Формирование мотивационной среды в воспитательной системе
статья по теме
Тема статьи: "Как научить голову думать, а сердце любить..." Чего же хотят взрослые, даря новую жизнь? Наверное, мы хотим с вами вырастить ЧЕЛОВЕКА. Человека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Как научить голову думать, а сердце любить?»
Немного теории
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни.
Воспитание, обычно, строится "на трёх китах":
2) поощрение (пряник) и
3) личный пример воспитателя.
До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом питание.
В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» [2].
По определению ЭСБЭ (в редакции
1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле» [3].
Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности».
Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [
Есть мнение:
Тот, кто управляет детьми, управляет будущим.
А какими нас хотят видеть дети? Нас – воспитателей?
Детям интересны ищущие собеседники, они сами меняются в каждое мгновение и от нас ждут того же. Они хотят видеть в нас помощника, а не «ошибкоискателя». Он ждут понимания, хотят, чтобы рядом с ними был человек творческий, который не станет торопить, не будет заставлять жить, действовать и думать так же, как он сам.
Главное помнить, что наши ученики могут выбрать свой жизненный путь (как и мы с вами), и их выбор поможет изменить этот мир к лучшему.
Мы пришли в этот мир,
Чтобы радость дарить,
Чтоб украсить собой,
Чуть его изменить.
Я – художник в душе
Мы хотим рисовать.
Мир раскрасить хотим,
Чтобы детям отдать.
Они радугу с неба
В руки возьмут.
Свои кисти и души
В неё окунут.
И продолжат всё то,
Что мы вместе начнём…
Превратится Земля
Для людей в общий дом,
Люди станут иными:
Красивей, умней –
Будем жить
Среди добрых и умных людей.
Что же дать можем мы?
И чему научить?
Голову – думать,
А сердце – любить!
Как же научить голову – думать, а сердце – любить???
Когда на свет появляется маленький человек, взрослые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни. Многие хотят идти впереди на правах рождённых первыми. Хотят и требуют от ребёнка следовать за ними – шаг в шаг, след, в след. Но тогда мы забываем, что размер взрослого шага намного больше размера шага ребёнка. Да и размер ноги отличается.
Это просто размышления вслух!
На самом деле, чего же хотят взрослые, даря новую жизнь? Наверное, мы хотим с вами вырастить человека. Человека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить.
Слайд: Мне кажется, именно учитель и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и большим) научиться думать и любить.
Так как воспитание – это формирование личности (по одному из определений), наверное, надо задуматься:
Слайд: Личность формировать???????????
Сначала хочу поговорить о слове «формирование».
Что такое форма? Какой может быть форма? Всё ли имеет форму? Всё ли подвергаются процессу формирования? Можно ли придать форму чему-нибудь бесформенному? Можно ли формировать личность?
Жидкость бесформенна, но она принимает форму сосуда, в который её наливают.
Педагоги спорят.
Слайд: Свободный человек, свободная личность есть предмет удивления, восхищения, зависти, ненависти, но не формирования.
В.П. Зинченко
Воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам не плодотворно, не законно и не возможно!
Л.Н. Толстой
Итак, формировать умышленно по известным образцам – нет!!!
Но помогать ребёнку искать свою форму, а может быть менять свою форму мы педагоги должны. Продукт нашей педагогической деятельности – сформировавшаяся личность.
Так как же научить голову думать, а сердце любит?
Это основной вопрос. Прежде чем на него ответить, давайте сначала попытаемся ответить на возникающие вопросы:
Слайд: Калейдоскоп вопросов?
- Кто является главной фигурой педагогического процесса?
- Какова главная миссия школы?
- К чему может привести простое обогащение ребёнка информацией в школе?
- Каким должен быть ребёнок современной школы?
- Кого, как, на чём воспитывать?
- Ради чего работает в школе учитель? Какова его роль?
- Что является главной целью воспитательной системой?
- Что первично – воспитание или обучение, эмоции или интеллект?
- Каким должно быть взаимодействие учителя с учеником?
№1. Кто является главной фигурой воспитательного процесса?
И учителя, и дети, и родители включаются в учебный процесс. Но главная фигура образовательного процесса – школьник.
Без стремления учителя самому стать творцом психологического знания решить проблему формирования человека нового времени невозможно. Главной фигурой воспитательного процесса является личность.
№2. Какова главная миссия школы?
Известно, что выпускник школы не всегда способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Выпускник не знает своих личностных ресурсов, и именно школа обязана их раскрыть. Она должна сформировать потребность в жизненном росте. Главная миссия школы – подготовить личность к созидательному преобразованию окружающего мира. Современное образование и воспитание направлены на создание условий развития индивидуальности. Ребёнок определяется в своих возможностях и начинает развивать способности, тем самым становится носителем собственного уникального опыта.
Миссия школы – научить голову думать, а сердце любить.
Т.С. Балашова
№3. К чему может привести простое обогащение ребёнка информацией в школе?
А.Г. Асмолов утверждал, что простое обогащение ребёнка информацией в школе приведёт к сдвигу ценностей, поскольку это приведёт к «Штампам». Если не изменить подход к обучению и воспитанию, не создать условия для развития личности, не воспитывать у неё вкуса к свободе, не формировать потребность к жизненному росту, деградация общества неизбежна.
№4. Каким должен быть ребёнок современной школы?
Ученик современной школы должен прогнозировать свою жизнь, уметь её организовывать.
Миссия выпускника школы – изменит этот мир и украсить его собой.
Т.С. Балашова
№5. Кого, как, на чём воспитывать?
Воспитание ребёнка в действительности означает воспитание жизни в ребёнке. Учитель должен воспитывать не ребёнка, а жизнь в нём.
Ш.А. Амонашвили
У Евгения Евтушенко есть замечательные строки:
Должны мы бороться за детские души,
Должны,
Должны…
Но что, если под поучительской чушью
В нас
Нет души?
Учитель – он доктор,
А не поучитель,
И школа – роддом.
Сначала вы право учить получите –
Учите потом.
Должны мы бороться за детские души
Прививкой стыда,
Чтоб не уродились
Ни фюрер,
Ни дуче (диктатор, о Муссолини – лидере фашисткой партии в Италии)
Из них никогда.
И прежде, чем лезть с поучительством грозным
И рваться в бои
За детские души,
Пора бы нам, взрослым,
Очистить свои…
Мы, педагоги, воспитываем, прежде всего тем, что в нашей душе, - своими убеждениями и чувствами. Наше слово, обращённое к детям, должно быть таким, чтобы слушали его, затаив дыхание, чтобы чувствовали в нём высшую правду бытия, чтобы верили нам, как верит человек сиянию солнца.
В.А. Сухомлинский
№6. Какова роль учителя?
Главная задача учителя – помогать учащимся учиться самим. Такой учитель рассматривает себя не урокодателем, а организатором и руководителем учебно-воспитательной деятельности учащихся. Такой внимательно и повседневно изучает учащихся, их возможности и способности, их интересы и склонности.
Песталоцци утверждал, что воспитание – это искусство помогать естественному стремлению человек развиваться и воспитываться.
Ж.Ж. Руссо выдвигал три задачи в воспитании: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли через гуманистический взгляд на ребёнка.
К.Д. Ушинский считал, что влияние учителя-воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ничем.
Ш.А. Амонашвили считал, что роль учителя заключается в том, чтобы воспитывать в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рождённое в сотрудничестве со знаниями, рождает уверенность и личную самостоятельность.
В.А. Сухомлинский считал, что мастерство учителя заключается в умении пробудить духовную жизнь детей.
Миссия учителя – наполнить жизнь смыслом.
Т.С. Балашова
№7. Что является главной целью воспитательной системой?
Главная цель воспитательной системы состоит в том, чтобы помочь ребёнку стать высоконравственной, всесторонне развитой, творчески активной, социально зрелой личностью, которое сможет сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В.А. Сухомлинский писал: «В школах… происходит странное явление: многие учителя пытаются воспитывать «невоспитываемых». Воспитание же заключается прежде всего в том, чтобы выработать и отточить у человека способность быть воспитываемым. Способность же быть воспитываемым – это чуткость души, чуткость сердца воспитанника к тончайшему оттенку слова воспитателя, к его взгляду, жесту, улыбке, к его задумчивости и молчаливости».
№8. Что первично – воспитание или обучение, эмоции или интеллект?
К ученику надо относиться с доверием и формировать лучшие стороны личности. Учитель должен действовать прежде всего на эмоции, воспитывать переживание добра и зла.
И.А. Герцен видел суть воспитания в формировании гуманной и свободной личности. Процесс воспитания должен сопровождаться поощрением и одобрением.
Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов утверждали, что надо дать возможность сформироваться «внутреннему человеку», т.е. личности с собственными убеждениями. Показателем зрелости личности являются самостоятельность и прочность убеждений, воля и мужество.
К.Д. Ушинский считал, что в развитии личности следует опираться на любовь к родине. Он писал, что именно воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных. Чтобы растущий человек формировался гармонично, труд его должен быть многосторонним – в единстве ума, сердца, воли.
Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах.
Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника.
Ш.А. Амонашвили
№9. Каким должно быть взаимодействие учителя с учеником?
Основной совместной деятельности учителя и учеников является ум и чувства детей.
Только духовная общность – и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность – и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства; только уважение и утверждение личностного достоинства – и ничего, что может ущемить радость взросления в ребёнке; и наконец, только оптимизм и глубокое понимание ребёнка!
Ш.А Амонашвили
И в заключении
Ребёнок – это маленький человек, «даже искренней взрослого чувствующий жизнь… Страдает точно так же. И любит с той же силой. Ненавидит. Верит. Сражается. Точно так же. А порой ещё сильнее.
Итог нашего разговора философский – жить надо благими делами, и воспитать человека можно, только отдав ему часть себя. Мы часто забываем о том, что для того, чтобы воспитать ребёнка, надо было воспитывать его деда…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Второе направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Работа учителя по популяризации правильного питания и организация горячего питания среди учащихся
краткое описание системы работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания...
Особенности формирования мотивационной среды на уроках биологии
Е.Л.ГлазуноваУчитель биологии и экологииОсобенности формирования мотивационной среды на уроках биологии Существует мнение о том, что чем выше сила мотивации, тем выше эффективность деятельности у...
Особенности формирования мотивационной среды на уроках биологии
Е.Л.ГлазуноваУчитель биологии и экологииОсобенности формирования мотивационной среды на уроках биологии Существует мнение о том, что чем выше сила мотивации, тем выше эффективность деятельности у...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Для развития педагогической системы сельской школой необходимо знать элементы педагогической системы, оказывающие существенное воздействие, на ее функционирование и развитие; особенности сельско...
Рекомендации по формированию мотивационной среды на занятиях по технологии
Да, можно усадить учащихся за верстаки, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебно...
Мотивационная среда и способы ее формирования.
Мотивационная среда и способы ее формирования.В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализаци...
Рекомендации по формированию мотивационной среды на занятиях технологии.
Рекомендации по формированию мотивационной среды на занятиях технологии....