Методическая разработка для студентов
методическая разработка на тему

Сиваева Галина Николаевна

     Для студентов I курса Амурского медицинского колледжа представлены темы практических занятий II семесестра  и модержание практических занятий №5, №6, №7

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа № 5

Тема: Углеводы, строение, свойства и применение.

Цель:  закрепить знания по теме.

Задачи:

  • повторить ранее изученный материал;
  • закрепить умения писать уравнения реакций, характеризующие свойства углеводов;
  • конкретизировать знания о применении углеводов в медицине.

  • Оборудование: методические пособия для студентов

Студент должен знать:

 -строение, свойства, применение углеводов;

- формулы глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы;

-  биологическая роль углеводов, применение в питании и медицине.

Студент должен уметь:

-  писать молекулярные  и структурные  формулы основных углеводов;

- писать уравнения химических реакций, характеризующих свойства углеводов;

- распознавать и проводить идентификацию углеводов.

Ход занятия:

I.Теоретический этап.

Дайте устно ответы на следующие вопросы:

  1. Как классифицируются углеводы и почему?
  2. Значение углеводов, их  образование в природе.

МОНОСАХАРИДЫ (ГЛЮКОЗА)

Дайте характеристику глюкозы по плану:

а).   Молекулярная формула,

б).  Напишите возможные формы глюкозы, существующие в растворе.

в).  Какой углевод является изомером глюкозы?

г).  Выберите класс органических веществ, к которому относятся глюкоза и фруктоза:

   арены, фенолы, спирты, амины, кетоны, альдегиды. Почему?

д).  Перечислите химические свойства глюкозы.

з).  Перечислите области применения глюкозы, особенно в медицинской практике.

и).  Раскройте биологическое значение глюкозы.

ДИСАХАРИДЫ (САХАРОЗА).

Дайте характеристику сахарозе по плану:

а).    Молекулярная и структурная формулы сахарозы.

б).   Физические и химические свойства сахарозы в сравнении с глюкозой.

в).   Значение сахарозы для питания и применение ее в медицине.

ПОЛИСАРИДЫ (КРАХМАЛ И ЦЕЛЛЮЛОЗА).

 

а).  Почему крахмал и целлюлозу относят к природным полимерам?

б).  Дайте сравнительную характеристику крахмала и целлюлозы по составу

и свойствам.

в). Перечислите области применения полисахаров.

г). Применение крахмала и целлюлозы, и их производных в медицине.

II. Экспериментальный этап:

Практическая работа №6 О.С. Габриелян стр.304-305.

Выполните опыты: 1.Действие аммиачного раствора оксида серебра на глюкозу;

 2.Действие гидроксида меди(II) на глюкозу;

3. Действие йода на крахмал.

III.Практический этап.

Выполните письменно следующие задания:

1. Напишите структурную формулу сложного эфира, образованного глюкозой и

уксусной кислотой.

  1. Напишите уравнение спиртового брожения глюкозы.
  2. Как распознать глюкозу и фруктозу? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
  3. Напишите уравнение получения моно-, динитрат целлюлозы и моно-, диацетат целлюлозы. Как получают ацетатное волокно?

  1. Как осуществить превращения (на ваш выбор одно превращение):

а). Крахмал→ уксусный альдегид;

б). целлюлоза→ диэтиловый эфир;

в).сахароза→ этилат натрия;

г).древесина → этанол;

д). картофель→уксусная кислота.

 Решите задачи (одну задачу на ваш усмотрение):

  1. Сколько глюкозы можно получить из 100кг картофеля, если известно что в ней 25% крахмала? При условии, что весь крахмал превратился в глюкозу.
  2.  Какой объем углекислого газа образуется при спиртовом брожении 80 г глюкозы? Условия нормальные.
  3. Сколько литров кислорода получиться при фотосинтезе, если было переработано 100 кг углекислого газа? Условия нормальные.
  4. Сколько можно получить этилового спирта из  250 кг древесины, если известно, что в ней 50% целлюлозы?

 

Y. Заполните таблицу:

Углевод, его формула

Область применения

Форма применения

Глюкоза С6Н12О6

Медицина

  1. 5% раствор входит в состав изотонический раствор, применяемый при обезвоживании организма
  2. и т.д.

YI. Сделайте вывод по работе. Сдайте отчет преподавателю  



Предварительный просмотр:

Практическая работа №6

Тема: АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. Изучение свойств белков.

Цель: обобщить знания по разделу, практически закрепить знания, полученные на теоретических занятиях.

Студент должен знать:

общие признаки азотсодержащих соединений,  их строение, свойства, биологическую роль, применение в медицине;

Студент должен уметь:

-писать структурные формулы аминов, аминокислот;

-составлять уравнения химических реакций, характеризующих

 свойства азотсодержащих соединений

Оборудование:  раствор белка, р-р сульфата меди, сульфата аммония,

ацетата свинца, фенола, формалина, азотной кислоты, гидроксида

натрия, спиртовка, хлорид натрия (крист.)

Ход работы:

 I .  Теоретический этап.

  1. Назовите классы веществ, которые помимо углерода, водорода,

кислорода содержат азот.

  1. Дайте определение аминам и из предложенного списка выберите формулы аминов. Назовите их: СН3СООН, СН32, С7Н14, С6Н52, СН3С2Н52, С6Н12О6.
  2. Как проявляются кислотно-щелочные свойства аминов, в том числе и ароматических?

Напишите наиболее характерные хим.реакции для аминов и анилина.

  1. Анилин, его использование для производства красителей и лекарств.
  2. Какие соединения относятся к аминокислотам?
  3. В чем особенности их строения и как это сказывается на свойствах

аминокислот?

  1. Напишите уравнения реакций, в которых аминокислота с одной стороны является  кислотой, а с другой – основанием.
  2. Раскройте биологическую роль аминокислот, значение их для обмена веществ в живых организмах. Заменимые и незаменимые аминокислоты.
  3. Перечислите области применения аминокислот, акцентировав внимание на медицине.
  4. Белки как природные полимеры. Пептидная (амидная) связь, механизм ее образования.
  5. Опишите все возможные структуры белка, их биологическую роль.
  6. Денатурация белка, факторы ее вызывающие. Значение для живых организмов.
  7. Биологическая роль белков в живых организмах. Проблема синтеза белка.

 II.  Лабораторные опыты.

Изучение свойств белков.

Осаждение белков. 

Приготовьте сначала раствор белка (белок 1 яйца смешать

с 100 мл воды и добавить немного поваренной соли и хорошо размешать.

В три пробирки налейте по 1 мл раствора белка, затем в первую пробирку добавьте 1мл сульфата аммония, во вторую и третью пробирки соответственно по 0,5 мл растворов сульфата меди (II) и ацетата свинца (II). Смесь взболтайте. Что наблюдаете.

Затем прилейте во все пробирки по 1 мл воды. Что наблюдаете? Сделайте вывод о действии солей различных металлов на белок. В чем опасность отравления солями тяжелых металлов?

 

Денатурация белка.

 К 1 мл яичного белка двух пробирок прилейте соответственно

растворы фенола и  формальдегида (формалина). Что наблюдаете ? Прилейте в каждую пробирку воды по 1мл. Что наблюдаете? Сделайте вывод о действии фенола и формалина на белки живых организмов. Почему они используются для дезинфекции?.

Цветные реакции на белки.

1.Ксантепротеиновая реакция . ( на наличие в белке бензольных колец).

 К 5 каплям раствора белка прилить столько же капель раствора

азотной кислоты. Образовавшийся осадок нагрейте. Что наблюдаете?

2.Биуретовая реакция (обнаружение пептидных групп –СО - NН -).

К 5 каплям яичного белка добавить каплю раствора соли меди (II) и несколько капель гидроксида натрия или калия до появления красно-фиолетовой окраски раствора.

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД ПО РАБОТЕ.

Домашнее задание: повторить раздел «Азотсодержащие органические

соединения.»



Предварительный просмотр:

Практическая работа №7

Тема: Идентификация органических веществ

Цель: закрепить знания об основных классах органических веществ;

Задачи:

  • Закрепить знания о характерных свойствах основных классов органических веществ;
  •  Выполнить лабораторные опыты на идентификацию органических веществ;
  • Выполнить практические задания  на знание характерных свойств веществ основных классов органических веществ.

Студент должен знать: Особенности строения и характерные свойства органических веществ, принадлежащих различным классам;

Студент должен уметь:  С помощью предложенных реактивов распознавать органические вещества, проводить хим. эксперимент; записывать уравнения хим. реакций.

Ход занятия:

I.Теоретический этап

1.Вспомните строение и функциональные группы основных классов органических веществ, их характерные свойства ( приведите уравнение хим. реакции для распознавания веществ данного класса):

  • Предельные углеводороды (алканы и циклоалканы)
  • Непредельные углеводороды(алкены, алкадиены, алкины, арены)
  • Спирты (алканолы и полиолы)
  • Фенолы
  • Альдегиды и кетоны
  • Карбоновые кислоты
  • Сложные эфиры
  • Жиры
  • Углеводы (глюкоза, крахмал)
  • Белки

II. Экспериментальный этап. Лабораторная работа.

Опыт 1. В двух пробирках даны:  а) этанол    б)глицерин. Проделайте реакции, подтверждающие их характерные свойства. Запишите уравнения реакций.

Опыт №2. В двух пробирках находятся  вещества:   а) фенол р-р;    б) метаналь р-р. Проделайте опыты, подтверждающие их характерные свойства. Запишите уравнения хим. реакций.

Опыт №3. Проделайте несколько характерных реакций для уксусной кислоты. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Опыт №4. В пробирках находятся растворы веществ: а)глюкозы; б)крахмала (клейстер)    б)белка. Проведите характерные реакции на идентификацию данных веществ. Запишите уравнения хим. реакций.

III. Практический этап.

  1. Решите задачи:

Задача №1.Вычислите объем оксида углерода (IV), который образуется при 11,2 л пропана.

Задача №2.Вычислите количество водорода, который образовался при разложении 4,48л метана.

Задача №3. На нейтрализацию0,2 моль муравьиной кислоты затрачено 4 г гидроксида натрия. Определите массу соли, которая образовалась в результате реакции.

  1. Тестовой контроль итоговый по вариантам.



Предварительный просмотр:

Темы практических занятий по химии

II семестр.

1.Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза).

2.Азотсодержащие соединения (амины, анилин, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты).

3. Идентификация органических соединений.

4.Строение атомов и веществ (атомы, молекулы, ионы, строение атома с т.з. его положения в периодической системе элементов, хим. связи, кристаллические решетки и свойства веществ).

5.Растворы. Способы выражения концентрации растворов (Растворы, растворенное вещество, растворитель, Т.Э.Д. степень диссоциации, сильные и слабые электролиты, реакции ионного обмена, массовая доля растворённого вещества, молярная концентрация).

6.Основные классы органических и неорганических веществ (Оксиды, кислоты, основания, соли). Генетическая связь между веществами. Единство мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"

Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ   ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...

Методическая разработка " Духовно-нравственное воспитание студентов"

В работе рассматривается спектр вопросов воспитательного характера. Методическая разработка рекомендована для использования классными руководителями и преподавателями общих гуманитарных дисциплин....

Методическая разработка по выполнению практических и лабораторных работ студентов

В данной работе представлены разработки лабораторных и практических работ по темам курса органической и общей химии:Предельные углеводороды (Практ. №1)Непредельные углеводороды (Лаб. №2)Фенолы (Лаб. №...

Методическая разработка для студентов " Условия , способы, техника обрабобтки рук"

Методическая разработка предназначена для студентов в помощь изучения темы  «Условия мытья рук, уровни, техника. Надевание стерильных перчаток, снятие использованных»     Данный методич...

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...