Система работы Ковалевой И. Н.
статья на тему

Ковалева Инна Николаевна

Описание системы опыта работы учителя истории Ковалевой И. Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы опыта работы Ковалевой И.Н.

В современном мире духовно-нравственные ориентации деятельности  вытесняются целесообразными и прагматическими подходами, видящими в человеке лишь средство для достижения рациональных целей. Сегодня актуальна проблема  поиска новой системы ценностей, адаптированной к современным условиям  и опирающейся на традиционные гуманистические российские ценности. Наибольшим воспитательным потенциалом, с точки зрения формирования духовных ценностей, конечно, являются предметы гуманитарного цикла. Именно  истории, как никакому другому предмету, принадлежит главная роль  в духовно-нравственном воспитании учащихся. Гуманистические ценности, будучи онтологически связаны с ценностями христианскими утверждают, прежде всего, ценность человеческой личности, семьи, труда, знания и культуры, Отечества и мира. Все эти ценности в той или иной форме  находят отражение в содержании программ основной общеобразовательной школы по истории, обществознанию, основам религиозных культур и светской этики. Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями.  Решение задачи  целостной организации образовательного процесса, которая создала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием, я бы представила следующим образом: духовно-нравственное воспитание обеспечивается гармоничным сочетанием обязательного и дополнительного компонентов при опоре на учебные предметы гуманитарного профиля.

 На протяжении многих лет наряду с историей, обществознанием, ОРКСЭ я осуществляю руководство школьным музеем Боевой славы и  провожу факультативы: начинала с  «Мифологии»,  с недавних пор веду «Основы православной культуры».  Особенность программного материала этих предметов в духовно-нравственного воспитании заключается в его воздействии на сердечную, эмоционально-мотивационную сферу личности.  Наибольший акцент я делаю на   воспитание учащихся  через освоение отечественной и мировой культуры, нацеленном на усвоение обобщенного опыта человечества и превращение его в ценностную систему, значимую для отдельной личности.    

Роль искусства, особенно искусства классического, заключается в том, что оно  учит мыслить образами, ставить себя на место другого человека, учит переживанию, сочувствию, прощению, любви и уважению к другому человеку, преклонению перед святыней. Знание, воплощенное в образе, обретает законченность, поэтому переживается подростком и входит в его сознание и сердце, становясь неотъемлемой частью его личности. В качестве примера можно рассматривать творческие работы учащихся на конкурс экскурсоводов, где ученики давали характеристику произведения искусства,  выражали свое отношение к нему (см.приложение).

Для знакомства с памятниками культуры в  качестве  ведущей формы урока, я использую уроки-путешествия, воображаемые  и заочные  экскурсии.  Информационно-коммуникативные технологии значительно расширяют возможности познания. Особым эмоциональным и познавательным потенциалом обладают виртуальные экскурсии, при которых можно видеть не только изучаемый объект, но и расположение экспонатов в зале, а также архитектуру здания. Метод виртуальной экскурсии я применяю  на уроках истории по теме «Культура…», например – экскурсия по залам Эрмитажа, Третьяковской  галерее и т.п. Экскурсию может проводить учитель, если это новая тема,  или учащиеся сами разрабатывают материал экскурсий в качестве опережающего задания или творческого задания по изученной теме. При этом учащиеся овладевают навыками анализа произведения искусства, используя памятки для раскрытия идейно-художественных особенностей и значимости данного произведения. Такие экскурсии – действенное средство эстетического воспитания, когда учащиеся приобщаются к высоким духовным достижениям человечества.

Экскурсионные приемы и методы я использую на уроках обобщения и систематизации знаний.  В  качестве примера возьмем урок истории в 5 классе «Афинское государство». Цель урока – более прочное усвоение знаний и приведение их в систему. При такой форме урока, как урок-путешествие, отрабатываются навыки работы с исторической картой, идет опора на ранее изученные знания и закрепление их, ставятся познавательные вопросы и задания, которые решаются в ходе «путешествия». Воспитанию у учащихся 5 класса чувства гражданственности и патриотизма способствует изучение мира античности. Важно сделать акцент, что античная культура не только являлась сокровищницей культурных религиозных, философских, художественных ценностей, но и питала византийскую, а через нее русскую православную культуру.

Такие экскурсионные приемы, как «зрительная реконструкция», сравнение позволяют конкретизировать события, сопоставлять их, побуждают активно, творчески мыслить и эмоционально передавать свои впечатления.                                                                                                                              Во время проведения заочных экскурсий широко используется прием сопричастности, который помогает хорошо представить событие, «вжиться» в него, ярко и образно его воссоздать. Школьники становятся участниками событий: вы – на вече в Древнем Новгороде, вы – участники похода Александра Македонского, вы – римский легионер, вы – сподвижник Пугачева и т.п. Чем ближе и конкретнее учащиеся воспринимают материал, тем богаче и глубже сопричастность к историческому прошлому.

Воспитательный потенциал истории заключается в восстановлении синхронного восприятия действительности и тем самым  в предоставлении подростку возможности «примерить на себя» исторические сюжеты и образы, т.е. в реальной возможности самовоспитания. Уроки истории дают возможность проследить, как, на протяжении веков, меняется представление  о героическом, возвышенном и обыденном, как изменяется сам человек  в зависимости от своих представлений, понять значимость вечных истин для жизни каждого человека, в какое бы время он ни жил. «Лучшими воспитателями», по выражению В.А.Ключевского, в ходе истории предстанут образы героев, святых, подвижников от Сократа и Перикла до Лихачева и Сахарова. Обращение к этим образам позволяет «очеловечить» историю и на примере их жизни прививать духовные ценности. Это повод для разговора  с подростком о серьезных проблемах бытия. Кто такой человек в этом мире? Для чего он живет и как живет? Чему нас учат великие образы прошлого? Как примирить высокие идеалы и трудности повседневной жизни? Так через создание образа эпохи и человека эпохи, сверяясь с которым можно понять, что человек не одинок в исканиях истины, в самопознании, формируются правильные духовно-нравственные понятия в сознании ребенка. П. П. Блонский высказал замечательную мысль: «Овейте душу ребенка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нем самоотверженное нежное  сердце. Побольше  рассказов о героях-людях и героях-народах…»

В 6 классе, изучая древнюю Русь, важно передать образ эпохи и образ человека того времени с его идеалами, устремлениями, верой. Обращение к художественным творениям эпохи, защитникам земли Русской, уклад жизни «простых» людей, их отношение к Богу, природе, людям рождают интерес к своим корням, воспитывают чувство патриотизма. Я стараюсь использовать самые разнообразные формы организации учебной деятельности: диалоговое взаимодействие, игровые уроки,  работу с историческими документами.

Изучая историю Средневековья,  важно подчеркнуть ее доминирующую черту – религиозность сознания, без учета которой  нельзя понять ни происходящих процессов и явлений, ни смысла его художественных шедевров. Именно в Средние века, по мнению философа и историка С.Н.Булгакова, родилась «новая личность» и важно при характеристике содержания тем развитого Средневековья показывать становление «нового человека», радости и трудности его «дольнего и горнего» пути, что будет способствовать формированию у учащихся таких качеств, как мужество, доблесть,  верность.

Часто  практикую  работу в группах, сущность которой  - организация общей деятельности, создание условий для активной работы всех учащихся, которые отличаются по уровню знаний и трудоспособности. Постановка конкретных задач,  организация групп должна обеспечить стимулирование и подключение всех учащихся к мыслительной деятельности. Учить детей умению взаимодействовать в группе, умению слушать и понимать других, умению принять на себя ответственность, способности сопереживать другим.

     Идеалы  высокого Возрождения и борьба за свободу и справедливость красной нитью проходят при изучении истории Нового времени в 7 – 8 классах, что должно влиять на формирование духовно-нравственных качеств личности подростка. Ролевые игры, «Суд истории» – добрый способ научить детей узнать взгляды людей минувшего. Удачной можно считать практику, когда то или иное явление или событие рассматривается  за счет сопоставления  трех позиций: современника событий, историка и художника, что помогает учащемуся в определении собственной точки зрения.

    На уроках обществознания при изучении тем «Духовная сфера жизни общества» закладываются основы нравственных представлений учащихся. Проблемные задания,  «мозговой штурм», дискуссии, анализ текста – те приемы, которые я использую в своей деятельности (см. приложение: урок «Мораль» 8 кл, «Правовое регулирование отношений в сфере образования» 9 кл.)

На занятиях по основам православной культуры важно донести учащимся, что русская культура выросла из семени православной веры. Вера отдельного человека и целого народа определяет собою всю их жизнь, их идеалы, традиции, сказывается на языке, проявляется в искусстве. В православной церкви люди научаются чувствовать себя членами единой семьи, братьями. Вообще соборность, жизнь «на миру» была важнейшей чертой русской православной жизни. Православие формировало национальный характер русских. Именно следование заповеди Божией  о любви к ближнему приобщало к доброте и состраданию русского человека. Чтобы не сбиться с пути, ведущего человека от земного к небесному, нужно иметь надежные ориентиры-маяки. У русского народа всегда были такие маяки-светильники – его религиозно-нравственные образцы. Герои-богатыри и крупнейшие полководцы считались у русских выразителями воли Божией. Их ратные подвиги освящались Церковью. Илья Муромец положил начало соединению ратного подвига с подвигом святости. После чего был причислен к лику святых целый ряд русских ратников – Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков.

Такие духовные ценности, как патриотизм и гражданственность формируются у учащихся в процессе музейной  деятельности. Это и встречи с участниками локальных конфликтов, с ветеранами Великой Отечественной войны, посещение памятных мест, связанных с ратными подвигами нашего народа, участие в краеведческих конкурсах, проведение месячников оборонно-спортивной работы, создание новых выставок и экспозиций, экскурсионная  работа в музее Боевой славы, работа с документами и письмами ветеранов.

Ярким  праздником для учащихся становится предметная неделя истории, когда муза истории Клио вдохновляет команды на рыцарские турниры, брейн-ринги, игры по станциям, заочные путешествия и экскурсии.

Подводя итог, можно сказать, что духовное общение на уроке, высокая культура взаимоотношений, учет характера и способностей учащихся, самореализация учащихся, формирование навыков самостоятельного труда – те основы, на которых строится моя система работы, как учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Система работы над творческими проектами (из опыта работы театра моды "87 плюс")

Театр моды вызывает у учеников интерес и желание совершенствоваться, стремления пополнить свои знания в профессиональном направлении. Трудолюбие и прочные знания, полученные на занятиях в театре моды,...

Система работы с математически одаренными учащимися на примере опыта работы МАОУ СОШ №2 станицы Павловской Краснодарского края

Статья была написана по материалам выступления автора на районном методическом объединении учителей математики Павловского района Краснодарского края. Цель выступления - обобщить и систематизировать о...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...