Проектная деятельность учащихся под руководством школьного библиотекаря
материал на тему
В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slavova_o.v._razrabotka._proektnaya_deyatelnost.docx | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
центр повышения квалификации
«Красноярский Ресурсный центр Самарской области»
«Проектная деятельность учащихся
под руководством школьного библиотекаря».
Составитель: Славова О.В.,
методист ГБОУ ДПО
ЦПК «Красноярский Ресурсный
центр Самарской области»
с. Красный Яр
2013 г.
Введение
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"
Бернард Шоу
В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Компетентностный подход – один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе – это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. В традиционном подходе не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности с установкой на их собственную интеллектуальную активность, направленную на обобщение и систематизацию знаний, готовность к их применению. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Как мне кажется, учителя нашей школы это хорошо понимают и стремятся использовать проектный метод при планировании результатов образования.
Поскольку школьная библиотека есть компонент педагогической системы образовательного учреждения, то соответственно работа школьной библиотеки должна строиться на сотрудничестве педагогов и библиотекарей на основе общего проблемного поля посредством использования библиотечно-информационных ресурсов, вменяя в практику работы с детьми инновационные технологии и научный подход к делу. Проектная деятельность учащихся под руководством школьного библиотекаря – перспективная форма повышения интереса к книге и чтению, расширения репертуара чтения, ведущих к положительным качественным, количественным и структурным изменениям в детском чтении. Использование метода проектов позволяет влиять на структуру чтения учащихся. Наряду с развлекательным и «программным» чтением учащиеся открывают для себя книги по многим отраслям знаний.
Происходит изменение качества чтения:
- Учащиеся читают осмысленно.
- Учащиеся читают значительно больше.
- Учащиеся совершенствуют навыки чтения и обучаются таким видам чтения как ознакомительное, просмотровое и изучающее чтение.
История возникновения метода проектов.
Считается, что она берет свое начало в трудах Джона Дьюи (1859 - 1952). Джон Дьюи американский философ-прагматик, психолог и педагог, справедливо считается основоположником "метода проектов" в мировой педагогике. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Из книги Джона Дьюи "Школа и общество"
В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Он выделял четыре группы учебных проектов:
"ПРОЕКТЫ ИГР" - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т. д.
"ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ", которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
"ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ", разрабатывая которые, дети имели целью "получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме" - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.
"КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ", нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование "метода проектов" в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют
- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
- слабую разработанность методики проектной деятельности
- гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения
- сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ"
Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Основные методологические понятия.
Метод проектов - это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций результатов их работы.
определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Итак, в методе проектов на первое место становиться деятельность.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе)
Задачи проектной деятельности:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
Общая типология проектов:
- по доминирующей деятельности
- по предметно-содержательной области
- по характеру координации
- по количеству участников
- по продолжительности выполнения
- по объекту проектирования
Типы проектов по доминирующей деятельности:
- Исследовательские
- Творческие
- Прикладные
- Информационные
- Приключенческие, игровые, ролевые.
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Такие проекты требуют:
- хорошо продуманной структуры,
- четко обозначенных целей,
- доказанной актуальности для всех участников проекта,
- социальной значимости, продуманных методов (экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов).
При выполнении исследовательского проекта ученик:
- Структурирует проект в логике научного исследования,
- Включает в проект аргументацию его актуальности,
- Определяет объект и предмет исследования,
- Обозначает цели и задачи проектного исследования.
- Формулирует гипотезу исследования,
- Определяет методы исследования,
- Конкретизирует источники информации,
- Выводит методологию исследования,
- Определяет пути решения проблем,
- Осваивает новое опытным путем,
- Оформляет проект в виде выводов,
- Подтверждает или опровергает гипотезу,
- Выходит на новый спектр проблем.
Таким образом, исследовательские проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проекта предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, определение методов исследования, его предмета и объекта, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения (экспериментальных, опытных), обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, определение новых проблем для дальнейшего развития решения.
Творческие – эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.)
При выполнении проекта ученик:
- Договаривается с группой или учителем о жанре,
- Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,
- Стремится получить творческий продукт,
- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
Они оформляются в виде фильма, игры, праздника.
Ролевые, игровые, приключенческие - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.
Особенности такого проекта:
• Структура до завершения остается открытой
• Участники в роли художественных персонажей, деловых людей
Результат: овладение новой ролью, личные переживания участников
Прикладной проект. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся. Например: документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.
Прикладной проект требует:
- тщательно продуманной структуры;
- определения функций каждого из участников;
- оформления результатов проектной деятельности;
- "конечного продукта";
- презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта (рецензирования).
Особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировке совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта
Информационные - направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Особенности:
• Предполагают ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ, обобщение фактов.
• Требуют хорошо продуманной структуры
Структура:
· Цель проекта, его актуальность
· Сбор и обработка информации
· Результат
· Презентация
Типы проектов по предметно содержательной области:
Монопроекты
Межпредметные проекты
Надпредметные проекты
Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
К нему можно отнести:
- литературно – творческие,
- естественно – научные,
- экологические,
- языковые (лингвистические),
- культуроведческие,
- спортивные,
- географические,
- исторические,
- музыкальные,
- исторические.
Литературно – творческие – это проекты, предполагающие деятельность учащихся, выраженную в желании творить: написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и пр.
Естественнонаучны: чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу ( например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой).
Яыковые (лингвистические): чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов.
Культурологические: связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.
Спортивные: объединяют ребят , увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд ( или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований, пр.).
Географические: могут быть исследовательскими, приключенческими, пр.
Музыкальные: объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, пр.
Исторические: позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты;
Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Выполняются, как правило во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Телекоммуникационный образовательный проект- это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.
Телекоммуникационные образовательные проекты всегда межпредметны.
Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Типы проектов по характеру координации:
С открытой
Со скрытой
Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.
Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников (как правило это относится к телекоммуникационным проектам – форма обучения, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени. Сетевые коллективы объединяет общая информационная задача, которую они решают, собирая необходимую информацию по исследуемой проблеме в доступном для всех месте – определенном правилами проекта сайте.).
В одной из американских школ учитель предложил двум ученикам написать электронное письмо В. Шекспиру с пояснениями, почему они так плохо ведут себя на уроках по его произведениям. "На уроках родного языка нас заставляют изучать Ваши произведения, м-р Шекспир, - написали эти ученики. - Нам это не нравится".
"Я не обижаюсь, - ответил им "м-р Шекспир" (в его роли тайно выступал учитель). -Вы ведь не сказали, что вам не нравлюсь я. Вы сказали, что вам не нравится "это". Отсюда я делаю вывод, что вам не нравится, как вас учат. Поверьте мне, что за прошедшие 400 лет было много попыток изучать мои пьесы в школах. Вы думаете, это случайно?.. В моих пьесах есть что-то, что приносит людям удовольствие, несмотря на учителей и, тем более, не благодаря им. Я надеюсь, что смогу поделиться с вами, что же это такое. Но для этого мне надо знать, кто вы и где вы находитесь". "Мы должны заниматься этой работой в свободное время, - писали ученики в ответном послании, - а учитель не слишком-то помогает".
"Что такое свободное время? В течение 20 лет я руководил театральной труппой, написал и опубликовал почти 200 больших поэм, играл в своих спектаклях и спектаклях других авторов, написал 37 довольно хороших пьес Многие удивляются, когда я успел столько сделать? Даже сегодня, несмотря на свой преклонный возраст, я работал весь день, беседуя с учениками, вроде вас, в двенадцати странах мира". Завязалась переписка учеников с "Шекспиром", и в результате школьники заинтересовались творчеством величайшего английского писателя.
Типы проектов по количеству участников:
По количеству участников:
Личностные
Парные
Групповые
Личностные – одним учащимся.
План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью. У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него. Он приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии. Происходит формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Парные – двумя учащимися.
В проектной группе формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. На каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Групповые – несколькими учащимися (более 2).
Особенности те же, что и для парных.
Типы проектов по продолжительности выполнения:
Краткосрочные (до недели)
Средней продолжительности (от недели до месяца)
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Продукты проектной деятельности:
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в жизни).
- Анализ данных социологического опроса
- Атлас
- Бизнес-план
- Видеофильм
- Электронный журнал - сайт, на котором размещается периодически обновляющаяся информация по определенной литературной и др. тематике
- Мультимедийная презентация (документ, созданный в программе Power Point)
- письменный или устный отзыв.
- Публикация
- Краткое справочное издание
- Серия иллюстраций
- Сказка
- Статья
- Сценарий литературного праздника
- Виртуальная экскурсия
- Сборник сочинений - энциклопедия, антология или другое издание, представляющее собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда. Могут быть стихотворения, рассказы, повести и т.д.;
- Книжная
- Литературная игра
- Фотоальбом (альбом, с изобразительным материалом в котором являются репродукции фотографий к определенной теме)
Применение метода проекта в условиях школьной библиотеки.
Пошаговое осуществление проекта.
Шаг первый.
Замысел.
Включает в себя определение темы и целей проекта, представление и создание группы учащихся для работы над проектом.
1. Тема должна быть актуальной (юбилей писателя, книги, календарная дата, пополнение фонда библиотеки художественной, учебной литературой, бережное отношение к книге, литературный вечер и т.п.)
2. Тема должна заинтересовать учащихся,
3.Нужны единомышленники из классных руководителей или предметников.
4. В школьной библиотеке должна быть литература по избираемой теме, доступ к информационным источникам (сети Интернет).
Шаг второй.
Разработка паспорта проекта с определением целей, средств выполнения и ожидаемых результатов.
Паспорт проектной работы.
Название проекта: «___________»
Тип проекта:
а) по доминирующей деятельности учащихся;
б) по предметному содержанию;
в) по продолжительности;
Шаг третий.
Погружение
Разработка специальной документации, которая может включать общий план рассказа по теме, список изучаемых объектов, карты и/или схемы, поддерживающие детское исследование и т. п.
Шаг четвертый.
Разработка календарного плана проведения проекта, что позволит равномерно распределить нагрузку учащихся, определить сопутствующие темы.
Шаг пятый.
Очень важно вести дневник проекта. Он поможет скорректировать сроки, руководители смогут увидеть, все ли дети задействованы в работе, отметить успехи, оценить и исправить недостатки. Дневник важен как организующий фактор.
Шаг шестой.
Разработка дидактических игр, викторин и утренников по теме. Викторины, беседы, утренники активизируют познавательные интересы учащихся, игровые формы отвечают возрастным особенностям детей, а все вместе работает на проект.
Шаг седьмой.
Мультимедийная презентация (освещение итогов в классе,конференции, общешкольной газете, выступления в ГПД и т. п.)
Шаг девятый.
Рефлексия
Анализ выполненного проекта. Подведение итогов, выявление трудностей, определение сильных и слабых сторон работы. На стадии рефлексии развиваются навыки оценивания, систематизации и обобщения. Эта работа проводится для того, чтобы ребята научились оценивать свою работу. Ребёнок видит результат своего труда, что способствует повышению его самооценки, и это вызывает желание работать над новыми проектами.
Таким образом, метод проектной деятельности в условиях школьной библиотеки способствует:
- росту познавательной активности читателей; повышению мотивации учащихся к чтению; раскрытию творческого потенциала;
- формированию самостоятельности и ответственности;
- стимулированию самореализации;
- улучшению качества знаний;
- созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем, учителем и учащимися.
Конечный результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на интегрированных и библиотечных уроках, на занятиях библиотечного кружка, раскрытие творческого потенциала одаренных личностей, самореализация своих профессиональных качеств библиотекаря-педагога. Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы. Проектная деятельность способствует устранению проблемы мотивации детей к чтению, улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей. Метод проекта требует от библиотеки создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей. В определенном смысле библиотекарь становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:
- исследователя: выявляет проблему, подвергает её научному изучению, методом наблюдения, анкетирования, анализа выявляет одаренных детей;
- экспериментатора: производит научный опыт;
- энтузиаста: повышает мотивацию учащихся-читателей, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей;
- специалиста: обладает знаниями и умениями в нескольких областях;
- консультанта: организует доступ к информационным ресурсам;
- научного руководителя;
- координатора всего группового процесса;
- эксперта: дает чёткий анализ результатов выполненного проекта.
Процитирую выдержку из статьи Президента Русской Ассоциации Чтения, руководителя Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность» - профессора Натальи Николаевны Сметанниковой:: «Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации». Читательская грамотность зависит от отношения, интереса, мотивации к чтению, читательского опыта, читательских предпочтений – то есть от того, чем занимается педагог – библиотекарь – воспитатель или тот, кого очень хочется видеть в средней школе – учитель чтения – библиотекарь.
Использованная литература и Интернет-ресурсы
1. Наталья Сметанникова: Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.:- Баласс.:2011г.
2.Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. - М.:2008 г.
4. http://festival.1september.ru/
6. http://www.ruscenter.r u/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "
Цель данного проекта: формирование знаний, умений и навыков по созданию школьно-поселковой газеты «Содружество» с помощью современных образовательных и информационных технологий, поз...
Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "
Цель данного проекта- формирование знаний, умений и навыков по созданию школьно-поселковой газеты «Содружество» с помощью современных образовательных и информационных технологий, поз...
Педагогический проект "Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОС ООО".
Данный материал является обобщением опыта работы по руководству проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процесссе. Данный педпроект был заявлен на участие в районном конкурсе пе...
Проектная деятельность учащихся по английскому языку в 2013 - 2014 учебном году под руководством учителя английского языка ГБОУ СОШ № 1924 г. Москвы РОГОНОВОЙ А.В.
Проектная деятельность учащихся по английскому языку....
проектная деятельность учащихся "Вышивка лентами" Носова Яна 6 класс под руководством Башелиной Л.Б.
проект "Вышивка лентами" Носова Яна 6 класс под руководством Башелиной Л.Б....
Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты
Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....
Статья "Проектная деятельность учащихся в рамках школьного обучения"
Статья о применении проектной деятельности учащихся в рамках школьного обучения....