Рабочая программа по Черчению 8 - 9 класс
рабочая программа (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
города Магнитогорска
Утверждаю:
директор МОУ "СОШ № 21"
_________________(С.Д. Подабутова)
« _______» ____________________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «ЧЕРЧЕНИЕ»
ДЛЯ 8 - 9 КЛАССОВ
на 2014 – 2015 уч. г.
Учителя Митько Анастасии Игоревны
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по черчению для 8 - 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ.
Календарно-тематическое планирование уроков черчения: Методические рекомендации для учителей / Сост. Н. С. Жданова, Т. А. Радченко-Буданова, Под ред. Н. С. Ждановой. – Магнитогорск: МаГУ.
Ерохина Г. Г.Поурочные разработки по черчению. Универсальное издание. – М.: ВАКО, 2011 г.
Виноградов В. Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению. К учебнику А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вышнепольского "Черчение". 7-8 классы. – М.: Экзамен, 2006 г.
В соответствии с годовым календарным графиком учебного времени МОУ СОШ № 21 на 2014-2015 учебный год предмет «Черчение» в 8-9 классах будет изучен за 68 учебных часов (34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе из расчета 1 учебный час в неделю).
Цели курса
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащимися, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений:
- Основой курса является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознанию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которых процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.
- Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируется аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.
- Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает её анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление меж предметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
- При обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.) при постоянном совершенствовании уровня их развития.
- На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
- Дополнительное расширение и углубление графических знаний и умений, должно происходить на факультативных занятиях.
Задачи курса
Данная программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскостей проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приемах выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
- научить пользоваться учебными и справочными материалами;
- прививать учащимся культуру графического труда.
Основные положения
- Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.
- В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.
- Для реализации принципа связи с жизнью в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.
- Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.
- Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.
- Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала.
Основное содержание всех тем 8 класс
- Основные графические ГОСТы
8 часов
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).
- Проецирование. Правила выполнения ортогонального чертежа
7 часов
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
- Аксонометрические проекции
11 часов
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
- Эскиз и технический рисунок
7 часов
Выполнение эскиза детали (с натуры). Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Правила выполнения технического рисунка.
Обязательный минимум графических и практических работ в 8 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)
1. Линии чертежа.
2. Чертеж детали (с использованием геометрических построений).
3. Чертеж «плоской» детали.
4.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.).
5.Построение третьей проекции по двум данным.
6.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).
7. Моделирование по заданному чертежу.
8. Построение диметрической и изометрической проекции детали по её ортогональному чертежу.
9. Изометрическая проекция детали с цилиндрическими отверстиями.
10. Чертёж детали в необходимом количестве видов.
11. Построение развёрток шестиугольной призмы и четырёхугольной пирамиды.
12. Чертёж детали в одном виде с применением знаков условного обозначения. Чтение чертежа
13. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета).
14. Технический рисунок преобразованной детали после замены выступов выемками точно такой же формы и размерами.
15. Технический рисунок деталей с включением элементов конструирования.
16. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры).
17. Построение чертежа детали по её наглядному изображению (контрольная работа).
18. Построение третьего вида детали и её изометрической проекции детали.
Основное содержание всех тем 9 класс
- Повторение метода проецирования и правил выполнения ортогонального чертежа, а также способа построения аксонометрических проекций. Сечения.
9 часов
Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции». Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.
- Простые разрезы
2 часа
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Обозначение разрезов. Местные разрезы.
- Особые случаи разрезов
5 часов
Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Соединения части вида с частью разреза. Тонкие стенки и рёбра жесткости в разрезах.
- Изображение и обозначение резьбы на чертеже
9 часов
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений.
- Сборочный чертёж
8 часов
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа.
Обязательный минимум графических и практических работ в 9 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)
- Построение изометрической детали по её чертежу.
- Проецирование детали на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.
- Чертёж детали по её наглядному изображению с применением необходимых наложенных сечений.
- Чертёж детали с применением необходимых вынесенных сечений.
- Определение и выполнение главного вида детали по её вынесенным сечениям.
- Чертёж фронтального разреза детали
- Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.
- Соединение половины вида с половиной разреза.
- Чертёж детали имеющей тонкую стенку или ребро жесткости с применением разреза.
- Построение изометрической проекции детали по её чертежу.
- Чертеж резьбового соединения.
- Чертёж болтового соединения.
- Чертёж шпилечного соединения.
- Чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1—2 деталей).
- Деталирование (выполняются чертежи 1—2 деталей).
- Чтение строительных чертежей (с использованием справочных материалов).
- Контрольная работа. Выполнение детали по её сборочному чертежу.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
- приемы работы с чертежными инструментами;
- простейшие геометрические построения;
- приемы построения сопряжений;
- основные сведения о шрифте;
- правила выполнения чертежей;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
- принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
- анализировать графический состав изображений;
- выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
- читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
- приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
- основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;
- основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;
- условные обозначения материалов на чертежах;
- основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
- условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;
- особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
- особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
- основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;
- место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).
Учащиеся должны уметь:
- правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;
- выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;
- выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
- читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;
- ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;
- читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;
- читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
- пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;
- выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Критерии оценивания знаний и умений учащихся по черчению
Оценка "5" ставится, когда ученик:
полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их изображениям;
твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при необходимости умело пользуется справочными материалами;
интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь;
ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.
Оценка "4" ставится, когда ученик:
полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще пространственного представления;
правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами пользуется не систематически и ориентируется в них с трудом, выполняет обязательные практические и графические работы и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя.
Оценка "3" ставится, когда ученик:
основной материал знает нетвердо, чертежи читает и выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств наглядности;
знает большинство изученных условностей изображения и обозначения; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда своевременно, рабочую тетрадь по черчению, ведет небрежно, в процессе графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, когда ученик:
основной программный материал не знает;
чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические работы, не ведет рабочую тетрадь;
систематически допускает грубые ошибки.
Оценка "1" ставится, когда ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.
Учебно-тематический план 8 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
1 | Основные графические ГОСТы | 8 |
2 | Проецирование. Правила выполнения ортогонального чертежа | 7 |
3 | Аксонометрические проекции | 11 |
4 | Эскиз и технический рисунок | 7 |
5 | Резерв рабочего времени | 1 |
Итого | 34 |
Учебно-тематический план 9 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
1 | Повторение метода проецирования и правил выполнения ортогонального чертежа, а также способа построения аксонометрических проекций. Сечения. | 9 |
2 | Простые разрезы | 2 |
3 | Особые случаи разрезов | 5 |
4 | Изображение и обозначение резьбы на чертеже | 9 |
5 | Сборочный чертёж. | 8 |
6 | Резерв рабочего времени | 1 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование по черчению в 8 классе
№ урока | Тема урока | Дата | Примечание (коррекция) |
Основные графические ГОСТы | |||
1 | Введение в курс «Черчение» | ||
2 | Основные правила оформления чертежа | ||
3 | Основные линии чертежа. ОГР № 1 | ||
4 | Геометрические построения. Сопряжения | ||
5 | Чертёжный шрифт | ||
6 | Заполнение основной надписи чертежа | ||
7 | Правила нанесения размеров | ||
8 | Масштабы | ||
Проецирование. Правила выполнения ортогонального чертежа | |||
9 | Проецирование. ОГР № 2 | ||
10 | Проецирование на две плоскости проекции | ||
11 | Проецирование на три плоскости проекций. ОГР № 3 | ||
12 | Выполнение чертежа детали по её наглядному изображению. ОГР № 4 | ||
13 | Реконструкция изображения | ||
14 | Моделирование по чертежу. ОПР № 1 | ||
15 | Дополнительный и местный вид | ||
Аксонометрические проекции | |||
16 | Аксонометрические проекции | ||
17 | Аксонометрические проекции плоских фигур | ||
18 | Аксонометрические проекции параллелепипеда | ||
19 | Построение аксонометрических проекций плоскогранных предметов | ||
20 | Аксонометрические проекции детали. ОГР № 5 | ||
21 | Аксонометрические проекции окружности | ||
22 | Изометрическая проекция детали с цилиндрическими отверстиями. ОГР № 6 | ||
23 | Развёртки геометрических тел | ||
24 | Изометрическая проекция и ортогональный чертёж группы геометрических тел | ||
25 | Определение необходимого количества видов на чертеже. ОГР № 7 | ||
26 | Анализ геометрической формы предмета и чтение чертежа. ОГР № 8 | ||
Эскиз и технический рисунок | |||
27 | Эскиз | ||
28 | Выполнение эскиза преобразованной детали после поворота её части. ОГР № 9 | ||
29 | Выполнение эскиза преобразованной детали после замены её элемента | ||
30 | Технический рисунок. ОГР № 10 | ||
31 | Технический рисунок сконструированной детали. ОГР №11 | ||
32 | ОКР (контрольная работа), ОГР № 12 | ||
33 | Построение третьего вида детали и её изометрической проекции | ||
34 | Резерв рабочего времени |
Календарно-тематическое планирование по черчению в 9 классе
№ урока | Тема урока | Дата | Примечание (коррекция) |
Повторение метода проецирования и правил выполнения ортогонального чертежа, а также способа построения аксонометрических проекций. Сечения. | |||
1 | Повторение способа проектирования | ||
2 | Повторение изометрической проекции | ||
3 | Повторение изометрической проекции. ОГР № 1 | ||
4 | Повторение метода проецирования. ОГР № 2 | ||
5 | Наложенные сечения. | ||
6 | Наложенные сечения. ОГР № 3 | ||
7 | Вынесенные сечения. | ||
8 | Вынесенные сечения. ОГР № 4 | ||
9 | Вынесенные сечения. ОГР № 5 | ||
Простые разрезы | |||
10 | Разрезы. ОГР № 6 | ||
11 | Определение необходимого разреза. ОГР № 7 | ||
Особые случаи разрезов | |||
12 | Соединение половины вида с половиной разреза. ОГР № 8 | ||
13 | Тонкие стенки и рёбра жёсткости в разрезах. ОГР № 9 | ||
14 | Разрезы в аксонометрических проекциях. | ||
15 | Построение изометрической проекции детали по её чертежу. ОГР № 10 | ||
16 | Изображение тонкой стенки и рёбра жёсткости на разрезе и в изометрической проекции. | ||
Изображение и обозначение резьбы на чертеже | |||
17 | Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы на стержне. | ||
18 | Работа со справочным материалом. ОГР № 11 | ||
19 | Изображение резьбы на стержне в разрезе. | ||
20 | Изображение резьбы на стержне в разрезе. Изображение резьбы в отверстии. | ||
21 | Болтовое соединение. ОГР № 12 | ||
22 | Шпилечное соединение. ОГР № 13 | ||
23 | Винтовое соединение. | ||
24 | Штифтовое и шпоночное соединение. | ||
25 | Шпоночное соединение. | ||
Сборочный чертёж. | |||
26 | Сборочный чертёж. Условности и упрощения сборочного чертежа. | ||
27 | Размеры и позиции на сборочном чертеже. | ||
28 | Спецификация. | ||
29 | Чтение сборочного чертежа. ОПР № 1 | ||
30 | Деталирование. ОГР № 14 | ||
31 | Основные особенности строительных чертежей. | ||
32 | Порядок чтения строительных чертежей. ОПР № 2 | ||
33 | Контрольная работа. ОКР ОГР № 15 | ||
34 | Резерв рабочего времени |
Оценка знаний и умений учащихся по черчению.
Нормы оценок при устной проверке знаний.
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;
б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Нормы оценок при выполнении графических и практических работ.
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения:
- Готовальня школьная или циркуль.
- Угольники с углами 300, 600, 900,
450, 450, 900.
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаши простые марки Т, ТМ, М.
- Ластик
- Тетрадь в клетку.
- Формат А4.
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008.-224с.
Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение, 2004 - 160 с.
Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение, 2005 - 64 с.
- Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2005.-224с
- Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Кн.для учителя.-М.: Владос, 2004.
- Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2006.-159 с.
- Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2005.-109с
- Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.-144с.
Черчение: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2004 - 76 с.
Для учащихся:
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 224с.
- Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. /Вышнепольский - М.: Изд. Оникс 21 век, 2006 - 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 8, 9 классы
Рабочая программа по черчению...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...
Рабочая программа по черчению 8 класс
Черчение 8 класс...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...
Рабочая программа по Черчению 8-9 класс
Рабочая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы общео...