Технологическая карта урока математики в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему

Морозова Елена Владимировна

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме"Решение комбинаторных задач".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель Морозова Е.В.

Предмет     математика

Класс  - 5 а

Авторы УМК - ДорофеевГ.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б.

Тема урока:   Решение комбинаторных задач.  

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.        

Цель урока: формировать представление о решении комбинаторных задач.

Задачи урока:

Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи

Метапредметные:  развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом

Предметные: понимать, что такое «комбинаторика»,  «комбинаторная задача»;  научить находить возможные комбинации, составленные из чисел, слов, предметов и отвечающие условию задачи; научить правильно решать комбинаторные задачи с помощью составления таблицы, с помощью комбинаторного правила умножения.

 развитие навыков устных и письменных вычислений

Основные понятия: комбинаторика, комбинаторные задачи.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Перебор возможных вариантов», смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для устной  работы, раздаточный материал(цветные полоски: белая, синия, красная), карточки для рефлексии, дидактический материал.

п/п

Этапы урока

Задачи этапа

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный этап.

Создать благоприятный

психологический

настрой на работу

  1 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.(слайд 4)

- Девиз нашего урока:

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать,

Ведь в математике, друзья,

Без логики никак нельзя!

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2

Мотивация к учебной деятельностий

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников включения в учебную деятельность

   5 мин

(слайд 5)

- В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до распутья, читает на камне: “Вперед поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься”. Ребята, с какой проблемой сталкивается добрый молодец на перепутье? (с проблемой выбора дальнейшего пути движения)

- Верно! А дальше уже говорится, как он выходит из того положения, в которое попал в результате выбора. Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Это сделать очень трудно не потому, что его нет или оно одно и поэтому его трудно найти, а приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов, комбинаций. И нам всегда хочется, чтобы этот выбор был оптимальный.

- Оказывается, существует  целый раздел математики, который  занят поисками ответов на эти вопросы.  А вот как он называется, мы узнаем, выполнив следующее задание.

- Устный счет. На партах перед вами лежат карточки с примерами. (слайд 7) Запишите ответ к каждому примеру во второй столбец.  Время работы – 3 минуты. Как только закончите, поднимите руку, чтобы я видела. Начали.

- Проверим ответы. (учитель просит 1 ученика зачитать ответы)  

- Кто не согласен?

- Проверим. (слайд 8)

- В третий столбец запишите букву, соответствующую числу. Числа и буквы отражены в таблице на слайде. (слайд 9) В итоге у вас должно получиться слово.

- Какое слово у вас получилось? (комбинаторика) (слайд 10)

- Верно!  (слайд 11) А как вы понимаете, что такое комбинаторика? (ответы учащихся)

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучается, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

- Тема нашего урока называется «Решение комбинаторных задач». Откройте тетради, запишите число и тему урока. (слайд 11)

1.Слушают учителя, называют шаги учебной деятельности;

2. Решают, обосновывают свой выбор.

2. Дают ответ, обосновывая свой выбор.

Регулятивные: умение слушать друг друга, уточнять и дополнять

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли  в устной форме.

Познавательные: навык устных вычислений.

3

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

-Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место( шаг) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

  мин

- Ребята, у вас на партах лежат три полоски разных цветов: красная, белая и синяя. Составьте из них флаг Российской Федерации.

- Проверьте, знаете ли вы флаг нашей страны. (сверяют с изображением на слайде). (слайд 13)

- А знаете ли вы, что означает каждый цвет на флаге?                      Значение цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

- От перестановок цветных полосок  можно получить другой флаг. Как подсчитать, сколько таких флагов мы можем составить из трех цветных полосок?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую) .

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

 

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё преположение.

4

Построение проекта выхода из затруднения.

-Организовать составление совместного плана действий;

- определить средства достижения цели.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий.

- Решим ее используя перебор возможных вариантов

- Решим данную задачу с помощью таблицы. (слайд 20)

- Кто желает решить эту задачу на доске? (2 ученика решают с обратной стороны доски)

- Сколько вариантов у вас получилось? (6 вариантов)

- Проверим решения на доске. (ученики открывают доски, показывают свои схемы)

- А если бы в условии задачи говорилось не о горизонтальных, а о вертикальных полосках, сколько было бы вариантов флага? (также 6 вариантов)

- Как бы изменился ответ, если в задаче говорилось и о горизонтальных, и о вертикальных полосках? (увеличился в 2 раза, 12 вариантов)

- Поэтому всегда нужно внимательно читать условие задачи.

- Оказывается, есть государства, где флаги имеют такие же цвета. (слайд 15) Посмотрите, два флага имеют горизонтальные полосы, а флаг Франции – вертикальные.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Познавательные: структурировать знания.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

5

Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Закрепить новое знание в речи и знаках

Задача №2.  В  четверг в 1 классе должно быть 3 урока: русский язык, математика и физкультура. Сколько различных вариантов расписания на этот день можно составить?

Фронтальная работа

- Как бы вы предложили решить эту задачу? (ответы детей)

- Предлагаю вам закодировать названия предметов их начальной буквой:  Р – русский язык, М – математика, Ф – физкультура,.

- С какого урока мы начнем составлять расписание? (с математики) (слайд 16-17)

- Тогда что можно поставить вторым уроком? (физкультуру или русский,).

- Верно! Если вторым уроком будет физкультура, что может располагаться на третьем месте? (русский язык). 

- Если вторым – русский, тогда на третьем? (физкультура)

- Заполните до конца данную схему самостоятельно.  Время работы – 2-3 минуты (самостоятельная работа)

- Ребята, посмотрите, что у вас должно было получиться. (смотрят на слайд)

- Сколько возможных вариантов расписания уроков у вас получилось? Подсчитайте.  (6  вариантов)

- Ребята, напишите, какой из вариантов расписания вам больше нравится. (дети пишут в тетради свой вариант расписания уроков)

- А если бы в задаче  было бы больше уроков, что бы изменилось? (ответ, вариантов расписания было бы намного больше)

- Да, трудно придется тому, кто забудет порядок уроков и, не посмотрев в расписание, захочет правильно заполнить дневник.

Задача  №3.  Сколько двузначных чисел можно составить, используя только  цифры 1,4,7? (слайд 18)

Будем выписывать числа в порядке возрастания. Сначала запишем все числа начинающиеся с цифры 1, затем с цифры 4 и, наконец, с цифры 7:

11, 14, 17,

41, 44, 47,

71, 74, 77.

- Кто желает решить эту задачу на доске? (2 ученика решают с обратной стороны доски)

- Сколько чисел у вас получилось? (9 )

- Дополним условие рассмотренной задачи требованием: каждую цифру можно использовать только один раз. Какие числа в таком случае нужно отбросить? Сколько останется чисел?(6  чисел)

- Задача 4. (Решите самостоятельно) Составьте все двузначные числа, в записи которых используются только цифры:  3 и 6. Сколько двузначных чисел можно записать, если использовать при записи числа каждую из указанных цифр только один раз? (слайд 20-21)

        - Следующий пример  «На завтрак Вова может выбрать плюшку, бутерброд, пряник или кекс, а запить их он может кофе, соком или кефиром. Из скольких вариантов завтрака Вова может выбрать? (слайд 22-23)

 Физминутка (слайд 26)

  • Не поворачивая головы делать движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз («восьмёрки»).
  • В вытянутой руке держать карандаш, зафиксировать взгляд на карандаше, приближая и отодвигая его.

Работа с учебником № 138,139. По вариантам № 143и 144

№138 - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга. Если ваш сосед выполнил задание верно, поставьте «плюс», иначе – «минус». Верните друг другу тетради.

 Сколько вариантов у вас  должно получиться? (4 и 6 ) (слайд 28)

Задача № 139 (слайд29 )

- Кто желает решить эту задачу на доске? (2 ученика решают с обратной стороны доски)

- Сколько вариантов у вас получилось? (6 вариантов)

- Проверим решения на доске. (ученики открывают доски, показывают свои схемы)

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Познавательные: уметь добывать новые знания( находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково- символические средства, в том числе таблицы , для решения задач.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

6.

Рефлексия.

- Зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлекию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Подведём итог работы на уроке.

- Назовите тему урока

- Расскажите, чему вы научились на уроке.

-Оцените свою деятельность на уроке, ответив на вопросы

1. Сегодня на уроке мне было…. (легко, обычно, трудно)

2. Новый материал я…(усвоил и могу применить, усвоил и затрудняюсь применить, не усвоил)

3. Моя самооценка за урок…

Домашнее задание: 

1. № 137, 140, 148.

2. Придумать свою комбинаторную задачу практического характера.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, что получилось. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Приложение1.


 Приложение 1.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики: 3 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме "Уравнение". Тип урока: объяснение нового материала....

Технологическая карта урока математики: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Единицы длины. Решение задач на движение по данному чертежу". Тип урока: повторение материала....

технологическая карта урока математики 6 класс

Урок "Признаки делимости на 3, на 9"...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Шаблон технологической карты урока математики 2 класс.

Шаблон технологической карты урока математики во 2 классе с УУД на каждый этап урока. Тема урока: "Уравнение."  УМК "Школа России". Учебник  М.И.Моро. Используя шаблон, учитель может добавля...

Технологическая карта урока математики 5 класса и презентация к нему

Тема урока: "Правильные и неправильные дроби"...

технологическая карта урока математики 5 класс

карта разработана в соответствии с требования ФГОС 5 класс учебник Л.Г.Петерсон...