Программа кружка "Юный журналист"
методическая разработка (6 класс) на тему


Двухгодичная программа обучения (дополнительное образование). Рабочая программа кружка, направленная на развитие творческих способностей учащихся, на формирование начальных профессиональных навыков журналистской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа работы кружка35.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Отдел образования Администрации Белокалитвинского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

347040, Ростовская область, г.Белая Калитва, ул.М.Горькогод.167  

 тел., факс (8)86383-2-57-49                                                                        

 

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

_________/___________

                            ФИО 

 «___» ___________2012 г

          Утверждаю

     Директор школы

__________/_____________/

                            ФИО

Приказ №______от

«___» ___________2012 г

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 кружка «Юный журналист»

_______________________________________________________________

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

ДЛЯ  6-7  КЛАССА

 

НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Составитель программы

Чудина И.В.

Учитель высшей категории

(Ф.И.О. учителя-составителя программы,

квалификационная категория)

 

Пояснительная записка.

Основная цель курса состоит в получении  первоначальных умений и навыков   профессии журналиста, выявление и  развитие творческих способностей учащихся, воспитание самостоятельности. В соответствии с данной целью  в программе решаются следующие задачи:

  • Воспитание интереса к изучению русского языка, любви к родному краю, уважения и чувства гордости за своих земляков.
  • Знакомство  учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества
  • Включение  учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, выработка умений  излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.
  • Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции.
  • Воспитание культуры  общения и поведения
  • Знакомство с основными газетными жанрами, выработка умения делиться своими впечатлениями,   мыслями,  достоверно   освещать   события   и   факты.
  •  Освоение компьютерной грамотности.
  • Педагогическая и психологическая поддержка детей.
  • Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциальных явлений.
  • Приобщение подростков к общественной жизни района и формирование мировоззрения посредством СМИ.
  • Патриотическое воспитание учащихся.
  • Расширение кругозора обучающихся, развитие владения словом.
  • Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления.
  • Развитие  диалогической и монологической речи.
  • Создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития;
  • Создание условий для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.
  • Социальная адаптация детей в условиях временного коллектива.
  • Создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка.
  • Создание условий для получения школьниками дополнительного образования по различным видам литературного творчества, журналистской деятельности, компьютерной грамотности.
  • Создание отношений сотрудничества, сотворчества участников педагогического процесса.
  • Совершенствование навыков и умений самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора.
  • Умение работать в коллективе и с  коллективом
  • Формирование интереса у учащихся к учебно-исследовательской работе.
  • Формирование коммуникативной компетенции учащихся.
  • Формирование основных этических норм и понятий.
  • Эстетическое воспитание молодежи.

          Особенностью программы является опора на языковое чутьё учащихся, на развитие лингвистической интуиции. В связи с этим важнейшим направлением становится систематизация и обобщение знаний, умение ориентироваться в современном мире, учитывая системность, логику, взаимосвязь между различными элементами , явлениями, признаками, действиями.

       Программа дает представление о том, как распределен материал, какова его последовательность изучения и обобщения. Формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из правил именно то, что соответствует данной тематике.

     Любая журналистская статья, любой репортаж должны быть написаны грамотно, поэтому литературное творчество членов кружка предусматривает попутное повторение основных разделов русского языка, совершенствование орфографической, пунктуационной, стилистической грамотности. Особое внимание в программе уделяется речеведческому направлению.

          Практика введения ФГОС предполагает организацию деятельности детей на основе коммуникативно –деятельностного подхода, а также достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов. В связи с этим программа предусматривает именно такой подход к деятельности учащихся в системе дополнительного образования, чему и способствуют занятия учащихся в кружке «Юный журналист»

Для достижения результатов используются  наиболее эффективные  формы и методы, помогающие реализовывать указанные направления в обучении:

  • Анализ предложенного материала.
  • Беседы с членами кружка.
  • Встречи с интересными людьми.
  • Выполнение творческих заданий.
  • Диалоговый метод.
  • Иллюстрации литературных произведений.
  • Консультации.
  • Конкурс творческих работ.
  • Лекционное занятие.
  • Наглядный метод.
  • Обсуждение подготовленного материала.
  • Практическая работа (подготовка материалов для публикаций в газете).
  • Проектный метод (создание, издание и распространение школьной газеты).
  • Публикации.
  • Подбор материала для номера газеты.
  • Поиск материала в сети Интернет.
  • Практикум.
  • Подготовка сообщений.
  • Подведение итогов.
  • Ролевые игры
  • Редактирование материалов
  • Работа в группах.
  • Работа в парах.
  • Работа в библиотеке.
  • Работа с заготовленным материалом.
  • Самостоятельные работы в различных жанрах.
  • Создание творческих работ.
  • Создание рубрик; текстовое оформление.
  • Творческие проекты.

            Программа  имеет междисциплинарный характер, рассчитана на тесное взаимодействие с русским языком и литературой, а также информатикой. Предусматривается изучение функциональной и практической стилистики, культуры речи. Программа способствует освоению учащимися понятий современной информатики, необходимых для изучения курса «Юный журналист», пониманию компьютера как средства обработки информации. Учащиеся получают навыки практической работы с компьютером и современными информационными технологиями.      

          Коммуникативно-деятельностный подход способствует в данной программе совершенствованию речи, развитию  правописных, пунктуационных умений и навыков, а  также активному развитию грамотности в широком смысле слова (функциональной грамотности). Таким образом, развиваются  способности извлекать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию, а также связно, полно, последовательно, логично и выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.

Обеспечивается овладение коммуникативной, культуроведческой компетенцией, так как  предусматривается овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, владение нормами русского речевого этикета.

         Региональный компонент предусматривает изучение работы местных СМИ.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Целевая аудитория – учащиеся 6-7 классов

Календарно-тематическое планирование

Дата/

Количество часов

Тема

Цель

Результат

1 год обучения

1

Вводное занятие. Обсуждение целей и задач кружка

1

Периодические издания, и их роль в жизни общества

2

Анализ материалов периодической печати. Основные газетные рубрики.

2

Композиция и содержание местной периодической печати. Газета «Перекресток»

3

Оформление электронной  печатной газеты. Тематическая газета. Размещение текстовой информации, рисунков, фотографий.

3

КТД по изданию школьной газеты  « Литературный вестник» №1. Сбор, редактирование материалов, оформление и набор газеты

1

Анализ материалов 1   номера газеты. Компактное расположение материала на листах формата А4

1

Интервью как форма сбора материала. Тренинг «Как связать интервью»

1

Репортаж как форма сбора материала. Принципа написания репортажа

2

Информационный выпуск  «Из жизни школы».  Принципы расположения информации. Анимация.

2

Практикум по созданию информационного выпуска. Групповой проект.

3

Рассказ как один из жанров газетного материала. Композиционные особенности рассказа

2

Проблемная статья как один из жанров газетного материала

2

Оформление электронной печатной газеты: заголовок, колонки, фотоиллюстрации.

2

 Оформление газетных статей, компактное расположение материала на листах формата А4.Анимация.

3

Тематический литературный вестник ко «Дню победы». Сбор материалов, редактирование и оформление статей. Выпуск газеты.

2

Культура письменной речи в электронном печатном издании

1

Итоговое занятие. Анализ работы кружка за год. Самооценка.

2 год обучения

Организационное занятие. Проектная деятельность как форма работы кружка.  

2 ч

КТД по созданию литературного вестника №1«День города»

4 ч

Работа с материалами сети Интернет:  поисковые системы, поиск по адресной строке, классификация материалов

2 ч

КТД по созданию литературного вестника №2  ( к Новому году)

1

Анализ материалов 1 и 2 номеров газеты.  Ролевая игра «Корректор»

  Оформление электронной газеты: создание слайдов, вставка объектов, анимация.

Практикум по созданию литературного вестника №3 «День защитника Отечества» ( из истории праздника, традиции празднования «Дня защитника Отечества» в школе , в районе, фоторепортажи). Создание групповых проектов.

Защита проектов. Конкурс на издание лучшего литературного вестника №3

1

Лекционное занятие «Возможности библиотечного фонда». Занятие со школьным библиотекарем.

Мастер – класс. Занятие с работником муниципального периодического издания – газеты «Перекресток»

         1 ч

Экскурсия в редакцию районной газеты

         2

Культура  устного общения. Речевой этикет.

2

Культура письменной речи в электронном печатном издании

3

Практикум по созданию информационного выпуска. Групповой проект: «Спортивные итоги МБОУ СОШ №5» (школьная спортивная жизнь,  районные, областные, всероссийские соревнования школьников) Защита проектов.

4

КТД по созданию литературного вестника № 4 «Спасибо деду за победу». Сбор, редактирование материалов, оформление и набор газеты.

2

Индивидуальные консультации по созданию электронной печатной газеты

1

Ролевая игра «Репортер». Создание репортажей по интересующей учащихся теме.

1

Ролевая игра «Редактор». Редактирование материалов

        1

 Итоговое занятие: «Чему я научился на занятиях кружка?»

Конечный  результат (продукт) работы кружка

           В течение первого года обучения члены кружка выпускаю  3 электронных печатных издания. В течение второго года обучения выпускаются 5 тематических вестников. Кроме того, предусмотрены выпуски индивидуальных электронных изданий и внеплановых вестников

Результаты работы кружка.

Личностные:

-осознание своей роли в работе кружка;

-готовность использовать полученные знания в межличностном общении;

- сознание необходимости владения русским языком для социализации и самореализации.

Метапредметные:

-адекватное понимание устного и письменного сообщения;

- умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения;

-умение осуществлять проектную деятельность;

- умение работать с различными источниками информации (в том числе СМИ, Интернет), находить ее, анализировать и использовать в собственной деятельности;

- овладение приемами отбора, редактирования материала; умение иллюстрировать материал.

Предметные:

- овладение первоначальными навыками журналистской работы;

- уместное употребление языковых единиц на практике адекватно ситуации и стилю общения;

- знание норм русского языка и речевого этикета, использование их в речевой практике для создания устного и письменного высказывания;

- знание форматов графических статей;

- овладение общими правилами набора текста, основными терминами работы со шрифтами, основными понятиями верстки

Литература

  1. Васильева Л. А. Делаем новости! Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
  2. Коновалова, О. В. Основы журналистики : учеб. пособие по современной практической журналистике /  Ростов-на-Дону : Феникс,2005. 
  3. Лукина М. М. Технология интервью. – М.: Аспект Пресс, 2003.
  4. Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
  5. Мельник Г. С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
  6. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В. и др. Риторические основы журналистики. Работа   над жанрами газеты. – М.: Альфа, 2002.
  7. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000.
  8. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М.: Рип-холдинг,  2002.
  9. http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm
  10. http://www.journ-lessons.com

Дополнительная литература

  1. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
  2. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
  3. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
  4. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  5. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Юный журналист"

Образовательная программа дополнительного образования детей военно-патриотической направленности....

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»

Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Новизна  данной программы состоит в том, что она...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»

Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...

Рабочая программа "Юный журналист"

Данная рабочая программа представлена для работы творческого объединения поинтересам,элективного курса....

Рабочая программа «Юный журналист»

Рабочая программа «Юный журналист»...

Рабочая программа "Юный журналист" (5-7 классы)

Создание электронной школьной газеты является одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся. Работа по созданию газеты помогает выявить особо активных, увлечённых и талантливых детей...