Информационная карта
проект на тему
Информационная карта инновационного опыта участника ПНПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА победителя Приоритетного проекта «Образования» | ||||
I. Общие сведения | ||||
Ф. И. О., автора опыта | Учреждение, в котором работаю адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы | |
Майорова Ольга Александровна | МОУ Нарышкинская средняя общеобразовательная школа. 607353, Нижегородская обл., Вознесенский район, с. Нарышкино, ул. Школьная, д. 6-а | Учитель истории и обществознания | 10 лет | |
II. Сущностные характеристики опыта | ||||
1. Тема опыта | Краеведческий подход к изучению истории и обществознания как фактор развития познавательной активности учащихся. | |||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Источник изменений – расширение и углубление программы изучения истории и обществознания в сельской школе через краеведческий подход, в т.ч. посредством школьного музея. Изменения продиктованы потребностью общества и государства иметь гражданина-патриота своей страны и низким уровнем гражданско-патриотического воспитания. Наша школа участвовала в опытно-экспериментальной работе в 2006-2007 гг. и являлась экспериментальной базой по внедрению стратегии опосредованного управления в образовании как инновационной технологии организации деятельности современного педагога и руководителя. Основное направление исследования – организация культурно-образовательной среды общеобразовательного учреждения. Руководителем этого направления являлся Ю.С. Мануйлов (д.п.н., заведующий лабораторией среды и средовых исследований в образовании НИРО). В связи с этим направлением была выбрана общешкольная тема «Использование средового подхода в создании воспитательной системы в школе». На основе этого в школе мной создан сначала краеведческий кружок, а затем школьный историко-краеведческий музей. | |||
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникативно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | При изучении истории и обществознания в сельской школе эффективен средовой подход к обучению: создан школьный музей. Наша работа предполагает использование социокультурной ниши в школе с возможностями познавательной, поисковой, проектно-исследовательской и краеведческой деятельности, который даёт толчок к развитию не только краеведческого, но и этнокультурного, и экологического направлений. Используются проектные технологии, позволяющие не ограничиваться лишь классно-урочными занятиями, а предоставляющие возможность учащимся проявлять инициативу, применять свои знания, общаться с разными людьми, познакомиться со средствами массовой информации. | |||
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Концепция изменений предполагает широкое использование краеведческого материала для формирования активной гражданской позиции (патриотизм), т.к. в последнее время наблюдается оторванность детей от своих корней, забвение народных традиций, истории родного края. В общеобразовательной школе историческое краеведение изучается только в 7 классе, т.к. в 2007-2009 гг. произошли изменения в программе 8 и 9 класса, где модуль «Историческое краеведение» не стал изучаться в курсе Отечественной истории, при изучении которой знание истории края необходимо. А использование краеведческого подхода на уроках и во внеурочное время предполагает, что знания учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного исторического образования. | |||
5. Условия реализации изменений | Малокомплектная сельская школа Ученики 5-11 классов Майорова Ольга Александровна – учитель высшей квалификационной категории, добивающаяся высоких результатов в организации урочной и внеурочной деятельности. Прошла квалификационные курсы «Теория и методика преподавания экономики в школе», «Актуальные проблемы преподавания всеобщей истории». Является участницей всероссийского конкурса «Современный урок». Участвовала в конкурсе «Лучший лагерь Вознесенского муниципального района-2009», где стала победителем, а также участвовала в областном конкурсе «Лучший лагерь -2009», участвует в конкурсах профессионального мастерства. Обобщает и распространяет свой опыт: выступает с докладами на педсовете, районном методическом объединении учителей, конференции учителей района, проводит мероприятия на базе музея. Является членом олимпиадной комиссии, членом комиссии по проверке работ ЕГЭ, членом «Сообщества учителей истории», «Клуба историков в Интернете» Разработала программу кружка «Историческое краеведение. Вознесенский край», программу факультативного курса, программу музея. Личный педагогический опыт успешной работы в подготовке ребят к научно-практическим конференциям, к олимпиадам; конкурсам.
| |||
6. Результат изменений | Внешняя результативность: 1. Создан школьный музей. 2. Ежегодно ученики являются победителями районной предметной олимпиады. 3.Являются победителями научно-практических конференций, конкурсов. (2008 г. – 1 место Шанина Мария, участие – Лашманова Марина, 2009 г. - Лашманова Марина – 2 место, Орехова Юлия – 3 место, областной конкурс – Орехова Юлия (участие) и др.) Внутренняя результативность: 1. Появление у детей интереса к истории родного края. 2.Активизация познавательного и исследовательского интереса учащихся. | |||
7. Публикации о представленном педагогическом опыте | 1. Газета «Наша жизнь» , № 64 (9235), 23 июля 2008г. «Отдых и труд рядом идут», № 66 (9348), 31 июля 2009г. «Юные краеведы», № 4 (9405), 20 января 2010 г. «Любовь к родному краю» и др. 2. сайт «openclass.ru», разработка уроков, статьи | |||
III. Описание инновационного опыта учителя | ||||
Изучение истории станет интересным и познавательным, если будет использоваться краеведческий материал. Включение исторического краеведения в систему изучения истории нашей Родины способствует формированию у учащихся доступного понимания и знаний об основных этапах развития нашей страны. Процесс изучения истории родного края становится интересным, увлекательным, развивает навыки самообразования. В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Ведь всем известно, что учащимися лучше усваивается то, что задевает чувства, что интересно, что прошло через их индивидуальные усилия. А краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Таким образом, цель работы заключается в использовании краеведческого подхода при изучении истории и развитие, в связи с этим, познавательной активности учащихся. Краеведческий подход позволяет организовать процесс познания наиболее интересным и доступным путём. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование настоящих граждан своей страны. Оно раскрывает учащимся связь родного края, города, села с Родиной, с величайшей историей своей страны. Специфика краеведческой работы в школе заключается в том, что она проводится с активным участие детей, которые еще не имеют ни специальных знаний, ни навыков научной организации исследовательской работы. Поэтому учителям – руководителям, организаторам краеведческой работы необходимо уделять самое серьезное внимание подготовке детского коллектива к собирательной работе, выработке у школьников умений и навыков проведения элементарных исследований, привитию чувства ответственности за оказанное доверие по охране и использованию памятников истории и культуры нашего Отечества. Планирование уроков истории и краеведения в разных классах построено также через проведение нетрадиционных типов уроков (урок-экскурсия (заочная), урок-игра, урок-аукцион и др.) и ИКТ, т.к. ИКТ используется не только для накопления образовательной информации, они позволяют разнообразить учебный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию изучения предмета. При изучении истории и краеведения, использую дифференцированный подход: проводится индивидуальная работа со слабыми учащимися и хорошо спланирована система работы с одарёнными детьми. Опыт работы свидетельствует о том, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. В практике нашей школы стало традиционным проводить олимпиады, викторины, конкурсы, краеведческие и исторические недели, кружки краеведческой направленности. На базе нашей школы организован кружок «Историческое краеведение. Вознесенский край», члены которого не раз занимали призовые места в районных и областных краеведческих конкурсах. Цели кружка - приобщить учащихся к изучению истории родного края через самостоятельную исследовательскую работу; сбор материала для краеведческого музея. Программа кружка «Историческое краеведение. Вознесенский край» предполагает работу по двум основным направлениям: образовательному (изучаются различные стороны жизни края в их единстве) и исследовательскому (изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей — земляков и членов семьи, изучение повседневности). Основным методом работы кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Традиционным стало выступление детей в научно-практической конференции «Логиновские краеведческие чтения», где наши учащиеся занимают призовые места. Победителей награждают грамотами, призами и поездкой в город Саров на научно-практическую конференцию юных экологов туристов, краеведов. Положительные результаты работы кружка в том, что школьники узнают о прошлом и настоящем местного населения, что нами собран достаточно большой и интересный материал, который стал основой для создания в нашей школе историко-краеведческого музея. Работа по сбору материалов для школьного музея продолжилась в летнее время, когда на базе школы функционировал лагерь труда и отдыха, который был назван «Юные краеведы». Работа нашего лагеря предполагала четыре мини-проекта, один из которых – «Люби и знай свой край родной!». Ребята ездили в село Илёв, где местные жители рассказали о заводах Баташевых, которые здесь действовали в XIX в., и подарили вещи, сделанные на Илёвских заводах. Затем были организованы экскурсии в Вознесенский краеведческий музей, в историко-краеведческий музей Ф.Ф. Ушакова города Темников, в Санаксарский монастырь. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, села, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Краеведческие кружки, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах один из важных путей проведения содержательной и познавательной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания. Многогранная внеурочная деятельность и её тесная взаимосвязь с учебным процессом создают условия для широкого применения знаний, умений и навыков при изучении нового материала. Можно сделать вывод, что никакая система приёмов обучения не будет по-настоящему эффективной, если не найдены пути сотрудничества с ребятами. И именно краеведение даёт простор для самовыражения учащихся, позволяет избавиться от навязывания готовых истин, стереотипов. Используемый краеведческий подход позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать навыки самообразования. Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, позволяет понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение. Краеведческий материал как неисчерпаемый источник открывает всё новые возможности его использования на уроке и вне урока, стимулирует творческую деятельность учителя, познавательную активность учащихся, воспитывает человека, гражданина, патриота. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год
В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...
Информационная карта
Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя – участника III профессионального конкурса «Педагог нового времени» на премию Главы Чистопольского муниципального района Республики...
Аналитическая справка (информационная карта)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАЯВИТЕЛЯ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПООЩРЕНИЯ ...
Информационная карта достижений
В помощь участникам ПНПО "Образование"...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны
Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ
Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА
Тема инновационного педагогического опыта :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....