Изготовление аппликации из древесины (4 класс)
методическая разработка по технологии по теме

Тема: Изготовление аппликации из древесины(2часа)

Цель урока:познакомить учащихся с поделочным материалом, с областью применения этого материала, научить выполнять аппликацию из древесины, воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность в работе, развивать творческое воображение.

Оборудование и наглядный материал:образцы выполненных аппликаций,  клей ПВА, мелкозернистая наждачная бумага, цветной картон, древесный материал (опилки, спички, зубочистки, стружка от цветных карандашей ), кисточка, краски гуашь, хлопчатобумажная салфетка, клеенка.

Ход урока

1.Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

ни минуты не теряем.

Проверка готовности  к работе.

1. На парте клеенка.

2. Древесный материал, клей ПВА.

3. Обязательно хлопчатобумажная салфетка.

4.  Небольшой кусочек наждачной бумаги.

5. На учащихся надета рабочая одежда (фартук и нарукавники)

2.Работа над темой.

- Учитель.

Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Люди всегда черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Издавна древние умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок. Дерево есть по - всюду, его легко обрабатывать, а изделия из него пригодны для разных целей. Древесина относится к группе природных материалов растительного происхождения. Под руками у нас должен быть разнообразный материал из древесины -  спички, зубочистки, стружка от карандашей, опилки, кора дерева, деревянные карандаши. Работа подчас рождается экспромтом, поэтому материала надо иметь намного больше, чем требуется для выполнения одной аппликации. Аппликация из древесины смотрится очень эффектно, радует глаз и надолго запоминается. Работа с древесиной дает простор для творческого воображения, она открывает целый мир неожиданных сюжетов. Выполненные аппликации, установленные в рамочку, могут украсить стены любого помещения и это замечательный подарок для друзей. Покрывать краской следует только  древесину, лишенную всякой природной красоты.

Ребята с технологией выполнения аппликации из опилок вы хорошо знакомы, так как выполняли эту работу в 3 классе. Любой вид работы мы всегда выполняем по принципу - «от простого, к сложному». Поэтому сегодня на уроке я предлагаю нашу работу дополнить разнообразнымдревесным материалом (спички, зубочистки, стружка от карандашей, ну и знакомый вам материал опилки.)

Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией готовых работ.

- Учитель.

Скажите, что на ваш взгляд можно изобразить, из спичек и зубочисток выполняя аппликацию? (Различные сооружения, лучи солнца, ствол и ветки деревьев, различные предметы.)

- Как вы думаете, для изображения деревенских или городских построек больше подходит этот материал?

- А из какого древесного материала вы  можете сделать облака, крону деревьев, траву, насекомых? (Из опилок,  спичек и стружки от карандашей.)

- Как добиться того, чтобы ваша работа не была бледной и невзрачной? (Нужно использовать стружку от карандашей разного цвета ( для солнца от красного карандаша, для облаков от синего и т.д. или покрасить опилки гуашью в разный цвет).

- Как вы думаете, что легче наклеить опилки или спички, зубочистки, стружку от карандашей? (Опилки)

- Напомните. Как правильно наклеить опилки?  ( Д ля наклеивания опилок, нужно равномерно нанести клей ПВА на определенные участки картона (толстым слоем наносить клей не нужно), затем этот участок засыпать слоем опилок, накрыть сверху чистым листом картона и хорошо придавить ладонями, излишки опилок высыпать в емкость с опилками.)

3.Практическая часть.

Ход выполнения работы:

1Глядя на  имеющийся материал продумать сюжет предстоящей работы.

2. Подобрать подходящий  по цвету лист картона для основы аппликации.

3.Выложить на листе картона из спичек и зубочисток задуманную композицию и простым карандашом слега заметными линиями дорисовать, то, что считаете нужно.

4. Если вы хотите изобразить животных, то их можно нарисовать простым карандашом или обвести шаблон.

5.  Поэтапно наносить клей, на участки, куда будите наклевать опилки.

6. Затем нужно наклеивать спички, зубочистки, стружку от карандашей. Клей наносить кисточкой ровным слоем на поверхность материала, сразу приклеивать не стоит (выдержка клея 1-2 минуты), затем прижать деталь  намазанной стороной к картону и хорошо придавить.  Выполняя эту работу нельзя торопиться, нужно делать аккуратно, следить за тем, чтобы клей не вытекал из-под деталей (излишки клея можно убрать салфеткой, но на картоне  останется след).

7. Если вам нужно заклеить спичками или зубочистками большой участок (крышу дома  или стену),  то сначала нужно спичками или зубочистками  оклеить контур стены или крыши. Затем уже внутри крыши или стены дома нужно нанести клей равномерным слоем  и дать выдержку 1-2 минуты, потом  начинаем выкладывать спички или зубочистки  располагая их плотно друг к другу не оставляя  между ними промежутка,  накрываем  работу чистым листом картона  и плотно прижимаем.  

8. Если вам нужно сделать короче  по размеру спички или зубочистки, то место разлома будет неровное, поэтому этот участок древесины нужно потереть о мелкозернистую наждачную бумагу до удаления неровностей.

9.Ребята вы должны знать, что зубочистки делают из деревьев твердых пород, а спички из деревьев мягких пород, поэтому облака и крону дерева можно сделать из спичек (нужно аккуратно надломить спичку в нескольких местах и придать ей дугообразную форму).

Учитель демонстрирует это ребятам.

 10. При оформлении работы можно использовать гуашь, (раскрасить лучи солнца, траву и т.д.) Если вы считаете, что именно натуральная текстура древесины  придает вашей работе красоту,  то можете  оставить свою работу без ярких красок.

4. Физкультминутка. 

Мы трудились и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И работать все начнем.

Повторение правил техники безопасности.

Правила работы с клеем.

Наждачной бумагой.

Древесиной.

Самостоятельная работа учащихся.

Продумывают сюжет работы.

Подбирают нужный материал.

Приступают к выполнению работы.

Итог урока.

1.Беседа.

- Понравилась ли вам работа с древесиной?

- Что нового было в вашей работе?

-  Какие трудности вы испытывали при работе?

2.Выставка работ.

3. Урок закончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в 5 классе по теме"Изготовление изделия из древесины - подставка для карандашей"

Урок технологии обучает учащихся способам обработки древесины, показывает способы работы  с природным материалом (сухой стебель борщевика) , расширяет представление учащихся о технологических про...

Урок технологии в 6 классе по теме: Изготовление изделий из древесины - "Кузнечик"

Урок технологии учит шестиклассников  способам работы с  древесиной, дает  представление  о технологических процессах производства обработки древесины....

Изготовление изделий из древесины (разделочная доска). Урок по технологии в 6 классе (мальчики).

Цель: Ознакомление с технологией изготовления изделий из древесины....

Конспект урока по предмету "Ручной труд" по теме "Изготовление аппликации из природного материала", 3 класс

Конспект урока ручного труда для учеников 8вида 3 класса по теме"Изготовление аппликации изприродного материала"...

Урок технологии по теме "Сверление отверстий, изготовление изделий из древесины" 6 класс

Цель: изучить с учащимися инструменты для сверления; научить приемам сверления....