ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЕ ДЕТЕЙ с ОПП, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ В СОЦИУМЕ
статья (9 класс) на тему
На сегодняшний день проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Инклюзивное образование в России получило нормативные основания и сейчас становится практикой, получающей широкое применение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volontery_s_oop-statya.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр психолого-медико-социального сопровождения Приморского района Санкт-Петербурга
Педагог-психолог Кутдусова Л.О.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЕ ДЕТЕЙ с ОПП, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ В СОЦИУМЕ
На сегодняшний день проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Инклюзивное образование в России получило нормативные основания и сейчас становится практикой, получающей широкое применение.
Главная задача образовательного учреждения - организация условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. Мы предполагаем, что расширение социального опыта детей с ООП посредством организации их внеурочной деятельности, будет содействовать более эффективной и скорейшей инклюзии такого ребенка в образовательную среду. Одним из таких средств мы считаем привлечение детей с особыми образовательными потребностями к волонтерской работе.
Основной целью «Программы работы по организации волонтерского движения среди подростков Приморского района» является создание волонтерских групп, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Работа волонтеров может быть направлена на формирование здорового образа жизни школьников и детей ДОУ, на ученическое посредничество в младшей и основной школе, на шефскую деятельность и на работу с ветеранами.
В процессе волонтерской работы у учащихся формируются:
- навыки эффективного взаимодействия;
- умение принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим;
- адекватная самооценка по отношению к себе, своим возможностям и проблемам.
И, таким образом, создаются дополнительные условия успешной инклюзии для детей с ООП, включенными в волонтерскую деятельность.
Как показывает наш опыт работы, некоторым подросткам с ООП легче учиться решать социальные проблемы в группе волонтеров и переносить этот опыт на решение проблем в другом коллективе.
Хороший уровень толерантности в волонтерской среде и доброжелательные отношения в команде способствуют улучшению социального взаимодействия в рамках образовательного учреждения у подростков этой категории.
Благодаря активному взаимодействию членов команды между собой, создаются условия развития навыков конструктивного общения, развитию умения работать в группе.
В командной работе формируются позитивные установки, сотрудничество, развивается чувство эмпатии, повышается эмоционально-нравственная отзывчивость, появляется уверенность при поиске выхода из спорной и трудной ситуации.
Через социально-активную деятельность волонтеры с ООП удовлетворяют потребности в общении, в активности.
Волонтерская работа подростков с ООП положительно влияет и на их статус в школе, многим помогает приблизиться к адекватности самооценки. Из опыта работы, по включению детей этой категории в волонтерскую деятельность, нам стало ясно, что ещё одно условие успеха, это наличие в группе учащегося, который готов принять подростка с ООП таким, каков он есть, и способного оказать эмоциональную поддержку и необходимую помощь новому члену команды. И тогда, окружение активных, успешных и позитивно настроенных учащихся работает на более быстрое формирование коммуникативных умений и навыков. Эти умения и навыки прочно закрепляются в психологически здоровой волонтерской команде.
Перед работой с учащимися, все волонтеры, в том числе и учащиеся с ООП, проходят обучение по «Программе работы по организации волонтерского движения». На занятиях идет непосредственно сама подготовка к работе с учащимися по темам: «Здравоохранение полости рта, профилактика кариеса», «Профилактика употребления веществ, вызывающих зависимость. И их вредное воздействие на здоровье», «Основы здоровых партнерских отношений», «Личностно-ориентированное планирование».
Условиями для включения учащегося с ООП в волонтерскую группу являются желание самого учащегося, разрешение родителей на волонтерскую работу, а также отсутствие противопоказаний к групповой деятельности.
Направление работы волонтера выбирается в соответствии с возможностями и предпочтениями учащихся. Для детей с ООП очень важно, чтобы их ориентировали на их будущую жизнь. Волонтерская работа часто лежит в сфере будущей профессии подростка, связанной, как правило, с педагогической, медицинской или социальной деятельностью.
Занятия и беседы волонтеров с учащимися способствуют повышению уровня их коммуникативной компетенции, что ускоряет процесс адаптации в целом.
Уверенное поведение волонтеров с ООП снижает социальную фрустрацию и младших детей, имеющих сходные проблемы.
Общение волонтёров (не требующих особой заботы) с детьми, нуждающимися в поддержке и помощи, благоприятно влияет на толерантность других участников образовательного процесса по отношению к детям с проблемами.
Чем активнее работают волонтеры, тем эффективнее происходит погружение в социокультурную среду, а, следовательно, становится выше ступень социализации такого ребенка в ОУ. Это залог того, что эти подростки будут успешнее решать социальные проблемы в повседневной жизни.
Эффективность адаптации в общеобразовательной среде детей с ООП, участвующих в волонтёрской работе, может оцениваться по критериям:
- психологический комфорт ученика в школе (ребенок не боится общаться с одноклассниками, учителями и работниками школы, много друзей в классе);
- развитие социальной активности (ребенок участвует в предложенных мероприятиях);
- успешность в обучении;
- улучшение социальной активности семьи ребенка (родители ученика участвуют в жизни класса и школы, систематически посещают родительские собрания, сотрудничают с классным руководителем).
По этим критериям мы оценивали успешность участвовавших в программе подростков. Учащиеся с ООП, работающие волонтерами, были приняты одноклассниками и хорошо включились в полноценный процесс образования.
Таким образом, участие в «Программе работы по организации волонтерского движения» частично обеспечивает и ускоряет процессы психолого-педагогической и социальной адаптации подростка к обучению в условиях общеобразовательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная работа по английскому языку как одно из средств достижения взаимопонимания между людьми разных сообществ
Методические рекомендации по организации внеурочной работы...
«Развитие познавательной активности на уроках математики как одно из средств адаптации и интеграции детей в современном обществе»
На мой взгляд - как нельзя научиться плавать, читая только книжки, без реального «бултыхания» в воде, переживания ощущений в собственном теле, так нельзя только знакомясь с теорией и описаниями успешн...
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЕ ДЕТЕЙ ИНОФОНОВ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ В СОЦИУМЕ
-Об организации условий скорейшей адаптации детей-инофонов в образовательной среде, с целью повышения успешности в обучении и снижения их социальной фрустрации в целом. Мы предполагаем, что расш...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Статья о волонтерском движении, которое способствует героико-патриотическому воспитанию молодежи...
Работа с картографическим материалом как одно из средств формирования УУД на уроках географии
Мастер класс для учителей географии....
Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».
В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....