Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год
статья по алгебре на тему
В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionnaya_karta_stv_innovacionnogo_opyta_uchitelya.rar | 13.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационного опыта учителя
Сведения об авторе | Ф.И.О. | Семёнова Т.В. |
Учреждение, адрес с индексом | МОУ « сош с Заветное» Энгельсского района Саратовской области 413168 с.Заветное Энгельсского района Саратовской области | |
Должность | учитель математики | |
Стаж работы в должности лет | 28 | |
1 | Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Проектная деятельность учащихся на уроках математики |
2 | Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Источник изменений – противоречие между темпами развитием науки и общества и невысоким уровнем обновления содержания обучения в общеобразовательной школе; - Противоречия между возрастающей сложностью мира и способностью учащихся ориентироваться и самореализовываться в новых быстро меняющихся условиях жизни. - В связи с гуманитаризацией системы образования сокращается недельная нагрузка по математике, в то же время с появлением большого количества альтернативных учебников и программ снижается объём получаемых знаний, что приводит к снижению уровня развития логического и абстрактного мышления у школьников. - Новые методы образовательной деятельности, направленны на развитие личности в целях повышения творческого потенциала учащегося. Метод проектов связан с удовлетворением индивидуальных познавательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Актуальность введения метода проектов состоит в том, что форма организации занятий помогут школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Введение метода проектов помогает систематически укреплять и развивать познавательный интерес в процессе преподавания математики. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется в рамках предпрофильного обучения , осуществляемого МОУ «СОШ с. Заветное» в течении последних 2 лет. |
3 | Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно – коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Сущность ИПО заключается в ориентации учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности обучающихся; в вариативности, комплексности применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности обучающихся, сотрудничество учителя и обучающихся, обучающихся между собой; в использовании коммуникационно-информационных технологий. |
4 | Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Концепция изменений предполагает создание такой методики ведения занятий по математике, которая способствует улучшению качества образования, дает возможность учащимся расширить свои познания, побудить интерес к изучению математики, творчески подойти к закреплению материала. При организации проектной деятельности учащихся одной из основных целей становиться овладение учащимися самой методологии проектирования и перенесение ее на любой другой предметный материал. Способы: - самопознание, самообразование, проектирование. презентация. Преимущества перед аналогами и новизна: - умение выполнять индивидуальный образовательный проект; - формирование мотивации учащихся к исследовательской и творческой работе, учебной деятельности через сотрудничество и соперничество. Ограничения: комплексный подход в использовании инновационного опыта с учетом предмета, уровнем взаимодействия учителя с учениками. Трудоемкость: проектирование урока с учетом типа мышления и темперамента, способностей учащихся; Риски: формирование конкурентоспособной личности не должно препятствовать процессу гражданского воспитания, толерантности. |
5 | Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии, метод проектов. Семёнова Т. В.. – учитель первой категории, опытный классный руководитель, осуществляет формирование интеллектуального культурного и нравственного развития личности обучающегося; является руководителем школьного методического объединения учителей математики; выступает на совещаниях, проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету ; является членом экспертной группы по аттестации учителей математики школы; является членом управляющего совета школы; «Ветеран труда». |
6 | Результат изменений | -повышение уровня учебной мотивации учащихся, рост их социализации, активное участие в исследовательской, творческой деятельности: обученность учащихся в экспериментальном классе составляет 71%. Выявлены следующие изменения 1) от позиции внешнего наблюдателя к позиции внутренней ответственности за собственные поступки; от отрицательной личностной самооценки к положительной; от позиции индивидуализма в отношениях с окружающим миром к позиции сотрудничества; 2) применение метода позволило установить позитивную динамику: развития коммуникативных умений учащихся, способности к эмпатии, сформированности навыков рефлексии, креативности. |
7 | Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | |
Описание инновационного опыта учителя Выполняется в свободной форме, представляет собой фактологическое описание учителем своего инновационного опыта объемом до 1 стр. (1800-2000 зн.) | Формирование самообразовательных умений учащихся на уроках математики, как способ организации учебно-поисковой деятельности является одним из вариантов разрешения противоречий. Побудить детей к учебно-поисковой деятельности возможно в том случае, если поставленная проблема для них актуальна и наполнена личностным смыслом. Структура учебно-поисковой деятельности представлена в единстве взаимосвязанных между собой компонентов и отражает целостность учебно-воспитательного процесса. В учебно-исследовательской работе школьников были выделены следующие компоненты: диагностический (определяется исходный уровень сформированности самообразовательных умений и навыков); целевой (определение источников целеполагания; педагогический запрос общества, семьи; сам воспитанник, его индивидуальность, личностные склонности; учитель, реализующий через цель свою педагогическую концепцию); содержательный (отбор содержания учебного материала направлен на формирование когнитивного опыта личности, вооружающего диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности; опыта осуществления способов деятельности; опыта отношений личности, представленного в системе мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений; опыта творческой деятельности, направленного на обеспечение готовности школьника к поиску решения новых проблем и к творческому преобразованию действительности); процессуальный (отбор оптимальных методов и средств,направленных на формирование умений и навыков самообразования); контрольно-оценочный (направлен на осмысление личностью собственной учебно-поисковой деятельности (рефлексия), критерии оценки изменяются при переходе ученика с одного уровня сформированности самообразовательных умений на другой). Путем познания и способом организации познания становится проектирование как один из способов активизации познавательной деятельности. В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. В зависимости от педагогической задачи проект используется: как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей; как вариант проведения итоговых занятий по разделам программы или же по всему курсу; как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предлагаемый программой материал в структуре урочно-внеурочной деятельности. Выбор проектной формы проведения разных вариантов итоговых занятий объясняется тем, что конечный итог обучения такому предмету, как математика, не должен выражаться простой суммой знаний, учащиеся должны почувствовать практическую значимость предмета, научиться ориентироваться в различных источниках информации, посвященных данному предмету. Развивающий характер обучения и воспитания предполагает воспитание в человеке способности к открытости, к широкой коммуникации, развитие способности самостоятельного мышления, анализа, принятия решений. Большую роль развивающего характера обучения и воспитания выполняют информационные технологии. Информационное обеспечение учащихся в процессе проектной деятельности (свободный доступ к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации) - залог свободного развития личности. Метод проектов позволяет организовать подлинно самостоятельную исследовательскую творческую деятельность в течение учебного, а также внеурочного, времени, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, практической и художественно-творческой работы. Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Она предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из компонентов системы образования. В организации проектной деятельности у учителя проявляется: умение выбрать наиболее интересные и практически значимые темы для проектов; владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать самостоятельную исследовательскую работу учащихся; организацию учебно-воспитательной работы по предмету, ориентированную на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана). В этом случае педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта. То есть речь идет о развивающем обучении, которое предусматривает наличие у педагога таких профессиональных качеств, как: владение искусством коммуникации, умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой; владение информационной грамотностью (ориентация в печатных источниках информации, аудиовизуальная культура, владение компьютерными технологиями); владение методикой интеграции знаний из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Участвуя в проектной деятельности, школьники, в свою очередь, демонстрируют: знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения); владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиа техникой (по необходимости); владение коммуникативными навыками; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. Работа над проектом всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Для проекта могут быть предложены темы, завершающие изучение определенного раздела программы и представленные как итог работы по разделу. Так же и дополнительная творческая работа по предмету, не связанная напрямую с прохождением программы, но позволяющая оценить способности авторов к межпредметной интеграции, обобщению полученных знаний и творческий потенциал в выборе и обосновании темы, поиску необходимой информации и форме реализации темы. Проектная форма призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении других предметов, развить свой творческий потенциал. И, наконец, проект помогает учителю ненавязчиво, и в тоже время, целенаправленно формировать чувство толерантности, уважения не только к своей, но и общемировой, культуре, понимание того, что знания о прошлом нужны для жизни в настоящем Этот вид деятельности предполагает наличие целенаправленной программы, позволяющей не только интенсивно интегрировать знания, составляющие основу образовательного процесса, но и активно продолжать познавательно-поисковую работу во второй половине дня за счет дополнительного образования. Организация этой деятельности близка к организации научной работы и требует большей научной обоснованности. Результативность такой работы базируется на современных образовательных технологиях. | |
Экспертиза | Экспертное заключение Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | IV. Экспертное заключение |
Ф.И.О. эксперта, (Зам. директора по УВР; рук. ШМО, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны
Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ
Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА
Тема инновационного педагогического опыта :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....
Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области
Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
Обобщение инновационного опыта по теме: «Использование ИКТ на уроках химии и биологии, активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей»...
Информационная карта инновационного опыта учителя.
Информационная карта инновационного опыта учителя истории....
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯРазвитие скоростно – силовых качеств в подвижных играх....