Тема: Нахождение нескольких долей целого | Урок «открытия» нового знания.
|
Цель урока: создание условий для усвоения знаний учащихся по теме «Нахождение нескольких долей целого». Задачи урока: - Образовательные
- актуализировать знания, приобретенные при изучении математики по данной теме
- отрабатывать умение находить долю от целого
- тренировать умение школьников решать задачи по алгоритму
2. Воспитательные - воспитывать интерес к учебе, к предмету;
- воспитывать самостоятельность;
- формировать коммуникативные навыки (взаимоотношения между учениками и учителем и учениками).
- Коррекционно-развивающие
- Корригирование внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости внимания;
- Коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной);
- Коррекция и развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, установления логических и причинно-следственных связей;
- Коррекция и развитие личностных качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.
|
Планируемые результаты |
Предметные: Знакомиться с вычислением нескольких долей целого; Решать задачи изученных видов, на нахождение нескольких долей целого, целого по его доле | Метапредметные: Выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификация по самостоятельно найденным основанием; Находить способ решения учебной задачи | Личностные: Находить общие цели и пути их достижения, распределять роли в совместной деятельности; Знакомиться с общественно важными профессиями |
Межпредметные связи: технология: составлять план изготовления изделия, использовать текст учебника и иллюстративный материал |
Ресурсы урока: рабочая программа; учебник, с.65 |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Самоопределение деятельности |
Учитель Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать! Улыбнемся друг другу, пожелаем удачи(хлопки в ладони друг другу). -Что вам пригодится для успешной работы? - Какое нужно настроение, чтобы урок для вас был удачным? - Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Я верю в вас, у вас все получится. |
|
Актуализация необходимых знаний и фиксация затруднения |
Учитель предлагает сравнить величины в задании 304 на с.65 учебника; предлагает прочитать запись на доске, определить сходство и различия задач. Учитель спрашивает, у какой задачи более короткое (длинное) решение, есть ли связь между задачами. Просит соотнести задачу с моделью, записать решение самой сложной задачи: 1.Саша начал читать книгу, в которой 140 страниц. В первый день он прочитал её седьмую часть. Сколько страниц он прочитал? 2. Саша начал читать книгу, в которой 140 страниц, и прочитал пять седьмых долей всей книги. Сколько страниц он прочитал? 3. Саша начал читать книгу, в которой 140 страниц, и прочитал пять седьмых долей всей книги. Сколько страниц ему осталось прочитать? Учитель организует устное выполнение задания 302 на с. 65 На доске слова: половина, четверть, километр. Учитель предлагает найти лишнее слово. | Выполняют задание устно, выражают величины одной единицей измерения. Устно комментируют задачи. Записывают решение, объясняют: - 140:7=20 (стр.) – одна седьмая доля книги
- 20*5=100 (стр.) – прочитал Саша
- 140-100=40 (стр.) –осталось прочитать
Устно выполняют проверку деления с остатком
Называют ответ: километр, т.к. это единица длины, а половина и четверть это доли числа. |
Постановка учебной задачи |
Учитель: Что такое доля числа?
- Где в жизни мы встречаемся с долями? - Как найти 1 долю от целого? Учитель: У нас сегодня новая тема. Название этой темы попробуйте определить сами. Подсказкой вам будет следующая задача. Задача «В классе 32 ученика. Из них ¼ играют в хоккей. Сколько учеников играют в хоккей?» | Называют ответ: доля- это часть от целого числа. Доли в числе равны.
Называют ответ |
Открытие нового |
Учитель: Кто теперь может сказать, с какой темой нам предстоит познакомиться? Просит решить задачу в стихах: Десять солдат строились в ряд, Десять солдат шли на парад. Восемь десятых было носатых. Сколько там было носатых солдат? Предлагает сформулировать задачу урока
| Ответы детей
Называют ответ задачи: 8 солдат.
Формулируют задачу урока: учиться находить часть числа, выраженную несколькими долями целого
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
На доске высвечивает задание: вычисли: 1/2км 1/2см 1/5м 1/5дм 1/10а 1/10дм2 1/10м2 1/10см2 Предлагает сделать вывод: Как вычислить одну долю числа?
Выставляет таблички:1/4, 1/10 и 4/10. Какая табличка указывает на несколько долей числа?
Предлагает найти несколько долей от числа. На доске задание: Длина отрезка 10см. Он разделён на 5 равных частей. Сколько см в четырёх пятых долях отрезка? Предлагает найти, что известно в задаче, составить план решения задачи
Просит сделать вывод: как вычислить несколько долей числа? Спрашивает: каким действием найдём 1 долю числа? Спрашивает: каким действием найдём несколько таких долей? Спрашивает: сколько действий нужно выполнить для нахождения нескольких долей числа? Спрашивает: что показывает число под чертой? Что показывает число над чертой? Графический диктант с последующей взаимопроверкой. «да» - «нет» - а) масса дыни 10кг. 2/5 дыни весит 4 кг? б) книга стоит 180 рублей, цена блокнота составляет 3/9 стоимости книги Это 60 рублей? в) человек спит 1/3 , а бодрствует 8 часов? г) в четвёртых классах 180 учащихся. Из них 5/10 – хорошисты, значит 90 человек учатся на «4» и «5»? д) длина рулона ткани 85м. Продали 2/5 части - это 45м? - проверим работы друг у друга, сверив со слайдом. | Называют ответ: чтобы найти долю числа, нужно число разделить на количество долей числа.
Называют ответ: 4/10, т.к. она показывает 4 доли, а остальные только одну.
Называют ответ: сначала нахожу, сколько см в 1доле отрезка. Затем нахожу, сколько см в 4 таких долях. Называют ответ: сначала найдём 1долю числа, а затем несколько таких долей. Отвечают: делением.
Отвечают: умножением.
Отвечают: два: деление и умножение
Отвечают: число под чертой показывает, на сколько долей число поделили, а число под чертой, сколько таких частей взяли.
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Организует решение задачи 296 на с.65. Обращает внимание на обязательное условие: каждый из отрезков разделили на равные части. Организует выполнение задания 297. Спрашивает: можно ли до выполнения задания сравнить длину искомого отрезка с 8мм? Предлагает выполнить в парах задание 298. Дополнительно спрашивает, можно ли сравнить площади закрашенной и не закрашенной частей прямоугольника до решения задачи? Организует решение задачи 300 на стр. 65. Уточняет значения понятия производительность труда. Предлагает заменить величину десять часов на 9 часов. Спрашивает, можно ли решить задачу другим способом, на что можно заменить 3 часа, чтобы задача решалась следующим образом: - 10:5=2 – во столько раз дольше работал бульдозер
- 2. 234*2=468 (кв. м.) – разровнял бульдозер за 10 часов
Предлагает самостоятельно решить задачу 299 | Работают с учебником под руководством учителя, читают задачу, рассматривают чертёж.
Под руководством учителя составляют план решения задачи; задача решается умножением
Анализируют чертёж к задаче. Читают вопросы, отвечают на них. Демонстрируют результат работы классу.
Устанавливают зависимость между данными, представленными в задаче, и искомыми, при необходимости отражают её на моделях, выбирают и объясняют арифметические действия для решения задачи.
Выполняют задание
|
Рефлексия |
Учитель: Какая была тема урока? Кому было легко, трудно? Быстро время пролетело И идёт к концу урок. Так давайте без задержки Подведём всему итог. - Покажите сигнальными карточками ваше отношение к уроку. |
Делают обобщение по теме урока.
Достают сигнальные карточки |
Дифференцированное домашнее задание |
Предлагает оценить работу на уроке. Организует обсуждение выполнения домашней работы –заданий 301(повышенная трудность), 303( для тех, кто не справился с задачей) на стр.65 |
Обсуждают выполнение домашнего задания |
Самооценка |
Учитель предлагает оценить работу на уроке | Заполняют лист самооценки |