Технологическая карта урока математики в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме"Решение комбинаторных задач".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель Морозова Е.В.
Предмет математика
Класс - 5 а
Авторы УМК - ДорофеевГ.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б.
Тема урока: Решение комбинаторных задач.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Цель урока: формировать представление о решении комбинаторных задач.
Задачи урока:
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
Предметные: понимать, что такое «комбинаторика», «комбинаторная задача»; научить находить возможные комбинации, составленные из чисел, слов, предметов и отвечающие условию задачи; научить правильно решать комбинаторные задачи с помощью составления таблицы, с помощью комбинаторного правила умножения.
развитие навыков устных и письменных вычислений
Основные понятия: комбинаторика, комбинаторные задачи.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Перебор возможных вариантов», смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для устной работы, раздаточный материал(цветные полоски: белая, синия, красная), карточки для рефлексии, дидактический материал.
№ п/п | Этапы урока | Задачи этапа | время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный этап. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | 1 мин | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей – Здравствуйте, ребята! Садитесь.(слайд 4) - Девиз нашего урока: Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать, Ведь в математике, друзья, Без логики никак нельзя! | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2 | Мотивация к учебной деятельностий | Создать условия для формирования внутренней потребности учеников включения в учебную деятельность | 5 мин | (слайд 5) - В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до распутья, читает на камне: “Вперед поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься”. Ребята, с какой проблемой сталкивается добрый молодец на перепутье? (с проблемой выбора дальнейшего пути движения) - Верно! А дальше уже говорится, как он выходит из того положения, в которое попал в результате выбора. Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Это сделать очень трудно не потому, что его нет или оно одно и поэтому его трудно найти, а приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов, комбинаций. И нам всегда хочется, чтобы этот выбор был оптимальный. - Оказывается, существует целый раздел математики, который занят поисками ответов на эти вопросы. А вот как он называется, мы узнаем, выполнив следующее задание. - Устный счет. На партах перед вами лежат карточки с примерами. (слайд 7) Запишите ответ к каждому примеру во второй столбец. Время работы – 3 минуты. Как только закончите, поднимите руку, чтобы я видела. Начали. - Проверим ответы. (учитель просит 1 ученика зачитать ответы) - Кто не согласен? - Проверим. (слайд 8) - В третий столбец запишите букву, соответствующую числу. Числа и буквы отражены в таблице на слайде. (слайд 9) В итоге у вас должно получиться слово. - Какое слово у вас получилось? (комбинаторика) (слайд 10) - Верно! (слайд 11) А как вы понимаете, что такое комбинаторика? (ответы учащихся) Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучается, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. - Тема нашего урока называется «Решение комбинаторных задач». Откройте тетради, запишите число и тему урока. (слайд 11) | 1.Слушают учителя, называют шаги учебной деятельности; 2. Решают, обосновывают свой выбор. 2. Дают ответ, обосновывая свой выбор. | Регулятивные: умение слушать друг друга, уточнять и дополнять Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: навык устных вычислений. |
3 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. | -Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - выявить место( шаг) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | мин | - Ребята, у вас на партах лежат три полоски разных цветов: красная, белая и синяя. Составьте из них флаг Российской Федерации. - Проверьте, знаете ли вы флаг нашей страны. (сверяют с изображением на слайде). (слайд 13) - А знаете ли вы, что означает каждый цвет на флаге? Значение цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. - От перестановок цветных полосок можно получить другой флаг. Как подсчитать, сколько таких флагов мы можем составить из трех цветных полосок? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую) . Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё преположение. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | -Организовать составление совместного плана действий; - определить средства достижения цели. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий. - Решим ее используя перебор возможных вариантов - Решим данную задачу с помощью таблицы. (слайд 20) - Кто желает решить эту задачу на доске? (2 ученика решают с обратной стороны доски) - Сколько вариантов у вас получилось? (6 вариантов) - Проверим решения на доске. (ученики открывают доски, показывают свои схемы) - А если бы в условии задачи говорилось не о горизонтальных, а о вертикальных полосках, сколько было бы вариантов флага? (также 6 вариантов) - Как бы изменился ответ, если в задаче говорилось и о горизонтальных, и о вертикальных полосках? (увеличился в 2 раза, 12 вариантов) - Поэтому всегда нужно внимательно читать условие задачи. - Оказывается, есть государства, где флаги имеют такие же цвета. (слайд 15) Посмотрите, два флага имеют горизонтальные полосы, а флаг Франции – вертикальные. | Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. | Познавательные: структурировать знания. Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: инициативное сотрудничество | |
5 | Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Закрепить новое знание в речи и знаках | Задача №2. В четверг в 1 классе должно быть 3 урока: русский язык, математика и физкультура. Сколько различных вариантов расписания на этот день можно составить? Фронтальная работа - Как бы вы предложили решить эту задачу? (ответы детей) - Предлагаю вам закодировать названия предметов их начальной буквой: Р – русский язык, М – математика, Ф – физкультура,. - С какого урока мы начнем составлять расписание? (с математики) (слайд 16-17) - Тогда что можно поставить вторым уроком? (физкультуру или русский,). - Верно! Если вторым уроком будет физкультура, что может располагаться на третьем месте? (русский язык). - Если вторым – русский, тогда на третьем? (физкультура) - Заполните до конца данную схему самостоятельно. Время работы – 2-3 минуты (самостоятельная работа) - Ребята, посмотрите, что у вас должно было получиться. (смотрят на слайд) - Сколько возможных вариантов расписания уроков у вас получилось? Подсчитайте. (6 вариантов) - Ребята, напишите, какой из вариантов расписания вам больше нравится. (дети пишут в тетради свой вариант расписания уроков) - А если бы в задаче было бы больше уроков, что бы изменилось? (ответ, вариантов расписания было бы намного больше) - Да, трудно придется тому, кто забудет порядок уроков и, не посмотрев в расписание, захочет правильно заполнить дневник. Задача №3. Сколько двузначных чисел можно составить, используя только цифры 1,4,7? (слайд 18) Будем выписывать числа в порядке возрастания. Сначала запишем все числа начинающиеся с цифры 1, затем с цифры 4 и, наконец, с цифры 7: 11, 14, 17, 41, 44, 47, 71, 74, 77. - Кто желает решить эту задачу на доске? (2 ученика решают с обратной стороны доски) - Сколько чисел у вас получилось? (9 ) - Дополним условие рассмотренной задачи требованием: каждую цифру можно использовать только один раз. Какие числа в таком случае нужно отбросить? Сколько останется чисел?(6 чисел) - Задача 4. (Решите самостоятельно) Составьте все двузначные числа, в записи которых используются только цифры: 3 и 6. Сколько двузначных чисел можно записать, если использовать при записи числа каждую из указанных цифр только один раз? (слайд 20-21) - Следующий пример «На завтрак Вова может выбрать плюшку, бутерброд, пряник или кекс, а запить их он может кофе, соком или кефиром. Из скольких вариантов завтрака Вова может выбрать? (слайд 22-23) Физминутка (слайд 26)
Работа с учебником № 138,139. По вариантам № 143и 144 №138 - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга. Если ваш сосед выполнил задание верно, поставьте «плюс», иначе – «минус». Верните друг другу тетради. Сколько вариантов у вас должно получиться? (4 и 6 ) (слайд 28) Задача № 139 (слайд29 ) - Кто желает решить эту задачу на доске? (2 ученика решают с обратной стороны доски) - Сколько вариантов у вас получилось? (6 вариантов) - Проверим решения на доске. (ученики открывают доски, показывают свои схемы) | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. | Познавательные: уметь добывать новые знания( находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково- символические средства, в том числе таблицы , для решения задач. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | |
6. | Рефлексия. | - Зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлекию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Подведём итог работы на уроке. - Назовите тему урока - Расскажите, чему вы научились на уроке. -Оцените свою деятельность на уроке, ответив на вопросы 1. Сегодня на уроке мне было…. (легко, обычно, трудно) 2. Новый материал я…(усвоил и могу применить, усвоил и затрудняюсь применить, не усвоил) 3. Моя самооценка за урок… Домашнее задание: 1. № 137, 140, 148. 2. Придумать свою комбинаторную задачу практического характера. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, что получилось. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание. | Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
Приложение1.
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики: 3 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме "Уравнение". Тип урока: объяснение нового материала....
Технологическая карта урока математики: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Единицы длины. Решение задач на движение по данному чертежу". Тип урока: повторение материала....
технологическая карта урока математики 6 класс
Урок "Признаки делимости на 3, на 9"...
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Шаблон технологической карты урока математики 2 класс.
Шаблон технологической карты урока математики во 2 классе с УУД на каждый этап урока. Тема урока: "Уравнение." УМК "Школа России". Учебник М.И.Моро. Используя шаблон, учитель может добавля...
Технологическая карта урока математики 5 класса и презентация к нему
Тема урока: "Правильные и неправильные дроби"...
технологическая карта урока математики 5 класс
карта разработана в соответствии с требования ФГОС 5 класс учебник Л.Г.Петерсон...