Методическая система учителя информатики и ИКТ Аванесян А.С.
учебно-методический материал на тему
На данном этапе своей педагогической деятельности я выбрала значимую для себя тему самообразования «Формирование и развитие ключевых метапредметных компетенций учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности», которая в свою очередь будет являться и целью моего педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema_uchitelya_informatiki_i_ikt_avanesyan_aleksandry_sergeevny.doc | 517.5 КБ |
metodicheskaya_sistema.ppt | 511 КБ |
Предварительный просмотр:
«Хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой»
Л.С.Выготский
Аванесян Александра Сергеевна — учитель информатики и ИКТ
Трудовой стаж – 7 лет
Педагогический стаж — 5 лет
АГПУ, информатик-экономист, прикладная информатика в бухгалтерском учете и аудите
Курсы повышения квалификации:
- август,2014, «Изучение математики в контексте формирования универсальных учебных действий с учетом требований ФГОС ООО»
- февраль,2014, «Преподавание информатики и ИКТ с учетом требований ФГОС»
В своей работе использую образовательные программы и учебно-методические комплексы как традиционного , так и развивающего обучения, сочетаю разнообразные формы и методы обучения для решения основных учебно-воспитательных задач, планирую реализацию приоритетного развития информационно-технологической подготовки учащихся.
Считаю важным формирования ситуации, в которой каждый учащийся сможет, используя ИКТ, учится в индивидуализированной среде, с оптимальной скоростью, в удобном месте и в удобное время.
«...новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлых , но и технологий, которые пригодятся в будущем».
Д.А.Медведев
В своей педагогической деятельности я сталкиваюсь с рядом проблем, и основная из них - это как обеспечить готовность выпускников к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества? К решению проблем подготовить всех учеников не в состоянии ни один учитель, однако любой учитель может в процессе учебного взаимодействия моделировать достаточно широкий ряд проблемных задач, формировать ключевые компетенции, использовать необходимые технологии и методы, о которых говорилось веше
На данном этапе своей педагогической деятельности я выбрала значимую для себя тему самообразования «Формирование и развитие ключевых метапредметных компетенций учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности», которая в свою очередь будет являться и целью моего педагогического опыта.
В стандартах второго поколения в качестве приоритета образования ставится задачей не обучение ученика основам наук и не социальный заказ общества, а развитие личности обучающихся, поэтому в требованиях к выпускнику школы помимо предметных результатов выделены личностные и метапредметные результаты или компетенции.
Я в своей деятельности выделяю основные компетенции, которые считаю необходимым формировать на уроках информатики и во внеурочной деятельности:
- информационная
- коммуникативная
- учебно-познавательская
- социально-политическая
- социокультурная
В учебном процессе каждая группа компетенций занимает свое место на уроке информатики.
Информационная компетентность — совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах
Для формирования информационной компетенции с учащимися основной школе используется:
- работа с учебниками,энциклопедиями,словарями
- извлечение информации, представленной в разных формах
- представление информации в различных формах
- формулирование проблемных вопросов
- подготовка докладов и рефератов
- создание модели изучаемого объекта
Для формирования информационной компетенции с учащимися старшей школе используется:
- самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач
- сопостовление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников
- преобразование информации из одного вида в другой
- предоставление информации в оптимальной форме
Коммуникативная компетентность — высокий уровень владения устной и письменной речью, умение продуктивно общаться в социуме
Для формирования коммуникативной компетенции в основной школе используется:
- групповая форма организации учебной деятельности учащихся
- формирование культуры речи
- уроки с применением игровой технологии
- организация совместной деятельности
Для формирования коммуникативной компетенции в старшей школе используется:
- уроки-диспуты, оценка разных точек зрения
- групповая форма организации учебной деятельности учащихся
- защита рефератов и проектно — исследовательской деятельности
- чаты и форумы
Учебно-познавательная компетентность — готовность к образованию на протяжении всей жизни
Для формирования учебно-позновательной компетенции в основной школе используется:
- объяснительно-иллюстративные методы
- проблемно-сообщающие
- проектная деятельность
- решение жизненно практических, за частую межпредметных задач, в ходе которых ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы.
Для формирования коммуникативной компетенции в старшей школе используется:
- исследовательская, проектная деятельность по выбранному профилю, которая ведется параллельно с традиционными формами работы учащихся. Учитель выступает только консультантом
Социально-политическая компетентность — психологическая готовность брать на себя ответственность за принятые самостоятельные решения
Для формирования социально-политической компетенции в основной школе используется:
- проектная деятельность по самостоятельно выбранной теме
- решение жизнено-практических задач, в ходе которых ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы. Учитель выступает только консультантом
Для формирования социально-политической компетенции в старшей школе используется:
- анализ предложенной ситуации, постановка цели, планирование ожидаемого результата
- разработка алгоритма решения поставленной задачи
Социокультурная компетентность — готовность и способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире
Для формирования социокуультурной компетенции в основной школе используется:
- проектная деятельность, создание творческих работ раскрывающих культуру и традиции разных народов
- формирование групп учащихся различных национальностей
Для формирования социокультурной компетенции в старшей школе используется:
- уроки-диспуты, оценка разных точек зрения (понимание и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков,рас)
Учащиеся должны хорошо представлять себе конечную цль, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при это задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления, электронный документооборот и другие возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл в современном цифровом мире.
Подлинная компьютерная грамотность это — понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний и использование компьютера для достижения поставленных целей.
«Сегодня основная функция педагога не столько быть источником знаний, сколько организовать процесс познания; создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучить» В.Ф.Штаталов
В своей работе я стремлюсь сделать свои уроки современными, интересными, обеспечивающими положительную мотивацию на изучение информатики, формирование и развитие ключевых компетенций для этого планирую следующего:
- изучение методических пособий и книг
- обучение на курсах повышения квалификации
- проведение входных диагностик реальных возможностей учащихся 8-11 классов
- дальнейшее образование
- проектная деятельность
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Хорошее обучение – это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой” Л.С.Выготский
Традиционное обучение Развивающее обучение Формы и методы Формы и методы Уроки-лекции Уроки обобщения и повторения Урок получения новых знаний Урок зачет и т.д. Проблемное обучение Деятельностный и практико-ориентированное обучение Проектное обучение Игровые методы и т.д.
Современное использование ИКТ Дома В учебной деятельности Во внеурочной деятельности (проекты-презентаций, поиск информации с помощью различных источников, создание электронных ресурсов)
“ ...новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлых лет, но и технологий, которые пригодятся в будующем” Д.А. Медведев
“ Формирование и развитие ключевых метапредметных компетенций учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности”
Требования к выпускникам школы Предметные результаты Личностные результаты Метапредметные результаты
Ключевые компетентности Информационная Коммуникативная Учебно-позновательная Социально-политическая Социокультурная
Информационная компетентность совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Основная школа Старшая школа Работа с учебниками, энциклопедиями, словарями Извлечение информации, представленной в разных формах Представление информации в различных формах Формулирование проблемных вопросов Подготовка докладов и рефератов Создание модели изучаемого объекта Самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненых задач Сопостовление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников Преобразование информации из одного вида в другой Представление информации в оптимальной форме
Коммуникативная компетентность высокий уровень владения устной и письменной речью, умение продуктивно общаться в социуме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Основная школа Старшая школа Групповая форма организации учебной деятельности учащихся Формирование культуры речи Уроки с применением игровой технологии Организация совместной деятельности Уроки-диспуты, оценка разных точек зрения Групповая форма организации учебной деятельности учащихся Защита рефератов и проектно-исследовательской деятельности Чаты и форумы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1
В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Описание методической системы учителя информатики и ИКТ Т.В. Сивоволовой
Описание собственной методической системы учителем информатики и ИКТ ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 525 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга Сивоволо...
Презентация к выступлению на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"
Презентация к выступлению на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"...
Выступление на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"
Выступление на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"...