знаков). Масштаб (повторение).

Ноябрь

11

Диктант (10 знаков).

Ноябрь

12

Соревновательная деятельность.

Ноябрь

13

Зарисовка условных знаков (10 знаков).

Декабрь

14

Диктант (20 знаков).

Декабрь

15

Упражнение по определению масштаба. Зарисовка условных знаков (10 знаков).

Декабрь

16

Диктант (30 знаков).

Декабрь

17

Следы. Характеристика следов зимой.

Январь

18

Сигналы бедствия.

Январь

19

Компас, типы компасов. Устройство компаса Адрианова.

Январь

20

Азимут.

Февраль

21

Построение на бумаге заданных азимутов.

Февраль

22

Ориентирование карты по компасу.

Февраль

23

Соревновательная деятельность.

Февраль

24

Движение по азимуту. Засечки.

Март

25

Способы измерения расстояний. Измерение своего среднего шага.

Март

26

Ориентирование на местности с помощью карты.

Март

27

Привязки. Движение по легенде.

Март

28

Упражнения по отбору контрольных ориентиров.

Апрель

29

Соревновательная деятельность.

Апрель

30

Действия в случае потери ориентировки.

Апрель

31

Определение направлений по солнцу, звездам и луне.

Апрель

32

Определение сторон горизонта по местным признакам.

Май

33

Соревновательная деятельность.

Май

34

Тест по итогам работы.

Май

9 класс

1

Виды туризма. Организация туризма в России.

Сентябрь

2

Физическая подготовка туриста.

Сентябрь

3

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Сентябрь

4

План. Карта. Спортивная карта.

Сентябрь

5

Соревновательная деятельность.

Сентябрь

6

Значение карт для туризма. Специализация карт.

Сентябрь

7

Ориентирование карты. Масштабы.

Сентябрь

8

Топографические карты и их значение.

Сентябрь

9

Соревновательная деятельность.

Октябрь

10

Условные знаки топографических карт.

Октябрь

11

Знаки гидрологии, растительности и рельефа.

Октябрь

12

Движение по легенде.

Октябрь

13

Соревновательная деятельность.

Октябрь

14

Зарисовка условных знаков.

Октябрь

15

Изображение рельефа на карте.

Октябрь

16

Диктант (10 знаков).

Октябрь

17

Зарисовка условных знаков.

Ноябрь

18

Диктант (20 знаков).

Ноябрь

19

Упражнение по определению масштаба. Зарисовка условных знаков (10 знаков).

Ноябрь

20

Диктант (30 знаков).

Ноябрь

21

Соревновательная деятельность.

Ноябрь

22

Правила обращения и работы с компасом.

Ноябрь

23

Техника выполнения засечек.

Ноябрь

24

Ориентирование карты по компасу.

Ноябрь

25

Определение азимута на заданный предмет.

Декабрь

26

Оценка пройденных расстояний по затраченному времени.

Декабрь

27

Определение расстояния до недоступного предмета.

Декабрь

28

Ориентирование по местным предметам.

Декабрь

29

Соревновательная деятельность.

Декабрь

30

Следы. Характеристика следа.

Декабрь

31

Сигналы бедствия.

Декабрь

32

Правила и условия проведения соревнований. Права и обязанности спортсменов.

Декабрь

33

Положение о соревнованиях. Классификация соревнований.

Январь

34

Условия проведения соревнований.

Январь

35

Старт и финиш. Разбор различных вариантов.

Январь

36

Виды ориентирования.

Январь

37

Соревновательная деятельность.

Январь

38

Способы скоростной отметки. Ориентирование по легенде.

Январь

39

Маркированный маршрут.

Февраль

40

Ориентирование по выбору и в заданном направлении.

Февраль

41

Соревновательная деятельность.

Февраль

42

Отбор контрольных ориентиров.

Февраль

43

Разработка маршрута по спортивной карте.

Февраль

44

Ориентирование по рельефу, по масштабным объектам.

Февраль

45

Действия в случае потери ориентировки.

Февраль

46

Границы полигона.

Февраль

47

Физическая подготовка туриста

Март

48

Физическая подготовка туриста

Март

49

Соревновательная деятельность.

Март

50

Укладка рюкзаков. Установка палаток.

Март

51

Виды костров. Разжигание костра.

Март

52

Виды узлов. Вязка узлов.

Март

53

Соревновательная деятельность.

Март

54

Вязка узлов.

Март

55

Вязка узлов.

Апрель

56

Вязка узлов.

Апрель

57

Соревновательная деятельность.

Апрель

58

Значение правильного питания в походе.

Апрель

59

Составление меню, списка продуктов.

Апрель

60

Фасовка, упаковка, переноска продуктов в рюкзаках.

Апрель

61

Соревновательная деятельность.

Апрель

62

Экстремальные ситуации в походе. Действия в случае потери ориентировки.

Апрель

63

Международные знаки «земля - воздух».

Май

64

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Май

65

Соревновательная деятельность.

Май

66

Приемы транспортировки пострадавшего.

Май

67

Оказание первой помощи и наложение перевязки при несложном ранении.

Май

68

Тест по итогам работы. Разбор ошибок.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Основы туризма"

Элективный курс предназначен для классов социально-экономического профиля. Рассчитан на 34 часа. Можно преподавать в 10 или 11 классах....

Программа по внеурочной деятельности "Основы туризма"

Программа предназначенна для учащихся 5-9 классов...

рабочая программа элективного курса "Основы туризма"

рабочая программа "Основы туризма"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ТУРИЗМА

В ПРОГРАММЕ УКАЗЫНЫ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА ОСНОВЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Курс ОПИ "Основы туризма и выживания в экстремальных ситуациях"

Программа составлена по ФГОС для учащихся 5-10 классов. Изучение данного курса обосновано на изучение материала по предметным, метапредметным и личными качествами обучающегося. курс разработан на 216 ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы туризма и краеведения»

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Основы туризма и краеведения" составлена на основе  авторской программы  внеурочной деятельности П.В. Спепанова Туристско-крае...

Ориентирование как основа туризма.

         Ориентирование как основа туризма. Ориентирование бегом является видом спорта группы выносливости. Этот спорт требует от спортсмена не только хорошей физи...