Экологическая ромашка
методическая разработка на тему

Сагаачы Людмила Суваановна

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА

(беседа с элементами игры)

Разработала: Сагаачы Л.С.

2014 – 2015 учебный год

Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на эко логическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и т. д. Игра способствует повышению обще го уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2—4- классов.

                                         Ход  игры

Ведущий. Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша- небо. У нас под но гами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими пи таются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке раз рушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

1. Карточки-задания.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая -неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Ответ:    мальчик;        солнце;

ягода;        небо;

гриб;        вода;

рыбка;        камни;

заяц;        ливень;

дерево;        почва.

1.     Изобразите животных с помощью жестов и мимики: мед 
ведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

2. Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют. Не боится он простуды: С первым снегом тут как тут.

(Снегирь.)

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая.

(Ворона.)

Длиннохвоста, белобока, И зовут се ... (сорока).

Живет в дупле пустом, Дуб долбит, как долотом.

(Дятел.)

Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает.

(Воробей.)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?(Соловей.)

Всех прилетных птиц черней, Враг личинок, друг полей, Взад-вперед по пашне вскачь. Л зовется птица- ... (грач).

Хоть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода, Прямо с севера сюда.

(Синичка.)

5.        Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед,
мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транс порта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транс порта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6.        Пофантазируйте: что было бы, если ...:

·   Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

·   Не стало бы воды?

·   Исчезли бы птицы?

7.        Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных
растений».        

Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - женьшень, чудесный корень.

Вели кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

На тропинке, на дорожке -Всюду чирьев трава, Или просто подорожник -Всем знакома, не нова! Привязал листок к нарыву. День-другой пройдет - и диво! Ты здоров без докторов. Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды, Знают все о том повсюду. Хоть невзрачен липы цвет. Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах Пьют целебный липы чай. Говорят, когда болеют: «Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка-Всех цветов не сосчитать. Есть аптечная ромашка, Про ромашку надо знать. Белый крошечный цветочек -Для припарок, для примочек. Если воспаление, Отвар - успокоение.

Семена мои целебны -При гастритах пьют настой. Корни - убивают яды И снимают в почках боль. У меня одна беда: Зацветаю я когда, То цветов моих краса Всем бросается в глаза. И в букеты рвут меня, Я боюсь их как огня! Я прошу вас, пощадите И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды, Что микробам так страшны, Мы содержим витамины, Что, бесспорно, всем нужны. И поэтому, чтоб реже Приходилось вам болеть, В каждом доме лук, чеснок Круглый год должны иметь. Тот, кто с нами крепко дружит, Никогда не занедужит.

В доме много аромата, Если в доме сохнет мята. Мятная лепешка, Настоя мяты ложка -Нету больше тошноты, Нету в горле хрипоты. Валидол, зубная паста -Всюду мята, мята, мята! Собираем не напрасно Эту травушку, ребята!

Перечислите, какую пользу приносят растения.

8.        Сделайте правильный выбор.

Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: со единить верно стрелками левый столбик с правым.

Набухают почки.

ЗИМА

                              Листопад.

Прилетают грачи.

                      Бабье лето.

ВЕСНА

                           Грибная пора.

Сбор клюквы.

                          Уборка зерновых.

ЛЕТО

                             Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество.

                                               Ледоход.

                                                 Гололед.

9.        Отгадайте загадки.

Очень прочен и упруг, Строителям - надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.

(Гранит.)

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу.

(Глина.)

На кухне у мамы Помощник отличный, Он синим цветком Расцветает от спички.

(Природный газ.)

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Они на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

(Песок.)

Он черный и блестящий, Друг наш настоящий. Он несет в дома тепло, От него в домах светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

(Каменный уголь.)

Без нее машина даже Километра не пройдет, Самолеты, вертолеты Не отправятся в полет, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

(Нефть.)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения.

(Торф.)

Она варилась долго в доменной печи, Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи.

<        (Железная руда.)

10.        Какому животному принадлежит хвост?

· С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

· С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

· У нее хвост вместо руля. (Птица.)

-        Благодаря хвосту он отталкивается от земли и  прыгает
дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

·  У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

·         Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.
(Белка.)

·  У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

·         У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

·         В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

11.        Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.
Ответ: Красная книга.

Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)

12.        Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

-        Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы
приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми
лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый
день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и
46 девочек? (672.)

•        В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят
имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)

•        Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег называется ... (порошей).

•        Если снежинки слипаются па лету, мы называем их  ...
(хлопьями).

« Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются ... (крупой.)

·         Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это ...
(поземка).

·  Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это ... (вьюга).

·         На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).

·         Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в
русском языке хрустящее слово - ... (наст).

Ведущий. Игра закончена. Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями.


 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра "Ромашка часть природы" для учащихся 6-7 классов.

            Экологическая игра               «Ромашка – часть природы»  Методические рек...

Игра «Экологическая ромашка» для 6 класса

Классный час на 1 сентября посвящённый году экологии. Экологическая игра «Экологическая ромашка» для учеников 6 класса....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИШКОЛЬНОМ ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «РОМАШКА».

В  статье  описан опыт работы  по  организации экологического воспитания  детей в  летнем  пришкольном  лагере....

Экологическая ромашка

Беседа с элементами игры для начальной школы...

Технологическая карта занятия "Человек и Природа"(Игра-занятие "Экологическая ромашка")

В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре.Этому способствуют занятия в кружке "Мир вокруг нас"с об...

Конспект урока по биологии для учеников 5-6 класса на тему: «Экологическая ромашка»

Цель мероприятия:  Расширение и углубление экологических знаний учащихся,  пропаганды  экологических знаний.Обучающие задачи: учащиеся&bull...