Конспект открытого занятия по теме "Изготовление аппликации "Барашек" с использованием вторичного сырья"
план-конспект занятия по теме

Кочкина Ирина Ивановна

Данное занятие разработано для детей младшего школьного возраста. При изготовлении аппликациии используется вторичное сырьё (газеты). Занятие содержит элементы исследовательской работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_barashek.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  открытого занятия  Кочкиной И.И.

Тема: «Изготовление аппликации «Барашек» с использованием вторичного сырья»  (Слайд 1)

Цель занятия: создать условия для закрепления у учащихся знаний и навыков по работе с бумагой.

Задачи:

1. Предметные: Содействовать развитию  навыков работы с бумагой.

2. Метапредметные:

- регулятивные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные педагогом ориентиры в учебном материале;

- коммуникативные: формировать умения принимать участие в работе парами и группами, договариваться и приходить к общему решению;

- личностные: продолжать формирование представления о причинах успеха в работе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изготовлению аппликации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный аппарат, доска, шаблоны, ножницы, клей «Карандаш»,  карандаш, цветная бумага, заготовки деталей аппликации из  картона, образец аппликации, картина пастбища.

Ход занятия:

I. Организационно-подготовительный и диагностический этап

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

- Сегодня, наше занятие я хочу начать с загадки: (Слайд 2.1)

        Завитые рожки,

        Тоненькие ножки,

        Шубка шерстяная

        Тоже завитая

        У хозяина живёт

        Травку сочную жуёт.

Ответ детей: барашек. (Слайд 2.2)

- Пока он один и ему хочется иметь много друзей. Вот и мы постараемся  изготовить целое стадо весёлых барашков.

- А из чего он сделан, как вы думаете?

Ответ детей: из газеты

Тема занятия. (Слайд 2.3)

- Но прежде чем приступить к работе, я вам расскажу вам об истории возникновения бумаги.

             (Слайд 3) Бумага была не всегда. В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Далекими предками бумаги были  кора деревьев (Слайд 3.1)  и камень(Слайд 3.2) . Тот и другой материал были дешёвыми и доступными для письма, но «книги» оказывались очень тяжелыми. Поэтому поиски более удобного материала были постоянными. На смену пришли деревянные дощечки, покрытые воском (Слайд 3.3). Их сменил папирус (Слайд 3.4). Папирус — растение, близкое нашим болотным осокам. Первым сырьем для бумаги после папируса были тряпки из хлопчатобумажных тканей.        Прошло много времени, прежде чем был найден самый удобный  материал для письма — бумага. Первую бумагу  изобрёл в Китае в I—II веке нашей эры чиновник Цай Лунь (Слайд 4).

        Способ выделки бумаги китайцы хранили в секрете. За его разглашение — смертная казнь. Но, тем не менее, секрет был раскрыт.

        Длинным был путь бумаги в Европу.

        На рубеже XVII—XVIII веков в Голландии была изобретена  размалывающая ролл-машина (Слайд 5). Появилось и новое сырье — древесина, которую предложил сын ткача Ф. Келлер. Вычитав в газетах о резком, повышении цен на тряпьё, он вспомнил, что осиное гнездо очень похоже на сделанное из бумаги. А по личным наблюдениям он знал, что насекомые делают его из деревянных кусочков. О том, как изготавливается бумага, у Келлера были более чем смутные представления и он решил, что дерево надо как следует сварить. Изрубив его на щепки, он залил их водой и стал варить. Дерево, видно, никак не хотело «вариться», сын ткача увеличил огонь, вода забурлила и брызнула на скатерть. Когда ткань впитала воду, на скатерти осталась густая плотная лепешка. И тогда Келлер понял, что он на верном пути... Он размолол  дерево, смешал с тряпьем и получил газетную бумагу — тех газет, которые натолкнули его на поиски. Примерно в это время из дерева, но уже химическим путем, стали получать целлюлозу, из которой делается бумага и по сей день.        

        В XVIII веке большой вклад в производство бумаги в России внёс Петр I (Слайд 6); по его указу было построено несколько бумагоделательные фабрик.

        В настоящее время путь бумаги начинается  в бескрайних лесах. С лесной делянки деревья отправляются в далекий и сложный путь к бумажному комбинату (Слайд 7).

- А теперь, ребята, давайте представим, что вы юные исследователи. Давайте сейчас проведём небольшую  исследовательскую работу, которая нам поможет расширить знания о свойстве бумаги:

Вопрос: (Слайд 8.1)  как разорвать лист бумаги, чтобы края были ровные?

Опыт: Разорвите лист бумаги пополам. А теперь сложите лист бумаги пополам, проведите по сгибу линейкой или пальцем. Расправьте  лист и разорвите.  Как бумага разорвалась в первом и во втором случаях? Почему?

Ответы детей: в первом случае бумага разорвалась неровно, а во втором случае мы согнули, а затем пригладили линию сгиба, мельчайшие волоконца разломались, разрушились связи между ними. И поэтому лист точно разорвался по прямой линии.

Вывод: (Слайд 8.2) Чтобы при  разрыве  листа бумаги края оставались ровными, обязательно лист бумаги согнуть.

Вопрос: (Слайд 9.1) Как определить направление волокон в бумаге?

Опыт: возьмите лист бумаги квадратной формы, который  размечен буквами АА, ББ. И начните разрывать лист по направлению от А до А, затем также от А до Б. Сравните линии разрыва, какие они разные. В одном случае линия разрыва очень неровная. Почему это так?

Ответы детей: там, где линия разрыва  почти прямая — мы разрывали бумагу вдоль волокон, а где неровная – поперёк волокон.

Вывод: (Слайд 9.2) значит, когда нам нужно ровнее разорвать лист бумаги, надо сначала определить направление волокон, а потом разрывать; сгибать или складывать вдоль листа, а не поперек.

 Вопрос: (Слайд 10.1) Почему намоченная бумага гораздо легче рвется, чем сухая?

Возьмите  лист бумаги, разрежьте пополам, одну полоску  оставьте сухой, а другую смочите водой. К нижней части сухой полоски осторожно подвесьте груз.  А теперь осторожно  подвесьте груз  к  намоченной полоске. — Что произошло?

Ответы детей: Сухая полоска выдержала груз, а мокрая расползлась.

 Вывод: (Слайд 10.2) мокрая бумага рвётся легче потому, что в составе наполнителей бумажной массы есть клей.  При намокании бумаги он растворяется в воде и волоконца древесины, из которой сделана бумага, расползаются, т. к. перестают быть связанными между собой.

- Ребята, давайте немного отдохнём.

(Слайд  11). Физминутка:

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам        

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать – (5 прыжков).

II. Конструирующий этап

Объяснение этапов изготовления аппликации «Барашек» (Слайд 12,13,14,15,16).

        - Ребята, как вы думаете, одному играть весело? (ответы детей)

Тогда давайте теперь приступим же скорее к изготовлению друзей нашему «Барашку», ведь он очень скучает.

- Для работы потребуются: заготовки деталей «Барашка» из картона (голова, рожки, туловище), кусочки газеты, клей карандаш.

- Соединяем голову с туловищем. На голову наклеиваем детали – рожки.

- Из газеты скатываем небольшие комочки.

- На туловище наносим клей и укладываем скатанные комочки бумаги плотно  друг к другу. Необходимо заполнить всё туловище.

- Несколько комочков из бумаги так же уложить на голове «Барашка» между рогами.

- «Барашек» готов.  

II. Конструирующий этап

- Ребята, а сейчас давайте приступим к работе. Но сначала вспомним правила работы с ножницами и клеем.

Дети: - Ножницы - опасный инструмент, ими можно пораниться. Клеем можно испачкать и работу, и одежду.  (Рассказывают правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.)

(Слайд 17) На слайде - Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Вот теперь можно приступить к изготовлению «Барашка» (Слайд 18,19,20,21).

Но работать будете в парах, т.е. изготовляете одну работу вдвоём.  (Дети в парах самостоятельно изготовляют аппликацию.)  

- Ребята, вот мы и изготовили  «Барашков».  Давайте вспомним,  как вы его изготовляли. (Дети рассказывают этапы изготовления аппликации.)

III. Итоговый этап

    - Ребята, давайте всех своих барашков разместим на пастбище! (На доске размещён плакат, на котором изображено пастбище с пастухом.) Какие они получились разные!  Вы  молодцы, я думаю, что они станут лучшими друзьями барашку. И барашек не будет больше скучать. ( Просмотр и оценка работ.)

- Ребята, а теперь мне хочется узнать, вы довольны своей работой?  Пожалуйста, оцените её сами. Как вы уже обратили внимание, у вас на партах лежат цветочки, которыми будете оценивать свою работу: красный – отлично выполнена работа, желтый – хорошо, синий – не очень хорошо. Оцениваете свою работу самостоятельно и прикрепите на пастбище цветок выбранного вами цвета. (Дети наклеивают на пастбище.)

 А я оцениваю, вот так - … (педагог наклеивает большой красный кружок).

(Слайд 22). - Спасибо Вам за работу, наше занятие подошло к концу, но я с нетерпением буду ждать  с вами встречи на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по лексической теме "Транспорт" с использованием методов ТРИЗ (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по лексической теме «Транспорт»с использованием методов ТРИЗ(подготовительная группа) Коррекционно - образовательные цели.    Систематизироват...

Использование вторичного сырья в декоративно-прикладном творчестве

Цель:-создавать благоприятную и комфортную для человека окружающую  среду;-приобрести навыки практической исследовательской деятельности, осознать значимость своей практической помощи природе.- р...

Конспект открытого занятия: «Новогодние украшения» с использованием личностно- ориентированных, здоровьесберегающих, игровых и ИКТ технологий.

Данный конспект поможет провести открытое занятие с ипльзованием одного из видов ДПИ -аппликации из ватных дисков....

Конспект открытого занятия «Пасхальные птички» с использованием личностно - ориентированных, здоровьесберегающих и игровых технологий.

Данный конспект может послужить отличным материалом как для открытого урока так и для проведения мастер-класса....

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

На игровом поле лежат вопросы, на которые надо ответить. Игроки крутят волчок и выбирают вопрос. Когда знатоки выполнят задание- конверт с вопросом убирается. Если стрелка волчка остановилась на пусто...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

Тип занятия: фронтальное занятиеЦель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме весна.Задачи:1.      коррекционно—образовательная: Расширить з...

Конспект открытого занятия "Мусор - это не отходы,а вторичное сырьё".

приложен конспект открытого занятия, необходимые материалы(презентация и карточки для заданий....