конспект урока в 5 классе "Н.А. Некрасов и его женские образы"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Обзорная и сравнительная характеристика женских образов в произведениях писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_v_5_klasse_po_tvorchestvu_nekrasrva.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
в 5 классе
Н.А. Некрасов « Есть женщины в русских селеньях…»
«Есть женщины в русских селеньях…»
Образ русской крестьянки
(урок по творчеству Н.А. Некрасова)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Цели урока:
Ι. Образовательные: создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, делать выводы; формировать представление о лирическом герое на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Задачи:
- обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:
регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,
умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
- обеспечить условия для формирования личностных УУД:
умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
- создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Методы: проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, синквейн.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Оборудование: компьютер, презентация, портрет писателя, иллюстрации к произведению, каравай, предметы быта.
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Вступительное слово учителя (звучит спокойная мелодия)
Здравствуйте. Садитесь удобнее, расслабьтесь. Представьте, что рядом с вами ваша мама, она гладит своей тёплой рукой ваши волосы и шепчет нежно: «Успокойся, всё у тебя получится, всё будет хорошо». Я вижу на ваших лицах успокоение, умиротворение, у всех прекрасное самочувствие, весёлое, творческое настроение.
- Актуализация знаний учащихся
Начать наш урок мне хочется строчками из стихотворения:
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста…
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но , ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Воспоминания дней юности – известных
Под громким именем роскошных и чудесных,-
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…
Вот тёмный, тёмный сад… Чей лик в аллее дальней
Мелькает меж ветвей, болезненно - печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде-
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..
Ребята, это отрывок из стихотворения «Родина», написанного в 1846 году. Думаю, вы узнали поэта, так написавшего о своей судьбе.
Да, это Николай Алексеевич Некрасов ( 1821- 1878)
- О каких знакомых местах говорит Н.А. Некрасов?
(родовое имение Грешнёво, среди живописной природы, близ реки Волги).
- С каким чувством относился поэт к Волге?
(посвятил стихотворение «На Волге», в котором написал о своих воспоминаниях)
- Проверка домашнего задания.
- Какие строчки из стихотворения «На Волге» вам хотелось бы прочитать?
Выразительное чтение отрывков
- Что печалит поэта, что возмущает его?
( Некрасов говорит о безысходности труда бурлаков, о русских крестьянах, покорно терпящих крепостное право ради своего куска хлеба) (коллективная оценка)
- Постановка учебной задачи
- Перед вами на столе лежит каравай. Скажите, какие ассоциации у вас возникают при виде каравая, вдыхая аромат свежего хлеба?
( золотистое поле, засеянное пшеницей, крестьянский труд, тёплые руки матери, выпекшие хлеб и т.д.)
- Давайте попробуем сформулировать тему урока.
(Образ русской крестьянки)
- Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?
- -Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке? (работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.)
- Какие качества нам помогут в достижении цели?
(внимательность, доброжелательное отношении друг к другу, уверенность, умение слушать и т.д.)
(Тему, цель, способы достижения цели, качества фиксируем на доске)
- Открытие «нового» знания. Реализация темы урока
Звучит отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам , по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке…
Слово учителя: Тяжело было не только мужчинам, но и женщинам, которые ждали их дома. И разговор наш сегодня пойдёт именно о них, о русских крестьянках. Я вас приглашаю в русскую избу.
- Подумайте, какая роль отводилась женщине в семье.
Женщина – крестьянка
- труженица
- «утеха»
- хозяйка дома
- мать
Как писал Н.А. Некрасов:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Века протекали – всё к счастью стремилась,
Всё в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
(Чтение учителем отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос»)
- Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?
- Какие чувства передаёт нам автор?
- С кем или чем сравнивает поэт русскую женщину?
(царица, солнце, золото, жемчуг и т.д.)
Работа в группах:
Найдите в тексте описание женщины:
1 группа - Женщина – мать
2 группа - Женщина - «утеха»
3 группа - Женщина - хозяйка дома
- Какие предметы быта вы отнесёте к своему образу крестьянки?
- Какие слова и выражения употребляет Некрасов, описывая русскую женщину?
- Чем восхищается поэт?
( красотой, трудолюбием, чувством достоинства и т.д.)
- Какие сравнения, эпитеты помогают автору создать портрет русской женщины? Приведите примеры.
- Что хочет сказать поэт о русской женщине строчками:
В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде.
(рассуждения учащихся)
- Физминутка
- Итог урока. Включение нового знания в систему.
Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока.
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
- Каков он, тип величавой славянки?
- Какая из ролей женщины в семье, на ваш взгляд, самая важная, первостепенная?
- Рефлексия
Какой для вас была встреча с поэзией Н.А. Некрасова?
Какой этап урока показался самым трудным? Интересным? Полезным?
С каким настроением уходите с урока? Что запомнилось больше всего, и что мешало, было лишним?
- Задание на дом
- Выучите отрывок «Есть женщины в русских селеньях…» наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об...
План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».
Цель урока - познакомить учащихся с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...
План-конспект урока музыки в 6 классе по теме "Музыкальный образ"
Материал содержит план-конспект урока на материале произведений А. Вивальди и П.И. Чайковского ("Времена года")...
План-конспект урока по английскому языку в 10 классе "Здоровый образ жизни"
Урок построен таким образом, чтобы содержание урока соответствовало требованиям государственных программ, поставленным целям и задачам, принципам дидактики.Урок начинается с организационного момента, ...
Конспект урока литературы с использованием ИКТ в 10 классе "Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова"
Конспект урока литературы с использованием ИКТ в 10 классе Тема урока: Образ морской волны в поэзии М. Ю. Лермонтова (Слайд №1) Цель урока: Формирование умения исследовать, анализировать поэ...
Конспект урока по музыке в 1 классе по теме:"Образ музыканта"
Помочь ребятам понять, что "образ музыканта" -это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать. познавать....
- Мне нравится (1)