«Развитие патриотических чувств и гражданских убеждений у членов детских общественных объединений»
материал на тему
Выступление на районном методическомобъединении старших вожатых (октябрь 2014 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Развитие патриотических чувств и гражданских убеждений у членов детских общественных объединений»
Что означают понятия «гражданин» и «патриот»? Что в них общего и в чём они различаются?
Обратимся к определениям слов «патриот», «гражданин». В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так:
«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.»
В «Словаре иностранных слов» В.В. Одинцова «патриот – тот, кто любит родину, предан отечеству». Авторы словаря предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространѐнным был его синоним – словосочетание «сын отечества». «Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий своѐ отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей Родины».
Более чѐтко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris – отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины»
Патриотизм – это чувство нравственное. Прививая это чувство молодому поколению, мы даѐм ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Патриотизм - сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях.
Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее
историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с
принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической
активностью.
Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей.
Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.
Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей.
Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы.
В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг.
Гражданская ответственность проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков.
Смысл гражданственности – это патриотизм, нравственность, правовая культура.
Историк и писатель Карамзин Н.М. акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности. Выделив такие
разновидности любви к Отечеству:
- физическую любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой родине;
- нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растѐт, воспитывается, живѐт;
- политическую т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.
Определѐнность толкования понятий «гражданственность» и «патриотизм» даѐт ориентир, указывающий на то, что, зачем и как воспитывать.
Человека делает хорошим гражданином то, насколько качественно он
выполняет возложенные на него функции, и каков его вклад в благополучие
государства. Следовательно, хороший гражданин – это законопослушный, патриотически-настроенный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять своѐ предназначение в обществе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что ещѐ раз подчѐркивает высокую значимость формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм.
Американский политолог С. Шехтер рассматривает три роли, которые исполняет личность: зритель, потребитель, гражданин.
- Зритель– это пассивный наблюдатель мира. Он может быть хорошо
информирован, а оттого враждебным, циничным и убеждѐнным, что невозможно влиять на ход событий.
- Потребитель рассматривает политическое общество как рынок, предназначенный для распространения общественных благ и услуг. Это активный манипулятор, торгующий своим участием в жизни общества в обмен на обещание увеличить его блага.
- Гражданин рассматривает общество как содружество, в котором он сам проявляется как личность и активный деятель.
Мы должны осознавать, кого мы готовим: пассивного созерцателя, активного потребителя или деятеля, стремящегося к гармонии чувств и разума, т.е. гражданина-патриота.
Гражданственность и патриотизм не возникают сами по себе, а специально воспитываются, формируются у детей и подростков, в том числе и в процессе их деятельности в детском общественном объединении.
Если вдуматься, вся работа детского общественного объединения направлена на формирование гражданских убеждений и воспитание патриотических чувств.
«Доброе сердце» - ведущее направление деятельности «Республики «Росток». Это общественно-значимая деятельность и главная форма работы здесь – реализация социальных волонтёрских проектов.
Помогая другим людям, пытаясь вникнуть в их проблемы, ребёнок познаѐт себя. В процессе волонтѐрской деятельности подросток совершенствуется нравственно, учится общению, взаимодействию и сотрудничеству, гуманности. Так как волонтѐрская деятельность носит активный и творческий характер, подросток получает возможность
проявить себя. Волонтѐрская деятельность помогает сформировать отношение к происходящему вокруг, в том числе в политической жизни, выработать гражданскую позицию.
Яркий пример такого рода проектов – сотрудничество с Таремским детским домом. Сейчас в школе полным ходом идёт реализация проекта «Будь здоров, малыш!». В этот раз мы хотим оказать помощь, направленную на укрепление здоровья детей – подарить детскому дому массажные коврики для ножек, сшитые своими руками. И первая же операция, проведённая в рамках проекта – сбор пуговиц – показала огромный энтузиазм ребят – членов ДОО и младших школьников. Всего было собрано около 40000 пуговиц. А желающих шить оказалось даже больше, чем количество заготовок из ткани. Дети берут работу на дом, приходят шить в пионерскую в переменки и после уроков. Причём мальчишки не уступают девочкам. Девочка из 6-го класса заявила: «У нас будут шить все! это же для ребят из детского дома!».
С Таремским детски домом мы сотрудничаем 3-й год. И это сотрудничество идёт на пользу не только тем детям - сиротам, но и наши вполне благополучны ребятам. Они учатся замечать тех, кому требуется помощи, помогать, делиться, отдавать частичку души.
Волонтерство является наиболее эффективным способом развития гражданственности подростков, поскольку оно происходит по доброй воле, а волонтѐр всегда сам принимает решения, которые влияют и на него, и на общество.
Среди наших реализованных проектов есть озеленение рекреаций, оформление клумб, посадка деревьев на школьном дворе, ежегодная чистка водоёмов, уборка деткой площадки и городского парка. Все эти дела позволют ребятам реализовать желание и умение быть значимыми, полезными, интересными для других, испытывая при этом удовлетворение от собственных поступков.
Следующее важное направление деятельности ДОО – «Я – гражданин России» направлено на воспитание патриотизма.
Здесь очевидны огромные возможности поисковой краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины».
За последние 4 года мы собрали богатый материал и оформили его в 3 книги:
- «Мы помним! Мы гордимся!» - сведения о 1500 наших земляков, воевавших на фронтах ВОВ;
- «У войны не женское лицо» - материал о женщинах – труженицах тыла нашего города (эту работу мы выполняли совместно с городским советом ветеранов);
- «Команда молодости нашей» - рассказы о лучших спортсменах Ворсмы.
Цель поисковой краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы дети, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Важная роль в воспитании патриотизма принадлежит системе военно-спортивных игр, которая с годами выработана в нашей школе. В эти игры включены все ребята с 3-го по 10 классы:
«Звёздочка» - для 3 класса, «Равнение на Победу» - 4 классы – игры путешествия носят не только развлекательный, но и познавательный характер, позволяют проявить ловкость и сноровку, пробуждают интерес детей к военно-спортивной направленности.
«Игра в солдатики» - для 5-6-х классов – комплексная игра, которая идёт в течение недели и включает в себя до 6 видов соревнований и конкурсов.
«Зарница» - для 7-10-х классов знакома всем вам по районным соревнованиям. Причём в школе она проходит на высоком уровне и заканчивается торжественным построением на смотр строя и песни. Лучшие юнармейцы соревнуются за право вынести Российский флаг. Для барабанщиков это также большая честь – выступить на школьной «Зарнице»
К 65-летию Победы была разработана и проведена ещё одна игра «Путь к Победе» в которой принимали участие команды из 5-8-хклассов. Эта большая игра - путешествие на местности (территория школы) включающая в себя 8 этапов различной направленности.
Военно-спортивные игры дают детям бурю эмоций, позволяют реализовать индивидуальные навыки и способностей по начальной военной подготовке, привлекают к занятиям спортом, развивают силу, ловкость, смекалку, обобщают знания детей о защитниках Отечества, учат взаимопомощи, сотрудничеству, укрепляют внутриколлективные связи и в конечном итоге воспитывают патриотические чувства.
Ещё одной важной формой патриотического воспитания детей и подростков в нашей школе являются музыкальные фестивали, которые стали у нас традиционными и любимыми. В фестивалях принимают участие почти все ребята со 2-го по 11 класс. Тематика фестивалей меняется: «Космический фестиваль» - был посвящён полёту Юрия Гагарина в космос, «Россия начинается с тебя» песням о Родине, «Наша армия самая сильная» - песням о российской Армии, «Олимпийское звонкое эхо» - олимпиаде. В этих песнях отражена история и, исполняя их, ребята ощущают некую причастность к великим делам. На фестивалях всегда царит атмосфера единения, патриотизма и гордости за нашу страну - Россию. На эти праздники мы всегда приглашаем ветеранов, родителей.
И, конечно же, большую роль в воспитании патриотизма играет активное участие многих детей них в городском празднике Победы 9 мая.
С какой гордостью идут барабанщики во главе школьной колонны, стоят в почётном карауле ребята из военно-патриотического клуба «Росток»!
В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:
- необходимо объединять педагогические усилия семьи, школы, органов государственно-общественного управления;
- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию
подростков, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;
-надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания;
-гражданственность созидательна, а значит, формировать еѐ надо через деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагогического потенциала творчества А.Е.Кулаковского в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся на интегрированный уроках по истории
Проблема переизбытка информации, обилие недостоверной информации с которыми в век информации сталкивается каждый школьник является одной из самых важных. Ведь не правильное использование информа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/24/picture-379022-1458838948.jpg)
Развитие патриотических чувств у школьников на примере презентации "There is no other country like Russia!"
Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын. Н. Некрасов Для развития в детях патриотических чувств, на уроке английского по теме мо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-845013-1479738645.jpg)
"Развитие патриотического чувства у дошкольников средствами музыки"
"Развитие патриотического чувства у дошкольников средствами музыки"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/16/picture-1082839-1542378146.jpg)
Изучение и пропаганда государственной и республиканской символики как путь формирования чувства патриотизма и гражданской позиции у членов детской общественной организации
Дорогие читатели! Вы только что взяли в руки пособие, которое поможет вам в работе по формированию чувства патриотизма и гражданской позиции у членов детской общественной организации....
Программа работы по развитию лидерского потенциала членов детских объединений района "Школа лидера"
Программа работы по развитию лидерского потенциала членов детских объединений района "Школа лидера"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/05/picture-1461503-1678014638.jpg)
Статья "Воспитание гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи"
В статье рассказывается о приемах воспитания гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-1354765-1634214816.jpg)
Формирование патриотических чувств у воспитанников детского дома
Формирование патриотических чувств у воспитанников детского дома — важная задача, стоящая перед педагогами. Патриотизм, основанный на уважении к своей стране, культуре и истории, помогает воспит...