Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897, на основе примерной программы по математике и авторской программы Т.М. Бурмистровой М.: Просвещение, 2012, к учебнику «Математика» 5 класса Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова (М. Просвещение).
Обоснование выбора программы
Данная программа задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В ней сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение обучающимися основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности. В данной программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
Содержание программы полностью соответствует современным образовательным стандартам, а особенностями являются расширение и углубление традиционных учебных тем за счет теоретико-множественной, вероятностно-статистической и историко-культурной линий.
Данный предмет ставит своей целью воспитание у обучаемых средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюции математических идей; развитие навыков вычислений с натуральными числами; освоение навыков действий с десятичными дробями; формирование умений: использование букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составление уравнений, построение геометрических фигур, измерение геометрических величин.
Изучение предмета математика способствует решению следующих задач:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Характеристика особенностей контингента обучающихся, их образовательных запросов, возможностей и потребностей.
5 «б» класс – гимназический класс. В классе 27 обучающихся. Из них 19 учатся на «4» и «5». Класс имеет высокую мотивацию к обучению.
Внесенные изменения и их обоснование.
Поскольку данная программа не предусматривает повторение, изученного в начальной школе, то внесены следующие изменения: в начале года выделить 5 часов на повторение, за счет сокращения итогового повторения курса 5 класса с 15 часов до 10.
Основное содержание.
Основное содержание полностью соответствует авторской программе.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
личностные:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
-продолжить формирования умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
-развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-воспитания качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
метапредметные:
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
-умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;
-развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
-умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.
предметные:
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
-умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
-владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;
- умения выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах.
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Предметные результаты | Личностные и метапредметные результаты (УУД) |
Повторение курса математики начальной школы. |
1 | Повторение. |
|
| 01.09-06.09 |
|
2 | Повторение. |
|
| 01.09-06.09 |
|
3 | Повторение. |
|
| 01.09-06.09 |
|
4 | Повторение. |
|
| 01.09-06.09 |
|
5 | Контрольная работа. |
|
| 01.09-06.09 |
|
Глава 1. Линии. (7 часов) |
6 | Разнообразный мир линий | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения через другие. Моделировать геометрические объекты, используя проволоку, бумагу, пластилин и др. Решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников Изображать равные фигуры.
| Метапредметные: Приводить примеры аналогов фигур в окружающем мире. Личностные: Исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств геометрических объектов. Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. | 08.09-13.09 |
|
7 | Прямая. Части прямой. | 08.09-13.09 |
|
8 | Ломаная. | 08.09-13.09 |
|
9 | Длина линии. | 08.09-13.09 |
|
10 | Длина линии. | 08.09-13.09 |
|
11 | Окружность. | 15.09-20.09 |
|
12 | Окружность | 15.09-20.09 |
|
Глава 2. Натуральные числа. (13 часов) |
13 | Чтение и запись натуральных чисел | Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа. Сравнивать и упорядочивать их. Выражать одни единицы измерения в других. Округлять натуральные числа.
| Метапредметные: Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Личностные: Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера).
| 15.09-20.09 |
|
14 | Чтение и запись натуральных чисел | 15.09-20.09 |
|
15 | Сравнение чисел | 15.09-20.09 |
|
16 | Сравнение чисел | 22.09-27.09 |
|
17 | Числа и точки на прямой | 22.09-27.09 |
|
18 | Числа и точки на прямой | 22.09-27.09 |
|
19 20 | Округление натуральных чисел Округление натуральных чисел | 22.09-27.09 |
|
22.09-27.09 |
|
21 | Перебор возможных вариантов | 29.09-04.10 |
|
22 | Перебор возможных вариантов | 29.09-04.10 |
|
23 | Перебор возможных вариантов | 29.09-04.10 |
|
24 | Перебор возможных вариантов | 29.09-04.10 |
|
25 | Контрольная работа №1 | 29.09-04.10 |
|
Глава 3. Действия с натуральными числами. (22 часа) |
26 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | Выполнять вычисления с натуральными числами; вычислять значения степеней.
| Метапредметные: Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Личностные: Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
| 06.10-11.10 |
|
27 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 06.10-11.10 |
|
28 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 06.10-11.10 |
|
29 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 06.10-11.10 |
|
30 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 06.10-11.10 |
|
31 | Умножение и деление | 13.10-18.10 |
|
32 | Умножение и деление | 13.10-18.10 |
|
33 | Умножение и деление | 13.10-18.10 |
|
34 | Прикидка и оценка | 13.10-18.10 |
|
35 | Нахождение неизвестных элементов деления и умножения | 13.10-18.10 |
|
36 | Решение задач | 20.10-25.10 |
|
37 | Решение задач | 20.10-25.10 |
|
38 | Порядок действий в вычислениях | 20.10-25.10 |
|
39 | Порядок действий в вычислениях | 20.10-25.10 |
|
40 | Решение задач на порядок действий в вычислениях |
| 20.10-25.10 |
|
41 | Степень числа | 03.11-08.11 |
|
42 | Степень числа | 03.11-08.11 |
|
43 | Задачи на движение: в противоположных направлениях | 03.11-08.11 |
|
44 | Задачи на движение: навстречу друг другу | 03.11-08.11 |
|
45 | Задачи на движение по реке | 03.11-08.11 |
|
46 | Задачи на движение по реке | 10.11-15.11 |
|
47 | Контрольная работа №2 | 10.11-15.11 |
|
Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях. (10 часов) |
48 | Переместительное и сочетательное свойства | Выполнять вычисления с натуральными числами; вычислять значения степеней. Формулировать свойства арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения.
| Метапредметные: Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Личностные: Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
| 10.11-15.11 |
|
49 | Распределительное свойство | 10.11-15.11 |
|
50 | Распределительное свойство | 10.11-15.11 |
|
51 | Распределительное свойство | 17.11-22.11 |
|
52 | Задачи на части | 17.11-22.11 |
|
53 | Задачи на части | 17.11-22.11 |
|
54 | Задачи на уравнивание | 17.11-22.11 |
|
55 | Задачи на уравнивание | 17.11-22.11 |
|
56 | Задачи на уравнивание | 24.11-29.11 |
|
57 | Контрольная работа №3 | 24.11-29.11 |
|
Глава 5. Углы и многоугольники. (9 часов) |
58 | Как обозначаются и сравниваются углы. | Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения через другие. Решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников; градусной меры углов. Изображать равные фигуры. | Метапредметные: Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов фигур в окружающем мире. Личностные: Исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств геометрических объектов. Моделировать геометрические объекты, используя проволоку, бумагу, пластилин и др. Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. | 24.11-29.11 |
|
59 | Как обозначаются и сравниваются углы. | 24.11-29.11 |
|
60 | Измерение углов | 24.11-29.11 |
|
61 | Измерение углов | 01.12-06.12 |
|
62 | Измерение углов | 01.12-06.12 |
|
63 | Ломаные и многоугольники | 01.12-06.12 |
|
64 | Ломаные и многоугольники | 01.12-06.12 |
|
65 | Ломаные и многоугольники | 01.12-06.12 |
|
66 | Контрольная работа №4 | 08.12-13.12 |
|
Глава 6. Делимость чисел. (15 часов) |
67 | Делители и кратные | Выполнять вычисления с натуральными числами. Формулировать определение делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости.
| Метапредметные: Классифицировать натуральные числа (четные, нечетные, по остаткам от деления и т. п.) Личностные: Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Доказывать и опровергать с помощью контр примеров утверждение о делимости чисел.
| 08.12-13.12 |
|
68 | Делители и кратные | 08.12-13.12 |
|
69 | Делители и кратные | 08.12-13.12 |
|
70 | Простые и составные числа | 08.12-13.12 |
|
71 | Простые и составные числа | 15.12-20.12 |
|
72 | Свойства делимости | 15.12-20.12 |
|
73 | Свойства делимости | 15.12-20.12 |
|
74 | Признаки делимости | 15.12-20.12 |
|
75 | Признаки делимости | 15.12-20.12 |
|
76 | Признаки делимости | 22.12-27.12 |
|
77 | Деление с остатком | 22.12-27.12 |
|
78 | Деление с остатком | 22.12-27.12 |
|
79 | Деление с остатком | 22.12-27.12 |
|
80 | Разные арифметические задачи | 22.12-27.12 |
|
81 | Контрольная работа №5 | 12.01-17.01 |
|
Глава 7. Треугольники и четырехугольники. (9 часов) |
82 | Треугольники и их виды | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Вычислять площади квадрата и прямоугольника по формулам. Выражать одни единицы измерения площади через другие. | Метапредметные: Приводить примеры аналогов фигур в окружающем мире.
| 12.01-17.01 |
|
83 | Прямоугольники | 12.01-17.01 |
|
84 | Прямоугольники | 12.01-17.01 |
|
85 | Равенство фигур | 12.01-17.01 |
|
86 | Равенство фигур | 19.01-24.01 |
|
87 | Площадь прямоугольника |
| 19.01-24.01 |
|
88 | Площадь прямоугольника | 19.01-24.01 |
|
89 | Единицы площади | 19.01-24.01 |
|
90 | Контрольная работа №6 |
| 19.01-24.01 |
|
Глава 8. Дроби. (18 часов) |
91 | Доли | Формулировать и записывать с помощью букв основное свойство дроби. Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении.
| Метапредметные: Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. Личностные: Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты(в том числе с использованием калькулятора, компьютера).
| 26.01-31.01 |
|
92 | Что такое дробь | 26.01-31.01 |
|
93 | Что такое дробь | 26.01-31.01 |
|
94 | Основное свойство дроби | 26.01-31.01 |
|
95 | Основное свойство дроби | 26.01-31.01 |
|
96 | Основное свойство дроби | 01.02-07.02 |
|
97 | Приведение дробей к общему знаменателю | 01.02-07.02 |
|
98 | Приведение дробей к общему знаменателю | 01.02-07.02 |
|
99 | Сравнение дробей | 01.02-07.02 |
|
100 | Сравнение дробей | 01.02-07.02 |
|
101 | Сравнение дробей | 09.02-14.02 |
|
102 | Натуральные числа и дроби | 09.02-14.02 |
|
103 | Натуральные числа и дроби | 09.02-14.02 |
|
104 | Случайные события | 09.02-14.02 |
|
105 | Случайные события | 09.02-14.02 |
|
106 | Подготовка к контрольной работе | 16.02-21.02 |
|
107 | Контрольная работа №7 | 16.02-21.02 |
|
108 | Работа над ошибками | 16.02-21.02 |
|
Глава 9. Действия с дробями. (33 часа) |
109 | Сложение дробей | Формулировать и записывать с помощью букв основное свойство дроби, правила действий с обыкновенными дробями. Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с обыкновенными дробями.
| Метапредметные: Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. Личностные: Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты(в том числе с использованием калькулятора, компьютера). | 16.02-21.02 |
|
110 | Сложение дробей | 16.02-21.02 |
|
111 | Сложение дробей | 23.02-28.02 |
|
112 | Сложение смешанных дробей | 23.02-28.02 |
|
113 | Сложение смешанных дробей | 23.02-28.02 |
|
114 | Сложение смешанных дробей | 23.02-28.02 |
|
115 | Вычитание дробных чисел | 23.02-28.02 |
|
116 | Вычитание дробных чисел | 02.03-07.03 |
|
117 | Вычитание дробных чисел | 02.03-07.03 |
|
118 | Вычитание дробных чисел | 02.03-07.03 |
|
119 | Вычитание дробных чисел | 02.03-07.03 |
|
120 | Вычитание дробных чисел | 02.03-07.03 |
|
121 | Подготовка к контрольной работе | 09.03-14.03 |
|
122 | Контрольная работа №8 | 09.03-14.03 |
|
123 | Работа над ошибками | 09.03-14.03 |
|
124 | Умножение дробей | 09.03-14.03 |
|
125 | Умножение дробей | 09.03-14.03 |
|
126 | Умножение дробей | 16.03-21.03 |
|
127 | Умножение дробей | 16.03-21.03 |
|
128 | Деление дробей |
| 16.03-21.03 |
|
129 | Деление дробей | 16.03-21.03 |
|
130 | Деление дробей | 16.03-21.03 |
|
131 | Деление дробей | 30.03-04.04 |
|
132 | Нахождение части целого и целого по его части | 30.03-04.04 |
|
133 | Нахождение части целого и целого по его части | 30.03-04.04 |
|
134 | Нахождение части целого и целого по его части | 30.03-04.04 |
|
135 | Нахождение части целого и целого по его части |
| 30.03-04.04 |
|
136 | Задачи на совместную работу | 06.04-11.04 |
|
137 | Задачи на совместную работу | 06.04-11.04 |
|
138 | Задачи на совместную работу | 06.04-11.04 |
|
139 | Подготовка к контрольной работе | 06.04-11.04 |
|
140 | Контрольная работа №9 | 06.04-11.04 |
|
141 | Работа над ошибками | 13.04-18.04 |
|
Глава 10. Многогранники. (9 часов) |
142 | Геометрические тела и их изображение | Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного или компьютерного моделирования. Определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость. Вычислять объемы куба, прямоугольного параллелепипеда, используя формулы. Выражать одни единицы измерения объема через другие. Моделировать геометрические объекты, используя проволоку, бумагу, пластилин и др. | Личностные: Исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств геометрических объектов.
| 13.04-18.04 |
|
143 | Параллелепипед | 13.04-18.04 |
|
144 | Параллелепипед | 13.04-18.04 |
|
145 | Объём параллелепипеда | 13.04-18.04 |
|
146 | Объём параллелепипеда | 20.04-25.04 |
|
147 | Объём параллелепипеда | 20.04-25.04 |
|
148 | Пирамида | 20.04-25.04 |
|
149 | Развертки | 20.04-25.04 |
|
150 | Развертки | 20.04-25.04 |
|
Глава 11. Таблицы и диаграммы. (6 часов) |
151 | Чтение и составление таблиц | Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшее и наименьшее значения и др.
| Личностные: Выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм. В том числе с помощью компьютерных программ. | 27.04-03.05 |
|
152 | Чтение и составление таблиц | 27.04-03.05 |
|
153 | Чтение и построение диаграмм | 27.04-03.05 |
|
154 | Чтение и построение диаграмм | 27.04-03.05 |
|
155 | Опрос общественного мнения | 27.04-03.05 |
|
156 | Опрос общественного мнения | 01.05-10.05 |
|
Повторение. Итоговые контрольные работы. (10 часов) 12.05-17.05 расписать до 23 мая |
Резерв. (4 часа) |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Дорофеев, Г. В. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. - М.: Просвещение, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по математике.
2. Дорофеев, Г. В. Математика: дидактические материалы для 5 класса общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, - М.: Просвещение, 2012.
3. Дорофеев, Г. В. Математика: рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, - М.: Просвещение, 2012.
Пособия для учителя:
4. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
5. Кузнецова, Л. В. Математика: контрольные работы для 5-6 классов общеобразовательных учреждений: книга для учителя /Л. В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2006.
6. Суворова, С. Б, Математика. 5-6 классы: книга для учителя / С. Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2006.