рабочая программа по математике 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему
рабочая программа по математике для 9 класса содержит поясниетльнйю записку, основное содержание учебного материала,основные требования к подготовке учащихся, перечень обязательных контрольных работ, спиок литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_9klass.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе следующих документов:
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А.// И.: Просвещение. – 2009 г.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А.// И.: Просвещение. – 2009г.
- Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год// Приказ Министерства образования и науки РФ.
Срок реализации программы – 1 год.
Основная задача обучения математики в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Изучение математики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
В процессе педагогической деятельности задействованы следующие виды обучения: традиционное (объяснительно-иллюстративное) обучение; проблемное (самостоятельное добывание знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся); личностно-ориентированное (в центре внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации) инновационное (самообразование, самовоспитание, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалами).
Эти виды обучения предполагают следующие формы организации обучения:
1. Индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения.
2. Взаимного обучения, самообучения и саморазвития.
В ходе реализации данной программы применяются методы обучения:
- Обучение в сотрудничестве
- Метод проектов
- Элементы лекционно-практической системы
- Консультации, система «консультант»
- Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств
- Работа с графиками и их изображениями
- Работа над учебником, которая связана с методом сравнения, с аналитической деятельностью мышления
- Компьютерное обучение
- Решение задач стандартными и нестандартными способами
Эффективность обучения будет отслеживаться следующими формами контроля:
- контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- срезы знаний, умений в процессе обучения;
- тестирование.
Учебный предмет математика в 9 классе состоит из двух модулей: алгебры и геометрии.
Изучение математики предполагается путем последовательного чередования блоков алгебры и геометрии.
Данное календарно-тематическое планирование уроков изучения математики рассчитано на 204 часа (6ч в неделю, из них 5 ч. согласно федеральному компоненту базисного учебного плана и 1 ч. школьного компонента). Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В данной программе задается примерный объем знаний, умений и навыков учащихся, обязательное приобретение которых всеми учащимися предусмотрено требованиями программы общеобразовательной школы. В течение года возможны коррективы календарно – тематического планирования, связанные с объективными причинами.
Отличительной особенностью данного планирования является то, что тема «Векторы» была изучена в 8 классе. В связи с этим на тему «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» отведено 16 часов и на тему «Начальные сведения из стереометрии» отведено 11 часов.
Руководствуясь федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год// Приказ Министерства образования и науки РФ считаю целесообразным использование учебников:
Алгебра.9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / А45 [Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков., С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – М. : Просвещение,2008. – 272с.: ил.;
Геометрия, 7 – 9 : для общеобразоват. учреждений/[Л.С.Атанасян, В.Ф. МиндюкБутузов, С.Б. Кадомцев и др.]; – М. : Просвещение,2010. – 384с.: ил.
Содержание данных учебников соответствует федеральным компонентам Государственного стандарта общего образования по математике.
Указанные УМК хорошо зарекомендовали себя, используется в работе уже несколько лет. Эти учебники позволяют проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников.
Основное содержание учебного материала по математике
- Вводное повторение (6ч.)
Системы линейных уравнений и неравенств. Квадратные уравнения. Дробные рациональные уравнения. Степень с целым показателем. Четырехугольники. Площадь. Теорема Пифагора. Подобные треугольники.
- Свойства функции. Квадратичная функция (29ч.)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция y = ax² + bx + c, ее свойства и график. Степенная функция.
Основная цель – расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции;
3. Метод координат (10ч.)
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель - познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
4. Уравнения и неравенства с одной переменной ( 20ч.)
сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель – систематизировать и обобщить одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ax² + bx + c > 0 или аx² + bx + c < 0, где а ≠ 0.
5. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (16ч.)
Синус, косинус, тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель – развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
6. Уравнения и неравенства с двумя переменными (24ч.)
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель – выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
7. Длина окружности и площадь круга (12ч.)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель –расширит знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
8. Арифметическая и геометрическая прогрессии (17ч.)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель – дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
9. Движения (8ч.)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Положения и движения.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
10. Начальные сведения из стереометрии (11ч.)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхности и объемов.
Основная цель - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
11. Об аксиомах планиметрии (2ч.)
Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель - дать глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
12.Элементы комбинаторики и теории вероятностей (17ч.)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель – ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
13. Повторение изученного материала (38 ч, из них в начале года 6ч. В том числе административный контроль 2 ч)
Итоговая контрольная работа №12 - 2ч
Перечень обязательных контрольных работ
№ | Тема контрольной работы | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||
1 | Функции и их свойства | ||
2 | Квадратичная функция | ||
3 | Метод координат | ||
4 | Уравнения и неравенства с одной переменной | ||
5 | Скалярное произведение векторов | ||
6 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | ||
7 | Длина окружности и площадь круга | ||
8 | Арифметическая прогрессия | ||
9 | Геометрическая прогрессия | ||
10 | Движения | ||
11 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | ||
12 | Итоговая контрольная работа (2ч) |
Требования к уровню подготовки
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
АЛГЕБРА
Уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
ГЕОМЕТРИЯ
Уметь:
- распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
- изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач, осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; представлять их сечения и развертки;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Применять полученные знания:
- при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).
Список литературы
Алгебра.9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / А45 [Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков., С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – М. : Просвещение,2008. – 272с.: ил.;
Геометрия, 7 – 9 : для общеобразоват. учреждений/[Л.С.Атанасян, В.Ф. МиндюкБутузов, С.Б. Кадомцев и др.]; – М. : Просвещение,2010. – 384с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...