План-конспект занятия «Использование исследовательского метода в изготовлении аппликации».
план-конспект
Занятие разработано для детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.57 КБ |
![]() | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия
группы 2 года обучения
коллектива «Сказочная страна», педагог д/о Кочкина И.И.
Тема: «Использование исследовательского метода в изготовлении аппликации».
Цель занятия: Развивать познавательную творческую активность младших школьников посредством коллективной аппликационной композиции.
Задачи: Познавательные: - познакомить с нетрадиционными видами аппликации из бумаги; учить выделять выразительные средства (объемную форму, характер движения, характер образа) через бумагопластику; - учить понимать содержание аппликации; - закрепить приемы деления бумаги на части, скатывания, расплющивания в технике нетрадиционной аппликации; - формировать умения анализировать работу в различных техниках аппликации. Воспитательные: - воспитывать у детей интерес к различным видам аппликации из бумаги; - бережное отношение к труду своих товарищей; - мотивировать эмоционально-логическое отношение к аппликации. Развивающие: - развивать композиционные навыки; - развивать умение самостоятельно анализировать содержание групповой аппликации. Личностные: - формирование у ребенка ценностных ориентиров в области искусства; - понимать ценность выполнения художественного продукта: Зачем? И ради чего? Регулятивные: - составлять план выполнения коллективной композиции; - определять степень успешности своей работы; - давать оценку коллективной работе. Коммуникативные: - организовывать взаимодействие при выполнении коллективной творческой работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный аппарат, доска, шаблоны, клей ПВА, емкости для клея, ватные палочки, карандаши, цветная бумага, салфетки, картон, заготовки деталей аппликации из картона, лист ватмана.
Ход занятия:
I. Организационно-подготовительный и диагностический этап
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
- Сегодня у нас необычное занятие. Давайте представим, что вы юные исследователи. И так, у нас будет три исследовательских группы: первая группа по исследованию свойств картона, вторая – бумаги, третья – салфеток.
Первое задание: (Слайд)
Перед вами на столах лежат полоски – ваши образцы для исследования. Вам предстоит выяснить, какой из образцов лучше всего скручивается и сохраняет форму? Возьмите образцы и скрутите их по длине. (Дети скручивают образцы бумаги.)
- Ребята, давайте проанализируем, как скручивались полоски данных образцов, и какой из них лучше сохраняет при скручивании форму?
- Как скручивался картон?
- Что можем сказать о бумаге?
- Какой материал сохранил форму лучше?
Ответы детей: Легче всего скручивались салфетки, потом бумага. Картон было скручивать трудно. Лучше всего форму при скручивании сохраняет образец из салфетки.
- Ребята, какой же мы сделаем вывод?
Ответы детей: лучшими свойствами скручивания обладает салфетка. (Слайд)
- Да, правильно. А как вы думаете, в каком виде декоративно – прикладного творчества можно использовать это свойство салфетки?
Ответы детей: в аппликации.
- Верно в аппликации. Такая техника называется - аппликация из крученых салфеток. (Слайд)
- Техника выполнения такова: на бумагу предварительно наноситься карандашом эскиз. Салфетка разрезается на полоски, из которых скручиваются жгутики. Затем на эскиз ватной палочкой наносится клей ПВА. На место нанесения клея накладывается жгутик и закрепляется.
Второе задание: (Слайд)
Приступим к следующему исследованию. Теперь возьмите квадраты образцов, на которых нарисован листик, и оборвите его по контору. (Дети выполняют задание.) Ребята, проанализируйте, с каким из образцов лучше всего работать?
Ответы детей: Легче всего было работать с бумагой, так как она хорошо рвалась, и четко получались контуры листика. Сложнее работать с картоном, так как надо было больше прилагать усилий при работе, салфетки очень легко обрывались, поэтому было сложно сохранить заданный контур листика.
- Ребята, какой же мы сделаем вывод?
Ответы детей: лучшими свойствами при контурном вырывании обладает бумага. (Слайд)
- Да, правильно. А как вы считаете, где это свойство бумаги можно использовать?
Ответы детей: в аппликации.
- Предположите, как она называется?
Ответы детей…
- Да, такая техника называется обрывная аппликация. (Слайд)
Техника выполнения обрывной аппликации достаточно проста и не требует каких-либо навыков. Она бывает двух видов: контурная и из мелких кусочков. Обрывная аппликация выполняется без ножниц. При обрывании пальцы должны располагаться впритык друг к другу, с двух сторон от нарисованной линии. Дальнейшая техника оформления аппликации, как и традиционной аппликации. Аппликация из мелких кусочков напоминает рисование красками, иногда эту технику аппликации называют «Бумажной акварелью».
Третье задание: (Слайд)
Приступаем к последнему заданию. Возьмите последние образцы – маленькие квадратики и скатайте из них шарики. (Дети выполняют задание.)
- Ребята, проанализируйте, как вели себя образцы в процессе работы и какой из них лучше сохраняет форму при скатывании?
Ответы детей: Легче всего было работать с салфетками, так как они легче рвались и лучше скатывались при этом и хорошо сохраняли форму. Немного труднее работать было с бумагой, так как надо было больше прилагать усилий при работе. С картон работать было трудно, он плохо разрывался на кусочки и скатывался.
- Какой же мы сделаем вывод?
Ответы детей: лучшими свойствами скатывания обладает салфетка (Слайд).
- Да, правильно. А где это свойство салфетки можно использовать?
Ответы детей: в аппликации.
- А как вы думаете, как она называется?
Ответы детей…
- Да, такая техника называется «Аппликация из скатанных салфеток». (Слайд) Техника выполнения: салфетки разрываются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скатываются в шарик. Полученные шарики наклеиваются с помощью клея ПВА на предварительно нарисованный эскиз.
- Ребята, вы познакомились с нетрадиционными видами аппликации. С какими? Подскажите мне, пожалуйста.
Ответы детей: из крученых салфеток, обрывная, из скатанных салфеток.
(Слайд)
Звучит пение снегиря. – Вы догадались, это пение, какой птицы?
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
С первым снегом
Тут как тут! (снегирь) (Слайд)
Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня делать на занятии?
- Конечно же, снегирей. Но прежде, чем приступить к работе, мы немного отдохнем. Ребята встаньте, пожалуйста!
Физминутка: (Слайд)
(Пальчиковая гимнастика « Снегирек » Т. Бондаренко)
Сел на ветку снегирек. (Руку, согнутую в локте, поставить на стол, пальцы сложить в виде клюва.)
Пошел снежок, он промок. (Опустить «голову птицы» клювом вниз.)
Ветерок подул слегка, (Помахать другой рукой на «снегирька».)
Обсушил нам снегирька. («Снегирёк» встрепенулся. Повертеть «головой снегирька» в разные стороны.)
К солнышку взлетел, песенку запел (Соединить большие пальцы обеих рук, остальными пальцами делать взмахи как крыльями).
- Ребята, занимайте свои места. И, так продолжим работу. Сегодня мы сделаем непросто птиц, а выполним общую творческую проектную работу «Снегири на рябине». (Слайд.) Работать будете в группах. Сейчас вы получите задание. (Группы получают карточки с заданиями. Каждый представитель группы зачитывает задание).
Задание № 1: Изготовить ветви рябины в технике «Аппликация из крученых салфеток».
Задание № 2: Изготовить плоды рябины в технике «Аппликация из скатанных салфеток».
Задание № 3: Оформить снегиря в технике «Рванная аппликации из бумаги» и собрать его из деталей.
II. Конструирующий этап
- Ребята, для работы вам понадобится клей ПВА, поэтому давайте вспомним правила работы с ним.
(Дети рассказывают правила работы с клеем ПВА.)
- Клей – это яд;
- Нельзя брать клей в рот
- Стараться работать аккуратно, чтобы клей не попал на одежду, лицо и особенно глаза
- Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
- Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
- При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
- Во время работы нужно содержать рабочее место в порядке.
- Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
- После работы клей нужно плотно закрыть.
(Слайд) Правила техники безопасности при работе с клеем.
- И, так, ребята, приступаем к работе. Каждой группе необходимо самостоятельно изготовить элементы композиции. Чтобы время было рационально использовано, вам необходимо определиться в команде: кто готовит заготовки, а кто наклеивает их на общую проектную работу. У вас на карточках с заданиями напечатана технологическая карта, которая поможет вам в работе.
(Звучит музыка, дети выполняют работу).
III. Итоговый этап
- Ребята, вы полнили свои задания. Давайте композицию закрепим на доске? Что у нас получилось? ( Просмотр и оценка работ.)
- Какие нетрадиционные техники аппликации вы использовали в работе? ( Ответы детей.)
- Вы работали в группах. Оцените работу своей команды. У вас на партах лежат лучики жёлтого, голубого и зеленого цвета. Лучик желтого цвета означает – нам очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие было не очень интересным, было мало информации; зеленого – совсем не понравилось, не было никакой полезной информации. Ребята, я сейчас приклею серединку солнышка, а вы прикрепите к нему выбранный в группе лучик. (Дети крепят лучики.)
- Ребята, вот и занятие подошло к концу. Спасибо за работу.
(Слайд ). До встречи на следующем занятии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первый вопрос : Какой из образцов лучше всего скручивается и сохраняет форму? Лучшими свойствами скручивания обладает салфетка.
Аппликация из крученых салфеток
Второй вопрос : С каким из образцов лучше всего работать? Лучшими свойствами при контурном вырывании обладает бумага.
Обрывная аппликация - контурная и из мелких кусочков
Третий вопрос : Как вели себя образцы в процессе работы и какой из них лучше сохраняет форму при скатывании? Лучшими свойствами скатывания обладает салфетка.
Аппликация из скатанных салфеток
Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды С первым снегом Тут как тут!
Сел на ветку снегирёк . Пошел снежок, Он промок . Ветерок подул слегка , Обсушил нам снегирька . К солнышку взлетел, песенку запел.
Правила техники безопасности при работе с клеем Клей – это яд Нельзя брать клей в рот Стараться работать аккуратно, чтобы клей не попал на одежду, лицо и особенно глаза Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется. Во время работы нужно содержать рабочее место в порядке. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом). После работы клей нужно плотно закрыть.
Создание творческого проекта
До встречи на следующем занятии !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление аппликации из древесины (4 класс)
Тема: Изготовление аппликации из древесины(2часа)Цель урока:познакомить учащихся с поделочным материалом, с областью применения этого материала, научить выполнять аппликацию из древесины, воспитывать ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/12/picture-82070-1494592553.jpg)
Изготовление аппликации "Влюбленные вороны"
Цели: v научить правильно вырезать по шаблону; v развивать творческие способности, мышление, воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику; v воспитать чувство коллективиз...
Конспект урока по предмету "Ручной труд" по теме "Изготовление аппликации из природного материала", 3 класс
Конспект урока ручного труда для учеников 8вида 3 класса по теме"Изготовление аппликации изприродного материала"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-331002-1383163410.jpg)
Мастер-класс "Изготовление аппликации из соломки".
Солома всегда приносила пользу в хозяйстве человека. Образцы изделий, украшенные соломкой , датируются ХVIII веком. Их изредка можно встретить в музеях. Современные художники обратили внимание на этот...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/07/picture-360895-1607345108.jpg)
Конспект открытого занятия по теме "Изготовление аппликации "Барашек" с использованием вторичного сырья"
Данное занятие разработано для детей младшего школьного возраста. При изготовлении аппликациии используется вторичное сырьё (газеты). Занятие содержит элементы исследовательской работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-406478-1392633774.jpg)
Этапы изготовления аппликации "Пасхальный натюрморт"
Эти методические рекомендации помогут Вам выполнить аппликацию из ткани на одноразовой тарелочке. Она послужит хорошим подарков к празднику Пасхи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-594755-1426054540.jpg)
Технология изготовления аппликации "Бабочка на лужайке"
Технология изготовления аппликации "Бабочка на лужайке". Поделка-картинка изготовлена из картона и цветной бумаги. Материал предоставлен в помощь педагогам дополнительного образования по д...