Постановка целей урока Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала | Метапредметные (УУД)
регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
| Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте ребус. Правильно. Тема нашего урока «Рыба. Что и как готовить из рыбы». Как вы считаете, какова же цель нашего занятия? Да, правильно. Мы узнаем, почему на нашем столе всегда должны быть блюда из рыбы, способы обработки и приготовления блюд из рыб, а также познакомимся с различными видами рыб.
|
Обучающиеся высказывают свои ответы
Обучающиеся высказывают свои предположения о том, какие цели занятия |
Формирование новых знаний
|
Предметные: - правильно именовать названия рыб; - правильно определять вид рыб.
Метапредметные (УУД)
познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации;
регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
| Пищевая ценность рыбы Многие специалисты в области питания утверждают, что рыбный стол здоровее и гигиеничнее, мясного. Чем же обусловлена пищевая ценность рыбы? Рыба — источник полноценных белков. Недостаток белка в питании приводит к значительным нарушениям в организме человека, отрицательно сказывается на трудоспособности, сопротивляемости. В рыбе представлены все незаменимые аминокислоты. Пищевая ценность рыбы не ограничивается содержанием в ней высококачественных и легкоусвояемых жиров. Рыбные продукты могут удовлетворять потребности нашего организма в основных минеральных веществах. Рыба содержит фосфор, калий, кальций, натрий, магний, сера и хлор, в небольших количествах так же обнаружены железо, медь, марганец, кобальт, цинк, молибден, йод, бром, фтор и другие элементы. Наконец, в рыбе содержатся многие необходимые человеку витамины. Виды рыб. Где обитает рыба? ( В реке, в море, в озере.) Рыба делиться на речную и морскую. Какую рыбу можно поймать в реке и в озере? ( Стерлядь, карп, сом, сазан, ерш, лещ.) Какую рыбу можно поймать в море? (Ставрида, скумбрия, камбала, треска и т.п.) В водах нашей страны обитает более 1 тысячи рыб. Рыба служила людям одним из главных продуктов питания с незапамятных времен. В древности на Руси ели в основном речную рыбу. Морская рыба стала постепенно появляться на русском столе лишь при Петре I. А как на нашем столе появляется рыба? (Ее можно поймать в реке, озере или купить в магазине) В каком виде поступает рыба в магазины? (В магазины рыба поступает живая, охлажденная, мороженная, соленая, маринованная, копченая, вяленая и сушеная, в виде филе и консервов) Определение свежести и качества рыбы Иметь на своем столе только что пойманную рыбу – уже давно этой привилегией пользуются не только жители прибрежных районов. Ведь сегодня в любой уголок страны можно доставить рыбу потребителю в свежем виде за самое короткое время благодаря современным средствам передвижения (железнодорожные вагоны со специальной изоляцией, грузовые термовагоны и самолеты с контейнерами-холодильниками). Важно знать критерии, по которым можно отличить свежую рыбу от испорченной. - Свежая рыба не имеет запаха или приятно пахнет морем и йодом.
- У свежей рыбы блестящая упругая кожа.
- Чешуя должна плотно прилегать к ней и тоже блестеть.
- Плавники и хвост не должны быть сухими или склеившимися.
- Испорченная рыба выглядит матовой и бесцветной, а ее чешуя плохо счищается.
- У свежей рыбы прозрачные глаза, блестящие и немного выпуклые. Рыбу с мутными, впавшими глазами есть нельзя.
- У свежей рыбы эластичное мясо. После того как рыбу поймали, сначала наступает момент оцепенения, после чего она снова становится подвижной, а ее мясо эластичным.
- При нажатии на рыбу пальцами на ней не должно оставаться вмятин. Это бывает только тогда, когда рыба старая.
- У свежей рыбы влажные блестящие жабры, от розового до ярко-красного цвета, но ни в коем случае не могут быть бурыми или серовато-красными.
Как покупать мороженую рыбу? - Мясо свежего рыбного филе и кусков рыбы должно быть сочным и блестящим, полупрозрачным и иметь красивый вид.
- Подсохшие края и изменение окраски характерны для старой рыбы.
- Не покупайте также рыбу в поврежденной упаковке.
- Обращайте внимание на дату упаковки и срок годности. Нести рыбу домой желательно в отдельном пакете.
- Если вы не используете рыбу сразу – немедленно положите в холодильник. Даже в замороженном виде срок годности рыбы и морских продуктов не бесконечен.
- Постную рыбу следует употребить в течение трех месяцев, жирную и морепродукты – в более короткие сроки.
Как узнать срок хранения консервов? Срок хранения консервов, необходимо посмотреть на крышке банки. Там указывается шифр, в котором указывается или срок реализации продукции или срок ее хранения Мы знаем, в каком виде поступает рыба в магазин, а оттуда к нам в дом. Можем определить недоброкачественную рыбу. Но перед тем как приготовить свежую рыбу, что мы должны сделать? Первичная обработка рыбы включает следующие процессы: - Рыбу очищают от чешуи специальным ножом.
- Удаляют голову, плавники, хвост – это делается ножом, а плавники, если они не очень крупные можно срезать ножницами. Из головы, хвоста плавников можно приготовить рыбный бульон.
- Разрезают брюшко и удаляют внутренности. Очень важно удалить черную пленку, выстилающую брюшную полость, если ее не убрать появляется горечь в готовом блюде.
- Промывают потрошеную рыбу холодной проточной водой.
- Рыбу пластуют, разделывают на полуфабрикаты, нарезают на порционные куски, снимают с нее кожу.
Приготовление блюд из рыбы Кулинария знает сотни рецептов приготовления рыбных блюд, и каждый из этих рецептов и по способу тепловой обработки, и по использованию дополнительных продуктов — приправ, гарниров, соусов — может придать блюдам, приготовленным из одной и той же рыбы, своеобразный вкус. Тепловая обработка рыбы включает варку, припускание, жарение, тушение и запекание. Варка – нагревание продукта в воде, бульоне, молоке или на пару. Припускание – т.е. варка в плотно закрытой посуде с малым количеством жидкости. Тушение – продукт заливают небольшим количеством соуса или бульона, добавляют пряности. Закрывают крышкой и доводят до готовности. Жарение – продукты нагревают на сильном жару в жире или горячем воздухе. Существует два способа жарения рыбы – основной с небольшим количеством жира и во фритюре (погружение в разогретый жир) Запекание – жарение продукта в духовке. В зависимости от выбранного способа приготовленные порционные куски или целую рыбу можно обвалять в муке, панировочных сухарях (панировать), обмакнуть в кляр (жидкое тесто, приготовленное из муки, молока, яиц и соли). Рыбу можно запечь целиком или кусочками. Очень вкусны блюда из котлетной массы. Из рыбной котлетной массы можно приготовить котлеты, биточки, тефтели, зразы и рулеты. Из рыбы готовят закуски, первые и вторые блюда. | Обучающиеся называют, какие виды рыб они знают.
Обучающиеся классифицируют виды рыб.
|
Формирования умений и навыков | Предметные: - уметь составлять слова из букв; - уметь правильно распределять последовательность первичной обработке рыбы; - уметь определять признаки доброкачественной рыбы. Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - уметь находить и выделять необходимую информацию;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
| Для проверки усвоения новых знаний и их закрепления вам предлагается выполнить небольшие тестовые задания. - Составьте слова
ШУБА + РОГ = ГОРБУША | АС + ПЛУТ = ПАЛТУС | БАЛ + КАМА = КАМБАЛА | ЛЕСТЬ + РЯД = СТЕРЛЯДЬ | ЮГ + АР + ВЕС = СЕВРЮГА | ВАТА + СИДР = СТАВРИДА | ЛОТ + ЛОБ + СТОИК = ТОЛСТОЛОБИК | ТЕС + РАК = ТРЕСКА |
- Распределите правильно последовательность первичной обработки рыбы:
А) отделение от рыбы головы, плавников, хвоста)
Б) оттаивание мороженой рыбы В) очистка от чешуи Г) пластование или придание рыбе размеров и формы, соответствующих виду кулинарного изделия Д) Промывание рыбы холодной проточной водой Е) Удаление внутренности
Правильный ответ: Б, В, А, Е, Д, Г
- Признаки доброкачественности рыбы:
А) рыба имеет легкий запах водоёма Б) жабры с серым налётом В) консистенция мяса рыбы плотная Г) чешуя плотно прилегает к коже и блестит
Правильный ответ: А, В, Г
4. Как определить, можно ли употреблять в пищу рыбные консервы
А) определить визуально, посмотрев на содержимое Б) надо посмотреть на срок годности В) попробовать на вкус
Правильный ответ: Б
|
Обучающиеся предлагают составить слова из данных букв. Обучающиеся правильно распределяют последовательность первичной обработки рыбы
Обучающиеся определяют признаки доброкачественной рыбы, качественные консервы. |
Анализ и подведение итогов
| Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
| Все ли цели урока мы добились? Получилось или нет? Скажите, пожалуйста, а для чего мы с вами изучали правила приготовления блюд из рыбы? Конечно. Нам это нужно знать. Потому что, мы будем самостоятельно готовить различные блюда. Правильно, эти знания очень пригодятся вам в жизни. Вы сможете сами правильно выбирать рыбу, готовить из нее вкусные блюда. На уроке вы хорошо поработали. Молодцы.
| Обучающиеся выдвигают свои гипотезы. |