Статья "Воспитание гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи"
статья
В статье рассказывается о приемах воспитания гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад.
Тема. Воспитание гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности у учащихся старшей и средней школы
Здравствуйте, коллеги!
Сегодня уже было много сказано о том, что такое гражданско-патриотическое воспитание, кто такой гражданин, патриот.
Прежде чем я приступлю к рассказу о своем опыте в воспитании гражданско-патриотических чувств, хочу задать Вам два вопроса: «Что такое Родина?», « С чего начинается Родина?»
Мнение коллег.
Так вот, прежде чем говорить о воспитании любви и уважении к родине, моя задача как учителя родного детям русского языка и как учителя литературы, в первую очередь, дать ученикам понять, что им любить, к чему относиться с уважением, почему слово русский должно звучать гордо.
Основным моим оружием в воспитании гражданско-патриотических чувств является художественное слово.
На уроках русского языка частым гостем является пословица, поговорка, загадка. Используя их, я приобщаю учащихся к мудрости народа.
Прием «Собери пословицу» использую на физминутке. Работу с пословицей осуществляю для закрепления орфографических и пунктуационных навыков.
Загадки использую в словарной работе, на мотивационном этапе, для синтаксического разбора.
(показать желтые листы со словарными словами)
Использование афоризмов и высказываний знаменитых людей о русском языке воспитывают в учащихся уважение к своему языку и гордость за него.
Афоризмы использую в качестве эпиграфа к уроку, для письма по памяти, орфографического и пунктуационного разбора.
Еще одним важным материалом являются предложения и тексты с описанием природы. Они понятны детям, звучны, предложения легки для разбора. В то же время показывают ученикам красоту и неповторимость русской природы, воспитывают эстетическое восприятие окружающего мира.
Для приобщения учеников к культуре нашего народа использую небольшие стихотворения, предложения, рассказывающие о народных ремеслах.
Хохлома, Хохлома!
Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чашки, блюда –
Золотая вся посуда!
Мною разработаны уроки по развитию речи, где ученики описывают предметы быта, созданные народными умельцами; урок русского языка в 5-м классе по теме «-Тся и -ться в глаголах».
На уроке русского языка по теме «Обособление» в 8-м классе ученики работают с текстами, рассказывающими о происхождении предметов народного промысла, для детей готовилась выставка, где можно было посмотреть и потрогать руками такие предметы, в конце урока ученикам в качестве рефлексии было предложено украсить матрешку цветами. Вот такая она у нас получилась.
На уроках русского языка я использую краеведческий материал, так как он очень удобен для лингвистического анализа, полезен при записи различного рода примеров.
Мною в прошлом году было разработано методическое пособие для учителей русского языка, для работы с учащимися 5-го класса. В него вошли диктанты, словарная работа, работа с текстами на осознанное чтение. Но самое главное, что все материалы – это тексты хабаровского краевого компонента.
Этот материал помогает школьникам осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
Помимо вышеуказанных материалов для написания изложений и сочинений, диктантов я использую тексты, носящие морально-нравственную направленность, например, «Поговорим о бабушках», «Как важно быть интеллигентным», «Я и мой класс», «Кто такой друг» и т.п.
Один из самых благодатных предметов в школе является литература. Произведения русских классиков помогают учащимся через художественное слово прикоснуться к русской душе.
Ни для кого не секрет, что наши современные дети далеки от русской литературы, для них интереснее герои зарубежных мультфильмов и фильмов, спасающих город от злого гения.
Поэтому, при изучении УНТ провожу сравнительный анализ героев русских сказок, былинных героев с супер - героями мультфильмов, феями и т.п.
При изучении ДРЛ обращаю внимание учеников на особенности русского характера героев, на их стремление к чистоте помыслов, служению идеалам, веру в добро и справедливость.
При изучении жизни и творчества писателей классиков провожу уроки- заочные экскурсии по домам-музеям, усадьбам, местам, где жили, творили великие люди.
Изучая прозаические произведения, говорим о русском характере. Ищем общие черты у героев разных произведений, сравниваем описание быта и жизненных устоев российской действительности.
Изучая произведения русских писателей и поэтов, ребята учатся любить природу, гордиться подвигами русских людей, учатся добру, порядочности, честноти.
Помимо уроков русского языка, литературы, развития речи, огромную роль в формировании гражданско-патриотических чувств играет внеурочная деятельность.
В этом году мною разработана программа «Основы духовно-нравственных традиций народов России»
В Программу включены темы, связанные с представлениями о героях и героизме русских людей, начиная от былинных героев до героев наших дней. Посещение мемориального комплекса с рассказом о героях Вов и солдатах Афганской и Чеченской войн.
Включены темы культурных традиций нашего народа.
Также темы краеведения, была запланирована экскурсия в Краеведческий музей, где учащиеся познакомились с природой края. Поучаствовали в мастер-классе по изготовлению сувенира-магнита. Так же тема русской веры, предполагаю провести заочную экскурсию по храмам Хабаровского края.
Кроме этого, традиционно, учителями русского языка и литературы проводятся конкурсы чтецов, конкурсы сообщений, посвященные годовщинам образования Хабаровского края.
В этом году вместо конкурса сообщений я провела конкурс мини-проектов о Хабаровском крае среди учеников 5, 8, 10 классов. На следующий год, думаю продолжить использовать этот вид деятельности.
Мои ученики принимают участие в городских конкурсах чтецов «Поэзия хабаровского края», в краевом конкурсе чтецов «Поэзия Хабаровского края», в конкурсе для детей с ОВЗ «Голоса доброты», в интернет –конкурсе патриотической песни «Виват, Россия!», так же в прошлом году с учениками 7 и 9-го класса принимали участие во Всероссийской викторине «Нам этот мир завещано беречь».
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей работе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путем использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка, чтения и развития речи.
Данный материал способствует развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса....
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.
Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....
Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...
Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, 2017
Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...