Методическая разработка " Духовно-нравственное воспитание студентов"
методическая разработка по теме

Потапова Галина Николаевна

В работе рассматривается спектр вопросов воспитательного характера. Методическая разработка рекомендована для использования классными руководителями и преподавателями общих гуманитарных дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

КСТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

Духовно-нравственное воспитание студентов

Методическая разработка

Выполнила  

преподаватель

общих гуманитарных

и социально – экономических

дисциплин

Потапова Г. Н.

КСТОВО 2011

Автор (составитель)                                          Потапова Галина Николаевна         

Рассмотрена на ЦК                                                           Утверждена

ОГСЭД                                                                                на методическом совете

                                                   

Дата (год, месяц)

Председатель ЦК                                                             Председатель

Потапова  Г. Н.                                                                 методического совета

                                                                                            Костина  Е. А

     Представленная  работа раскрывает ряд актуальных вопросов, связанных с духовно - нравственным воспитанием студентов и определением роли преподавателя в процессе формирования и развития нравственных ценностей. В работе обращается внимание на качества нравственной личности. Автор делает выводы, что  духовно - нравственное воспитание играет большую роль в современном обществе  и   профессиональном самоопределении студента; что нравственный человек способен подняться до интересов всего общества, сможет не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

   Работа рекомендуется для преподавателей и  классных руководителей  средних специальных учебных заведений.


Рецензия

на работу, выполненную преподавателем высшей категории

ГОУ СПО Кстовский нефтяной техникум

Потаповой Галиной Николаевной

по теме «Духовно - нравственное воспитание студентов»

Данная работа содержит информацию о духовно - нравственном воспитании студентов, о роли преподавателя в процессе воспитания. Работа  написана в соответствии с заявленным планом. Изложение материала логично. Автор поднимает  актуальные проблемы  в области формирования духовно-нравственных  качеств, обращает  внимание на необходимость развития нравственных качеств у студентов средних специальных учебных заведений. Развитие нравственных качеств  выступает своеобразной гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности.

Рекомендуется для преподавателей и классных руководителей СПО.

Рецензент ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


СОДЕРЖАНИЕ

1 ВВЕДЕНИЕ............................................................................................      5

2 ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ …..   6

 2.1Воспитание как социально-исторический процесс

2.2 Нравственное воспитание: приемы и методы

2.3 Нравственные качества и понятия

2.4 Нравственные идеалы

  1. Становление и развитие духовно-нравственных  потенциалов студентов

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………     11

4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….   12


1 ВВЕДЕНИЕ

      Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.).  Бездуховность,  низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.  

     Если судить о понятии «нравственность» по  «Словарю  русского  языка»   С. И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные: нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

      В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана и государственная программа духовно-нравственного воспитания, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.

     События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи.


  1. ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

2.1 Воспитание как социально-исторический процесс

    Воспитание, в целом, как общественное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья.

    Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счёт освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми.

   Духовно - нравственное воспитание в целом - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.  Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

2.2 Нравственное воспитание: приемы и методы

   Нравственное воспитание в юношеском коллективе проводится не только фронтально, в отношении всех воспитанников, но принимает также и индивидуальные формы. Ориентируясь в основном на коллектив студентов, на организацию коллективной деятельности, педагоги и воспитатели учитывают особенности характера каждого студента и уровень воспитанности его в нравственном отношении. Индивидуальная воспитательная работа проводится не только с недисциплинированными, нарушающими правила поведения, но и со всеми остальными подростками и юношами.  В процессе нравственного воспитания широко применяются поощрения и наказания. Они служат для одобрения положительных и осуждения отрицательных поступков и действий студентов. При умелом использовании они стимулируют положительные действия студентов и помогают предупреждать и искоренять отрицательные привычки поведения.

   В нравственном воспитании применяются различные приемы воспитательного воздействия, к числу которых относятся:

  1. требование,
  2. просьба,
  3. напоминание,
  4. поручение,
  5. распоряжение,
  6. переключение с одного вида деятельности на другой,
  7. постановка перед воспитанниками увлекательных перспектив и др.

     В процессе нравственного воспитания важнейшее место занимают самовоспитание, цели, содержание, методы.   Методы нравственного воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Убеждение, то есть воздействие на сознание и чувства воспитуемых, подкрепляется упражнением. Одновременно с формированием положительных качеств воспитывается стойкое сопротивление противоположным отрицательным качествам. Сочетание убеждения и упражнения создаёт условия для единства сознания и поведения. Однако в сложном процессе нравственного воспитания подрастающих поколений в силу различных причин не всегда удаётся сразу достигнуть поставленных педагогических целей, и в нравственном сознании и поведении отдельных студентов обнаруживаются те или иные отклонения от норм и требований общества. Пока эти отклонения не превратились в устойчивую привычку, не стали сложившимися чертами личности, они сравнительно легко поддаются коррекции, где воспитательные воздействия родителей и педагогов, преследующие эту цель, выступают как элементы воспитательной работы.

2.3 Нравственные качества и понятия

    Нравственные качества личности формируются, развиваются и проявляются в тесной взаимосвязи. Формируя положительные нравственные качества, современная система нравственного воспитания в то же время преодолевает неверные взгляды и представления в области морали, вредные навыки и привычки поведения.

    Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.  Когда вследствие безнадзорности, ошибок родителей и педагогов в воспитательной работе, влияния нездоровой среды, педагогическая запущенность отдельных подростков и юношей приобретает устойчивый и антиобщественный характер, перевоспитание выступает уже в качестве самостоятельной психолого-педагогической задачи, решение которой требует использования особых психолого-педагогических мер и создания специальных условий их реализации. Таким образом, все взаимоотношения студентов со взрослыми и сверстниками в коллективе и другим окружением должны быть организованы так, чтобы в них была воплощена модель нравственных качеств, которыми студенты  должны овладевать:

  1. гражданственность,
  2. патриотизм,
  3. коллективизм,
  4. трудолюбие,
  5. идейность,
  6. взаимопомощь и т.д.

   В этих качествах всегда заключается сущность нравственного отношения к людям, способность увидеть каждый свой поступок с точки зрения того, как он скажется на окружающих, послужит ли он на пользу людям или во вред им. С этой точки зрения, очень важно воспитывать у студентов умение учитывать последствия своих поступков.

2.4 Нравственные идеалы

    Наибольшее значение для всего нравственного развития приобретают в подростковом возрасте идеалы. Их формирование в этом возрастном периоде непосредственно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом, что особенно характерно для данного возраста.  Наличие положительных нравственных идеалов является необходимым,  даже решающим условием его осуществления.

    С формированием идеала связано и возникновение особых нравственных чувств: самоуважения, собственного достоинства и др. Возникают эти чувства в связи с развитием самосознания и самооценки как результат потребности подростка быть на уровне своих идеалов. Если ему удается удовлетворить эту потребность, то есть совершить поступок, соответствующий его требованиям к себе, то у него и возникает переживание самоуважения, гордости за себя, чувство собственного достоинства.  Кроме того, очень важный поворотный пункт нравственного формирования связан с возникновением качественно нового функционального образования - нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике конкретного человека. Воспринятый или созданный идеал человека - это образ, который направляет поведение учащегося и служит критерием оценки других людей и себя самого. Тем самым наличие идеала означает и наличие постоянно действующего нравственного мотива.

2.5 Становление и развитие духовно-нравственных  потенциалов студентов

   В широком плане духовно-нравственное воспитание – интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

   Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:

  1. Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.
  2. Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание  внутриличностного,  межличностного психологического комфорта.
  3. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.  

     Воспитательный потенциал учебных дисциплин гуманитарного цикла (единая совокупность мировоззренческих, аксиологических, духовных, а также соответствующих им организационно - деятельностных ресурсов аудиторной и внеаудиторной  работы) с позиции их значимости для формирования гражданской культуры у студентов среднего специального учебного заведения достаточно велик.  Гуманитарные дисциплины: «Литература», «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Отечественная история», «Социология», «Философия», «Культурология»,  обладающие огромным воспитательным потенциалом, формируют гражданскую культуру студентов ССУЗа. Они помогают воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в современном гражданском обществе:  патриотизм, толерантность, гражданственность и другие.  Кроме того, в процессе изучения гуманитарных дисциплин, постигая знания-мнения о человеке, его взаимоотношения с природой, обществом, студенты приобретают духовные ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции.  Критериями уровня оценки и самооценки духовно - нравственной воспитанности могут быть:

  1. наличие у молодого человека научного мировоззрения;
  2. наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;
  3. стремление к самореализации;
  4. успешность ведущей образовательной деятельности;
  5. адекватность самооценки;
  6. сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.  

   Вступая в определённые отношения с окружающими людьми, студенты  в различных жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт. Организация этого опыта осуществляется путём вовлечения студентов в различные виды деятельности, формирования на этой основе нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и привычек нравственного поведения.  


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды  учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. "Духовная жизнь ни есть отражение какой-либо реальности, она есть самая реальность" - пишет Бердяев. Однако, о духе нельзя выработать понятие, но можно уловить признаки духа. К ним Бердяев относит свободу, смысл, творческую активность, любовь, целостность, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним. Поэтому, очень важно знакомить молодых людей с общечеловеческими ценностями, так как они выступают в качестве критериев как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семью, право и др.  

    В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства. Следовательно, ССУЗ не первым и не в одиночку воспитывает студента. Он только подключается к нравственному формированию личности.  Учреждения СПО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов.

  Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества. 

Что есть духовность?  

Синтез совершенства,  стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу - утверждает духовенство,

Мудрец ответит просто - путь к себе,

Поэт с художником подскажут - вдохновенье,

Певец и композитор - песнь души,

Политик - совесть, физик - убежденье,

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой,

Лишь с нею мы богаты.                            

                                               О. Рубежов

4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алиева И. Е. Воспитание активной гражданской позиции студентов. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №6.  

2.Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”.

3.Журавлева А. И. Воспитываем профессионала и гражданина.  СПО. – 2006

4. Засухина А. Н. Патриотическое воспитание в ССУЗе.  Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2005. №3.

4.Мальгин Е. Л. Формирование российской идентичности у студенческой молодежи как основы патриотического воспитания. СПО. – 2008. № 11.

5.Попов В. П. Актуальные вопросы патриотического воспитания студентов. СПО. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №5.

6.Снопко Н. М. Постановка эффективного патриотического воспитания студентов ССУЗов.  Новые педагогические исследования. – 2007. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"

Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО по дисциплине: «Физика»

Задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Физика"...

Методическая разработка на тему: Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов

Историческое краеведение сегодня — это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся ...

Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов дисциплины ОУД.04 Математика

Данные методические рекомендации помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению в связи с внедрением Ф...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию студентов

Тема мероприятия: «Гордимся славою героев»Тип мероприятия: ПознавательныйФорма проведения: Урок - мужестваЦели мероприятия:развивать чувство гордости и уважения к героям;прививать любовь к...

Методическая разработка проекта "Воспитание культуры здоровья у студентов"

Воспитание культуры здоровья, формирование здорового образа жизни у студентов посредством пропаганды ЗОЖ и спортивно-массовых мероприятий...

Методические принципы и особенности физического воспитания студентов колледжа

Методические принципы и особенности физического воспитания студентов колледжа ГБПОУ МО «Раменский колледж»Шабанов Илья Игоревич, преподаватель/руководитель физического воспитания...