Методическая система учителя истории и обществознания МБОУ "СОШ № 5" г. Калуги Артёмовой Ю.С.
учебно-методический материал на тему

Артёмова Юлия Сергеевна

 

 

Современному обществу необходима активная, творчески мыслящая, разносторонне развитая личность, готовая решать сложные проблемы, анализировать ситуации и делать осознанный выбор. Для успешного решения этой задачи необходима перестройка традиционной модели обучения, ориентированной на передачу определённого объёма знаний. Ориентация на активную мыслительную деятельность самих учащихся в обучении – главное условие инновационных методик. Традиционная методика уступает место интерактивным методам обучения.

Благодаря интерактивной технологии ученик уже не является пассивным субъектом образовательного процесса. Он выступает в качестве соавтора урока и вносит свой вклад в его подготовку и проведение. Ценность методической системы заключается в том, что ученики обучаются в естественных условиях общения, дискуссии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 5» г. Калуги Артёмова Ю.С.

Методическая система по использованию интерактивных технологий в преподавании обществознания

Современному обществу необходима активная, творчески мыслящая, разносторонне развитая личность, готовая решать сложные проблемы, анализировать ситуации и делать осознанный выбор. Для успешного решения этой задачи необходима перестройка традиционной модели обучения, ориентированной на передачу определённого объёма знаний. Ориентация на активную мыслительную деятельность самих учащихся в обучении – главное условие инновационных методик. Традиционная методика уступает место интерактивным методам обучения.

Благодаря интерактивной технологии ученик уже не является пассивным субъектом образовательного процесса. Он выступает в качестве соавтора урока и вносит свой вклад в его подготовку и проведение. Ценность методики заключается в том, что ученики обучаются в естественных условиях общения, дискуссии.

На уроках  обществознания в 8-9-х классах оправдывают себя такие разновидности интерактивных методов, как ролевые игры, групповые работы.

Достижению высоких результатов в обучении способствует участие в реализации практико-ориентированного курса «Мой выбор». Учитель не настаивает на единственно возможном ответе, не стремится получить запланированный ответ, не критикует и не осуждает. Педагог даёт ученику шанс быть услышанным, создаёт такую обстановку, когда ребёнок понимает, как важно слышать другого. Учитель даёт полную, исчерпывающую информацию о последствиях того или иного выбора, подчёрчивая как важно делать свой, собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия. Ценность курса в его связи с жизнью, потребностями и интересами самих школьников.

Продемонстрируем применение интерактивной технологии на примере уроков обществознания, разработанных в рамках курса «Мой выбор»: «Межличностные отношения». Общение  (8 класса), «Я и политика» (9 класс)

           

                 

                               Работа в творческих группах.

Групповой метод позволяет педагогу развивать у учащихся коммуникативные умения: стремление к диалогу, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, необходимость поиска компромисса, умение строить общение в зависимости от эмоционального настроя, общей атмосферы.  

Данный метод требует предварительной подготовки. До урока учащиеся делятся на группы в зависимости от уровня знаний, интересов, степени психологической совместимости. За несколько дней до занятия команды получают опережающие      задания – подготовить краткое сообщение. При подготовке сообщений ученики могут проявлять инициативу, помимо пересказа текста они готовят сценки, проводят социологические исследования, оформляют сообщения в форме схем, графиков, транспарантов, лозунгов. На уроке «Я и политика» ребята, отстаивая право участия в выборах,  рассказывая о том, что такое референдум, в форме диаграммы продемонстрировали результаты социологического опроса « Голосование – это долг или принуждение», проведённого среди девятиклассников. Таким образом, группе «демократов-правозащитников» удалось убедить одноклассников в необходимости участвовать в референдуме, оперируя данными исследования, проведённого до урока. Сделанный на уроке выбор был подкреплён заготовленным материалом: социологическим   спросом   и   лозунгом-транспарантом.   Заканчивая      своё     выступление, дети выдвинули лозунг: «Сознательное участие в выборах – первейший долг гражданина,    который  озабочен    своим      будущим,  будущим  своих   детей,    своей Родины!»                          

             Работа на уроке осуществляется в соответствие с поставленным в начале урока заданием. Оно записывается на доске. Ответ ученики дают в конце урока. Так на уроке «Межличностные отношения. Общение» перед классом был поставлен вопрос «Возможна ли жизнь без межличностных отношений и общения?», на занятии «Я и политика» ребята должны были ответить на вопрос «Какую роль играет политика в жизни человека и общества?»

                В зависимости от подготовки, склада мышления творческие группы выполняют на уроке задания различной направленности. Например, на уроке по теме «Межличностные отношения. «Общения» первая творческая группа «теоретики» работает над формулировкой понятий, вторая творческая группа «практики» доказывает практическую значимость понятий в жизни человека, третья группа «художники-мыслители» осмысливает полученные на уроке знания и оформляет их графически с помощью символов, рисунков. Имеющие организаторские способности ученики становятся капитанами команды.

             На уроке каждая группа обсуждает задания и выполняет работу коллективно. Для лучшего восприятия заданий учитель раздаёт карточки командами. Например, на одном из этапов урока «Межличностные отношения. Общение» группа «практиков» получила карточку с заданием – «Используя свои знания о человеке,  ответьте на вопрос «Какую роль играет общение в межличностных отношениях?», группа «художников-мыслителей» - «Изобразительно наглядно, графически, схематически, с помощью рисунков изобразите процесс общения».

             Записи в тетради осуществляются одновременно с записью на доске или в ходе ответа группе, выступления учителя, капитана. Для успешного усвоения знаний выступления, сообщения могут сопровождаться схемами, графиками и т.д.

             При изучении новых понятий учитель крепит на стенд «сегодня на уроке» карточку с названием нового определения. При сообщении большего объёма информации, например, при рассмотрении вопроса о типах межличностных отношений по ходу выступления групп учитель составляет схему:

                           

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

                                                                                                                      личные                                   дружба             семейные

                                                                                     товарищество    

                     

         деловые           приятельство                                                                                                                

                                     

                                                                       

В итоге содержательные сообщения трёх групп оформляются в краткую схему.

             В конце урока всем членам группы выставляются оценки.

             Перед уроком капитан команды получает табель для выставления оценок.

Фамилия,             имя

учащегося

Оценка          ученика

Оценка      капитана

Оценка  учителя

Итоговая оценка

             Процесс оценивания проходит поэтапно. Сначала свою работу оценивает ученик, затем капитан команды выставляет оценки членам группы. Учителю предстоит оценить работу каждого ученика и объявить итоговую отметку.

            При использовании групповой методики обучения важно учесть, что:

  •   активными помощниками учителя на уроке становятся капитаны творческих групп,         следовательно, ими могут быть ученики, обладающие организаторскими способностями;
  •    до урока, во избежание нехватки времени для изучения материала учителю необходимо провести консультацию для капитанов и участников групп. Педагог скоординирует работу групп, объявив временные рамки выступления команд; ответить на вопросы, возникшие при выполнении заданий; даст совет в выборе творческого оформления сообщения;
  •    важно до урока ознакомить учащихся с правилами работы в группе, поместив памятку на стенде для изучения;
  • до уроков капитанам необходимо раздать табели для выставления оценок и познакомить с этими требованиями учеников.

           Использования групповой методики возможно при изучении нового материала. Если тема предполагает разноплановость информации, многовариантность ситуации, то данная методика окажется эффективной. Она позволит выявить инициативных учащихся. Каждый член группы получит возможность высказаться, предлагать и развивать идеи. Решение задачи, поиски ответов на вопросы, разрешение ситуативной модели поведения станет делом каждого присутствующего на уроке. Ученик не останется безучастным к происходящему. Знания, полученные на уроке, не только пополняют его информационный багаж, но сделают его активной, самостоятельной, логически мыслящей личностью.

                                  Р о л е в ы е  и г р ы.

             Использование ролевых игр превращает занятия по обществознанию в увлекательные, запоминающиеся уроки. Знания, полученные на таких уроках,  не заучиваются, а переживаются, выявляются самими учениками.

              Ролевая игра позволяет педагогу развивать познавательный интерес учащихся, их активность. Игровая методика даёт возможность получать дополнительные знания, выявлять не освещённые в учебном курсе вопросы; развивает творческие способности.       На уроке «Я и политика» группа «практиков-аналитиков» при выполнении задания - «доверять или не доверять политикам» показала две сценки. В них ребята разбирали выступления двух кандидатов в депутаты. Они не только проявили актёрские способности, но и умело подчеркнули яркие черты «депутата-реалиста» и «депутата-фантазёра». Наблюдательность, способность перевоплощения, умение переживать ситуацию, импровизация, спонтанность поведения, доброжелательность группы – важные условия ролевой игры.

               Для усиления интерактивности целесообразно объединить в форме ролевой игры известные интерактивные методы. Используя такие методические приёмы, как дискуссия, метод проектов.

                                Дискуссия в ролевой игре.

              Ролевая игра способствует умению участвовать в дискуссии. Чтобы создать ситуацию, способствующую дискуссии, учителя следует умело и продуманно ставить вопросы, формулировать задания, обрисовывать ситуацию. Например, на занятии «Я и политика» ученики спорили, отстаивая свою точку зрения, при выполнении задания в рабочей тетради по курсу «Мой выбор»: «Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли утверждал, что для достижения политических целей хороши все средства: ложь, предательство, коварство, пытки, убийства. Иначе в политике ничего не добьёшься». - Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему? (Мой выбор. - М., 2001.-стр. 45). Само задание не предполагает чётких, единственно верных ответов.

Благодаря интерактивным технологиям улучшаются взаимоотношения одноклассников, они начинают логично, продуманно строить выступления. Ученики дают собственную оценку событий. Педагогу удаётся реализовать одну из целей образовательного процесса – способствовать формированию гражданина, готового к современной жизни в условиях меняющихся социально - экономических отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Методическая система учителя истории и обществознания

Предметы история и обществознание ставят перед учителем цель - формирование предметных знаний, умений и навыков, чувства патриотизма и гражданственности у учащихся. Путь к достижению этой цели лежит ч...

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации"

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации" 2020г...

В ы с т у п л е н и е на Районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Сложные вопросы истории. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам.

Представленный историко - культурный стандарт  включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечне...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...