Конкурсная работа «Психогимнастические упражнения как одно из средств сохранения психического здоровья детей младшего школьного возраста»
методическая разработка по психологии
В данной работе описан ряд психогимнастических приемов, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности с целью психофизической разгрузки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация Шарангского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеустинская основная школа
Конкурс методических
разработок классных часов среди педагогических работников «Формула здоровья»
Номинация:
«Психологическое здоровье школьников/студентов»
Тема: «Психогимнастические упражнения как одно из средств сохранения психического здоровья детей младшего школьного возраста»
Выполнила: Мокерова Нина Вениаминовна, учитель английского языка
606840 Нижегородская область, Шарангский район, с. Большое Устинское, ул. Советская 12 Тел.
Введение
Поступление в школу и начало учебы - серьезные моменты в жизни младшего школьника. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность. Остро переживаются детьми неудачи в школе. А причина (часто) - это отставание в развитии психических процессов, что может привести в дальнейшем к целому комплексу проблем, к психическим травмам. У многих из них акцентируются такие личностные черты, как повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, негативизм. Эти черты, вступая в противоречие с природной индивидуальностью ребенка, провоцируют возникновение и обострение внутриличностных конфликтов, проявляющихся в поведенческих отклонениях и различных формах дезадаптации, которые сопровождаются неспособностью принятия жизненно важных решений, планирования деятельности, прогнозирования будущего. Это является одной из актуальных проблем, требующих особого психологического решения. Пока не выявлены и не разрешены некоторые личностные проблемы ребенка, не будет успеха и в его социальной адаптации. Страхи, обиды, подавленные переживания тормозят развитие детской психики.
Основной группой риска являются дети дошкольного и школьного возраста. Под влиянием психогенных факторов возникают нарушения сердечнососудистой системы, дыхательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, кожи и т.д. К числу значимых психогенных факторов относятся эмоции. Одним из первых, кто провел более систематизированные наблюдения за телесными изменениями по признакам эмоций, был древнегреческий врач Гален, который говорил, что «эмоции придают жизни вкус и служат источником всех жизненных драм». Спектр эмоций становится основой эмоционального интеллекта, от которого зависят все проявления жизни, развивается самосознание, то есть умение правильно оценивать свои чувства.
Поняв причину своей эмоциональной реакции, человек проще справляется с ситуацией. Этому следует обучать детей с самого младшего возраста.
Недостаток в школах педагогов-психологов приводит к тому, что необходимую помощь в психокоррекции все дети получить не могут. В связи с этим возникает необходимость введения в учебный процесс воздействующих приемов психофизического развития детей. Такую работу можно организовать прямо на уроках, а не на специальных занятиях, проводимых психологом.
В психологии существует такой прием воздействия. Это психогимнастика. Психогимнастика – курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Психогимнастика относится к невербальным методам групповой коррекции, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии.
Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью жестов, мимики, пантомимики. Психогимнастика помогает детям преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможности для самовыражения. Прежде такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера и другими нервно-психическими расстройствами. Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
В своей практике я попыталась включить приемы психогимнастики в процесс урока и во внеурочную деятельность. Они занимает на уроке не более 5 минут. Занятие психогимнастикой состоит из 3-х фаз:
1 фаза – фаза снятия напряжения, страхов, развитие внимания.
2 фаза – фаза мимических и пантомимических этюдов.
3 фаза, заключительная, цель которой – снятие напряжения, возникшее во время занятия, повышение сплоченности группы, рост доверия между участниками, формирование уверенности.
В первую фазу, в которой происходит снятие напряжения, страхов, развитие внимания, я включала в организационный момент урока и при объявлении темы урока.
1. Игра «Огромный привет». Во время приветствия провожу эту игру
- Вы пришли сегодня в школу, но, возможно, еще не успели со всеми поздороваться. Сейчас нам предоставляется такая возможность.
(Я протягиваю руку первому ученику, он следующему и так до тех пор, пока руки последних учащихся не соединяться рукопожатием.)
-Почувствовали тепло друг друга, тепло наших рук нас сейчас объединило.
-Давайте, молча, при помощи рукопожатия, поприветствуем друг друга.
2. Игра «Зеркало». Дети в парах садятся друг против друга, один из пары показывает движение, другой повторяет, затем дети меняются ролями.
Вторая фаза – проведение мимических и пантомимических этюдов, игр может быть тесно связана с темой урока, а может быть проведена в произвольной форме.
Сухомлинский писал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Нейропсихологами доказано, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев руки. Во время психогимнастики мелкая моторика детских рук развивается в ходе игровых процедур (пальчиковый театр, игры-этюды, упражнения), что делает это не только
полезным, но и приятным. Интересно отметить, что человек может мыслить стоя неподвижно, однако, для закрепления мысли необходимо движение. Не подвижный ребенок не обучается!
1.Упражнение «Колечки» (развитие мелкой моторики) Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в
кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
2.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ребро. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - 8-10 раз
3. «Энергетическая зевота»
Кто не зевал на уроке? Думаете, это от скуки? Вовсе нет, просто организму не хватает кислорода, чтобы активно перерабатывать поступающую информацию. А когда теряется смысл, действительно становится скучно. Для поднятия работоспособности использую это упражнение. Можно выполнять стоя и сидя. 1.Положите ладони на щеки. 2. Откройте и закройте рот, чтобы почувствовать под руками соединения верхней и нижней челюстей. Переместите пальцы на эти точки. 3. Представьте, что вы зеваете: широко откройте рот и на высоте «зевка» массируйте пальцами, найденные точки. При этом попробуйте произносить длинный звук «ва-а-а-у-у-у» Повторите упражнение 3 – 6 раз. При правильном выполнении упражнения вы непременно зевнете по-настоящему. Еще один прием, помогающий улучшить концентрацию внимания, повысить активность и энергичность, помочь более гибко принимать решения. Пейте воду! Особенно это важно делать перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса. Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов. Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма. Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие. Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы. Соки, чаи и другие напитки не выполняют тех замечательных функций, которые несет вода. Психогимнастику можно провести вместо физкультпаузы. Только здесь используются упражнения, игры, этюды с психомышечной активностью, которые предполагают снятие как физического, так и психического напряжения, обеспечение необходимой двигательной активности учащихся, мышечной нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога 1. «Солдат и тряпичная кукла» И.п. – стоя. Вытянитесь в струнку как солдаты. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигаетесь. Теперь наклонитесь вперед и опустите руки, чтобы они болтались как тряпочки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы, очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно негнущегося, как будто вырезанного из дерева (выполнять до тех пор, пока дети не почувствуют расслабление).
2.Упражнение "Гора" (Люди с самого рожденья жить не могут без движения).
- Руки опустите вниз, выровняйте спинку, голову не наклоняйте.
- Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.
- Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: "Сила во мне" и тянется вверх. Другая говорит: "Нет, сила во мне" и тоже тянется вверх.
- Нет! – решили они – мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих. Потянулись обе вместе, сильно-сильно.
- Медленно опустите руки и улыбнитесь! Скажите друг другу добрые слова.
6.Упражнение «Насос и мяч».
Цель: расслабление мышц.
Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки и шея расслаблены, голова опущена. Насос надувает мяч, сопровождая движения рук звуком «ш». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше и больше. После того как мяч надут, «шланг» насоса выдергивается… и из мяча с силой выходит воздух со звуком «с». Тело обмякло, вернулось в исходное положение. (Играющие меняются ролями).
7. Упражнения "Движения животных".
- "Жираф" – голова вверх-вниз, круговые движение вправо-влево.
- "Птица" – руки поднять, опустить как крылья, круговые движения назад и вперед.
- "Лошадь" – поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
- "Аист" – подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, а затем левой (по полу).
- "Кошка" – потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.
Кроме специальных психогимнастических игр и этюдов в психокоррекционной работе и профилактике утомления младших школьников большое значение имеет любая игровая деятельность. Игры способствуют возбуждению и поддержанию познавательного интереса школьников к предмету изучения и своей познавательной деятельности, созданию эмоционального комфорта для учебной деятельности. Игра помогает сделать любой учебный материал и познавательную деятельность увлекательными, снимает напряженность в учебном процессе, облегчает процесс усвоения знаний за счет подключения механизмов подсознания. Психологи утверждают, что на подсознательном уровне происходит самая важная часть обучения. Их целесообразно использовать во внеурочной деятельности, на классных часах из-за экономии времени на уроке.
1.Игра «С платком»
Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
Описание игры: представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
- бабочку;
- принцессу;
- волшебника;
- бабушку;
- фокусника;
- человека, у которого болит зуб;
После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»
2. Игровое упражнение «Посочувствуй другому»
Цель: развивать у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.
Описание игры: упражнения выполняются в парах. Воспитатель задает разнообразные ситуации.
- Девочка упала, поранила руку, ей больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
- Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).
Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями.
3.Игровое упражнение «Я и настроение»
Цель: учить детей осознавать свои переживания.
Я радуюсь, когда …
Я горжусь, когда …
Мне бывает грустно, когда …
Мне бывает страшно, когда …и т.д.
3 фаза. Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью основной части, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности.
1.Упражнение «Улыбка»
-А теперь каждый ученик своему соседу в знак благодарности за урок подарит свою самую добрую улыбку.
2. Релаксация «Волшебный цветок добра».
Звучит спокойная музыка
Сядьте удобно на стульчики, положите руки на колени.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко.
Представьте цветок Добра и хорошего настроения на ваших ладонях. Почувствуйте, как он согревает ваши руки, ваше тело, ваше душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать…
Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью…
Как приятно вашему лицу, как хорошо становится вашей душе…
Вас обвевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты.
Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…
Сделайте глубокий вдох, выдох. Потянитесь. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам и улыбнитесь.
Заключение
Психогимнастика актуальна, особенно, в наше время, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки становятся меньше.
Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе урока и во внеурочной деятельности поможет ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка.Вместе ...
« Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"
Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его ...
Театрализованные представления, как средство обучения английскому языку детей младшего школьного возраста
Обучение английскому языку на раннем этапе ведётся в нашей школе уже много лет. Практика и результаты показали, что это несёт положительную мотивацию к дальнейшему изучению и оказывает зна...
Гимнастика как средство формирования школы движений детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен...
Обобщение опыта работы на тему: "Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста"
Сущность опыта заключается в том, как развить творческие способности ребёнка, развить такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Рисование с использованием нетрадиционных техник,...
Инновационный проект Влияние вредных привычек на здоровье детей младшего школьного возраста
Цель проекта. Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста. Задачи проекта: раскрыть сущность вредных привычек; выявить причины пристрастия к вредным прив...
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? На сегодняшний день в современном образо...