Социализация личности ученика Советского района г.Казани в контексте профессионального самоопределения
статья на тему
В статье прослежена эволюция взглядов, интересов и предпочтений ученика Советского района, начиная с 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_ns-portal_7.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арсланова Э.Р. – зам.начальника ОО Советского района г.Казани
Социализация личности ученика Советского района г.Казани в контексте профессионального самоопределения
Одной из важнейших задач образовательной деятельности является не только направленность на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе.
Социализация трактуется как развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация имеет особенности на различных этапах, и одно из важнейших его этапов это самоидентификация ребенка, его профессиональное самоопределение, что определяет дальнейшее направление социализации личности ребенка. Особое место в выявлении изменений личности ученика на протяжении обучения в школе принадлежит мониторингу профессиональных интересов учащихся, проводимой в образовательных учреждениях Советского района на протяжении нескольких лет, начиная с 2001 г.
Профдиагностика учащихся является важным этапом в образовательной деятельности, поскольку на основе обработки данных тестирования собирается материал об отношении учащихся к предметам, сферам деятельности, социально-психологической направленности.
Изучение изменений в личности дает возможность составлять рекомендации по планированию дальнейшей образовательной деятельности каждому ученику школы, в частности, определение желаемого профиля обучения учащихся.
Проследим эволюцию взглядов, интересов и предпочтений ученика Советского района, начиная с 7 класса.
Интересы учащегося к предметам на протяжении с 7 по 11 классы значительно варьируются. Интересен тот факт, что ученик к интересным предметам относит практически все предметы, входящие в школьную программу. Среди наиболее интересных типичный ученик 7 класса выделяет физкультуру, технологию, историю и математику. Менее интересными предметами для него являются татарский язык, ОБЖ. В 8 классе значительные изменения не прослеживаются. В старших классах тенденция относить к числу интересных большинство предметов сходит на нет и ученик 9-11 класса уже расставляет приоритеты. В 9 классе интерес ученика к предмету «физкультура» снижается, в большей степени увеличивается интерес к русскому языку и литературе, биологии, географии. У типичного ученика 11 класса прослеживается существенный рост интереса к математике, иностранному языку. К физкультуре и физике интересы ученика существенно снижаются.
По параметру «профиль обучения» также можно наблюдать определенные изменения. Типичный ученик 7-8 класса отдает предпочтение технологическому профилю обучения, тогда как ученик 9 класса выбирает социально-экономический, также гуманитарный профили обучения.
У типичного ученика 7 класса по параметру «тип деятельности» лидирует склонность к физическому труду. Следует отметить, что данный параметр является неизменным вплоть до 11 класса.
Как показывает компьютерная диагностика, ученик уже в 9 классе определяется с выбором профессии, опираясь только на свое мнение. Типичный ученик 9 класса, как правило, продолжает обучение в 10 классе. После 11 класса в планах ученика поступление в вуз является приоритетным, причем недостаточность знаний является существенным барьером при поступлении. Высокий уровень заработной платы при выборе профессии для типичного ученика района является приоритетным.
В заключение хотелось бы отметить необходимость изучения изменений интересов учащихся Советского района на протяжении всего периода обучения. Интересы к предмету, к сфере деятельности, к профилю обучения могут меняться и нередко требуют корректировки, и задача педагогического сопровождения учащихся – это успешная социализация личности на этапе обучения в школе, что подразумевает способность адаптации к взрослой жизни после школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧЕНИКА ПО ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ЕГО УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Нестабильность современной жизни, неясность перспектив, материальные трудности в семье, зачастую ведет к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут самостоятельно определитьс...
Отчет о месячнике оборонно-массовой и спортивной работы, посвященного Дню защитника отечества в Советском районе г.Казани
Отчет о месячнике оборонно-массовой и спортивной работы, посвященного Дню защитника отечества в Советском районе г.Казани в 2013-2014 учебном году...
Анализ работы руководителя МО учителей ЕМЦ Каримовой С.А. МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани за 2013-2014 учебный год.
“В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, ...
План проведения предметной недели МО учителей ЕМЦ МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района города Казани на 2012-2013 учебный год.
Методическая тема ШМО: «Компетентностный подход в обучении предметам естественно-математического цикла как основа реализации стандартов образования второго поколения»Тема : «Наука и жизнь».Целью...
Аналитическая справка руководителя Каримовой С.А. по итогам предметной недели методического объединения учителей ЕМЦ МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района города Казани на 2012-2013 учебный год
Методическая тема ШМО: «Компетентностный подход в обучении предметам естественно-математического цикла как основа реализации стандартов образования второго поколения»Тема: «Наука и жизнь»Целью н...
Протоколы заседаний МО учителей ЕМЦ под руководством Каримовой С.А. проводимые в МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения» Советского района города Казани
Протоколы заседаний МО учителей ЕМЦ под руководством Каримовой С.А. проводимые в МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения» Советского района города Казани...
Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.
Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...