Развитие патриотизма и гражданственности детей и молодежи как основа формирования гражданского общества в современной России
статья на тему
Статья из сборника материалов XI Международной научно-практической конференции "Социально-нравственное становление личности в культурно-образовательной среде Отчего края" в рамках межрегионального фестиваля научного и художественного творчества молодежи, посвященного Дню славянской письменности и культуры и памяти народного художника России В.М. Клыкова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ю.В. Василенко
Развитие патриотизма и гражданственности детей и молодёжи как основа формирования гражданского общества в современной России.
Чтобы показать, о чём идёт речь в статье, нужно сначала разобраться в понятиях.
Итак, что такое патриотизм? Это нравственный принцип, социальное чувство, содержание которого есть любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность защитить интересы Родины.[1:21]
Сегодня основные задачи патриотического воспитания в нашей стране решаются на основе государственной программы, главной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.[2:19]
Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодёжи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности техникума, семьи и общественных организаций.[2:19]
Основной и самой главной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан, воспитание у них готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.
Соприкасаясь с военной историей, обучающиеся приобщаются к трудовому и ратному подвигу народа, равняются на лучших его представителей, учатся на героических примерах жизни и деятельности наших великих полководцев, дедов и отцов беззаветному служению Отечества.
Целью военно-патриотического воспитания в образовательном учреждении является формирование у учащихся любви к Родине и готовность к выполнению конституционного долга по защите Отечества.[3:18]
Для достижения этой цели в техникуме необходимо решить следующие задачи:
Создать систему военно-патриотического воспитания, при этом особое внимание обращать на улучшение работы в ходе учебного процесса и во внеурочное время;
Обеспечить организационно - методическое сопровождение этой системы;
Совершенствовать формы и методы организаторской работы, применяя инновационные технологии;
Формировать патриотические чувства обучающихся, развивать чувство гордости за свою страну и её Вооружённые силы;
Воспитывать патриота России, не только желающего, но и способного стать на защиту своей Родины, готового преодолеть все трудности на этом нелёгком пути.
В процессе преподавания на первый план выступает прежде всего задача формирования у обучающихся таких понятий, как «Родина», «патриот», «защитник Родины», «российские Вооружённые силы», воспитание любви к Родине и уважения к людям, которые её защищают. Особенно эффективны в этом плане уроки изучения родного края, своего посёлка, области восхищение людьми, которые в нём проживают, их любовью к Родине, Отчизне. Примером патриотического отношения к своей Родине, родному краю является наш земляк – замечательный скульптор и архитектор В. М. Клыков, имя которого присвоено нашему техникуму.
Но патриотизм – это не только военная защита своей Родины. Знающий и любящий Родину человек должен жить её интересами, радоваться её достижениям и огорчаться из –за её бед, кроме этого, настоящий патриот стремится сделать свою Родину ещё краше, ещё богаче и лучше.Но эти зародившиеся общественно ценные стремления обучающихся закрепятся лишь в том случае, если будет организована общественно полезная деятельность обучающихся с учётом возрастных особенностей: забота о родных и близких, забота и оказание должного внимания ветеранам, забота о своём посёлке, техникуме, участие в работах по благоустройству, защита чести группы и техникума на различных соревнованиях и конкурсах.[2:20]
Очень важно при подготовке обучающихся к какому – либо мероприятию создавать у них положительную мотивацию, а результаты их деятельности сопровождать положительными эмоциями. Таким образом, военно– патриотическое воспитание в процессе обучения прежде всего имеет ярко выраженную нравственную, мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Преподаватель, опираясь на представления обучающихся о любви к Родине, уважения к её армии, уточняя и обогащая их, создаёт у ребят яркие образы, вызывающие эмоциональное отношение к тому, что окружает обучающихся и что отражено в исторических и литературных произведениях, постепенно переходя от единичных образных представлений о патриотизме к их обобщению, усвоению ведущего смыслового значения этого понятия.[2:21]
Более активно и целенаправленно военно-патриотическое воспитание организовано при изучении учебных дисциплин, таких как история. Например, изучая Куликовскую битву или Бородинское сражение, обучающиеся подмечают очень существенную связь – героическую борьбу русского народа с внешними захватчиками на различных этапах истории нашей Родины. Эмоциональные характеристики вождей освободительных войн, яркое изложение выразительных эпизодов борьбы с захватчиками в её различных форма, показ бережной памяти народа о подвигах героев в песнях и сказаниях производят сильное впечатление на обучающихся, углубляются также в сознании обучающихся понятия «отечество», «патриот», «гражданский долг», «воинский долг», «героизм» и др.[2:21]
В преддверии 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне особое место в военно – патриотическом воспитании принадлежит урокам по изучению истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. На этих уроках обучающиеся узнают, что Россия (в тот период – Советский Союз) сыграла решающую роль в разгроме фашистской Германии и внесла самый значительный вклад в дело спасения человечества от угрозы фашистского порабощения.
Значительные возможности для воспитания у обучающихся глубоких патриотических чувств даёт изучение русского и родного языков. Усваивая родной язык, обучающийся усваивает не только правила написания и произношения слов, но и множество патриотически окрашенных понятий, мыслей, чувств и художественных образов. Кроме того, патриотическому воспитанию обучающихся способствуют и различные виды домашних заданий: написание исторических очерков, сочинений о героях войн, о родном крае, его достижениях и людях. Систематическое, тщательно продуманное использование на уроках ярких примеров, сравнений, эпитетов, которые позволяют эмоционально выделить поступки патриотов, раскрыть их духовные и физические качества, усиливают влияние языка на патриотические чувства и мысли обучающихся.[2:22]
На уроках ОБЖ осуществляется идейная, психологическая и практическая подготовка обучающихся к службе в Вооружённых силах Р.Ф. При изучении дисциплины в качестве примеров используется всё многообразие событий из военной истории отечественных Вооружённых сил, которые формируют у обучающихся чувство гордости за русского солдата, восхищение его героизмом и желанием подражать ему. Изучение боевой техники и вооружения Российской армии, их лучших образцов также вызывает чувство гордости за достижения российских учёных и инженеров.
Не маловажное значение для формирования будущего воина имеют занятия по строевой, огневой и физической подготовке, так как они развивают у обучающихся умения и навыки, нужные солдату, а так же готовят их в моральном и психологическом плане, значительно облегчая первые месяцы военной службы. Причём работа эта осуществляется в щадящем режиме, постепенно приучая юношей к требованиям воинской службы и дисциплины.
Согласно требованиям современности в нашем техникуме проводится определённая работа по патриотическому воспитанию обучающихся. С этой целью каждый год проводятся такие мероприятия как «Урок мужества», на который приглашаются воины – интернационалисты, прошедшие войну в Афганистане, выезды в воинскую часть в г.Курск, где обучающихся знакомят с жизнью и бытом военнослужащих, с дальнейшим перебазированием на полигон и проведением стрельб из боевого оружия, а так же проведение торжественных мероприятий, посвящённых Дню Защитника Отечества. Данные мероприятия проводятся организованно и на хорошем уровне с привлечением максимального количества обучающихся.
Неисчислимые беды принёс свершившийся год назад государственный переворот на Украине. До этого страшного события народы России и Украины жили в мире, дружбе и согласии. Многие жители Курской области имели и имеют друзей, знакомых и близких на территории Украины. Но в прошлом году, в феврале в результате искажённого понятия о патриотическом воспитании, и как результат – захват власти кучкой олигархов, на Украине была развязана гражданская война.
21-го февраля 2015года в г. Москве состоялся митинг общероссийского движения «Антимайдан», посвящённый трагической дате. Акция проходила под лозунгом «Год Майдану. Не забудем! Не простим!» В акции приняли участие многие патриотические организации и клубы. Во время акции проходили выступления политиков, артистов и простых людей. Все единогласно осудили события на Украине и говорили о том, что подобное недопустимо в России. На митинге было принято решение об усилении патриотического воспитания детей и молодёжи с целью недопущения событий произошедших на Украине.
Литература
- Л. Тётушкина //По ступеням воспитания патриота. Научно-методический и информационный журнал ОБЖ Изд. ЗАО «Русский журнал» 2007 - №1 – С.21.
- Каледин В. //Растим патриотов. Научно-методический и информационный журнал ОБЖ Изд. ЗАО «Русский журнал» 2007 - №2 – С.19 – 22.
- Каледин В. // Растим патриотов. Научно-методический и информационный журнал ОБЖ Изд. ЗАО «Русский журнал» 2007 - №3 – С.18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная деятельность как основа формирования гражданской идентичности
Одна из 7 задач стратегии социокультурной модернизации образования связана с целенаправленным формированием гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в ...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЕНКА.
Мой опыт работы. Тема:Развитие художественно-образного мышления на уроках музыки как основа формирования духовного мира ребенка....
Методическая разработка интеллектуальной on-line игры для выпускников основной школы «Развитие гражданского общества в современной России».
Интеллектуальная игра разработана для учащихся 9 класса, проводится с помощью ВКСУрок является вторым и заключительным в теме.Цель данной игры - применение на практике теоретических знаний...
Семинар «Система консультирования воспитанников и родителей, повышение квалификации педагогических работников, мониторинг личностного развития воспитанников Дворца творчества детей и молодежи»
Актуальность темы.Направления системы психолого-педагогического сопровождения во дворце творчества.Особенности системы индивидуальной диагностики, развивающих занятий, системы семинаров и консультаций...
Актуальность формирование гражданской идентичности в современных условиях
Актуальность формирование гражданской идентичности в современных условиях....
Духовно-нравственное развитие и воспитание основа формирования личности гражданина и патриота России
Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализов...
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (на примере ОГАОУ «Губкинской СОШ с УИОП»)
В докладе рассмотрены пути формирования гражданской идентичности в современной России. Как пример рассматривается ОГАОУ "Губкинская СОШ с УИОП"...