Роль педагогического потенциала творчества А.Е.Кулаковского в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся на интегрированный уроках по истории
методическая разработка по истории по теме
Проблема переизбытка информации, обилие недостоверной информации с которыми в век информации сталкивается каждый школьник является одной из самых важных. Ведь не правильное использование информации отрицательно сказывается не только на умственном развитии школьника, но и на формирование его гражданского сознания, искажает развитие патриотических чувств.
Источником информации с высоким уровнем репутации для подрастающего поколения, я считаю творчество классиков русской и якутской литературы. Поэтому использование творчества Кулаковского Алексея Елисеевича – Ексюкулях Елексея на уроках очень актуально. А.Е. Кулаковский как поэт, ученый, общественный деятель основоположник якутской литературы, просветитель является настоящим патриотом своего народа. Вся его прожитая жизнь, творчество пропитано духом доброты, открытостью ко всему новому, чтобы мирным путем достигать жизненные преграды, развивая творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rol_pedpotenciala_tvorchestva_a.kulakovskogodocx_statya_vosstanovlen.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагогического потенциала творчества А.Е.Кулаковского в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся на интегрированный уроках по истории
Автор: Левина Анна Петровна учитель Кобяйской СОШ
им. Е. Е. Эверстова
с. Кобяй Кобяйского улуса Республика Саха (Якутия)
Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально – экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни.
Проблема переизбытка информации, обилие недостоверной информации с которыми в век информации сталкивается каждый школьник является одной из самых важных. Ведь не правильное использование информации отрицательно сказывается не только на умственном развитии школьника, но и на формирование его гражданского сознания, искажает развитие патриотических чувств.
Источником информации с высоким уровнем репутации для подрастающего поколения, я считаю творчество классиков русской и якутской литературы. Поэтому использование творчества Кулаковского Алексея Елисеевича – Ексюкулях Елексея на уроках очень актуально. А.Е. Кулаковский как поэт, ученый, общественный деятель основоположник якутской литературы, просветитель является настоящим патриотом своего народа. Вся его прожитая жизнь, творчество пропитано духом доброты, открытостью ко всему новому, чтобы мирным путем достигать жизненные преграды, развивая творческий потенциал. За насилие, революционные перемены в своем творчестве он ни слова не высказал
Изучая его ранние произведения рефераты, трактаты «Вправе ли русские гордиться своим именем?», «Главнейшие достоинства поэзии Пушкина», «Какая главная идея истории Карамзина и какие главные достоинства его истории?» мы видим, что для углубления знаний, он основательно штудировал историю великой русской литературы и глубоко изучил демократические традиции русской критической мысли. Для Кулаковского русская классическая литература, прогрессивная культура русского народа с ранних лет стали той духовной силой, которая предопределила суть его мировоззрения, характер его бескорыстного и самоотверженного служения родному народу.
Ознакомив учащихся с этими произведениями можно провести уроки истории, якутской литературы, также сделать интегрированные уроки истории и якутской литературы, истории и обществознания, истории и экологии и т.д.
А во внеурочной деятельности можно вести разговоры с учащимися (классные часы), на которых развивая тему, ученики сами делают выводы. Например, об отношениях со своими родными детьми и учениками есть подробные воспоминания, написанные его сыном Р.А.Кулаковским, учениками Суорун Омоллооном, Амма Аччыгыйа, Чысхаан, М.Е.Потапоповой, Д.С. Жирковой. Как говорится «о5ону кытары о5о, дьахтары кытары дьахтар», он удивительно быстро находил общий язык с детьми, легко учил, общался с ними. Так сын Реас вспоминает, как со свойственным ему доходчивостью, отец учил буквы, Амма Аччыгыйа как учитель на переменах вместе с учениками прыгал, бегал, боролся, Суорун Омоллоон как быстро и доходчиво объяснил он теорему «Пифагоровы штаны на все стороны равны», а Д.С.Жиркова как Кулаковский переводил сочинения русских классиков.
Используя эти уникальные воспоминания можно провести разговоры с учащимися (классные часы), на темы «Войну выигрывает учитель истории», «Зависит ли будущее от меня?» или «Добротой измерь свой путь».
Конспекты, рефераты и трактаты юного Кулаковского должен прочитать каждый школьник, интересующийся историей. На исторических кружках можно досконально изучить реферат юного Кулаковского «Какая главная идея истории Карамзина и какие главные достоинства его истории?», научить ребят анализировать, развить у них исследовательские навыки.
Для учащихся 10-11 классов можно провести уроки-дебаты «Письмо А.Е.Кулаковского «Якутской интеллигенции» сегодня». Такой урок интересен по своей структуре, а именно – дебатов. Здесь у учащихся развиваются навыки дискуссии – освоение правил построения выступления, выработка навыков создания логически связанного и непротиворечивого текста, обработка четкости формулировок, развитие речевой культуры, умение слушать оппонента, тренировка ощущения времени (регламент выступления), обработка взаимодействия в группе, развитие навыков конспектирования на слух. Воспитательные задачи формирование чувства любви к своей Родине и гражданской позиции учащихся вполне решаемы.
Предлагаю конспекты таких уроков по истории.
План интегрированного урока история – якутская литература 10 кл.
Тема урока: «Насколько актуально творчество А.Е.Кулаковского в наше время?».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-дебаты.
Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся, научить анализировать исторический документ.
Задачи урока:
1.Образовательные: формирование основ исторического мышления учащихся;
2.Воспитательные: формирование гуманистической системы ценностей;
3.Развивающие: развитие навыков дискуссии – освоение правил построения выступления, выработка навыков создания логически связанного и непротиворечивого текста, обработка четкости формулировок, развитие речевой культуры, умение слушать оппонента, тренировка ощущения времени (регламент выступления), обработка взаимодействия в группе, развитие навыков конспектирования на слух.
Оборудование: компьютерная презентация, доска, разделенная на две половины. На каждой из них будут фиксироваться аргументы соответствующей стороны.
Литература, рекомендуемая ученикам для самостоятельного изучения:
1.Письмо А.Е.Кулаковского «Якутской интеллигенции».
2.Якутский архив. Историко-популярный иллюстрированный журнал.№1-2002,№3-2002.
3. Якутские поэты детям. Ексюкулях Елексей.-Як., 2007
Структура урока:
1.Организационный момент – 2.5мин
2.Работа по командам – 5 мин
3.Выступление представителей 1 команды – «» - 5мин
4.Выступление представителей 2 команды – «» - 5мин
5.Обмен вопросами
6.Выступлениет 1 команды (коллективное)
7.Выступление 2 команды (коллективное)
8.Подведение итогов (1команда) – 2 мин
9.Подведение итогов (2 команда) – 2мин
10. Заключительное слово учителя – 2.5 мин
Ход урока
Этап | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
1 | Занимают места в зависимости от того, какую позицию будут отстаивать | Напоминает тему и регламент |
2 | Каждая команда на основе домашних заготовок формулирует линию защиты, составляет тезисы выступления лидера | В течение всего урока следит за соблюдением регламента |
3 | Предполагаемые тезисы выступления лидера 1 команды: 1.Актуальность творчества Кулаковского бесспорно. Вопрос «насколько?» не корректен. Кулаковский - бесспорно величайший сын якутского народа. Письмо А.Е.Кулаковского «Якутской интеллигенции» - письменный памятник материальной и духовной культуры Якутии. 2.Кулаковский поднял вопрос об экологии, экологических проблемах в 1912 году, еще до Вернадского. 3.Один из основоположников якутской литературы. 4.Первый ученый якут. 5.Выдающийся мыслитель, философ. |
4 | Предполагаемые тезисы выступления лидера 2 команды: Для изучения творчества Кулаковского у нынешнему поколения есть некоторые проблемы: К сожалению, труды Кулаковского сегодня стали раритетом, потому как некоторые издавались только в 1979 году. В библиотеках Кулаковского практически нет. Возможно, необходимо разработать какой-то план по продвижению творчества Кулаковского не только в Якутии, но и за пределы республики. |
Отдельные ученики конспектируют выступления лидера оппонентов(самостоятельно или с помощью записей учителя на доске) |
5 | Участники команд обмениваются вопросами с целью уточнения позиций сторон. Например: - Действительно мало было тиражей Кулаковского, но сегодняшнее развитие информационных технологий дает нашей молодежи возможность познакомиться с творчеством Кулаковского в электронном варианте. Например с письмом «Якутской интеллигенции». -Если письмо до сих пор актуально, то неужели за 100 лет якутский народ не продвинулся в своем развитии? | На 5-7 этапах регулирует порядок выступлений, следит чтобы желающие имели равную возможность высказаться, «подправляет дискуссию, если она уходит в сторону |
6-7 | Любой желающий из команды добавляет факты и размышления в поддержку своей позиции и в опровержение позиций оппонента |
8-9 | По одному из участников команд (как правило, не те, кто выступал первыми) подводят итоги дебатов, обозначая области столкновений и подчеркивая сильные стороны своей аргументации. Выступление готовится в течение игры, фактически силами команды. |
10 | Если на предыдущем этапе командам не удалось удовлетворительно справиться с обозначением главных контрастов игры, то это делает учитель. Подчеркивает достоинства аргументов команд. Определяет лучших учеников. |
Интегрированный урок история – русская литература 6 класс
Тема урока: «Великий князь Владимир – историческая личность и литературный персонаж».
Цели урока: Путем сопоставительного анализа исторических материалов и анимационного фильма, определить отношение к князю Владимиру как к исторической личности и художественному образу; через восприятие образа князя Владимира прийти к осознание идеи анимационного фильма «Князь Владимир», дать оценку деятельности князя и понять значение принятия христианства на Руси.
Задачи: Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением, научить различать исторический источник и авторские тексты, развивать логическое мышление, прививать интерес к изучению истории. Воспитывать патриотизм.
Оборудование: Диск анимационного фильма «Князь Владимир», диск с христианскими богослужебными музыкальными произведениями, компьютерная презентация о деятельности князя Владимира, исторические материалы (определения деятельности князя Владимира историками С.М. Соловьевым, Н.М.Карамзиным, Л.Н.Гумилевым).
До урока дома всем ученикам дается задание посмотреть внимательно весь фильм.
Ход урока:
Вступительная часть – 5мин.
Просмотр отрывка фильма – 10 мин.
Работа с документами по группам – 10 мин.
Заполнение таблицы (параллельно слушают диск)– 15 мин.
Подведение итогов – 5 мин.
Таблица для заполнения.
Документ | Кадр из фильма | Результат сравнения |
Выводы |
Исторические материалы:
Документ №1
Пришли болгары магометанской веры, говоря:
- Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету.
И спросил Владимир:
-Какова же вера ваша?
-Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина.
Нелюбо было Владимиру воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он:
-Руси есть веселие пить: не можем без того быть.
Потом пришли иноземцы из Рима и сказали:
-Пришли мы, посланные папой. -И обратились к Владимиру: - Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера – свет; клянемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги – просто дерево».
Сказал же Владимир немцам:
- Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого.
Услышав об этом, пришли хазарские иудеи и сказали:
- Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане веруют в того, кого распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иакова.
Владимир спросил:
- А где земля ваша?
И ответили ему:
- Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам.
Сказал на это Владимир:
Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяне. Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяне по чужим землям. Или и нам того же хотите? (из «Повести временных лет»)
Документ №2
По смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве, Олег в древлянской земле, Владимир в Новгороде. Единодержавие пресеклось в государстве: ибо Ярополк не имел, кажется. Власти над уделами своих братьев. Скоро открылись пагубные следствия такого раздела, и брат восстал на брата.
…Таким образом, старший сын знаменитого Святослава, быв 4 года киевским владетелем и 3 года главою всей России, оставил для истории одну память добродушного, но слабого человека. Слезы его о смерти Олеговой свидетельствуют, что он не хотел братоубийства, и желание снова присоединить к Киеву область древлянскую казалось согласным с государственною пользою. Самая доверенность Ярополкова к чести Владимировой изъявляет доброе, всегда неподозрительное сердце; но государь, который действует единственно по внушению любимцев, не умея ни защитить своего трона, ни умереть Героем, достоин сожаления, анне власти. (Н.М.Карамзин)
Документ №3
Если мы примем во внимание рассказ Иоакимовской летописи, то нам объяснится поведение Владимира в первые годы его княжения: торжество Владимира было торжеством языческой стороны над христианскою, вот почему новый князь ознаменовывает начало своего правления сильною ревностью к язычеству, ставит кумиры на высотах киевских; дядя его Добрыня поступает точно так же а Новгороде. Судя по выражениям летописца, никогда в Русской земле не было видно такого гнусного идолослужения, хотя, как кажется, не следует принимать этих выражений буквально: начал княжить Владимир в Киеве один, говорит летописец, и поставил кумиры на холме, вне двора теремного, Перуна деревянного, а голова у него серебряная, ус золотой, Хорса – Дажбога, Стрибога, Симаргла (Сима и Регла) и Мокоша. Приносили им жертвы, называя богами, приводили сыновей и дочерей и приносили жертвы бесам, осквернилась кровью земля Русская и холм тот. (С.М.Соловьев)
Документ №4
Византия хотела от Руси дружбы и прекращения бессмысленных набегов на побережье Черного моря. Греческие богословы не сдабривали проповедь православия лукавыми политическими хитросплетениями. Важным оказалось и то, что православие не проповедовало идеи предопределения. И потому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые привыкли к элементарному противопоставлению Добра и Зла. (Л.Н.Гумилев)
Документ №5
…Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты; наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу Богу нашего! – сказал император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облаченный в святительские ризы, совершал Литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранства алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется…Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру греков не хотим иной». Владимир желал еще слышать мнение бояр и старцев. «Когда бы Закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его». Великий князь решился быть христианином.
Итог урока: Выставление оценок за хорошее выступление, активность во время проведения урока по группам.
Проведенный урок «Письмо А.Е.Кулаковского «Якутской интеллигенции» сегодня» для учащихся 10 классов, интересен еще и по своей структуре, а именно – дебатов. Здесь у учащихся развиваются навыки дискуссии – освоение правил построения выступления, выработка навыков создания логически связанного и непротиворечивого текста, обработка четкости формулировок, развитие речевой культуры, умение слушать оппонента, тренировка ощущения времени (регламент выступления), обработка взаимодействия в группе, развитие навыков конспектирования на слух.
В заключении прихожу к выводам:
1. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
2. Интегрированный урок имеет свои методические особенности:
• этап длительной подготовки;
• анонсирование времени проведения и дополнительных заданий;
• особая структура занятия;
• различные формы учебной деятельности;
• самостоятельная работа учащихся с дополнительными материалами;
• развитее навыков анализа исторических и литературоведческих документов;
• обязательная эмоциональная окраска;
• особая система подведения итогов с точек зрения двух изучаемых предметов;
• возможность расширения кругозора за счет интеграции знаний
3. Интегрированные уроки в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку. Они углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности. Доказали, что интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Использованная литература
Письмо А.Е.Кулаковского «Якутской интеллигенции».
Якутский архив. Историко-популярный иллюстрированный журнал.№1-2002,№3-2002.
Якутские поэты детям. Ексюкулях Елексей.-Як., 2007
Качество современного образования.В.С.Долгунов.-Як.,2008
Концепция федеральных государственных стандартов общего образования: проект/ Рос. Акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.-М. Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся
Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихсяМ.В. Шамбанович,г. Белово, Кемеровская обл. К сожалению, события последнего времени в политике, экон...
Тема методической разработки «Формирование патриотических чувств и нравственных качеств у обучающихся начальной школы посредством инновационных технологий».
Краткая аннотация Многовековая, драматическая история нашего Отечества, имеющего протяженные границы и особое геополитическое положение, всегда была сопряжена с решением многосложных задач по за...
Статья "Формирование патриотических чувств обучающихся посредством реализации социальных проектов в условиях внеурочной деятельности" - 2013 г.
Статья создана как итоговая выпускная работа курсовой подготовки...
формирование патриотических чувств на уроках русского языка
презентация представляет систему работы по формированию патриотических чувств на уроках русского языка...
Отчет по теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»
Отчетпо теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»...
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БИНАРНОМ УРОКУ С ИНТЕГРИРОВАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ГЕОГРАФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ)
Из опыта проведения интегрированного урока по литературе и географии....
Формирование патриотических чувств и гражданского сознания учащихся в процессе исторического образования.
Статья обобщает из опыта работы как применимы методы, приемы и средства обучения, которые способствуют воспитанию патриотизма у обучающихся....