ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЕ ДЕТЕЙ ИНОФОНОВ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ В СОЦИУМЕ
статья (9 класс) на тему
-Об организации условий скорейшей адаптации детей-инофонов в образовательной среде, с целью повышения успешности в обучении и снижения их социальной фрустрации в целом. Мы предполагаем, что расширение социального опыта детей-инофонов, посредством организации их внеурочной деятельности, будет содействовать более эффективной и скорейшей адаптации в образовательной среде. Одним из таких средств мы считаем привлечение детей-инофонов к волонтерской работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutdusova_statya_-inofony.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.О.Кутдусова
педагог-психолог
ПМС Центр Приморского района, г. Санкт-Петербург.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЕ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ,
КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ В СОЦИУМЕ
На сегодняшний день миграционные процессы, происходящие в России, привели к значительному увеличению учащихся-инофонов в Петербургских школах. Дети и подростки, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении с одноклассниками и педагогами, и часто имеют проблемы в обучении. Причина этому не только проблема незнания русского языка, но и сложная проблема социальной и психологической адаптации детей-инофонов к новой культуре, другим привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе, к нормам толерантности.
Главная задача образовательного учреждения - организация условий скорейшей адаптации детей-инофонов в образовательной среде, с целью повышения успешности в обучении и снижения их социальной фрустрации в целом. Мы предполагаем, что расширение социального опыта детей-инофонов, посредством организации их внеурочной деятельности, будет содействовать более эффективной и скорейшей адаптации в образовательной среде. Одним из таких средств мы считаем привлечение детей-инофонов к волонтерской работе. Основной целью «Программы работы по организации волонтерского движения среди подростков Приморского района» является создание в среде подростков «здорового ядра», пропагандирующего полноценную жизнь. Для достижения цели этой программы решаются задачи, которые также являются обязательными условиями успешной адаптации детей-инофонов в образовательной и социокультурной среде.
Это такие задачи, как:
- формирование у волонтеров эффективных навыков взаимодействия, а также обучение способам конструктивной коммуникации в состоянии конфликта;
- формирование умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим;
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование адекватной самооценки по отношению к себе, своим возможностям и проблемам;
- развитие склонности к поиску социально приемлемых способов проведения досуга.
По этой программе могут обучаться и работать как активные, успешные и позитивно настроенные учащиеся, так и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а в нашем случае - это ситуация языковой, психолого-педагогической и социо-культурной адаптации подростка-инофона к новым условиям жизни. Включение в волонтерскую группу подростков-инофонов, предполагает выбор ими индивидуального направления работы в соответствии с предпочтениями, особенностями менталитета, религиозными традициями обучаемых (мы встречались с запретами на участие в праздниках, с невозможностью выезда на слеты волонтеров, с особенностями в костюмах девочек). Выбор волонтерами направления работы также ориентирован на их будущую профессию, связанную, как правило, с педагогической, медицинской или социальной деятельностью.
Часто встречается, что дети-инофоны слабо подготовлены для социального взаимодействия между собой и русскоязычными детьми даже в рамках образовательного учреждения. Высокий уровень этнотолерантности в среде волонтеров и доброжелательные отношения в команде способствуют снижению социальной фрустрации у подростков-инофонов. Благодаря активному взаимодействию членов команды между собой, создаются условия развития навыков конструктивного общения, а, следовательно, умение работать в полиэтнической группе приходит быстрее.
В командной работе формируются позитивные установки, сотрудничество, развивается чувство эмпатии, повышается эмоционально-нравственная отзывчивость, появляется уверенность при поиске выхода из спорной ситуации.
Волонтерская работа подростков-инофонов положительно влияет и на их статус в школе, многим помогает приблизиться к адекватности самооценки. Русскоязычное окружение активных, успешных и позитивно настроенных учащихся способствует снижению языкового барьера, улучшению культуры речи, а, следовательно, скорейшей языковой адаптации.
Для обучения подростков применяются ролевые игры, арттерапия, рефлексия, самоанализ. Благодаря тому, что общение в игре всегда сопровождается положительными эмоциями, коммуникативные умения и навыки прочно закрепляются, а усвоение нашей культуры сопровождается меньшим сопротивлением.
Через социально-активную деятельность волонтеры-инофоны удовлетворяют потребности в общении, в активности. Перед работой с учащимися, все волонтеры проходят обучение по «Программе работы по организации волонтерского движения». На занятиях волонтеров идет непосредственно сама подготовка к работе с учащимися по темам: «Социальные навыки», «Учебные навыки», « Опасности большого города», «Толерантное поведение», «Здоровые зубки», « Мы выбираем спорт», «Профилактика курения».
Занятия и беседы волонтеров с учащимися младших классов способствуют повышению уровня их коммуникативно-речевой компетенции, что ускоряет процесс адаптации в целом. Уверенное поведение волонтеров-инофонов снижает социальную фрустрацию и младших детей-инофонов попавших в русскокультурную среду. Попутно мы решаем задачу пропаганды здорового образа жизни в среде учащихся-инофонов. Индивидуальное направление волонтерской работы в соответствии с предпочтениями и ориентацией на свою будущую профессию способствует большей осознанности профессионального выбора волонтеров, что в дальнейшем поможет успешной социализации молодого человека.
Как показывает наш опыт работы, подросткам-инофонам легче учиться решать социальные проблемы в группе волонтеров и переносить этот опыт на решение проблем в другом коллективе. Чем активнее работают волонтеры, тем эффективнее происходит погружение в русскоязычную социокультурную среду, а, следовательно, становится выше ступень социализации ребенка- инофона в ОУ. Это залог того, что они будут успешнее решать социокультурные проблемы в повседневной жизни, и не будут чувствовать себя изгоями. Эффективность адаптации детей-инофонов в общеобразовательной среде посредством привлечения к волонтёрской работе оценивалась нами по критериям:
- психологический комфорт ученика-инофона в школе (ребенок не боится общаться с одноклассниками, учителями и работниками школы, много друзей в классе);
- степень владения русским языком (ребенок может свободно излагать свои мысли, объяснить свои действия и поступки, не испытывает языкового барьера при общении со сверстниками и взрослыми);
- позитивная динамика обученности ученика-инофона;
- участие в школьных внеклассных мероприятиях (ребенок активно участвует в предложенных мероприятиях, может выступать на публике);
- участие семьи ребенка-инофона в жизни класса и школы (родители ученика-инофона участвуют в жизни класса и школы, систематически посещают родительские собрания, сотрудничают с классным руководителем).
По этим критериям 18 (из 20) волонтеров, участвовавших в программе, были приняты одноклассниками и успешно адаптировались в полиэтнической школе.
Таким образом, участие в «Программе работы по организации волонтерского движения» частично обеспечивает и ускоряет процессы языковой, психолого-педагогической и социо-культурной адаптации подростка-инофона к новым условиям жизни.
Список использованных источников и литературы:
1. Батаршеев А.В. Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские способности. М., «Владос», 1999.
2. Латышев Г.В., Орлова М.В., ЯцышинС.М. Программа развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами. «Ровесник – ровеснику». «Ars Longa» СПб., 2001.
3. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. «КАРО», СПб, 2006.
4. ШабалинаВ.В. Виртуальная мастерская: Подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. «Здоровое будущее». СПб., 2001.
5.Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа "Толерантность").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Русский язык – необходимое условие для социокультурной адаптации детей-инофонов".
Обобщение опыта по работе с инофонами...
«Развитие познавательной активности на уроках математики как одно из средств адаптации и интеграции детей в современном обществе»
На мой взгляд - как нельзя научиться плавать, читая только книжки, без реального «бултыхания» в воде, переживания ощущений в собственном теле, так нельзя только знакомясь с теорией и описаниями успешн...
Тема по самообразованию. Работа с текстом, как одно из средств повышения качества образования (формирования ключевых компетенций)
Сегодня, в условиях модернизации образования, недостаточно дать учащемуся знания, нужно научить его овладеть методикой познания.Осуществить это можно при условии активной познавательной де...
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЕ ДЕТЕЙ с ОПП, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ В СОЦИУМЕ
На сегодняшний день проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы - одна из актуальных проблем...
Конкурсная работа «Психогимнастические упражнения как одно из средств сохранения психического здоровья детей младшего школьного возраста»
В данной работе описан ряд психогимнастических приемов, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности с целью психофизической разгрузки....
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...
Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».
В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....