Педагогическая статья по теме: "Интегрированный урок как неотъемлемая часть современного образования"
статья на тему

Бондаренко Дмитрий Игоревич

Статья раскрывает актуальность и необходимость интегрированных уроков. Рассматриваются возможности построения итегрированного учебного процесса, позволяющие качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Секция: Интегрированное образовательное пространство как средство развития личности ребенка.

Тема выступления: "Интегрированный урок как неотъемлемая часть современного образования"

Автор: Бондаренко Д.И., учитель истории МАОУ г. Иркутска гимназии №2.

                Проблема интеграции обучения  в школе важна и современна как для теории так и для практики.

Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интегрированные уроки  способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в предметных знаниях. [2]                                                        Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять знания, умения и навыки при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Главная цель интеграции — создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:                                                                                                                                         -Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.                                              -Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.                                                                                                                                          -Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от постановки цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.                                                                                                                                                                              -Интеграция увеличивает информативную емкость урока.                                                                                       -Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.                                                                                -Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.                                -Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.                                                                                                                             -В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки с использованием ИКТ.                                                                                                                                                               Интегрированные уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых. [3]                                                                                                                                                              В своей практике мне приходилось не раз проводить интегрированные уроки. Вот некоторые из них:             -"история- экономика" по теме: " Мировой экономический кризис".                                                                                  - "история- обществознание" по теме: " Способы изучения истории".                                                                        - "обществознание- право- экономика" по теме: "Фирма. Типы фирм".                                                                   -"история- обществознание" по теме: "Глобализация. Глобальные проблемы современности".                            -"история- обществознание" по теме: "Переход к индустриальному обществу".                                                    В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных обучающимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные знания из других предметов, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.                            Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли основное содержание учебного материала.                                                                                                                                                                                  Примечания:                                                                                                                                                                                                                                                                                                         [1] uchportal.ru                                                                                                                                                                                 [2] pedsovet.su                                                                                                                                                                            [3] nsportal.ru                                                                                                                                                             Список литературы:                                                                                                                                       uchportal.ru                                                                                                                                                                                  pedsovet.su                                                                                                                                                                             nsportal.ru                                                                                                                                                    teachjournal.ru                                                                                                                                                       1september.ru                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школьной инфраструктуры

Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, повер...

Доклад "Современные технологии учебного процесса как неотъемлемая часть современных требований к условиям труда".

В последнее время встает вопрос - как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.

Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...

«Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школьной инфраструктуры»

Слайд 1Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть школьной инфраструктурыСлайд 2  «Школа – это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. ...

«Сленг субкультур - это неотъемлемая часть современного языка»

Педагогическая статья о сленге различных молодёжных субкультур....

Релаксация как неотъемлемая часть современного урока

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. На уроках английского языка ученикам приходится работать с ...

Статья "Урок технологии с использованием современных инновационных педагогических технологий, как неотъемлемая часть современного образования"

Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно актуально это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняютс...