Патриотизм и здоровье детей
статья по теме

Хрулева Галина Владимировна

В статье выражается беспокойство по поводу тенденций современного образования, его конъюнктурной направленности, фрагментарности, утрате системы нравственных ценностей и гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdosberteh_vdopobraz.docx47.85 КБ

Предварительный просмотр:

О роли патриотизма в сохранении здоровья детей.

Статистический анализ и врачебная практика наглядно и беспощадно свидетельствуют, что состояние здоровья детей в российском обществе ухудшается с течением времени, причем темпы этого процесса растут.

По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т. е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком - инвалидом.

При этом нет недостатка в работах, посвященных этому вопросу. В них дается классификация факторов риска, типов здоровьесберегающих технологий, методов и принципов их реализации.  Однако существенную роль играет то, в какой среде происходит развитие, воспитание и образование ребенка.  В раннем возрасте этой средой является семья и те жизненные ценности, которые играют в ее жизни главную роль. Очевидно, что не слова, убеждения, порицания оказывают основное воздействие на формирование и развитие личности ребенка, а образ жизни, система ценностей и поведение окружающих  в первую очередь близких людей.  Они создают основу, стержень личности, который  позволяет человеку сохранить себя в условиях враждебного и нестабильного мира.  Мы живем в обществе потребления, где основным критерием ценности личности является ее успешность, место, занимаемое в принятой иерархии и материальное благополучие. Все эти достижения держатся на шаткой основе, потрясаемой кризисами, конфликтами, болезнями самого человека.  Поэтому важно, чтобы человек обладал теми богатствами, которые никакая катастрофа и никакой тиран не может у него отнять, в том числе и сама смерть для человека верующего.  Вера – понятие сугубо личное, и я не буду его касаться в статье, посвященной технологиям, помогающим воспитать здоровое, деятельное и счастливое поколение.

Существуют ли подобные технологии, которые при сегодняшних тенденциях и принципах в сфере образования и влиянии окружающей социальной среды помогут укрепить здоровье наших детей? Под лозунгами глобализации и индивидуализации стираются понятия гражданственности и патриотизма. Вместо базовой системы знаний, дающих маленькому человеку представление об устройстве мира и его месте в этом мире, формирующим его мировоззрение, предлагаются фрагментарные сведения и, собственно технологии приспособляемости. Целью «образовательных услуг» является выработка у молодого человека способностей, навыков, умений приспосабливаться к меняющимся условиям, становиться успешным в конкурентной борьбе, удовлетворять, в конце концов, требованиям рынка, заказчика, хозяина. При этом основные законы нравственности (почитание родителей, уважение к окружающим, честность …) оказываются устаревшими. Декларируется, что «каждый человек имеет право на свой собственный моральный кодекс»[1].  Наши дети  находятся под воздействием массмедиа, компьютерных игр, фильмов и литературы в стиле фентази. Они не получая чистой пищи для пытливого ума и не имея моральной поддержки в вопросах жизни в обществе,  уходят в виртуальный мир, утрачивают непосредственное восприятие действительности. Процесс роботизации человека тормозится свойствами личности, заложенными природой, стремлением  к добру, созиданию, любви. Возникающий конфликт приводит к психическим болезням, суицидам, насилию, жестокости и к болезням всего неокрепшего организма.

С утратой системы ценностей происходит и потеря чувства Родины, любви к Отечеству, интереса к его истории, уважения к предкам. И это в контексте многочисленных юбилеев: 200-летие победы над наполеоновской Францией, 400-летие с момента вступления на российский престол первого из династии Романовых, 100-летие начала 1-ой Мировой войны, грядущее 70-летие победы над фашистской Германией. К сожалению связанные с этими событиями торжества и мероприятия мало затрагивают юное поколение. «Вся наша история ясно показывает, что не было такого сокровища, которым человек не был бы готов пожертвовать в пользу Отечества. «Величайший из царей наших под ядрами и пулями Полтавы оставил потомству свою исповедь: «А о Петре ведайте, что не дорога ему жизнь; жила бы Россия в чести и славе»[2] Весь исторический опыт свидетельствует, что «…та сфера существования нашего, которая называется Отечеством, есть фактически высшая сфера разумного и нравственного развития человеческой личности, высшая сфера, в которой могут развиваться разумные и нравственные отношения между людьми. Единство жизни человека и общества, единство жизни преемственных поколений – та тесная связь людей между собой, которая дает людям нравственное единение»[3] Воспитывая космополитов с конъюнктурным мышлением, мы лишаем Россию граждан, способных аналитически масштабно мыслить, чувствующих связь времен, обладающих нравственным суверенитетом. Мы ставим под вопрос само существование государства Российского.

Стремясь воспитать успешного человека, широко образованного, мы перегружаем растущий организм разнообразными видами деятельности. Для этого есть множество возможностей, особенно в таком городе как Петербург. Дворцы творчества, спортивные секции, театральные студии. Часто ребенок, таким образом проводит весь день: школа, кружок, секция, уроки. Развивается интеллект, тренируется и оздоровляется тело, но воспитывается ли при этом гражданин своей страны? Детский организм, конечно чрезвычайно восприимчив к знаниям, навыкам, но и он имеет свои пределы обучаемости. Может быть, стоило бы чаще включать школьника в семейные заботы, поручать ему несложную домашнюю работу. Это воспитывало бы ответственность и прививало бы привычку к труду. Перегруженный информацией, постоянно переключающийся с одного рода деятельности на другой, подросток утрачивает естественное восприятие окружающего мира: природы, города. Ослабевает чувство Родины, связанное с первыми впечатлениями, наблюдательность и внимание к явлениям жизни, не связанным ни с какими конъюнктурными интересами. Один из создателей Павловского парка, художник-декоратор Пьетро Гонзаго писал: «В знании нуждаются не обладающие способностью чувствовать. Стоит ли так много упражнять память учащихся, когда важнее всего научить их наблюдать, чувствовать и выражать»[4]

Эстетическое начало чуждо выгоде и его необходимо воспитывать. Сколько примеров самоотверженного служения красоте может дать история нашего города! Во время фашистской блокады жители спасали сокровища музеев, редкие виды растений Ботанического сада старались согреть в своих квартирах. Петербург,  Ленинград обладает мощным историко-культурным потенциалом для воспитания молодого поколения на принципах гражданственности и государственной безопасности.

Страна наша имеет богатую историю развития системы образования, культурные и научные традиции, признанные во всем мире. При этом всегда огромную роль играла личность учителя. Не только образование, знание предмета, но его мироощущение, его взаимоотношения с людьми, богатство его внутреннего мира, его способность любить. Педагогика не столько наука сколько искусство. Тенденция современного обучения стремится к нивелированию этой роли. Этому способствуют системы тестирования, дистанционного обучения, ЕГЭ. Таким образом, педагог утрачивает функцию воспитания, сохраняя только функцию обучения. Это уже, строго говоря, не образование. Не развитие человека, его способностей, его внутреннего космического мира до соответствия образу создателя. Это научение, вложение знаний, привитие навыков, а не проявление, высвечивание, становление образа. Так и с воспитанием. Это питания человека для восхождения к своему высшему развитию, достойному образа. Человек только тогда действительно здоров, когда он идет по этому непростому пути, как по фарватеру, имея перед собой нравственные ориентиры.

«Без государственно — ориентированной системы народного образования не может быть духовного суверенитета, который, в свою очередь, является важнейшим условием обеспечения национально безопасности»[5] При очевидном стремлении современной цивилизации к интеграции и глобализации каждый человек остается представителем своей расы, носителем своего языка и наследником культуры и достижений ушедших поколений. «Человек, что бы он ни делал – всегда и прежде всего представитель своей расы. Тот запас идей и чувств, который приносят с рождением все личности одного народа, образует душу народа»[6] Сохранение языка, культуры, государственной целостности и независимости в конечном итоге способствует развитию и процветанию всего человечества. Утрата всего этого приводит к деградации данного народа, к его исчезновению или к порабощению. Так произошло с индейцами в Америке и другими народами, территории которых были колонизированы. Разумное общественное существование человека невозможно иначе как в этой преемственности поколений. Мы видим на каждом шагу, что благом, которым мы пользуемся мы, обязаны окружающим людям или отцам. Мы точно также испытываем непосредственно на себе последствия их ошибок. Мы знаем, что наши собственные действия отзовутся непременно на окружающих и на наших детях и внуках.

Именно поэтому мы должны со всей серьезностью и ответственностью отнестись к происходящей на наших глазах перестройке образования. Думаю, что в системе дополнительного образования как в более творческой и свободной от принимаемых штампов области следует уделить максимальное внимание гуманитарным аспектам, развитию лучших традиций нашего культурного наследия. Привлекать исторический, литературный, художественный материал при разработке технических проектов или решении инженерных задач. Этому способствует та среда, в которой нам выпало счастье жить, городская, культурная, научная. Город, сохранивший во многом свой неповторимый облик, рожденный в союзе суровой природы и искусства. Союз этот заключили его основатели, ему были верны его создатели. С беспримерным мужеством ценой своих жизней его сохранили наши прадеды, восстановили из руин войны.

«Сейчас мы переживаем тяжелое, болезненное время, когда чувство любви к Отечеству подрывается множеством деморализующих влияний. Но можно сказать, что ничто не потеряно у людей, если они сберегут чувство любви к Отечеству. Но все погибло, если мы допустим ей рухнуть в наших сердцах»[7]

Литература:

  1. Тихомиров Л.А. «Что такое Отечество?», доклад в Историческом музее 3 апреля 1907 г.
  2. Пьетро ди Готтардо Гонзаго «Музыка для глаз», СПб, Арфа, 2002 г.

  1. Адамский А.И. «Институциональные результаты  модернизации образования» http://www.eurekanet.ru/ewww/info/14881.html

  1. Четверикова О.Н. «Перестройка образования» http://vk.com/olgachetverikova

«…Считаю, что основная проблема - это явное игнорирование интересов народов России. Это фактически подвёрстывание систем воспитания под власть чуждых ценностей и законов. В настоящее время на обсуждение представлен не выдерживающий никакой критики документ".

Этот «документ» стал попыткой ответить на задание разработать стратегию патриотического воспитания, основывающуюся на общенациональных гражданских ценностях..

http://vk.com/olgachetverikova - перестройка образования

http://www.eurekanet.ru/ewww/info/14881.html

-Адамский А.И. «Институциональные результаты  модернизации образования»

Необходимо чередовать различные виды деятельности и их последовательность для обеспечения функциональной активности основных систем организма в течение длительного времени.

  а) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, ответы на вопросы, решение примеров, задач и т. д. Норма – 4-7 видов за урок.

  б) средняя продолжительность и частота видов учебной деятельности – норма 7-10 минут.

   в) число видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа и т. д. Норма – не менее трех.

  г) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут.

   Образовательный процесс всегда связан с получением новой информации, которая лучше запоминается, если задействованы различные каналы. Например, от просто прочитанного в памяти остается только 10% информации, от услышанного -20%, от увиденного – 30%, от того , что слышим и видим, -50%; от того, что используем в своей практической деятельности и особенно в

                                                     

самостоятельном творчестве – 90%. Отсюда вывод: необходимо использовать различные источники информации.

Выгодский Л.С.

Таким o6paзом, развитие имеет два пути: развитие как созревание и развитие как обучение. В школе мы имеем дело с двумя разными процессами — с процессом развития и процессом обучения. Все дело заключается в отношении между этими двумя процессами.

Теперь, после того как мы выявили основные точки зрения на отношение между обучением и развитием, перейдем к изложению основных результатов анализа школьного обучения с тем, чтобы, вооружившись конкретным материалом, сделать общий вывод, т.е. установить, в каком отношении стоит процесс обучения к процессу развития и что должен делать педагог для облегчения развития.

 Считалось, что в тот момент, когда ребенок сумел выразить свою мысль, процесс развития закончен. Исследования показывают, что в такой момент процесс развития только начался и это является только исходной точкой дальнейшего развития понятия.

Формирование сложного единства речи и практических операций есть продукт уходящего далеко в глубь процесса развития, в котором индивидуальная история субъекта тесно связана с его общественной историей.

Мы уже указывали в одной из первых глав, что учитель выступает в роли простого источника знаний, справочной книги или словаря, учебника или демонстратора, — одним словом, вспомогательного средства и орудия воспитания. Легко заметить, что именно эта сторона учительского труда, как показано выше, составляла в прежней школе 9/10 содержания всей работы учителя. Ныне эта роль все больше сходит на нет и всячески замещается активной энергией ученика, который везде и всюду должен сам искать и добывать знания, даже тогда, когда он получает их от учителя, а не проглатывать готовую пищу, которую учитель подает ему.

. Для нынешнего воспитания не так важно научить известному количеству знания, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими. А это достигается только (как и все в жизни) в процессе работы.

Вдохновение сродни шарлатанству, а воодушевление — авантюризму. Век вдохновения проходит даже в поэзии, этом вековечном убежище темной силы. Едва ли хоть один американский фабрикант доверил бы управление своей фабрикой вдохновению директора и командование кораблем — воодушевлению капитана. Он всегда предпочитает опытного инженера и ученого моряка. Пора и педагогике переходить на этот путь и подыскивать людей, которые бы точно знали законы и технику того, какими путями создается в детской душе собственное воодушевление.

Таким образом, точное знание законов воспитания — вот что раньше всего требуется от учителя. В этом смысле применимо выражение Мюнстерберга, что должно существовать много типов учителей и все же истинный учитель всегда одинаков. Это тот учитель, который строит свою воспитательную работу не на вдохновении, а на научном знании. Наука есть вернейший путь к овладению жизнью.

Как известно, «Сколково» - это не российский, а глобальный проект, рассчитанный изначально на решение глобальных задач[9]. При его создании В.Сурков, руководитель рабочей группы по разработке проекта, заявил: центральная проблема этого проекта - спрос на инновации, а их могут предъявить только глобальные корпорации полного цикла. Так что «Сколково» - это центр коммерциализации инноваций, мыслимый как биржа альянса государства и глобальных корпораций, при котором государство предоставляет корпорации доступ к национальным условиям производства. Как объясняют эксперты, в России уже есть глобальная машина по продаже сырья - «Газпром», теперь должна быть создана сопоставимая по масштабу с сырьевой машина по продаже инноваций - «Мозгпром» полного цикла, работающий на экспорт, и интегрирующий страну в глобальное хозяйство.

Особо большое внимание уделяется привлечению иностранных студентов, число которых является одним из важных компонентов при составлении рейтингов ведущих вузов. 15 января входящие в проект вузы сформировали на базе Ассоциации единый центр набора абитуриентов из-за рубежа, что позволит оптимизировать средства и, как говорится на сайте Минобрнауки, «более прицельно заниматься маркетингом российских образовательных программ».

Это естественно, если образование превращено в бизнес, а бизнес превыше всего.

«инновационный менталитет» и «навыки предпринимательской деятельности в научно-технической сфере», осуществлены «интеграция российских университетов в международное научно-образовательное пространство и выход на мировой уровень образовательных услуг», обеспечены «прочные связи с венчурными компаниями и привлечение капитала для стартапов» и «взаимовыгодного партнерства между исследовательскими и бизнес-сообществами США и России».

Нижегородский государственный университет им. Лобачевского - его рассматривают как модель рыночно ориентированного предпринимательского университета, который передаёт свой опыт в другие российские исследовательские университеты);

Уехали те, кто хочет «капитализировать» свои мозги, а именно этому учит инновационная высшая школа.

О степени «креативности» авторов форсайт-проектов свидетельствуют установки Д.Пескова, который на одном из семинаров фактически описал модель современного узаконенного рабовладения: «Людиардеры. Это бизнесмены, владеющие командами лучших специалистов. Инвестиционный портфель можно собрать не только из акций компаний, но и из акций людей. Самые талантливые люди будут всегда хорошо зарабатывать с доходностью отдачи с вложений более, чем с рынка наркотиков. Людиардеры - это богатые люди, у которых капиталы в пакетах владения людьми. Это реальность, биржа работает, где перспективной считается модель венчурных инвестиций в

России по использованию проектного подхода в образовании. Он стал университетом-предпринимателем, «торгующим» своими знаниями, выпускниками, преподавателями и акциями компаний, созданных в стенах вуза его студентами и выпускниками. П

если удастся внедрить систему онлайн- и дистанционного обучения, а также разработать действенную и независимую систему контроля за качеством обучения»[34].

Без логического мышления и умения накапливать и систематизировать полученные знания невозможно создать произведения искусства. Так к чему нас призывают эти "умные мерзавцы"? Давайте превратим наших детей в быдло. Западу не нужны образованные российские гоаждане, потому что тогда некому будет впаривать то, что неприемлемо для их потребления. Да вообще Россия им не нужна - российские ресурсы: территории, леса, полезные ископаемые, водные ресурсы - это да,а вот умные и образованные российские граждане - нет! Полуграмотными, не умеющими систематизировать и анализировать проще управлять.

А самое страшное в том, что эти "инноваторы" активно внедряются не только в образование, но и в спорт, и в культуру, и в другие сферы. Очень удобно ведь вместо базовых знаний "развивать ключевые компетенции", вместо квалифицированных преподавателей готовить "тьюторов, фасилитаторов" и прочих "модераторов". (Невольно создается впечатление, что родной русский язык господа инноваторы люто ненавидят.) Кругом разруха на фоне "проектов" и "инноваций", авторы которых пишут с элементарными грамматическими ошибками.

Неужели не найдется светлая голова, которая сможет остановить этот шабаш? Король-то голый...


                                              Заключение                                                                          

 

     Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них, их учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

  В настоящее время возникло особое направление в педагогике

«педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

    Здоровьесберегающая технология не может выражаться какой -то конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

  Здоровье ученика в норме, если:                                                                  

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.                                          

                                               

Приложение

Простейшие упражнения для глаз:

1)вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2) горизонтальные  движения вправо-влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Профилактические упражнения для глаз:

 Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Упражнения на релаксацию:

Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

(Дети садятся за парты.)

                                              Гимнастика

1.        «Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке», отставляем ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.

2.        «Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем, похлопываем ребром ладони и кулаком. Выполняем после посещения школьной столовой.

3.        «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Какая я милая, чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем бережное отношение.

4.        «Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного отдела к подбородку. Похлопываем по подбородку, любуемся длинной красивой шеей лебедя.

5.        «Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове нажатием  пальцами (моем голову). Как « граблями» ведём к середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.

6.        «Буратино». Лепим (мысленно) красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик и др.

7.        «Массаж рук».  «Моем» кисти рук, сильно трем ладонями до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой.

8.         «Велосипед». Держась за сидение стула, «крутим» педали велосипеда (можно со звуковым сопровождением).

                           Упражнения для улучшения осанки

1.        «Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 сек).

2.        «Кто там». Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела, возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.

3.        «Дружная семья». Ученики стоят впереди и позади парт и делают одновременно:

       2 шага вправо - хлопок, шаг вперёд - 2 хлопка, 2 шага влево - хлопок, шаг назад - 2           хлопка. Затем повторяем в обратном порядке.

4.   Сядьте, вытянув ноги и держась за сидение стула, медленно поднимайте ноги согнутые в коленях (можно прямые) и медленно их опускайте.

5.   Поставьте ноги на ширину плеч и, сцепив высоко над головой руки, сделайте наклоны поочерёдно влево и вправо. Старайтесь прогибаться как можно больше, сначала медленно, потом пружинясь.

6. Из положения стоя, прямые ноги вместе, наклонитесь, пытаясь коснуться кончиками пальцев пола.

       7. Со словом «пожалуйста»:

- встаньте

- руки вверх

- руки в стороны

- руки вниз

- опустите руки

- руки к плечам

- похлопайте в ладоши.

(Обратить внимание на внимание).

      8. «Полёт в космос»:

Учитель - К запуску ракеты приготовиться

Учащиеся – Есть приготовиться! (хлопки в ладоши над головой)

Учитель – Пристегнуть ремни!

Ученики – Есть пристегнуть ремни! (щелчки пальцами)

Учитель – Включить зажигание!

Ученики – Есть включить зажигание! (вращательные движения руками)

Учитель – Завести моторы!

Ученики – Есть завести моторы! (руки к плечам, вращение вперёд и назад)

Все:   5,4,3,2,1, пуск; Ура, ура, ура!

                                   Психогимнастика

1. «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На вдохе произнести звук «з-з-з-з». Представим, что пчёлка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.

2. «Холодно – жарко». Подул холодный ветер, ребята съёжились в комочек. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Расслабились и обмахиваемся веером (делаем из листа бумаги). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

3. «Шалтай – Болтай». Ребята стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст делаем повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы.

- Шалтай – Болтай сидел на стене,

- Шалтай – Болтай свалился во сне.

                         Дыхательная и звуковая гимнастика

Цель: научить дышать через нос; при этом осуществляется профилактика заболеваний  верхних дыхательных путей.

1.        Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох  левой ноздрёй, правая ноздря закрыта, выдох правой  (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

2.        Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

3.        Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

4.        Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

5.        Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.

6.        Энергично произносить «п-б», Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

7.        Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.

8.        Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

 « Гудок парохода». Через нос с шумом набираем воздух; задерживаем дыхание на 1-2 секунды, потом с шумом выдыхаем воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (длинный).

     

                                 ЛИТЕРАТУРА                                                                      

   Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990.

    Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.

    Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 1998.

    Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

ТЕХНОЛОГИИ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ

 учитель математики  Миронова Анна \Викторовна


[1] Адамский А.И. «Институциональные результаты  модернизации образования»

[2] Лев Тихомиров «Что такое Отечество»

[3] Там же

[4] П.Г.Гонзаго «Музыка для глаз»

[5] http://vk.com/olgachetverikova

[6] Лев Тихомиров «Что такое Отечество»

[7] Там же


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Здоровая семья – здоровые дети – здоровая Россия.»

Здоровье - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия....

Здоровая семья – Здоровые дети – Здоровая Россия!

Презентация к лассному часу "Здоровая семья - здоровые дети - здоровая Россия"...

Сценарий занятия «Здоровые дети – здоровой семье» для детей подготовительного возраста совместно с родителями.

Сценарий занятия   «Здоровые дети – здоровой семье» для детей подготовительного возраста совместно с родителями....

программа по здоровье сбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия».

В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприя...

Развитие патриотизма и гражданственности детей и молодежи как основа формирования гражданского общества в современной России

Статья из сборника материалов XI Международной научно-практической конференции "Социально-нравственное становление личности в культурно-образовательной среде Отчего края" в рамках межрегионального фес...

Классный час по здоровому образу жизни в 5 классе на тему «Здоровые дети – здоровая Россия»

Методическая разработка рассчитана на учащихся 5-6 классов.Рекомендуется для использования в своей работе организаторами воспитательной работы, классным руководителям с целью пропаганды здорового обра...