Опорные листы для занятий по программе "Научная кулинария": Растворимые "родственники" целлюлозы.
учебно-методический материал по химии
Опорные листы для проведения одного из занятий по дополнительной общеразвивающей программе "Научная кулинария", посвященного агар-агару. Содержит краткий теоретический материал о происхождении и получении агар-агара, описание демонстрационных и самостоятельных экспериментов по изучению свойств агар-агара, формы для записи результатов наблюдений, примеры простых кулинарных рецептов с использованием агар-агара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastvorimye_volokna.docx | 755.67 КБ |
Предварительный просмотр:
РАСТВОРИМЫЕ «РОДСТВЕННИКИ» ЦЕЛЛЮЛОЗЫ
АГАР- АГАР
Агар, или как его иногда называют агар-агар (на малайском - "желе") - возможно самая древняя из всех пищевых добавок, получивших широкое распространение. Этот натуральный продукт получают из красных водорослей, растущих в Тихом океане на глубине около 80 метров. Основные центры производства агара - Китай, Япония и США. Японская легенда гласит, что агар-агар научились добывать в середине 17 века. Однажды хозяин трактира угощал посетителей блюдом из вареных водорослей. То, что осталось от трапезы он вынес на двор и забыл про котелок с остатками ужина на несколько дней. Ночами температура опускалась до нескольких градусов ниже нуля, а днем припекало солнце. Через какое-то время трактирщик обнаружил в котелке некое светлое вещество, которое он прокипятил еще несколько раз пока оно не стало кристально белым. Так на свет появился агар-агар, который японцы стали активно использовать в приготовлении еды. Ту же самую процедуру с несколькими циклами заморозки и нагревания применяют и сейчас для получения чистого белого порошка агар-агар из морских водорослей.
Агар-агар – это, как и крахмал, и целлюлоза, сложный углевод. Только состоит он не из остатков глюкозы, а из простых углеводов, похожих на тот, что входит в состав молочного сахара -лактозы (он называется «галактоза»). В качестве примесей порошок агара содержит другие вещества, например, как и во многих морепродуктах, в нем есть примесь йода.
Опыт 1. Сравни растворимость агара и крахмала в холодной и горячей воде. Одинаковые количества порошков агара и крахмала помести в пробирки и добавь воды. Результаты запиши в таблицу.
Крахмал | Агар | |
Холодная вода | ||
Горячая вода |
Вывод: ______________________________________________________
_____________________________________________________________
Опыт 2. Небольшое количество агара поместим в пробирку и будем нагревать его в пламени горелки.
Агар при нагревании__________________________________________.
Опыт 3. Определим температуру застывания «раствора» агара. Горячий раствор агара помести в стаканчик, измерь его начальную температуру. Охлаждай стаканчик в холодной воде, одновременно измеряя температуру смеси с равными интервалами. Результаты занеси в таблицу
№ измерения | Температура смеси | Состояние смеси |
Опыт 4. Определи, при какой температуре застывшая смесь с агаром снова станет жидкой. Помести стаканчик с застывшей смесью в водяную баню. Измерь исходную температуру и наблюдай за состоянием смеси в зависимости от температуры при ее повышении.
Результаты занеси в таблицу.
№ измерения | Температура смеси | Состояние смеси |
Опыт 5. Снова охлади стаканчик с растопленным желе.
Смесь ___________________________________________
Вывод: Агар застывает при ________, желе с агаром плавится при _______.
Желе на основе агара остается ______________________ при комнатной температуре. Образование желе с агаром - _______________________ процесс.
Эти свойства агара позволяет использовать его для получения желеобразной структуры разнообразных кулинарных изделий. Часто агар используется для приготовления фруктовых желе, мармелада, пастилы, зефира и других кондитерских изделий.
Наш кулинарный рецепт
Мармелад фруктовый
1 стакан готового фруктового пюре нагреть почти до кипения, добавить 2 чайный ложки агара, замоченного в небольшом количестве воды, и прогревать около 5 минут. Разлить в формочки и охладить.
Агар-агар - один из главных помощников в молекулярной гастрономии, - благодаря ему получаются блюда с необычный текстурой и самой невероятной формы.
Наш кулинарный рецепт
Апельсиновые «спагетти»
Смешать 300 г профильтрованного апельсинового сока с 3 г агар — агара, оставить на 15 минут, затем довести до кипения и кипятить 2 – 3 минуты. Слегка охладить смесь. С помощью шприца наполнить силиконовую трубку соком и опустить её в холодную воду на 2 – 3 минуты. В воду можно добавить лёд, тогда смесь затвердеет быстрее. При помощи пустого шприца, присоединенного к трубке, выдавить «спагетти» на тарелку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "Опорные листы и сигналы"
Новая система преподавания математики...
Опорный лист по ГП Африки.
Даныный опорный лист поможет разнообразить урок или рефлексировать знания учащихся по теме....
Обществознание.Опорные листы к ЕГЭ
Обществознание.Опорные листы к ЕГЭ...
Диалог с персонажем. Опорный лист. Метод Станиславского.
Кто вы? Имя, отчество, фамилия? Состав семьи. Общественное положение.Что делали сегодня утром, в течение дня? Какие были удачи и неудачи за день? Какие дела сделали за день, с кем повидались?Ваше отно...
Опорный лист для изучения темы "Мир звезд" 5 класс, география
Опорный лист используется при изучении темы "Мир звезд" в 5 классе. Цель: Дать представление о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца. Опираясь на конспект и текст учебн...
Опорный лист к уроку "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"
Данный материал, помогает обеспечить активную работу учащихся на уроке....
Опорные листы "Атомы и химические элементы"
Опорные листы используются на занятиях Детского научного клуба по программе "Химия для всех". Возраст детей – 10-12 лет. Занятие, для которого используются данные опорные листы,...