Программа кружковой работы "Солнечные зайчики" по развитию устной речи и творческих способностей
методическая разработка на тему
Цель программы — развитие устной речи и творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь, совершенствовать навыки выразительной связной речи.
-Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Развить у детей интерес к театральной культуре и театрально-игровой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty.docx | 49.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совещании Утверждаю
Протокол № 1 от 29.08.2014г. Заведующая МДОУ
Красногорский
детский сад «Солнышко»
_______________Зыкова Т.Л
Министерство образования Республики Марий Эл
Отдел образования и по делам молодежи муниципального образования
«Звениговский муниципальный район»
МДОУ Красногорский детский сад «Солнышко»
«Солнечные зайчики»
Программа кружковой работы
по развитию устной речи и творческих способностей
Авторы программы:
Безина Ирина Александровна
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Гаянова Екатерина Юрьевна
учитель-логопед первой
квалификационной категории
Красногорский,
2014г
Пояснительная записка.
Одним из приоритетных направлений в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения является художественно-эстетическое воспитание. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также развитие творческих способностей. Богатейший материал для эстетического развития детей, а также их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Данная программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада, программой «Театр, творчество, дети», авторы Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович, методикой проведения занятий в театральной студии А.В.Щеткина «Театрализованная деятельность в детском саду», а также по запросам родителей воспитанников с нарушениями речи подготовительной группы ДОУ.
Театрализованная деятельность позволяет создать условия для развития речевой активности детей, раскрытию духовного и творческого потенциала ребенка, формированию интереса к познанию, проявлению личностных качеств.
Программа обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте 6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, и расширяет и обогащает работу образовательного учреждения с детьми с нарушением речи.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.11.2011г. ;
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049 - 13
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
В программе представлено планирование театрализованных игр-занятий, тематическая направленность которых, практически значима для старших дошкольников с нарушением речи.
Программа соответствует принципам и подходам, заданным ФГОС.
Данная программа обеспечивает разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и составлена с учетом реализации интегративных связей по образовательным областям: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие»
Речевое развитие | Развитие четкой, ясной дикции, работа над развитием артикуляционного аппарата. Знакомство с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности. |
Социально-коммуникативное развитие | Приобщение к ценностям музыкальной культуры. Развитие игровой деятельности. |
Познавательное развитие | Ознакомление с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями. |
Художественно-эстетическое развитие | Ознакомление с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля. Формирование умения слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; отмечать разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. |
Физическое развитие | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. |
Актуальность
Театральная деятельность является популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении и неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Новизна программы состоит в том, что, логично дополняя учебно-воспитательный процесс работы по лексическим темам, позволяет обобщить знания, умения и навыки совокупно по различным направлениям работы: воспитанию основ зрительской культуры, развитию навыков исполнительской деятельности, накоплению знаний о театре, что способствует формированию речевой готовности к школьному обучению и нравственных качеств у воспитанников.
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (6-7 лет) и включает в себя игры - занятия. В играх – занятиях на первый план выступает именно игра, свободная игра как форма общения ребенка с взрослым. Методика проведения театрализованной деятельности предусматривает:
- ненавязчивое вхождение в художественно - образную ситуацию,
- привлечение внимания ребенка игрой, занимательным сюжетом, образным словом, выразительной интонацией, движением.
Программа кружка предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или во вторую половину дня. Продолжительность деятельности в подготовительной к школе группе составляет 30 мин. Общее количество занятий в год – 36 .
Совместная деятельность выстраивается по принципу от простого содержания к сложному. Используется варьирование работы над одним и тем же материалом, повторное использование игр на разных занятиях. Применяются различные формы организации деятельности:
- игры-разминки;
- упражнения;
- этюды;
- игры-импровизации;
- пальчиковая гимнастика;
- инсценировки;
- игры-хороводы;
- спектакли.
Ожидаемые результаты:
дети должны уметь;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.
должны знать:
- некоторые виды театров, их устройство и различия.
должен иметь представление:
- о театре, театральной культуре.
- роли артистов.
- о правилах поведения в театре.
Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ театрализованного представления, сценки.
Цель программы — развитие устной речи и творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь, совершенствовать навыки выразительной связной речи.
-Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Развить у детей интерес к театральной культуре и театрально-игровой деятельности
Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ театрализованного представления, сценки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает 4 основных модуля организации:
Первый модуль «Что такое театр?» включает игры, упражнения, творческие задания, экскурсии и т.д., позволяющие дать представление о театре как виде искусства, расширить словарный запас за счет театральных терминов, изучить этикет, научиться изготавливать простейшие театральные куклы, атрибуты, декорации, реквизит.
Второй модуль «Волшебный мир эмоций» включает знакомство детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых, игры, этюды.
Третий модуль «Актерский тренинг «Люблю своего героя!» направлен на тренировку речевого аппарата различных групп мышц, дыхания. В этот модуль входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры, пантомимические этюды, игровые разминки, упражнения на воображение.
Четвертый модуль «Театрализация» - подготовка к праздникам, развлечениям и досугам, показ театрализованных представлений.
План работы театрального кружка подготовительной группы
(октябрь — май)
Сентябрь | Что такое театр? | Волшебный мир эмоций. | Актерский тренинг «Люблю своего героя» | Театрализация. |
1 неделя | Беседа с детьми "Что такое театр". | |||
2 неделя | Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. | Работа с картинками «Эмоции для всех» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Львенок греется» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Согласие» | |
Показ иллюстраций, фотографий и афиш театров. Рассказы детей о посещении театров. | Беседа-диалог по лексической теме « Мой детский сад». Репетиция сценки ко Дню дошкольного работника. | |||
3 неделя | Просмотр спектакля театра – студии «Лик» «Зачем красота ромашке» | Игра «Волшебные водоросли» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Тряпичная кукла» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Просьба» | Репетиция сценки ко Дню дошкольного работника. |
4 неделя | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник. Воспитывать желание узнать новое. | Игра «Узнай по голосу» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Тряпичная кукла» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Ласка» | Показ театрализованного представления на Дне дошкольного работника «Муха-цокотуха на новый лад» |
Октябрь | Что такое театр? | Волшебный мир эмоций. | Актерский тренинг «Люблю своего героя» | Театрализация. |
1 неделя | Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей. | Игра «Что бы это значило?» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Петух» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения, этюд « Обедающие животные (черепаха, слон, жираф, лев) | |
2 неделя | Виртуальная экскурсия «Большой академический театр» | Игра «Иностранец» | ||
3 неделя | Рассказать об устройстве ширмы. Назначение театральной ширмы. | Игра «Испорченный телефон» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Петух» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Благодарность» | Беседа – диалог по лексической теме «Осень разноцветная» Репетиция сказки «Репка» к Осеннему празднику |
4 неделя | Дыхательная гимнастика Упражнение «Часики» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения, этюд «Изобразите танец журавля, пеликана, страуса, пингвина» | Показ театрализованного представления «Репка» на осеннем празднике | ||
Ноябрь | Что такое театр? | Волшебный мир эмоций. | Актерский тренинг «Люблю своего героя» | Театрализация. |
1 неделя | Игра «Слушаем себя». | Дыхательная гимнастика. Упражнение «Погреем ручки» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Несогласие» | ||
2 неделя | Виртуальная экскурсия «Мариинский театр» | Игра «Испорченный телефон» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Погреем ручки» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Строим дом» | |
3 неделя | Игра «Угадай эмоцию» | Беседа – диалог по лексической теме «Мой дом. Моя семья» Подготовка к развлечению. Репетиция сказки С.Маршака «Дом, который построил Джек». | ||
4 неделя | Знакомство с эмоциями: страх. | Показ театрализованного представления С.Маршака «Дом, который построил Джек» | ||
Декабрь | Что такое театр? | Волшебный мир эмоций. | Актерский тренинг «Люблю своего героя» | Театрализация. |
1 неделя | Просмотр спектакля театра – студии «Лик» «Зимняя сказка» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Каша кипит» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Подарок» | ||
2 неделя | Игра «Волшебные зонтики» | Беседа – диалог по лексической теме « Новогодний праздник» | ||
3 неделя | Этюд «Веселый страх» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Каша кипит» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Приглашение» | Подготовка к новогоднему утреннику. Репетиция сказки «Путешествие к снеговику Тимошке» | |
4 неделя | Показ сказки «Путешествие к снеговику Тимошке» | |||
Январь | Что такое театр? | Волшебный мир эмоций. | Актерский тренинг «Люблю своего героя» | Театрализация |
3 неделя | Виртуальная экскурсия «Театр Кукол имени С.В.Образцова» | Знакомство с эмоциями: радость. | Дыхательная гимнастика Упражнение «Насос» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Плач» | |
4 неделя | Игры на координацию речи с движением «Зима», «Снежная баба», «Снежинки» | |||
Февраль | Что такое театр? | Волшебный мир эмоций. | Актерский тренинг «Люблю своего героя» | Театрализация. |
1 неделя | Просмотр спектакля «Сокровища царя Светофора» театра – студии «Лик» | Этюд «Настроение» | ||
2 неделя | Рассматривание фотографий с изображением театра. Театральный словарь: билет, программка, афиша, ложа. | Этюд «Подарок» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Регулировщик» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Изобразить движение транспортных средств: велосипеда, вертолета, поезда, теплохода» | |
3 неделя | Этюд «За стеклом» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Вырасти большой» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Негодование» | Беседа – диалог по лексической теме «Безопасность» Репетиция театрализованного представления «Сказка о непослушных зайчатах». | |
4 неделя | Показ театрализованного представления «Сказка о непослушных зайчатах». | |||
Март | Что такое театр? | Волшебный мир эмоций. | Актерский тренинг «Люблю своего героя» | Театрализация. |
1 неделя | Этюд «Разговор с бабушкой» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Трубач» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Клич» | ||
2 неделя | Знакомство с эмоциями: удивление. | Дыхательная гимнастика Упражнение «Часики» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения этюд «Поскользнулись» | ||
3 неделя | Беседа «День театра» (последняя неделя марта). | Этюд «Фокус» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Маятник» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Я таю как сосулька» | |
Репетиция театрализованного представления к республиканскому семинару «Про козленка, который умел считать до 10», А.Прейсена | ||||
4 неделя | Показ театрализованного представления «Про козленка, который умел считать до 10», А.Прейсена на республиканском семинаре педагогов ДОУ «Развитие умственных и математических представлений у дошкольников через игру» | |||
Апрель | Что такое театр? | Волшебный мир эмоций. | Актерский тренинг «Люблю своего героя» | Театрализация. |
1 неделя | Знакомство с эмоциями: гнев. | Дыхательная гимнастика Упражнение «Задуй свечу» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Иди сюда» | ||
2 неделя | Этюд «Баба Яга» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Понюхай ягодку» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения этюд «Птичья семья» | ||
3 неделя | Виртуальная экскурсия «Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева» | Этюд «Дюймовочка» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Песня». Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Не знаю» | Беседа – диалог по лексической теме «Весна пришла» Репетиция сказки «Помощники весны». |
4 неделя | Показ сказки «Помощники весны». | |||
Май | Что такое театр? | Волшебный мир эмоций. | Актерский тренинг «Люблю своего героя» | Театрализация. |
1 неделя | Знакомство с эмоциями: грусть. | Дыхательная гимнастика Упражнение «Считалочка» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Прощание» | ||
2 неделя | Этюд «Гадкий утенок» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Комарик» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «Ловим бабочку» | Репетиция театрализованного представления «Путешествие по сказкам» к выпускному вечеру. | |
3 неделя | Этюд «Золушка» | Репетиция театрализованного представления «Путешествие по сказкам» к выпускному вечеру | ||
4 неделя | Показ театрализованного представления «Путешествие по сказкам» на выпускном вечере. |
Результатом практической деятельности можно считать следующее:
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц
Запоминать заданные позы
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
Знать 5-7 артикуляционных упражнений
Иметь длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхания в середине фразы;
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;
Знать и четко произносить 5-6 скороговорок с разной силой голоса
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
Уметь строить простейший диалог, составлять предложения с заданными словами, сочинять этюды по сказкам.
Предполагаемые умения и навыки детей
Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
- Умеют двигать в заданном ритме.
- Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
- Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
- Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
- Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
- Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
- Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
- Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
- Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
- Умеют подбирать рифму к заданному слову.
- Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стих отворения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Чистякова М.И. Психогимнастика
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,,2009.
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Система заданий, методов и приёмов, направленных на совершенствование навыков устной речи, развитие критического мышления и творческих способностей у старшеклассников"
Обобщение опыта работы с применением системно-деятельностного подхода в процессе реализации рабочей программы дополнительного образования "Совершенный английский" для учащихся старшего школь...
Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» социально-педагогическое направление вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей
Программа доп.образования для детей дошкольного возраста....
«ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО» (Развитие речи и творческих способностей учащихся в процессе внеклассной работы по русскому языку и литературе с применением ИКТ)
Статья - описание проекта "Перечитывая заново"...
«ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО» (Развитие речи и творческих способностей учащихся в процессе внеклассной работы по русскому языку и литературе с применением ИКТ)
Статья- описание проекта...
Книга (игра-путешествие) по развитию речи и творческих способностей ребенка "Верните речь".
Увлекательное путешествие в страну, где люди забыли о правильной и красивой речи. Вместе с главными героями предлагаем взрослым провести серию развивающих занятий по раз...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость), находящегося на индиви...
«Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»
«Развитие речи и творческих способностей у детей...