Статья "Проектная деятельность учащихся в рамках школьного обучения"
статья

Рыжова Виктория Александровна

Статья о применении проектной деятельности учащихся в рамках школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

учащихся в рамках школьного обучения.

Рыжова Виктория Александровна, МОУ СОШ № 25,учитель математики. г.Воронеж.

Скажи мне – и  я забуду.

Покажи мне – и. может быть, я запомню.

Но вовлеки меня, и я пойму.

Конфуций

Современному обществу характерна сложность сoциальных, культурных, экoномических условий, поэтому оно остро нуждается в таких людях, которые умеют самостоятельно мыслить, ставить разнообразные задачи, проектировать пути их решения, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками, то есть являются конкурентоспособными.

Организовывая учебный процесс, деятельность учителя должна быть направленна на развитие творческих способностей обучающихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что, безусловно, будет способствовать формированию выше указанных качеств будущих выпускников.

Что же такое школьный проект? Это такая форма исследовательской работы, в процессе которой ученик самостоятельно находит информацию по теме работы, изучает ее, делает выводы и предоставляет материал на всеобщее обозрение. Школьный проект позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью.

      В своей работе с учащимися в рамках школьного обучения мы преследуем главную цель использования метода проектов на уроках математики, которая представляет собой систему конкретных задач:

•        показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

•        реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

•        продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

•        подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя свою работу над проектной деятельностью  на уроках математики важно соблюдать несколько условий. Первое условие такое, что тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно. Второе - проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Третье - необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Во время работы над проектом учащиеся самостоятельно ставят задачи, учатся находить пути их решения, привлекают знания из различных областей наук, самостоятельно находят недостающие сведения из всевозможных дополнительных источников, выдвигают гипотезы, учатся устанавливать причинно-следственные связи. Развиваются менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа хода собственной деятельности и промежуточных результатов.

По окончании работы проектной деятельности проводится презентация модели сначала в своем классе, затем проходит защита проекта на научно-практической конференции школы, а далее на более высоком уровне. Защиты проектов вызывают волнение у  ребят, в этом хорошо прослеживается ответственность учеников за свою работу, а после и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

Защита проекта помогает учащимся развивать монологическую речь, умение уверенно держаться во время выступления, артистические умения, умение отвечать на «неожиданные» вопросы, умение готовить и применять средства наглядности.

 Так же хочется отметить, что послушав своих товарищей, многие ученики проявляют желание заняться проектной деятельностью.

 Созданные модели «Координатная плоскость», «Тренажер тестового опроса»,  дидактическая игра «Тихая охота», видео задачник с элементами изучения правил дорожного движения и др. регулярно используются на уроках. Такая форма работы очень интересна учащимся

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и нести ответственность за совместную работу, учатся вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

Однако, бывает, что в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.

4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на учителя.

Можно ли разрешить эти проблемы? Конечно –да!

Во-первых, нужно четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.

Во-вторых, терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

В-третьих, оказывать школьникам помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

В-четвертых, предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

В-пятых, привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Новые образовательные стандарты ориентируют современного учителя математики  на системный подход к определению содержания образования школьников. Сегодня важно  не только дать математические знания, но и научить учащихся участвовать в публичных мероприятиях, грамотно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы,  конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы.

Рыжова Виктория Александровна, МОУ СОШ № 25,учитель математики. Контактная информация: г.Воронеж, ул.Германа Титова, д.13 А, 394092, dbreeva@mail.ru, +79102427367.

Список литературы

1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.

4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

РЕЖИССЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА (на примере инсценировок басен И.А. Крылова)

В статье рассматриваются некоторые аспекты, которые необходимо учитывать при постановке на школьной сцене басен И. Крылова. Используя указанные в статье рекомендации можно не только научить учащегося ...

Статья " Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых ...

Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты

Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....